БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №43 > Кто вы, Герман Вамбергер?
В номере №43

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
-3
Интересно, хорошо написано

Кто вы, Герман Вамбергер?
Александр Чацкий

«Я имел сомнительное счастье родиться венгерским евреем», — писал Арминий-Герман Вамбери в своей автобиографии, вышедшей на русском языке 100 лет тому назад. Юбилей книги и необычная судьба знаменитого путешественника, полиглота (знавшего около 30 языков), ученого — хороший повод, чтобы задаться вопросом

В автобиографии Вамбери пишет: «Когда император Иосиф II предписал своим подданным-евреям обзавестись фамилией, то дед мой выбрал для фамилии название города, в котором жили предки, и был записан Бамбергером. С течением времени буква «Б» перешла в «В» и мой отец писался уже Вамбергер». Свою лепту в фамилиетворчество вносит и Арминий и становится Вамбери. Подробно изучив происхождение своей фамилии, Вамбери не находит информации более доступной: ссылаясь на то, что закон не обязывал евреев вести метрические записи, он пытается вычислить год своего рождения. Зная, что родился после смерти своего отца, который был последней жертвой холеры, посетившей Венгрию в 1830 году, он делает заключение, что родился в 1831 или в начале 1832 года. Довольно странно все это звучит, ведь по еврейскому Закону (в отличие от венгерского) в книгах раввината наверняка была сделана запись. Объяснение «неведению» или нежеланию поинтересоваться списками раввинатов, вероятно, можно найти в дальнейшей судьбе еврейского мальчика из маленького венгерского городка.

ИзменитьУбрать
(0)

«Мой отец был не только набожный еврей, но и замечательный «талмудист». Увлекшись разбором запутанных вопросов «Мишны» и «Гемары», он забыл, что скромного приданого матери хватит ненадолго. И когда холера похитила отца, то мать осталась 22-летней вдовой с двумя детьми на руках и без всяких средств. Она работала, не покладая рук, и уже на второй год вдовства ее харчевня стала одной из наиболее посещаемых в Сен-Георгене». Нелегкая жизнь досталась молодой вдове. Не исправило положение и второе замужество: «Небольшие средства, которые были у матушки, скоро пришли к концу. В доме воцарилась нищета. От харчевни пришлось отказаться, и мы стали торговать ... пиявками. Пиявки нуждались в купании дважды в течение суток. В этой операции использовались дети. Преодолеть чувство брезгливости, когда приходилось очищать пиявок от слизи, стоило большого труда. Случалось, что ночью пиявки расползались по всей комнате, нападали на детей, присасываясь.

Материальное благополучие семьи, которая возросла с четырех до семи человек, зависело от спроса на пиявки. Врачи стали высказываться против кровопускания, спрос на пиявки стал падать, мы становились все беднее и беднее».

Немудрено, что когда 3-летний Арминий начал прихрамывать на левую ногу, никто всерьез не занялся его лечением. Хромота осталась на всю жизнь. Зато мальчишка оказался смышленым и с отличной памятью. Из третьестепенного хедера его берут в лучшую школу в городе за пониженную плату. К восьми годам Вамбери изучил в совершенстве «Пятикнижие» с различными комментариями, отлично знал «Пророков» и, естественно, иврит. Кроме того, умел читать и писать по-венгерски и по-немецки. Видя успехи сына, мать мечтает о карьере врача или юриста для него. С этой целью, несмотря на отговоры соседей-евреев, она переводит его в начальное училище, содержащееся протестантской общиной.

Помимо холода и голода, Арминию пришлось переносить, насмешки и издевательства со стороны товарищей и даже учителей. Но тяготы жизни были знакомы с детства: «С ранней весны до поздней осени я ходил босиком и всегда был легко одет. Летом я спал на дворе под навесом. С костылем в левой руке я носился повсюду наперегонки с товарищами. Суровый образ жизни имел для меня огромное положительное значение». Средства к существованию Арминий добывал чисткой сапог учителей.

ИзменитьУбрать
(0)

Что ж, путь к карьере был открыт. По окончании училища 15-летний юноша поступает в бенедиктинскую коллегию в Прессбурге. К списку освоенных языков прибавляются латынь, французский, испанский, шведский, английский и датский. Тогда же Арминий увлекается гипотезой азиатского происхождения мадьяр и начинает изучать турецкий и персидский языки.

Погромы 1848 г. привели его в Пешт, где он зарабатывает декламацией романсов на различных языках, а затем репетиторством. В Пеште он изучил русский язык, некоторые славянские диалекты, ряд азиатских наречий.

Скопив небольшую сумму, Вамбери обратился к Барону Этвешу, венгерскому лингвисту. Барон сочувственно отнесся к идее Вамбери (пришедшего в башмаках с подвязанными картонными подошвами) отправиться на Восток для выяснения сходства венгерского языка с языками азиатских народов и дал ему небольшую сумму денег. Денег хватило на проезд до Константинополя. «С первого же дня мне пришлось голодать в городе, посещение которого составляло любимейшую мечту в моей жизни. К счастью, у одного венгерского эмигранта околела собака, и я занял вакантный пост», — ночью он караулил дом, а днем ходил по ресторанам, распевая песни. Знание языков привело Арминия в дом канцлера султанского совета, где он сделался учителем. При содействии Мидхат-паши он становится слушателем лекций по лингвистике и юриспруденции в медресе.

Получив доступ к турецким архивам, Вамбери опубликовал ряд документов по ранней истории Венгрии, за что Венгерская Академии наук присвоила ему звание корреспондента. В 1858 г. он издал немецко-турецкий, а через два года — джагатайский словари.

ИзменитьУбрать
(0)

Для решения вопроса о происхождении мадьяр Вамбери в 1861 г. отправляется в Персию и Среднюю Азию под именем Решида-эффенди. В Тегеране под видом дервиша он присоединяется к партии паломников. Пройдя через Туркменскую пустыню в Хиву, Тегеран, Бухару и Самарканд, Вамбери возвратился в Константинополь в 1864 г. Это было первое путешествие европейца в Среднюю Азию, окончившееся благополучно.

Однажды в Герате сын афганского эмира, Якуб-хан, из окна дворца смотрел на проходивший парад. В толпе дервишей он заметил человека, отбивавшего ногой такт игравшему оркестру. «Это европеец, никто в Азии не делает так, слушая музыку», — подумал сын эмира, и позвал странного дервиша к себе. Они долго беседовали о Святых местах, науке дервишей, Афганистане. Наконец, сын эмира сказал: «Ты ученый, хаджи, но ты френги (европеец)». Вамбери ответил: «Нет». Якуб-хан задумался: «Нет?.. Пусть так. Я не хочу тебя губить. Иди с миром».

Путешествие, совершенное Вамбери, было настолько необыкновенно, что в Венгерской академии заподозрили подлог. После выступления с докладом в Лондонском географическом обществе Вамбери был признан авторитетнейшим знатоком Средней Азии, ему было предложено остаться в Лондоне.

ИзменитьУбрать
(0)

Однако в 1865 г. Будапештский университет предложил ему кафедру восточных языков, и Вамбери вернулся на родину. Его статьи часто появлялись во многих европейских и американских газетах, неоднократно он читал лекции в Англии. В 1889 г. Вамбери был приглашен в Виндзорский замок к Ее Величеству. Своей дружбой дарил его и Эдуард VII. Но для австро-венгерской аристократии уникальный знаток Востока оказался недостаточно знатного происхождения, и дипломатическое поприще ему так и не было предложено.

Принятого при многих дворах и посольствах Вамбери часто обвиняли в шпионаже в пользу англичан (а иногда и французов). В автобиографии он писал: «Я не был ничьим тайным агентом, чувство собственного достоинства никогда не позволило бы мне опуститься настолько, чтобы согласиться за деньги выведывать разные дипломатические интересы».

Еще одно обвинение — религиозное ренегатство: иудаизм, христианство, ислам. Вероятно, для того чтобы отдать сына в христианскую школу, матушка Вамбери не преминула его крестить. Однако сам Вамбери писал: «Мне всегда казалось непонятным, почему люди, принадлежащие к одной расе и живущие под одним небом, образуют, тем не менее, несколько различных национальностей; но еще более странным и бессмысленным кажется мне деление человечества на религии, деление, основанное на произвольном истолковании того, что по самой своей сущности непостижимо и недоступно для человеческого ума».

Несмотря на отказ от веры отцов, Вамбери оказывал большие услуги сионистскому движению. В 1901 г. он представил доктора Герцля султану и организовал политические контакты в Константинополе для преемника Герцля, Давида Вольфзона (1856-1914).

ИзменитьУбрать
(0)

И все же, предприняв дальнее и опасное путешествие в Среднюю Азию, Арминий-Герман Вамбергер-Вамбери так и не добрался до родного городка, чтобы уточнить дату своего рождения в списках раввината.

Научные труды Вамбери посвящены истории, языкознанию и этнографии Востока. Его книги («Путешествие в Среднюю Азию», «Мои странствия и приключения в Персии», «История Бухары», «Испания в 19 веке», «Картины нравов Востока», «Происхождение мадьяров», «Могущественное положение России в Азии» и др.), которые почти не переиздавались, сегодня особенно актуальны в связи с нависшей над человечеством угрозой воинствующего ислама.

Скончался Вамбери 2 сентября 1913 г., а через год не очень-то любимая им Россия смогла ознакомиться с автобиографией этого удивительного человека.

Врезка:

Выбор Брэмом Стокером в качестве героя романа «Дракула» валашского господаря был обусловлен информацией, полученной от венгерского ориенталиста Арминия (Германа) Вамбери (1831-1913). Стокер счел необходимым упомянуть о Вамбери в романе: настолько велик был авторитет этого блестящего ученого, путешественника, венгерского националиста и англофила, что ссылка на «Арминия» (гл. ХVIII) придавала любым историческим экзерсисам вполне достаточную весомость.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №43 > Кто вы, Герман Вамбергер?
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 01:32:24
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jerusalem Anthologia Еженедельник "Секрет"