БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №59 > Еврейский танц-класс, или фрейлехс, мицва и не только
В номере №59

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+21
Интересно, хорошо написано

Еврейский танц-класс, или фрейлехс, мицва и не только
Подбор материала Инны ШТЕРН

Как известно, танец существует как вид искусства — когда артисты на сцене, а зрители — в зале. Знакомо нам также понятие ритуального танца как выражения религиозного экстаза. Но что сразу приходит в голову, когда мы слышим слово «танцы»? Конечно, танцы для развлечения, дискотека... А «еврейские танцы» для многих, прежде всего, — это отплясывание под «Хава Нагилу» и «Семь-сорок», хотя, конечно, ими список не исчерпывается. На современных дискотеках их, правда, не встретишь, но, тем не менее, мы помним, что они были.
Что танцевали наши бабушки и дедушки, когда им было хорошо? И почему им это нравилось?

ИзменитьУбрать
Ансамбль «Керен-ор»,
центр «Мигдаль»
(0)

Еврей, живущий сегодня, может выбирать: ассимилироваться ли ему, заимствовав у соседей обычаи, привычки, мировоззрение, культуру — в том числе танцы, или сохранить свои, унаследованные от предков.
Наши предки вовсе не лили слез по поводу того, что им нельзя многого из того, что можно австрийцам, чехам или русским, они не делали из этого драмы, зная, что у них есть свои ответы на те же вопросы — как житейские, так и культурные, — и руководствовались этими ответами, между прочим, с большим успехом. Для них не было никакой потери в том, что никто из них не танцевал, скажем, вальс, шимми, самбу или ча-ча-ча. Зато веселиться до упаду, от души они умели не хуже, чем самые продвинутые ди-джеи нашей пестрой эпохи.

Фрейлехс

Это самый известный (по фильмам и пластинкам, мюзиклам и балетным постановкам) коллективный танец евреев Восточной Европы, танец еврейского местечка. Еще этот танец называется карагод, рейдл и даже «Семь-сорок».

Танцуют фрейлехс на свадьбах и бар-мицвах. Вы можете встретить его в старых фильмах, там он танцуется обычно на характерный ритм раз-два-три, раз-два-три, раз-два — то есть в тактовом размере 8/8 = 3/8 + 3/8 + 2/8. Любопытно, что этот же ритмический рисунок (без еврейской интонации в мелодии, только движения ног — без рук и головы) потом перешел в модный танец твист, тот самый стильный танец середины и конца ХХ века, который, например, разучивали герои в фильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница». По ритму это местечковый фрейлехс, но только по ритму.

Принцип фрейлехса очень прост. Люди становятся в одну линию или в круг, и каждый двигается под музыку. Есть определенный набор движений, своеобразная походка. Круг может двигаться влево или вправо, как бы извиваясь. Некоторые могут выходить на середину круга, если они особенно искусно танцуют. Чем больше народу участвует, тем лучше.

Иголочка

ИзменитьУбрать
«Еврейская свадьба».
«МИгдаль-ор».
Ю. Пурина,
С. Свердлов,
1994 г.
(0)

«Иголочка» — одна из разновидностей фрейлехса. Основное отличие этого танца в том, что танцующие двигаются по комнате цепочкой, «разматываясь», как катушка. Ведущий направляет людей, выстроившихся в одну линию влево, потом поворачивается вправо, но не проходит сквозь живое кольцо, образованное другими танцующими, а обходит их слева, и они кладут правую руку ему на плечо. Иногда несколько пар образуют ручеек, а другие проходят под их поднятыми руками (стоящие в «ручейке» могут пританцовывать в такт музыке); когда они выходят из «ручейка», женщина становится впереди мужчины, и несколько пар выстраиваются таким образом. Теперь начинается движение по комнате «змейкой», затем женщины становятся справа от мужчин, и можно начать движение по кругу. Также можно двигаться, образовав два круга, при этом пары быстро перемещаются по комнате и проходят в непосредственной близости друг от друга.

Мицва

ИзменитьУбрать
(0)

На протяжении веков в различных еврейских общинах сохранялся унаследованный с древности танец-заповедь для увеселения жениха и невесты. Раввин Симха Бен Шмуэль из Витри (Франция, 11 в.) описывает такой танец как Б-гоугодное дело: «Собираются к дневной молитве Минха, если это суббота. И после чтения Торы, и после того, как некоторые помолятся перед женихом и совершат там дневную и вечернюю молитву Маарив, закончат они молитвенный устав и приведут жениха и невесту, и усадят их на возвышение, один напротив другого, и устроят пляски вокруг них, радуя их танцами, старики и юноши совместно». В венецианской книге обычаев (1590 г.) «мицва» описана как групповой танец, который мужчины танцуют с женихом, а женщины — с невестой.

ИзменитьУбрать
(0)

Иногда его танцуют с невестой и женихом, а иногда — только с невестой. Чтобы не прикасаться друг к другу, обычно использовали платок или поясок от платья невесты. При этом очень важно, чтобы невеста не поднимала глаз, то есть не встречалась взглядом с мужчинами, с которыми она танцует. Также этот танец мог танцевать раввин со своими учениками.

Иногда люди, танцующие с невестой, меняются, чтобы остальные не скучали, и не было повода спорить, кому танцевать с ней. Иногда могут танцевать все вместе, но в этом случае следует знать особый шаг, чтобы во время танца меняться партнерами одновременно. Во время этого танца пары становятся в круг, причем мужчины стоят к центру круга спиной, а женщины — лицом к мужчинам. Платок держат в правой руке, на уровне лица. Как женщины, так и мужчины двигаются одинаково.

Типичный музыкальный размер для этого танца — 4/4 или 2/4.

Замечательный исследователь еврейской музыкальной культуры — Береговский, считает, что именно из этого танца впоследствии произошел полонез.

Бройгес танц
танец-ссора

Это старинный танец, в котором движения и мимика передают переход настроений от враждебности к примирению партнеров — своеобразная пантомима, допускающая импровизацию. Его танцуют в паре — мать невесты и жених. Мать показывает, что не желает отдавать дочь, но потом уступает настойчивости жениха. Принято считать, что бройгес танц исполняют только на свадьбах, но в некоторых исследованиях упоминается, что его также танцевали и на других праздниках. В книге «Клезмерская музыка: венчание неба и земли» подробно описано, какие инструменты использовались в качестве сопровождения к этому танцу.
Другое описание бройгес танц можно найти в книге «Из разрушенного сада» Дженка Кугельмаса. Там описывается разновидность этого танца, когда мать жениха думает, что сын ее женится на девушке, не равной ему по социальному положению. В этом случае в танце участвуют две женщины — мать жениха и бабушка невесты. После «спора» они примиряются — либо «понарошку договариваются», — и мать жениха соглашается с его выбором и убеждается в благочестии невесты; теперь они родственники и в знак примирения целуют друг друга. Сразу после завершения танца на невесту надевают фату.

Шер
или шерель — танец-«ножницы» («ножнички», на идиш)

Этот танец — еврейская интерпретация кадрили, которую танцевали в XVIII веке в Европе. Изначально это был танец гильдии портных, и в нем символически изображался процесс шитья. На еврейской свадьбе шер символизировал обычай стричь волосы невесте накануне свадьбы. В древности шер танцевали женщины, потому что женщинам и мужчинам обычно не разрешалось танцевать вместе. Молдавская версия этого танца называется «срейер». В Европе его часто танцевали на площадях.

Есть много вариантов этого танца в зависимости от того, в какой общине он возник. В большинстве версий танцуют друг с другом поочередно, то есть меняются партнерами, а затем вновь возвращаются к прежним. Фигуры танца периодически повторяются.

Джошуа Горовиц пишет, что две музыкальные версии танца шер стали каноническими после того, как они были официально записаны в 1978 году: филадельфийский и русский шер. Тем не менее, в некоторых еврейских общинах шер танцуют под другую музыку, с другим размером и другой продолжительностью.

Чтобы танцевать шер, требуется большое пространство и четыре пары. Они образуют квадрат и во время пляски меняются местами, как бы «отрезая» друг друга. Женщины справа от мужчин, причем все становятся лицом к центру площадки, но не в круг. Сначала берутся за руки и двигаются по кругу влево, потом вправо, и вновь занимают исходную позицию. Первая и третья пары подходят друг к другу и потом снова отдаляются; то же делают вторая и четвертая пары. Теперь, когда все поменялись местами, можно вернуться на исходную позицию.

Во время этого танца часто меняются партнерами. Делается это следующим образом: двое мужчин выходят вперед, поворачиваются друг к другу правыми плечами, затем левыми, и каждый встречается с женщиной. Таким образом, движение мужчин напоминает портновские ножницы. Затем снова продолжается парное движение. Иногда допускалось, чтобы женщины находились слева от мужчин. Учитывая расположение танцующих, таким образом можно было избежать прикосновения рук, если они не были женаты. Вообще, когда танцуют этот танец, обычно держатся за руки, но в общинах, где строго соблюдают традиции, часто следуют упомянутому варианту танца. Следует сказать, что от этого он не становится менее зрелищным или зажигательным. Что же касается обмена партнерами, то в этом случае мужчины танцуют с мужчинами, а женщины — с женщинами. После этого мужчины возвращаются к своим парам. Вообще, во избежание разногласий шер лучше всего танцевать женатым парам.

Койлич

Этот танец обычно исполняли после брачной церемонии. Вперед выходила одна женщина и танцевала перед новобрачными. В руках она держала халу и соль как пожелание счастья и процветания. Из всех еврейских танцев койлич более всего допускает импровизацию. В некоторых версиях этого танца во время шествия несколько женщин сопровождают невесту и ее мать, держа в руках халы. Также свадебную процессию могут сопровождать родственники с халами в руках.

Патч танц

Этот танец символизировал то, что теперь невеста становится замужней женщиной и начинает новую жизнь. В танце может участвовать кто угодно — женатые и холостые, женщины и дети. Он создает атмосферу всеобщего веселья. По некоторым источникам, патч танц придумал раввин Зуши из Аниполи, причем он утверждал, что музыкального сопровождения не требуется вовсе и достаточно лишь ритмичного хлопанья в ладоши.

Мазл Тов

Ривкинд, один из исследователей еврейской танцевальной традиции, считает, что этот танец всегда танцевали только женщины. Невеста могла выбрать, с которой из них она будет танцевать.

Булгар

Любой, кто знает традиционные балканские танцы, знаком и с этим. На Балканах в различных еврейских общинах он имеет различные названия. Например, в Румынии этот танец называется «сарба». Булгар наиболее распространен в современных американских еврейских общинах, хотя там традиционные танцы подвергаются значительной переработке.

Как танцевать булгар? Становятся в круг плечом к плечу. Темп музыки любой — от медленного до быстрого. Правая нога отставляется, левой делается перехлест, затем наоборот — левой ногой делается шаг в сторону, а правой — перехлест. Можно выбрать ведущего, и тогда он будет определять направление движения. Можно также варьировать размер шагов, сочетать шаги с небольшими прыжками и т.д.

ИзменитьУбрать
(0)

Шток
(танец-игра)

Ведущий ходит по комнате с палкой в руке, а все остальные — по кругу. Палка — это и есть «шток» на идиш. Когда ведущий роняет палку на пол, нужно успеть сесть на стул (одному должно не хватить места). Тот, кто оказался менее проворным, становится ведущим.

Хора

Этот танец происходит от румынской хоры. Отличие еврейской хоры от молдавской (румынской) в том, что еврейская хора не имеет серединных кадансов и доминанта берется только в заключительном кадансе. Хора подразделяется на два типа: медленный танец с трехдольной метрикой и сравнительно быстрый с четной метрикой. Ритм всех хор базируется на синкопах. Основной мелодический источник хоры — хасидский напев (нигун), впоследствии обогащенный другими тематическими элементами.

Изначально хора представляла собой женский танец. Сегодня хору танцуют и мужчины, правда, по-прежнему отдельно от женщин. В медленной хоре движения более плавные. Люди встают в круг или в одну линию, берутся за руки. Шаги вправо больше, чем шаги влево. По направлению к центру движения нет. С каждым шагом руки постепенно поднимаются вверх, при этом движение ног происходит то вправо, то влево, а корпус всегда поворачивается в противоположную сторону.

На протяжении десятилетий хора считалась символом новой жизни, строящейся в Израиле: в замкнутом круге положение всех участников одинаково, простота движений делает танец доступным для всех, сплетенные руки символизируют новые общие идеалы. Была даже сделана попытка ивритизировать название танца, сменив его на «ора». Сегодня хора остается основным израильским танцем: израильтяне самых разных возрастов танцуют ее на улицах в День независимости и на семейных торжествах.

Дебка

Первые еврейские поселенцы Израиля пытались найти современные формы для древних сельскохозяйственных праздников. В поисках местного колорита они обратились к танцевальному фольклору арабов и бедуинов. Так появился мужской групповой танец «дебка». Цепочка танцоров движется по кругу, четко отбивая ритм каблуками. Ведущий группу танцор обычно держит в руке посох, платок или другой предмет. Эмоциональное содержание танца — сила и уверенность в себе.

А есть еще бобес танц — танец бабушек на свадьбе, мехотоним танц, исполнявшийся родственниками жениха и невесты; безем танц, который жених танцевал с метлой, изображавшей «выметание» сына из родительского дома; флаш танц — танец с бутылкой на голове, танцы с зажженными факелами или свечами... И невероятно красивые танцы в сефардском стиле «ладино», и йеменские танцы с их ярко выраженным восточным колоритом и мелкими шажочками, как будто ступаешь по раскаленному солнцем песку...

Обычно танцы сопровождаются песнями, текстами которых в большинстве случаев служат отрывки из Торы и других священных книг; это молитвы, обращенные к Всевышнему. И каждый раз, когда танцоры с мольбой вздымают руки к небу, возникает чувство, будто душа взлетает над землей и
устремляется к Б-гу.

В каждом танце — своя особенная прелесть, но объединяет их одно: в разных странах мира их танцуют евреи. Больше двух тысяч лет жили они в галуте, но не растеряли свою национальную культуру. Соединившись с танцевальными традициями других народов, она лишь обогатилась, не потеряв присущего ей колорита.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №59 > Еврейский танц-класс, или фрейлехс, мицва и не только
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 03:24:42
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jerusalem Anthologia Jewniverse - Yiddish Shtetl