БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №58 > «Джойнт» — «под зонтиком» и без
В номере №58

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

«Джойнт» — «под зонтиком» и без
Михаил РАШКОВЕЦКИЙ, директор Музея истории евреев Одессы

27 ноября 1914 года две благотворительные организации — Американский благотворительный комитет поддержки и (Ортодоксальный) Центральный комитет поддержки — создали под руководством Феликса Уорбурга Объединенный распределительный комитет американских фондов —«Джойнт» — для оказания помощи евреям, пострадавшим во время войны.

Деятельностью «Джойнта» должна была стать помощь евреям бывшей Российской империи, пострадавшим не только в результате событий мировой войны, но и войны гражданской, сопровождавшейся на этой территории страшными еврейскими погромами. К этим бедствиям добавился голод, начавшийся на территории Советской России и Украины в 1921 году.

ИзменитьУбрать
(0)

Однако в реализации помощи «Джойнт» столкнулся с проблемой принципиальной несовместимости этой миссии с политикой Советской власти, категорически отказывавшейся от всякого сотрудничества с национально ориентированной институцией.

Выходом из затруднительного положения стало учреждение Американской администрации помощи — АRА (American Relief Administration, далее используется русская аббревиатура АРА).

ИзменитьУбрать
(0)

Декрет о создании AРA был подписан президентом США Вудро Вильсоном еще в конце февраля 1919 года. Первоначально Конгресс выделил для новой организации 100 млн. долларов. Основная задача АРА заключалась в предоставлении американской продовольственной помощи странам Европы, разоренным мировой бойней, в первую очередь — детям и старикам. В 1919-1923 гг. офисы АРА активно работали в Вашингтоне, некоторых столицах Европы, на Ближнем Востоке. После того как 20 августа 1921 года в Риге министр торговли США Гувер и министр иностранных дел РСФСР Литвинов подписали соглашение, определившее принципы работы представителей АРА в Советской России, началась широкомасштабная помощь голодающим жителям РСФСР. Между прочим, подписание рижского соглашения было де-факто вынужденным признанием Советской России Соединенными Штатами Америки. Как известно, де-юре США признали СССР лишь в 1933 году.

ИзменитьУбрать
Курсы «Агро-Джойнта»
при Одесской школе-заводе
Еврейской рабочей молодежи
(Еврабмол)
(0)

Именно «под зонтиком» АРА «Джойнт» и начал оказывать поддержку евреям на территории Советской России. Во-первых, при этом была использована структура АРА как правительственной организации. Во-вторых, «Джойнт» обходил запрет помогать «только евреям» (по договору с АРА помощь должна была распределяться среди голодающего населения независимо от их национальной принадлежности) путем направления помощи в те районы, где евреи составляли существенное, а то и подавляющее большинство.

Необходимо отметить, что масштабы включения «Джойнта» в деятельность АРА зависели от включения в поддерживаемые регионы ряда областей Украины. А между тем, Советская власть первоначально пыталась скрыть наличие голода на Украине. И только 10 января 1922 года, когда в Украине голод свирепствовал с особенной силой, ежедневно унося тысячи человеческих жизней, было подписано Соглашение между АРА и УССР об оказании продовольственной и медицинской помощи. Оно скреплено подписями Хаскеля и председателя Совнаркома Украины Раковского.

США стремились подтвердить буквой закона каждый свой шаг, чтобы оградить себя от возможных саботажей и перегибов со стороны государства, просящего о помощи. Все эти меры подробно изложены в 27 пунктах соглашения.

Так, по настоянию США украинские власти соглашались «на то, чтобы АРА привозила на Украину такой персонал, который она сочтет необходимым для исполнения своей работы (всего в Украине в ротационном порядке постоянно работали 300 сотрудников этой организации)». Украинские власти гарантировали персоналу полную свободу и защиту. «Персоналу... необходимо оказывать всякое содействие... и предоставлять ему во время пребывания на Украине полную свободу въезжать в Украину, выезжать из нее и передвигаться по ней по официальным делам, снабжая всеми необходимыми документами, как-то: охранными грамотами, пропусками и т. п., нужными для облегчения их путешествия».

Украинские власти обязывались брать на себя расходы по разгрузке прибывших в порты грузов, перевозке их на железнодорожные станции и во внутренние базы АРА. Расходы по возможному простою и охране грузов также погашали местные власти.

Еще один важный момент соглашения: украинские власти «гарантируют и примут все меры в этом отношении, чтобы принадлежащие АРА продукты помощи не были использованы ни взрослым населением вообще, ни армией, ни флотом, ни государственными чиновниками». АРА настоятельно просила оказывать ей помощь со стороны властей в бесплатном предоставлении необходимых помещений, кухонной утвари, посуды, по возможности, топлива и воды. Важным моментом было то, что АРА документально подтверждала свой отказ от коммерческой и политической деятельности, а также гарантировала отсутствие в гуманитарных поставках алкоголя.

В апогей голода, который пришелся на зиму 1922 — лето 1923 гг., число голодавших жителей СССР составляло до 23 млн. человек, а АРА кормила и оказывала ежедневную помощь нескольким миллионам (в пик — до 10 миллионов!), — то есть, спасла жизни тех самых миллионов, в первую очередь детей. На юге Украины, особенно в Запорожской (с центром в городе Александровске, ныне Запорожье) и соседней с ней Екатеринославской (ныне — часть Днепропетровской области) губерниях голодало до 90% населения. Голоду сопутствовали эпидемии, коснувшиеся двух миллионов человек. В момент наибольшей вспышки тифа и холеры в марте 1922 г. одновременно болело 160 тысяч человек.
Смертность от голода и болезней достигла в Украине 10,4% от общего числа умерших. Убыль населения в голодных районах, отчасти умершего, отчасти бежавшего из голодных краев, за три года составила около 5 млн. человек.

Эти цифры, замалчиваемые даже сегодня, впечатляют. Впрочем, в сведениях «о деятельности зарубежных организаций помощи голодающим на Украине» сообщалось, что «помощь, оказываемая организацией АРА, мало разнообразна, но крайне существенна по своим размерам, но количество и качество пайка является половиной нормального, и служить основой питания не может». На самом деле АРА выдала за время пребывания в Украине более 200 миллионов персональных пайков!

Что входило в каждый такой паек? Возьмем информацию из отчета миссии Фритьофа Нансена, другого филантропа, спасавшего наше население от голодной смерти (пайки по составу были схожими). Итак, в одном пайке было: полтора фунта чая (английский фунт — 420 граммов), шесть банок сгущенного молока, три фунта какао, семь фунтов сахара, два фунта риса, два с половиной фунта жиров, два фунта кофе, один фунт варенья и один фунт шоколада.

Интересен механизм происхождения этих пайков. Основная их масса закупалась на деньги АРА, но и жители США могли оказывать индивидуальную помощь родным и близким, проживавшим в СССР. Так, оплатив стоимость продуктового или вещевого набора (от 10 до 50 долларов), американцы помогали не только своим голодавшим родственникам. 25% стоимости оплаты уходило на общую программу питания детей. Каждый, кто покупал посылочный набор через офисы «Джойнта» или АРА, ставился в известность, что он принимает участие в благотворительной акции. Большинство таких посылок приходило в Украину, где евреи составили 90% адресатов, всего к декабрю 1922 года таких посылок было закуплено на общую сумму 8 миллионов долларов. Согласно подсчетам АРА, один типовой набор на сумму 10 долларов обеспечивал семью из 5 человек калорийным и полноценным питанием на неделю.
Склады, где были сосредоточены посылки, находились в Киеве, Харькове, Одессе и Екатеринославе.

Полковник Уильям Гров, директор АРА в Украине, записал в своем дневнике: «Эти посылки спасли тысячи семей от голодной смерти прежде, чем мы начали нашу программу питания для взрослых.
Поступление пищевых посылок значительно снизило стоимость продуктов на рынках. Например, в Одессе, когда посылки распределялись в количестве 1000 штук в день, цены упали, а когда были перебои с поступлением, то цены вновь поползли вверх. Одно время, когда посылок поступало особенно много, в июне 1922 года продуктовую посылку можно было купить в Одессе (на черном рынке) за эквивалент 7 долларов, а в другое время наборы стоили приблизительно 30 долларов».~

В начале апреля в Украину прибыл представитель «Джойнта» доктор Борис Боген.

«Работа была организована в чрезвычайно короткие сроки, территорию Украины поделили на 5 провинций, в зависимости от степени поражения голодом».

ИзменитьУбрать
Мордко Бирман,
уполномоченный
одесского
«Джойнта»
в Елисаветграде
(0)

Невзирая на множество проблем, к числу которых можно отнести скорость создания инфраструктуры, контроль за качеством продуктов, набор сотрудников и переводчиков, медицинский осмотр детей, подбор и подготовку помещений, ремонт кухонь, организацию охраны продуктов и топлива, создание складов, к середине июля «Джойнт» (как подразделение АРА) кормил более 800 000 детей Украины ежедневно. Инструкция «Джойнта» отмечала, что не должно быть таких технических обстоятельств, которые бы не позволили накормить голодного человека как можно быстрее.

Полковник Гров писал в отчете, сравнивая ситуацию весной и летом 1922 года: «В апреле Одесса представляла собой безлюдный город с молчавшими детьми, в июле улицы были заполнены оживленными подростками, которые играли и кричали “АРА” в тот момент, когда проезжала наша машина. Разворот в течение трех месяцев программы, начавшейся с нуля, а на завершающем этапе охватившей до миллиона человек, являл собой редкое сочетание реализации гуманистических идей американской филантропии и точного практического расчета».

Основной формой помощи АРА голодающим было открытие столовых. Эти столовые, согласно Рижскому соглашению, принадлежали исключительно АРА (а не советским институциям), и питание осуществлялось только в них и только продуктами, завезенными АРА. При этом во избежание спекуляции отпуск продуктов на дом воспрещался. Организация столовых и зачисление на довольствие голодающих детей производили особые комиссии, состоявшие из сотрудников АРА и представителей советской власти на местах.

В июне 1922 года происходит значительное событие в истории деятельности «Джойнта» на территории Советского Союза: «Джойнт» окончательно легализуется на этой территории, «выходя из-под зонтика» АРА.

Выписка из «Соглашения между АРА и Соединенным Распределительным комитетом» от 19 июня 1922 г.:
«1. “Джойнт” принимает работы по России в пределах семи губерний — Волынской, Подольской, Черниговской, Кременчугской, Полтавской, Киевской и Екатеринославской. “Джойнт” является составной частью АРА...

3. Все действия по оказанию помощи, производимые АРА в указанном районе, передаются как можно скорее “Джойнту” за исключением посылок и мед. помощи, которые относятся непосредственно к московской конторе АРА...

8. Все вывески столовых АРА на всей Украине должны носить следующую дополнительную надпись: “Поддерживаются Американским Еврейским распределительным комитетом”». Соглашение подписано за АРА — В.П. Хаскель, за «Джойнт» — И. Розен.

Судя по ряду документов согласование этой легализации с одной стороны между АРА и «Джойнтом», с другой стороны, между «Джойнтом» и советским руководством, и наконец, с третьей стороны, между Москвой и Харьковом (в то время — столицей Украины) было довольно сложным и противоречивым. «Джойнт» стремился работать, прежде всего, на территориях компактного проживания евреев в
Украине и по возможности самостоятельно. Естественно, что это устраивало украинское руководство, на которое снизу «поддавливало» руководство голодающих регионов. А Москва медлила с окончательным разрешением.

1 августа из Одессы в Харьков председателю ВУЦИК («украинскому президенту») Петровскому летит отчаянная телеграмма от Артамонова (украинского уполномоченного по оказанию помощи голодающим, т.н., ПОМГОЛа) о том, чтобы предсовнаркома (премьер-министр) Украины Раковский дал разрешение на прямое сотрудничество с «Джойнтом».

22 августа в Харьков же направляется письмо от еврейской секции большевиков о том, что в составе одесского «а может быть и Всероссийского “Джойнта”» происходят позитивные изменения: «появляются лица демократически настроенные», «принадлежащие к «левым» партиям» и т.п. Письмо явно лоббирует начало сотрудничества с «Джойнтом».

1 сентября председателю ВУЦИК Петровскому от полпреда РСФСР Ландера из Москвы была отправлена телеграмма, заслуживающая полного цитирования:

«АРА довела до моего сведения, что “Джойнтом” собрано в Америке 18 млн. долларов на усиление деятельности в России, в первую очередь на Украине. “Джойнт” будет работать пока в составе АРА под ее ответственностью и согласно принципам АРА, т.е. в основу его деятельности будет положен интернациональный принцип (помощь всем народностям, а не только еврейскому населению). В первую очередь “Джойнт” переходит на медицинскую деятельность. Мною об этом было доведено немедленно до сведения Каменева, он полагает, что с “Джойнтом”, который будет работать сейчас под своей вывеской, нам в некоторых отношениях выгоднее иметь дело, чем с АРА. Письменное подтверждение о состоявшемся решении я от АРА не получил, хотя устное мне о том было сообщено вполне официально, почему я воздержался от сношения в данном вопросе с УССР».

В результате такого противоречивого «воздержания» Украина опередила Россию в заключении формального соглашения с «Джойнтом».

9 сентября 1922 года в письме от Раковского Иосифу Розену, представителю «Джойнта» при АРА, официально сообщается: «Выражаю от имени Украинского Правительства принципиальное согласие разрешить «Джойнту» продолжить свою работу самостоятельно...»

А временный договор между «Джойнтом» (в лице Б. Богена) и правительством РСФСР (в лице
К. Ландера) был подписан только 21 сентября 1922 года.

Расходы «Джойнта» на питание взрослых составили 750 тыс. долларов. Представители «Джойнта» обратили внимание на наиболее уязвимую общественную прослойку в советском обществе — безработных специалистов культуры, здравоохранения, образования. Для них существовали специальные столовые.
В дополнение к программам питания и медико-санитарным операциям, проведенным в кооперации с АРА, «Джойнт» имел собственные программы по оказанию социальной помощи. Поддержка детских учреждений составляла особую часть забот: в Украине и Беларуси проживало 300 тыс. еврейских сирот, жертв войн и погромов. Местные еврейские организации смогли оказать помощь 100 тыс. детей, но еще 200 тыс. сирот нуждались в жилье, питании и одежде. К питанию, получаемому детьми от АРА, «Джойнт» выделил большие суммы на дополнительные еду и топливо и трансформировал подопечные детские дома в чистые, уютные, с системой современного отопления. Дети получили обувь, нижнее белье, верхнюю одежду.

В Киеве 7 медицинских учреждений, в прошлом принадлежавших еврейской общине, были восстановлены и смогли принимать пациентов. Наиболее известное из этих учреждений — больница Бродского, практически уничтоженная во время гражданской войны. Помимо этого поддерживались клиника Зайцева, родильный дом, молочная кухня и др. медицинские учреждения. «Джойнт» опекал больницы в Одессе, Житомире, Екатеринославе и Харькове.

Значительную роль в Украине сыграл в эти годы одесский офис «Джойнта». Это объясняется тем, что евреи составляли в 1920 г. около 44% общего населения Одессы и были, с одной стороны, крупной «целевой группой» для помощи «Джойнта», а с другой стороны, становились кадровой базой для реализации этой деятельности, причем не только в Одессе. Кроме того, большая часть благотворительных грузов доставлялась морем именно через одесский порт.

Необходимо отметить, что, судя по имеющимся в одесском архиве (ГАОО) документам, работа одесского офиса была развернута очень оперативно, в течение нескольких недель после вышеуказанного разрешения на самостоятельную работу. Первые письма от имени представителя «Объединенного распределительного комитета по Одесскому району» в октябре 1922 г. подписывал Джек Швейцер, с декабря того же года — Вениамин Пеппер и Джек Швейцер как его заместитель (assistant), а с февраля 1923 г. — одессит Лев Рабинович. Управление (офис) «Джойнта» в Одессе располагалось на ул. Екатерининской, №8.

В целом, в период 1921-23 гг., АРА и «Джойнт» стали самыми большими филантропическими организациями, оказав 90% всей международной помощи нашей стране, истратив на это 58 миллионов долларов США. 10% помощи приходилось на представительство миссии Нансена, Сербско-Хорватско-Словенский комитет, Швейцарский, Датский, Германский Красный Крест, французский Верелиф, Швейцарские комитеты в Берне и Цюрихе, Чехословацкую миссию, а также ряд религиозных организаций, в частности, баптистских.

Кроме объемов помощи, необходимо обратить внимание на одну важную особенность, выделявшую «Джойнт» среди всех других благотворительных организаций. «Джойнт» этого периода стремился «давать не только рыбу, но и удочку»: только «Джойнт» поставлял в «еврейские регионы» Украины трактора и другую сельскохозяйственную технику, топливо для тракторов, обеспечивал американскими специалистами (в том числе трактористами) обслуживание этой техники и обучение местного персонала.

Это хорошо видно из сводного отчета о деятельности зарубежных благотворительных организаций по одесскому региону за 1922-23 гг. Именно это направление деятельности «Джойнта» получило свое продолжение в 1924 году в инициации программы «Агро-Джойнта», в то время как все остальные зарубежные фонды прекратили сотрудничество с СССР. Основным целевым регионом этой программы стал Крым, но нельзя забывать, что уже к осени 1926 г. «Агроджойнт» расселил 622 семьи членов ОРТа в Одесском регионе. Одесса по-прежнему оставалась важным «перевалочным» пунктом, но самое главное — крупнейшим обучающим центром, поставлявшим кадры механизаторов и др. специалистов во все регионы. Советская власть, принимая помощь от «Джойнта», тем не менее, постоянно вела напряженную «идеологическую борьбу» с этой организацией. Многочисленные локальные конфликты отражаются в ряде документов, в том числе отвратительных доносов на протяжении всего периода довоенной деятельности «Джойнта» в СССР. Апогеем этой борьбы стала грандиозная антисемитская кампания конца 1940 — начала 1950 гг.

ИзменитьУбрать
(0)

При подготовке использованы следующие материалы:

The American Jewish Joint Distribution Committee in Russia. 1924

O.Handlin. A continuing task. The American Jewish Joint Distribution Committee. 1914-1964.

А.Анисимов. Как иностранцы спасли Украину. («Америка России подарила пароход»). Киевский телеграфъ.

В.Дн?провець. Оббр?хана благод?йн?сть.

Документы из фондов Государственного архива Одесской области и Центрального державного ?сторичного арх?ву Укра?ни.

Материалы из собрания Музея истории евреев Одессы («Мигдаль — Шорашим»)

Презентация «80 лет деятельности Джойнта в Одессе и бывшем СНГ»


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №58 > «Джойнт» — «под зонтиком» и без
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 08:49:57
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Еврейский педсовет Jewniverse - Yiddish Shtetl