БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №29 > «Лед тронулся», или наши в Балтиморе-2
В номере №29

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
-1
Интересно, хорошо написано

«Лед тронулся», или наши в Балтиморе-2

C 23 по 30 октября восемь представителей еврейских организаций Одессы и Южно-Украинского региона приняли участие в работе семинара по еврейскому образованию в Балтиморе. Директор общинного центра «Мигдаль» К. Верховская и зав. учебными программами П. Блиндер делятся впечатлениями от поездки и своими взглядами на развитие еврейского образования.

— В этом году детский танцевальный коллектив центра «Мигдаль» принял участие в Маккабиаде в Балтиморе. Теперь вот ваша поездка. Чем вызвана такая активность?

К. Верховская. 11 лет нас связывают с Балтимором отношения, до недавнего времени непонятные для нас, наверное, понятные для наших спонсоров, для Балтимора. Начавшись 11 лет назад, эти отношения внезапно прекратились, потом продолжились, когда театр «Мигдаль-ор» поехал в Балтимор. Не могу сказать, что они прекратились с двух сторон: балтиморские делегации ездили в Одессу практически каждый год. Одесситы поехали за это время несколько раз — была библиотекарь «Мигдаля» Б. Беленко, были несколько представителей «.илеля», но это были именно одиночные поездки, а не делегации.

Балтиморцы не приезжали к нам учиться, они просто приезжали сюда, чтобы ознакомиться с тем, что есть у нас, и, скорее, учить нас работать. То есть, это были односторонние отношения, не было партнерства. Когда в марте этого года они приехали в Одессу на семинар, поднимались многие вопросы о том, как обучать, каким образом мы обучаем, например, студентов, почему у нас молодые люди хотят учиться, почему хочет учиться средний возраст, что их интересует? В Балтиморе этого нет.

ИзменитьУбрать
Наши в Балтиморе
(0)

П. Блиндер. В марте приехали специалисты, которые работают в еврейском образовании балтиморской общины, в разных областях — музейных программах, программах для инвалидов, программах неформального образования, религиозного образования и школьного еврейского образования. Они приехали для того, чтобы встретиться с коллегами в Одессе и разработать совместные проекты. Работали в разных группах, возникли идеи проектов, полезных и нам, и Балтимору. Но реально на сегодняшний день начинает запускаться пока только один проект.

К. Верховская. На том семинаре одесситы подняли вопрос о том, что вот уже в течение нескольких лет приезжают делегации из Балтимора, изучают одесский опыт работы, обсуждаются различные проекты — и все это не дает никаких конкретных результатов. Через буквально два месяца после визита той делегации был отклик: планируется ответный семинар по еврейскому образованию в Балтиморе. Нам предложили приехать. Естественно, нас это заинтересовало и заинтересовало представителей других еврейских организаций. Поехало восемь человек. Из них пятеро представляли «Мигдаль», кроме того, был директор центра самообразования «Мория» Геннадий Кацен, директор сети школ «Ор Самеах» Марк Дреерман, и представителем от региона была директор севастопольского «Хеседа» Алла Красновид. Интересно, что до этой поездки наших детей пригласили в Балтимор на «Маккаби геймс». До этого не приглашали никого. Явно «лед тронулся».

— Что вы взяли для себя из этой поездки и чем смогли поделиться с коллегами из Балтимора?

К. Верховская. Поездка была очень интересной, познавательной, многое понравилось, но были и спорные моменты. Мы побывали во многих школах разных направлений. Интересно, что «еврейским» там называется обязательно религиозное. Я тоже так считаю, что не может быть «еврейское» нерелигиозным, другой вопрос, как подавать эту религию. Мне кажется, что направление в балтиморской еврейской общине несколько неправильное, это вопрос, который возникал у нас все время. У них очень много, как они выражаются, «конфессий», то есть, на 20 организаций, как минимум, 20 «иудаизмов». Если ребенок переходит из одного учебного заведения в другое, он получает два «иудаизма», иногда совершенно противоположных.

Ортодоксальное направление там достаточно замкнуто, они, как правило, не пускают людей «извне», потому что нет ни достаточного финансирования, ни места. На сегодняшний день в этих школах нет ни одного ребенка из неортодоксальных семей. Остальные школы — консервативного направления, реформистского, «модерн ортодокс». Куда бы мы ни приходили, они занимаются Торой, каждый по-своему. Но мы не видели ни уроков еврейской истории, ни литературы, потому что еврейской литературой является только Тора. Я не против этого утверждения, но против такой концепции образования. Нет уроков еврейской музыки, еврейского танца, живописи, поделок. У нас в любой еврейской организации, если хотят «принять» гостей, то обязательно дают концерт. Там не из чего делать концерты. На большие еврейские праздники концерты бывают, но это, как правило, самодеятельность. Из 40 стран, представленных на «Маккаби геймс», единственной страной, единственным городом, который «дал» еврейские танцы, была Одесса.

— Школы, которые вы посещали, — общеобразовательные?

К. Верховская. Да. Мы были и в общеобразовательных школах, и в высших учебных заведениях, и в комплексах школа-синагога-JCC. Видели очень много возможностей для спортивных занятий. Я по-хорошему завидую. Надеюсь, через год-полтора у нас тоже появится свой спортивный зал. Но, когда в JCC только прекрасно оборудованный спортивный комплекс, спрашивается, почему он называется еврейским — потому что там собираются евреи? Чудесно, когда есть что-то еще, но когда есть только «еврейский» спорт, это вызывает удивление. После общения с нами балтиморцы заговорили о создании школы искусств. Если мы поможем им это «сдвинуть», то это будет новым направлением балтиморской еврейской жизни.

Меня поразило в Балтиморе, что 80% (если не больше) еврейских детей занимаются в еврейских школах. И на большие еврейские праздники евреи обязательно посещают синагогу: правило плохого тона не прийти в синагогу на Йом-Кипур или выйти в этот день на работу.

Надо отдать должное консерваторам, они идут по интересному пути — по семейному образованию. Все остальные занимаются или детьми, или взрослыми, а они занимаются семьей. Например, дети готовятся к бар- и бат-мицве. Их родители обязаны 10—12 раз в году прийти в синагогу и учиться рядом со своими детьми. На меня это произвело большое впечатление. Другое дело, что когда дети уже прошли этот обряд, то они все «теряются», но первый шаг сделан.

— Община, как таковая, существует? Или это разрозненные синагоги, JCC?

К. Верховская. Существует община, притом, самодостаточная — со своими врачами, магазинами, ресторанами, кладбищами. Серьезная, хорошая община. Несмотря на разные направления и «политические» нюансы, у них неплохие отношения. Например, нас возила ассоциация еврейских общин Балтимора, и мы были в синагогах разных направлений и в разных учебных заведениях. Эта ассоциация не то чтобы координирует всю общину, но она собирает деньги на всю общину, еще и Одессе перепадает. Такая зонтичная структура.

ИзменитьУбрать
П. Блиндер: «Он не ходил в JCC...»
(0)

Что касается вопросов культуры, то ее там маловато, в том виде, как я понимаю еврейскую культуру. Там есть специалисты по разным направлениям — и еврейские художники, и люди, которые занимаются еврейской музыкой, танцуют — но в нееврейских коллективах. Попытки собрать всех этих людей вместе, чтобы они дали что-то общине, еще не было. Это то, чего, на мой взгляд, не хватает в Балтиморе. Чего не хватает в Одессе по сравнению с Балтимором? У них налаженная система еврейских учебных заведений, четкое наработанное строение. Нам есть, чему поучиться — как работает аппарат, как они формулируют свои институции, — то, чего мы пока не делаем. Например, если в первые дни я, пытаясь объяснить, что такое «Мигдаль», говорила, что это JCC, то потом поняла, что это не отражает действительность. Говоря их языком, «Мигдаль» — это ассоциация, но не ассоциация, просто собирающая деньги для остальных программ (я бы не против, чтобы мне лучше удавалось собирать деньги), а как бы крышевая структура программ, действующих достаточно автономно. Сегодня я для себя по-новому формулирую, что такое «Мигдаль», и от этой формулировки, думаю, в дальнейшем будет зависеть наша деятельность.

— Какие пути дальнейшего развития отношений с Балтимором?

К. Верховская. Это, например, совместный проект, посвященный еврейским музеям. Мы вели переговоры по поводу совместной деятельности музеев, и на достаточно высоком уровне. Обсуждали мы также проект по развитию в Одессе высшего еврейского образования первой-второй ступеней. Надеюсь, с помощью Балтимора это удастся «сдвинуть». Кроме того, балтиморцы заинтересовались совместными экспедициями в местечки, что сегодня является экзотикой даже для наших студентов.

Будем надеяться, что все это получится.

Интервью вела И. Рубинштейн


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №29 > «Лед тронулся», или наши в Балтиморе-2
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 01:20:34
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Еврейский педсовет Еженедельник "Секрет"