БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №43 > «Люди идут по свету»
В номере №43

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+5
Интересно, хорошо написано

«Люди идут по свету»
Шмуэль-Лейб Меламуд, Клуб Еврейского Студента

Дорога — штука опасная, и кому, как не евреям, это известно. Дома все под боком: синагога, кошерная еда, люди знакомые, которые всегда помогут, а стены местечка — защитят. Но жизнь такова, что рано или поздно приходится выходить на дорогу. И не всегда по своей инициативе...

ИзменитьУбрать
(0)

«Знаешь, Фродо, как опасно выходить из дверей...
Ступишь на дорогу — и сразу хватайся за ноги,
а то живо окажешься там, куда ворон костей не заносил».

Дж.Р.Р. Толкиен, «Властелин колец»

Не так давно любая дорога за пределами города, протяженностью более 1 парса (8000 локтей1) считалась опасной. Поэтому мудрецы постановили, чтобы каждый, кто отправляется в дорогу, выйдя за городскую черту, произносил дорожную молитву — просьбу ко Всевышнему уберечь путешествующего от диких зверей, злых людей и просто всяческих мелких неприятностей, которые могут подстерегать в дороге. Текст дорожной молитвы можно найти в сидуре. Можно было бы сказать, что при нынешних скоростях и комфорте для путешественников, такая дорога уже не опасна — многие проделывают такой путь два раза в день, по пути из дома на работу и обратно. Но последние события показали, что, к сожалению, это не так и иногда хочется обратиться с просьбой ко Всевышнему, проезжая даже меньшее расстояние... (В таком случае можно произнести дорожную молитву, не упоминая Имени Всевышнего.)

Дорожную молитву продолжают произносить каждое утро до возвращения домой. Ребе Шолом Дов-Бер произносил эту молитву каждый день, даже если он по нескольку месяцев находился вне дома. А где у человека дом? Разумеется, там, где его жена.

Отправляясь в дорогу, следует дать немного денег на цдаку, и тогда «цдака выйдет на дорогу перед ним». А если вы хотите, чтобы человек благополучно добрался до места назначения, подарите ему несколько монет и попросите его отдать их беднякам в том городе, куда он направляется. В этом случае он станет «посланником заповеди», а такие люди пользуются особым расположением Небес. Может быть, Всевышний даже сократит ему путь, как сократил путь Элиэзеру, слуге Авраама, когда тот отправился искать жену для Ицхака, — Элиэзер тогда добрался из земли Кнаан в Месопотамию за 1 день (!). А провожать отправляющихся в дорогу и встречать возвращающихся после путешествия — заповедь.

Любавический Ребе рекомендует брать с собой в дорогу святые книги: Хумаш (Пятикнижие), Теhиллим и Танию. Есть специально предназначенное для этих целей издание, в котором все эти книги собраны вместе — оно называется «ХиТаТ» (или «ХиТаС» — в ашкеназском произношении) — по первым буквам в названии этих книг.

ИзменитьУбрать
(0)

Благословляющие выходящего в дорогу не должны говорить ему: «Лех бе-шалом» («Иди с миром»), а должны сказать ему: «Лех ле-шалом» («Иди, чтобы тебе сопутствовал мир»). Так напутствовал Итро своего зятя Моше, когда тот отправлялся в Египет, чтобы вывести оттуда народ Израиля. Его миссия удалась, об этом свидетельствуют главы Торы, которые мы читаем в эти дни.

Вернувшись из опасного путешествия (например, на самолете или на корабле), нужно в присутствии миньяна произнести «Биркат hа-гомель» — благословение за избавление от опасности. Как правило, его произносят, когда вызывают к чтению Торы.

Мудрецы не советуют путешествовать в темное время суток.

Сказал однажды раввин одному еврею из местечка: «Написано, что по ночам черти и прочая нечисть нападают на мудрецов, когда те идут одни по дороге. Поэтому возьмите эту книгу, она вас охранит». Еврей, понятное дело, спрашивает: «Каким образом?» А тот отвечает: «Увидят вас черти с этой книгой, сразу поймут, что вы не мудрец».

Есть в «Шулхан Арухе» (кодексе еврейских законов) одно постановление, которое часто навлекает на евреев обвинение в шовинизме. Дело в том, что «Шулхан Арух» не рекомендует брать с собой в дорогу неевреев, «поскольку человеческая жизнь не имеет для них ценности» и в дороге они могут попросту убить. Сейчас, конечно, это постановление уже не действует, поскольку нравы значительно смягчились, но оно остается в «Шулхан Арухе» как свидетельство того непростого времени, когда эта книга была написана.

Не секрет, что сложнее всего соблюдать в дороге законы Субботы. Если Шаббат застал вас в дороге, могу вам посочувствовать, поскольку вашим «домом» в этом случае становится участок земли радиусом 4 локтя от того места, где вы оказались. В пределах этой территории вы можете переносить предметы в течение всей Субботы.

В Субботу разрешено отходить от дома на расстояние не более чем 1 тхума (4000 локтей). Если вы находитесь в городе, где дома расположены близко друг от друга, то 1 тхума отсчитывается от городской черты, где заканчиваются дома. Близко расположенные пригороды тоже включаются в состав города. Если же нужно пройти в Субботу большее расстояние, то в пределах тхумы от города накануне Шаббата кладут немного еды, и тогда это место будет считаться «домом» и от него можно будет пройти еще 4000 локтей. Это называется «эрув тхумин». Так поступают в том случае, если пройти большое расстояние нужно для выполнения заповеди, например, для того, чтобы встретить возвращающегося с дороги.

Пришел однажды извозчик-еврей к своему раввину и пожаловался, что однажды, из-за непредвиденных обстоятельств, он не успел вернуться домой до наступления темноты и нарушил тем самым Субботу. Раввин посоветовал ему зажечь на следующий Шаббат дюжину свечей. Присутствовавший при этом молодой человек, ученик Баал-Шем-Това, удивился, что раввин так снисходительно отнесся к нарушению Субботы. В результате, когда бедный извозчик пытался зажечь свечи, его преследовали неудачи — то собака их перевернет, то ветер задует. Раввин понял, кто всему виной, сообщил об этом Баал-Шем-Тову, и тот вызвал ученика к себе.

Ученик немедля отправился в дорогу. Но вот беда — то ось сломается, то дорогу размоет. И приехал ученик в Меджибож аккурат в Субботу, после захода солнца. «Вот видишь, — сказал ему Баал-Шем-Тов, — в дороге всякое может случиться. Поэтому не стоит судить других людей так строго».

А как же поступить тому, кто путешествует на корабле? Дело в том, что эти законы не действуют на того, кто находится на высоте более 10 тефахов2 над землей. А поскольку корабль плывет на заведомо большем расстоянии от земли (от земли, а не от воды), то на нем можно проплывать и большие расстояния — как по морю, так и по рекам. Если, конечно, корабль этот не отправляется только лишь ради еврея и еврей не выполняет на нем никакой работы из запрещенных в Шаббат. (Поэтому еврейские корабли в старые времена приставали к берегу до наступления Субботы.)

Сесть на корабль нужно до наступления Шаббата (лучше всего — в среду) и не сходить с него весь Шаббат. Если же вы в Шаббат сошли с корабля, а потом, вернувшись на корабль, приплыли в другое место, то там вы не сможете пройти больше 4 локтей.

Поезд в этом смысле сильно отличается от судна и на нем нельзя путешествовать в Шаббат. На самолете, теоретически, можно, но самолеты редко находятся в воздухе целые сутки, а прилетев в пункт назначения, вы сразу столкнетесь с множеством проблем. Тем более, вопреки утверждениям некоторых израильских шутников, вы не окажетесь «плывущим на корабле», если сядете в собственную машину, положив на сиденье грелку с водой.

Если вы летите в самолете или на космическом корабле, возникает еще один вопрос — а когда там наступает Шаббат? Слава Б-гу, наши мудрецы предусмотрели и этот случай, включив в Талмуд законы о «летающем доме». Сейчас эти вопросы уже перестали быть чисто теоретическими, поэтому, если вы отправитесь в ближайшее время на Луну или Марс, отмечать Субботу на корабле вы будете по тому же расписанию, по которому ее отмечают на космодроме, откуда вы стартовали.

Я, конечно, хотел бы отправиться в другое путешествие, в которое евреи 2000 лет назад отправлялись три раза в год (на Суккот, Песах и Шавуот) — к Храму на Храмовой Горе в Иерусалиме. Эти праздники так и называются — «праздники восхождения» («шалош регалим»). Кстати, приехав в Страну Израиля, не забывайте, что покидать ее можно лишь по уважительной причине — например, чтобы отправиться учиться у известного знатока Торы. А просто «посмотреть мир» можно, и не выезжая из Эрец-Исраэль — в ней, как в огромном природном заповеднике, собрано все, что есть на земном шаре — моря, холмы, горы и пустыни, тропики и снега. Даже те, кто приехал в Израиль много лет назад, до сих пор путешествуют по этой земле из конца в конец, открывая для себя все новые уголки. Чего я нам всем и желаю — вскоре, в наши дни.


1 ок. 60 см.
2Тефах (ладонь) — ок. 8 см.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №43 > «Люди идут по свету»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 11:47:58
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Всемирный клуб одесситов Dr. NONA