БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №44 > ... Много хороших и разных
В номере №44

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+3
Интересно, хорошо написано

... Много хороших и разных
Ольга Барковская

В 19 веке художественная жизнь в Одессе протекала достаточно вяло — немногочисленные выставки, изредка — визит заезжей знаменитости, отсутствие хорошего городского музея... Положение попыталось исправить созданное в 1865 году Общество изящных искусств: открылась рисовальная школа, началась работа по организации музея. Но инерция провинциального бытия преодолевалась медленно.

ИзменитьУбрать
Ю. Бершадский.
Автопортрет
(0)

В 1890 г. в Одессе было создано Товарищество южнорусских художников (ТЮРХ), крупнейшее творческое объединение на территории Украины конца 19 — начала 20 века. Долгое время оно оставалось центром художественной жизни города, до 1919 г. каждую осень устраивались выставки, где привычно появлялись работы художников, принадлежавших к ядру Товарищества: К. Коcтанди, Н. Кузнецова, Л. Пастернака, Ю. Бершадского, М. Банда, В. Заузе, С. Кишиневского, П. Нилуса, Б. Эдуардса, Д. Бортникера, Я. Борченко и др. В разные годы на этих выставках показывали свои произведения И. Айвазовский, И. Левитан, И. Репин, Н. Пимоненко, И. Браз, И. Бродский, В. Серов, Я. Станиславский...

В ТЮРХ входили художники, близкие творчески и по духу, им было хорошо и интересно вместе. Отсюда многолетние неформальные собрания — знаменитые четверги, на которых музицировали, читали стихи, рисовали шаржи друг на друга, устраивали веселые розыгрыши.

ИзменитьУбрать
М. Соломонов. Афиша
(0)

Одесские живописцы и скульпторы ориентировались на художественную жизнь крупнейших центров культуры — Москвы, Петербурга, Парижа, Мюнхена. Практиковались поездки за границу в образовательных целях; многие художники получили профессиональную подготовку в Петербургской академии художеств, в школах и академиях Германии, Италии, Франции. Но жизнь в провинции все же накладывала свой отпечаток, и выставки ТЮРХ, если верить рецензентам, год от года становились все менее интересными — и не потому, что падал уровень, а потому, что отсутствовало движение вперед.

К сожалению, обстановка в Одессе не слишком способствовала процветанию искусства: равнодушие публики, узкий круг коллекционеров и меценатов, потенциальных покупателей картин и скульптуры, сама атмосфера большого торгового города, где бизнес всегда предпочитали культуре. Бежать надо отсюда человеку с искрой Б-жией — другого выхода нет. Пока одесситы научатся дорожить своими даровитыми согражданами, не один из них сойдет в могилу, устав бороться и страдать, — писал журналист М.Ф. Фрейденберг (Оса).

Одним из несомненных достоинств ТЮРХ было отсутствие кастовой замкнутости, открытость для всех желающих принять участие в выставках — от маститых академиков до юных дебютантов, учащихся Одесской рисовальной школы. Среди художников, чей творческий путь начинался на выставках ТЮРХ, — такие крупные мастера искусства ХХ века, как В. Кандинский, Н. Альтман, В. Баранов-Россинэ, Д. Бурлюк, П. Волокидин и А. Шовкуненко.

ИзменитьУбрать
Л. Бродский.
"Ночь на старом рынке".
С. Михоэлс в роли бадхена
(0)

Вместе с тем, монополизм ТЮРХ и диктат жюри в устройстве выставок многих не устраивали. Весной 1896 года три бывших воспитанника Одесской рисовальной школы, художник С. Кишиневский и скульпторы Я. Бродский и И. Паолини, организовали первую альтернативную южнорусским выставку. Если верить сохранившемуся каталогу, на ней было представлено 50 работ Кишиневского, 27 — Бродского и 8 — Паолини. Вторая весенняя выставка, 1897 года, была гораздо более представительной по составу — 49 участников, в т.ч. из Москвы, Петербурга, Варшавы и др.

Большое впечатление на публику и критиков произвели два Салона 1909-1911 гг., организованные скульптором В. Издебским, на которых были показаны достижения новейшей французской и отечественной живописи. Сравнение было не в пользу привычного, почти неизменного в течение многих лет творчества корифеев Товарищества.

ИзменитьУбрать
Л. Бродский. Без названия, 1925.
Музей истории евреев Одессы
(0)

Молодые художники, которым тесно было в рамках устоявшихся правил, а часто, к тому же, трудно пробиться через отбор жюри, решили проводить свои собственные выставки. Начало было положено весной 1909 года, затем последовали весенние выставки 1913 и 1914 годов. Наиболее интересной и значительной была экспозиция 1914 года, с привлечением художников из Москвы, Петербурга, мюнхенской группы во главе с В. Кандинским и др. Из одесситов участвовали художники левого направления, в том числе М. Гершенфельд, А. Нюренберг, С. Олесевич. Отрадно, что ядро выставки составляют произведения группы местных молодых художников, по степени интереса ничуть не уступающих группе «Бубнового валета» и иностранным участникам выставки, — писала авторитетный одесский критик Мария Симонович.

В 1915 году в связи с событиями Первой мировой войны весенняя выставка не состоялась. Зато осенью 1916-го открывшаяся в Городском музее выставка молодежи вновь привлекла всеобщее внимание. Критики окрестили ее выставкой независимых. Некоторые художники были известны по прежним выставкам — М. Гершенфельд, Г. Бострем, И. Малик, братья Амшей и Давид Нюренберги, С. Олесевич; другие, как П. Сегаль, Н. Соколик (под псевдонимом Соколини), впервые показали свои работы.

ИзменитьУбрать
Т. Фраерман. "Портрет в интерьере", 1940-е г.
Из коллекции С. Лущика
(0)

Общество независимых художников оформилось и всерьез заявило о себе в начале 1917 года. Возглавил его Гершенфельд. Случайно или нет, но большинство радикально настроенных независимых оказались по национальности евреями. Среди наиболее заметных фигур — С. Фазини (А. Файнзильберг), Т. Фраерман, А. Нюренберг. Общество провело несколько выставок, последняя из которых состоялась зимой 1919-20 годов. Состав участников оставался достаточно разнородным: здесь были и представители южнорусских, и последователи самых разнообразных течений в живописи, от умеренного импрессионизма — до кубизма. «...Нам нужно искусство легкое, веселое, мудрое и сильное, которое зажигало бы нас восторгом радости, передавало бы самые неуловимые ощущения в форме новой и неизвестной. Ни исторические реминисценции, ни натурализм, ни слащавая романтика этим зажигательным пламенем не обладают, потому что выходят из плоскости непосредственных воздействий искусства», — писал Гершенфельд в предисловии к каталогу выставки 1916 года. Поиски нового привлекли к молодому обществу интеллигенцию, любителей живописи и критиков. Независимые во многом изменили местную художественную жизнь уже одним фактом своего существования.

ИзменитьУбрать
С. Фазини.
"Вильгельм II"
(0)

Неизвестно, как бы развивалось изобразительное искусство Одессы дальше — в 1919-1920 годы многие художники, не ожидая ничего хорошего от грядущих перемен, эмигрировали. Ежегодные выставки ТЮРХ и независимых в 1919-м оказались последними.

Товариществу южнорусских художников, можно сказать, повезло: советские исследователи объявили его близким передвижникам, которые считались в официальном искусствоведении вершиной отечественного искусства. Работы многих членов ТЮРХ хранятся в музеях и частных собраниях, их знают и ценят. Хуже обстоит дело с Обществом независимых художников — так называемые формалисты многие десятилетия были не в чести, имена большинства забыты или полузабыты, а наследие рассеяно по всему миру — в Одессе не осталось почти ничего. До недавнего времени известны были буквально считанные картины и рисунки.

И тут начинается новый, почти мистический, сюжет. Летом 2002 года в художественном музее Тель-Авива состоялась большая выставка, на которой впервые были показаны одесские независимые из коллекции Якова Перемена.

Я. Перемен поддерживал молодых еврейских художников и систематически покупал их работы на выставках. К моменту отъезда из Одессы в декабре 1919 года его собрание живописи и графики независимых насчитывало более 200 произведений. В Одессе о существовании коллекции узнали из заметки в израильской прессе, промелькнувшей незадолго до выставки. Потом в библиотеке им. Горького, благодаря А.И. Ильф, появился иллюстрированный каталог выставки. Наладилась переписка с израильским искусствоведом Лесей Войскун — совсем недавно, в журнале «Еврейский книгоноша» (2003, №2) вышла ее статья «Независимые на чужбине» о Перемене и его коллекции. Думается, впереди много совместных открытий, как для Израиля, так и для Одессы1.


1Наследники Я. Перемена готовы предоставить выставку «независимых» для экспонирования в Одессе, но оплатить расходы по перевозке и страховку они, увы, не в состоянии. Остается надеяться, что когда-нибудь найдется меценат, и Одесса увидит...

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №44 > ... Много хороших и разных
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 09:07:36
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Еженедельник "Секрет" Еврейский педсовет