БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №29 > Новые вехи старой цивилизации
В номере №29

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+8
Интересно, хорошо написано

Новые вехи старой цивилизации
Летописец

Желтые листья медленно падали на плиты дворика, на скамейку, на зонтик элегантной дамы... Контрастом этой идиллической картине были заполнившие дворик юноши и девушки — рассыпающие листья, прикрепляющие нотные листы, поправляющие на даме шляпку, перчатки: полным ходом шла подготовка к открытию музейно-образовательного центра «Шорашим» — еще одного «краеугольного» камня, заложенного общинным центром «Мигдаль» в строение одесской еврейской общины. И если фонарь, дама и сам дворик были бутафорскими, то большинство экспонатов первой музейной экспозиции — вполне подлинными и впечатляющими.

ИзменитьУбрать
(0)

Фрагменты еврейских надгробий доодесского периода, документ 1808 года о «причислении к мещанскому сословию евреина Михаила Шедника», вексель, учтенный А. Бродским, тетрадь текущего счета М. Ашкенази, счет на бланке компании «В. Высоцкий и Ко», письмо о благотворительной премии владельца этой компании, старинные талит, тфилин, мезуза, стол писателя И. Друкера, лотерейные билеты ОЗЕТа и многие другие документы, предметы, фотосвидетельства весьма заметного присутствия в Одессе евреев — все это ждало взыскующего взгляда первых посетителей.

«Взыскующего» — потому, что на торжественное открытие музейного центра истории евреев Одессы были приглашены коллекционеры, участники международной конференции «Одесса и еврейская цивилизация», руководители еврейских организаций города, директора и сотрудники одесских музеев и, конечно, пресса. Хотя большая часть «весомых» экспонатов была предоставлена для экспонирования одесскими коллекционерами, все-таки боязно было вынести на суд спецов «сценическое решение».

По поводу «суда» участников конференции, на мой взгляд, волноваться не очень стоило. Конференция, инициатором и организатором которой тоже выступил вездесущий «Мигдаль» (конечно же, при спонсорской помощи «Джойнта»), проходила с 11 по 13 ноября, открытие музея — 12 ноября. Уже в первый день работы конференции стала очевидной простая мысль, которая потом прозвучала не раз: где только ни живут и ни собираются на различные форумы знатоки еврейской Одессы, в самой же Одессе они собрались впервые, впервые большинству из них представилась возможность «пощупать предмет своих изысканий руками». Речь, конечно, не идет об одесситах — участниках конференции, они-то и есть те коллекционеры, сотрудники музеев и архива, которые в немалой степени способствовали созданию первой музейной экспозиции.

Расставим все же события в хронологическом порядке. 11 ноября — первый день недельного «пробега» под названием ОФЕК (Общинный фестиваль еврейской книги), который уже в шестой раз проводит центр «Мигдаль». Начался фестиваль с открытия вышеупомянутой конференции. Доклады по самым различным аспектам истории и культуры еврейской Одессы представили: И. Шлер (Германия), А. Айдхер (Австрия), М. Василику (Греция — Германия), М. Соколянский (Германия), М. Бейзер (Израиль), Р. Капланов (Россия), Я. Копанский (Молдова). Украину представляли И. Зисельс, Л. Финберг, В. Малахов, В. Солодова, А. Розенбойм, М. Бельский, Л. Белоусова, А. Мисюк, Е. Каракина, Е. Голубовский, Т. Максимюк, О. Демин, В. Кушнир, О. Стешенко, Б. Гельман.

ИзменитьУбрать
Пленарное заседание конференции
(0)

Обычно работа подобных конференций проходит по секциям — по, так сказать, узким специализациям. В данном случае, в силу ряда причин этого не произошло, и, как оказалось, к счастью. Тематика докладов была самая разнообразная. Некоторые из них, даже если не носили строго научный характер, то обрисовали ассоциативно-исторический ход, который зачастую приводит к научным гипотезам. Как проницательно заметила Анна Мисюк (ведущий методист Одесского литературного музея), темы первого дня, начиная с «Воспоминания об Одессе в Берлине и Тель-Авиве. Новости из вновь открытой цивилизации» (И. Шлер) и заканчивая «Феноменом еврейской Одессы» (Е. Каракина), образовали некое рондо.

Иоахим Шлер, профессор Потсдамского университета, заинтересовался еврейской Одессой 10 лет назад. Свой доклад он начал с того, что Одесса «кочует по миру»: одноименные города можно встретить в разных уголках земли. Но дело не только в названии, феномен одесской культуры распространяется шире географии названий. Как правило, носителями этого феномена оказываются евреи. И. Шлер приехал в 1993 году в Одессу после поездки в Тель-Авив, поняв, что истоки Израиля надо искать в нашем городе. Сам же феномен одесской культуры, который Т. Герцль в «Похвале мелкому буржуа» называет «культурой мелких претензий», Шлер обозначил как «красоту несовершенности», где разнообразие восполняет несовершенство.

Е. Каракина (ученый секретарь Одесского литературного музея) в своем, даже не докладе, а страстно-поэтическом резюме, проделала путь в географическом смысле навстречу Шлеру. Она с математической точностью и поэтическими обобщениями доказала, что Одесса для евреев была репетицией построения своего собственного государства, начиная с камня, из которого возведены стены и Одессы, и Иерусалима, и заканчивая, нет, опять-таки, начиная, со «свободы, которую ощутили одесские евреи, выйдя из штетла».

Нельзя сказать, что факты, приведенные Л. Финбергом, директором Института иудаики, прозвучали оптимистично. В ситуации, когда с 1989 года численность еврейского населения Украины сократилась с 489 тысяч до 60-120, когда средний возраст этого населения составляет 60 лет, когда огромный пласт документов и книг на идиш некому прочесть, когда, вместо 74 еврейских театров в 1925 году, сегодня в Украине можно насчитать 2-3, начинать приходится с тех, кто о своем еврействе не знает почти ничего. Поэтому сегодняшняя стратегия института — подготовка молодых специалистов по иудаике, обширная издательская, выставочная и пропагандистская деятельность.

Вопросы идентичности понятий «культура» и «цивилизация», размежевания и слияния культур в современном мире, который утрачивает традиционную человекоразмерность, и, как спасение, очерчивание своей идентичности в этом мире, — затронул в своем сообщении «Еврейская цивилизация или еврейская культура?» В. Малахов, профессор Института философии АН Украины. Его доклад и доклады О. Демина (доцент исторического факультета ОНУ) «Профессора Одесского университета 30-х — середины 50-х годов ХХ века) и В. Солодовой (директор Одесского краеведческого музея) «Первый еврейский музей в Одессе» прозвучали во второй день конференции на кафедре исторического факультета Одесского национального университета. В этот день аудитория конференции пополнилась студентами и преподавателями университета, а также всеми желающими, пришедшими по объявлению.

ИзменитьУбрать
Открытие музейного центра
(0)

Темы докладов — «Евреи и еврейские организации по документам из фондов Государственного архива Одесской области» Л. Белоусовой (зав. фондами ГАОО), «Одесская боевая еврейская дружина 1917-1920 годов» А. Розенбойма (председатель историко-краеведческой секции ООЕК), «Малоизвестные еврейские книгоиздательства в Одессе» М. Бельского (краевед) — говорят сами за себя. Нет возможности перечислить и пересказать все материалы конференции (спектр докладов охватывал историю, литературу, живопись и т.д.), но в ближайшем будущем они будут изданы.

Программа ОФЕКа-6 не исчерпала себя только конференцией. Две экскурсии «Еврейская Одесса» (для гостей конференции и для жителей города), День открытых дверей в центре «Мигдаль» (с традиционными интеллектуальной игрой и ярмаркой еврейской кухни), выставки и презентация еврейской литературы в библиотеке имени Горького и детских библиотеках, выставка «Евреи Одессы» и, конечно же, открытие музейно-образовательного центра «Шорашим» — официальное, а затем — для постоянных посетителей «Мигдаля». По сравнению с программой ОФЕКа прошлого года было меньше развлекательных мероприятий, но события такого масштаба, как первая конференция «Одесса и еврейская цивилизация» и открытие музейного центра, не только вышли за рамки города и даже страны, но, хочется верить, имеют огромное значение для будущего еврейской Одессы. И, может быть, сделанное в этом году приведет к сотрудничеству с центром «Мигдаль» еще большего числа единомышленников и помощников.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №29 > Новые вехи старой цивилизации
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 07:28:01
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Всемирный клуб одесситов Jerusalem Anthologia