БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №42 > О джиннах, злых и добрых
В номере №42

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

О джиннах, злых и добрых
Елена Каракина

Жизнь авторов политических памфлетов никогда не была особенно сладкой. Политическая сатира — жанр опасный. Власть имущие почему-то не любят, когда им указывают на их недостатки, в особенности, когда их высмеивают. Вообще-то этого никто не любит, но правители особенно.

ИзменитьУбрать
Елена Каракина
(0)

Зачастую у авторов политико-сатирического жанра бывают крупные неприятности. Их преследуют, делают предметом общественной травли, бросают в темницы, пытают, иногда, случается, даже казнят. История знает множество подобных примеров. Но Лазарь Иосифович Лагин, можно сказать, родился под счастливой звездой. Никаких таких уж особенно страшных притеснений ему испытать в жизни не привелось. Его, правда, что разбирали на собраниях. Его исключали. У него премию отбирали. У него даже инфаркт был по этому поводу. Но согласитесь, эта такая мелочь, по сравнению с тюрьмой, концлагерем и прочими санкциями, применявшимся к иным писателям.

А ведь Лагин, в основном, творил именно в области политического памфлета. Его перу принадлежат многочисленные, наполненные приключениями, романы, где, используя приемы фантастики с элементами сатиры, он клеймил и разоблачал. И в какие времена! В самые что ни на есть мрачные и опасные. В «Тысячи и одной ночи» такие времена уподобили бы джинну, у которого «руки как вилы, ноги как мачты, рот словно пещера, зубы, точно камни, ноздри как трубы, глаза как два светильника, и был он мрачный, мерзкий». Потому что это были 1947-й и 1951-й годы.

ИзменитьУбрать
Лазарь Лагин
(0)

Правда, и в менее страшные времена, с хрущевской оттепелью, Лазарь Иосифович не оставил своего опасного занятия и продолжал работать в том же жанре. Он смеялся, он издевался, он разоблачал, он клеймил. Он выводил на чистую воду, вытаскивал на всеобщее обозрение, пригвождал к позорному столбу, брал за ушко и вывешивал на солнышко.

Как же так вышло, что ему удалось избежать справедливого гнева партии, правительства и народных масс, когда его коллеги-писатели сплошь и рядом становились жертвами Постановлений, садились в лагеря и даже гибли за гораздо более невинные произведения? За примерами далеко ходить не надо — Масс, Червинский, Зощенко... Люди попадали под пресс властей за анекдоты, стихи, комедии, рассказы, — а тут, такая тяжелая артиллерия, как политический памфлет — и, пожалуйста, отделался легким испугом! Как же так?
А так, господа хорошие, что знать надо, в кого направлять острие сатиры. Лазарь Лагин направлял перо своей сатиры, вы уже, конечно, догадались, а может, попросту вспомнили: разумеется, в самое сердце капиталистического строя. Это его античеловеческую сущность писатель клеймил и разоблачал. Его бездушие, его пороки описывалось в захватывающих приключениях героев романов и повестей Л. Лагина: «Патент «АВ», «Остров разочарования», «Аттавия Проксима», «Майор Велл Эндъю», «Съеденный архипелаг», «Белокурая бестия».

За такую сатиру даже в кровожадный сталинский период не в тюрьму сажали, а премии давали. Хотя тогда, знаете ли, и самый благонамеренный автор мог загреметь в места не столь отдаленные просто так. Террор — он же тем и хорош, что абсолютно неизбирателен. Как тот самый джинн, который «разгневался сильным гневом и сказал в душе своей: всякого, кто освободит меня сейчас, я убью и предложу ему выбрать, какою смертью умереть!».

Можно сказать, что Лазарь Лагин был на волосок от того, чтобы получить от выпущенного из кувшина джинна именно такую награду. За роман-памфлет «Остров разочарования» писатель был награжден Сталинской премией. Но некстати это было, некстати. Как раз разворачивалась кампания по борьбе с космополитизмом.

И поскольку, наверное, ни к чему особенному в биографии писателя или книге придраться было нельзя, то Лагина обвинили в том, что он украл сюжет романа у другого известного писателя-фантаста — А. Беляева. Сталинскую премию у Лагина отобрали и заклеймили на общем писательском собрании как плагиатора, сиречь вора. После чего у Лазаря Иосифовича и случился инфаркт. Ведь, помимо перенесенного унижения и позора, он еще и понимал, не мог не понимать, какие оргвыводы могут быть сделаны из того, что писатель-неариец (настоящая фамилия — Гинзбург) использует плоды чужого вдохновения.

Это потом писательская комиссия выяснила, что не Лагин утащил у Беляева сюжет, напротив, это Беляев его у Лагина свистнул. Но это все было потом. А рубец на сердце остался. В прямом смысле, не в переносном. Что, впрочем, не отбило у Лазаря Иосифовича охоты и в дальнейшем заниматься политической сатирой.

К чести писателя необходимо сказать, что не только «проклятые капиталисты» были ее объектом. Его перу принадлежит сценарий очень известного и очень любимого советской интеллигенцией мультфильма «Шпионские страсти», где опасно смешно выведены бойцы «невидимого фронта». Он считался очень острым в 1970-х, этот мультик.

Впрочем, авторов сценариев в титрах обычно не замечают. Энциклопедический кинословарь 1987г. сценариста Л. Лагина тоже не заметил. Хотя Лазарь Иосифович работал не только для анимационного кинематографа. Сценарий для фильма «Старик Хоттабыч» написан тоже им. По собственной книге, между прочим. Книге, которая принесла писателю если не всемирную славу, то, во всяком случае, огромную известность. И любовь нескольких поколений детей, которые, вырастая, передавали «Хоттабыча» своим детям. История о добром джинне, благодарном своему спасителю, Вольке ибн Алеше, оказалась удивительно живучей. Похоже, именно в ней Лазарь Иосифович нашел тот волосок из бороды мага, который, если правильно его разорвать, дарит книге бессмертие.

Есть разные теории насчет того, почему иное произведение становится бестселлером на долгие десятилетия, а то и на века. Но на самом деле, никто не знает, как выловить из бездонного моря слов и сюжетов кувшин с джинном, дарящим кровь и плоть буквам, написанным на бумаге. Теории-то все объясняют задним числом, потом, когда успех пришел и закрепился. Использование фольклора? Создание персонажей, дополняющих друг друга так, что составляют единый характер?

Ах, господа, все это лишь слова на бумаге, без плоти и крови! Попробуйте написать книгу, согласно теории. Вон Толкиен так и написал свой «Сильмариллион». Жаль только, что читать эту книгу, в отличие от «Хоббита» и «Властелина колец», совершенно невозможно! «Суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет!»

Можно лишь пожалеть, что замечательный талант Лазаря Лагина расцвел на металле, ржавом от крови. Повесть-сказка «Старик Хоттабыч» была написан в 1938-м. Лагину тогда было тридцать пять. К тому времени он, уроженец города Витебска, член ВКП(б) с 1920 г., выпускник института народного хозяйства им. К. Маркса, был известен как поэт и фельетонист. Повесть-сказка для него стала первой «большой книгой». Она, конечно, отмечена метами времени.

Не нужны советскому пионеру Вольке ибн Алеше ни слоны, ни дворцы, ни драгоценности, ни верблюды. Ему бы экзамен по географии сдать. Только сегодня на идеологическую шелуху как-то не обращаешь внимания. А если и обращаешь, то всего лишь как на исторический экскурс. Потому что сказочность, очарование «Хоттабыча» оказались сильней идеологической сверхзадачи. Чего, к сожалению, нельзя сказать о политических романах-памфлетах.

Ах, если бы писатель Лагин не был так скован страхом перед государством, дисциплиной социалистического реализма, критическим отношением коллег по перу! Ему было присуще удивительное чувство юмора, не утраченное с годами, не задушенное никакими рамками. Какими чудесными, долговечными книгами смог бы он одарить читателей! Но какими именно, увы, может знать лишь Сулейман ибн Дауд, мир с ними обоими. А мы лишь можем пожалеть, что писатель родился в неудачном месте в неудачное время. Что его талант был растрачен на совсем не те книги.

ИзменитьУбрать
(0)

Но с другой стороны — можем и порадоваться тому, что Лагин оставил после себя пусть одну-единственную книжку, но такую, которую читают вот уже более полувека. Книжку, которая в год его столетия (21 ноября 2003 г. исполнилось сто лет со дня рождения Л.И. Лагина) позволяет говорить о нем, как о счастливчике, выпустившем доброго джинна из кувшина. В чем секрет ее популярности? А в чем секрет популярности Гарри Поттера?


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №42 > О джиннах, злых и добрых
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 05:42:37
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Еврейский педсовет Jewniverse - Yiddish Shtetl