БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №59 > Ефим Коган: «Хореографии не нужны переводчики»
В номере №59

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+40
Интересно, хорошо написано

Ефим Коган: «Хореографии не нужны переводчики»
Интервью вела Людмила Клигман

Одесса, конечно, не Москва, но свой «Игорь Моисеев» у нас тоже есть! Когда-то Петр Соломонович Столярский шутил, что идет в «школу имени мене». А мы решили отправиться в школу, которую с полным правом можно назвать «имени Ефима Когана», чтобы, как говорят в Одессе, получить информацию «из первых рук».

ИзменитьУбрать
(0)

— Ефим Аркадьевич, ансамбль «Детство» — лауреат многих конкурсов, образцовый коллектив Украины. Расскажите, с чего все начиналось?

— В 1979 году это был танцевальный коллектив Дворца пионеров имени Яши Гордиенко. Это было начало, а потом ансамбль стал много ездить по стране и по миру, прославил Одессу. Десять лет назад на базе ансамбля «Детство» был создан Одесский городской центр хореографического искусства. Сегодня у нас 800 детей. Структура центра такова: подготовительное отделение, на котором дети занимаются 2 года, затем они идут в 1-й класс хореографической школы, где учатся 8 лет, после чего получают свидетельство об окончании школы. Кроме того, существуют два ансамбля: «Детство» — детский коллектив и «Созвездие» — профессиональный коллектив, состоящий из наших молодых педагогов и выпускников хореографической школы.

— Как попасть в «Детство»?

— Мы вообще-то набираем не в ансамбль, а в хореографическую школу. 29 мая у нас начался набор детей 5-7 лет на подготовительное отделение. Эти дети будут учиться в школе, и параллельно те из них, кто хорошо занимается, будут танцевать в ансамбле. Обучение у нас профессиональное, но не могут же все 800 человек стать хореографами, балетмейстерами, танцовщиками... У нас контракт с Киевским университетом культуры и искусств, и очень многие наши дети поступают туда или в Одесское хореографическое училище. Сегодня 90 процентов одесских хореографов — наши выпускники.

— Ко всем ученикам вы относитесь одинаково, или есть свои «звезды»?

— «Звезды», конечно, есть везде, но мы ко всем детям относимся одинаково. Ведь хореография — это массовое искусство, и обучение у нас не индивидуальное. Есть дети, более одаренные и менее одаренные. В любом театре, в любом творческом коллективе есть «звезды» — иначе просто не существовал бы коллектив. И творческие школы мы знаем и оцениваем по успехам их учеников.

— Хореография — это, кроме всего прочего, тяжелый труд. Оказывают ли нагрузки, физические и моральные, влияние на характер ребенка?

— Танец — не только искусство, но в определенном смысле и спорт. Это очень тяжелые физические нагрузки. У нас дети занимаются по 4-5 раз в неделю — старшие по 3 часа, младшие — по 2 часа в день. Искусство притягивает — любое творчество, не только хореография. Дети, которые занимаются творчеством, — это совсем другие дети. Они иначе воспринимают мир, иначе воспринимают искусство — изобразительное, например... Они по-другому слушают музыку. И кем бы они ни стали — врачами, юристами, это остается с ними. Все наши выпускники выросли достойными людьми, потому что в детстве они занимались делом. Занятие хореографией дисциплинирует. К тому же, дети получают от этого большое удовольствие — они много ездят и видят мир, общаются с ребятами из других коллективов.

— Расскажите о вашей команде, о людях, на которых вы опираетесь.

— У нас, как я уже говорил, 800 детей. С ними работают педагоги классического, народно-сценического танца, балетмейстеры. Коллектив большой, очень хороший, практически нет «текучести кадров». В основном у нас работают наши же выпускники. Они дружат с детства и в работе помогают друг другу.

Преподаватели очень квалифицированные. Музыкальный руководитель и аранжировщик нашего ансамбля — Валерий Чернис. С ребятами работают молодые педагоги Елена Тростанецкая, Андрей Бурдейный, Ирина Колесник, преподаватель классического танца Ирина Шумилина, народного танца — Юрий Гудин, концертмейстеры Сергей Кривоногов, Ирина Макаренко, Ирина Грозная-Фиалковская...

26 лет, со дня основания ансамбля, с нами работает завуч по воспитательной работе Наталья Яковлевна Демченко. Я и дальше могу перечислять...

Вообще в нашем центре упор делается на учебный процесс. Люди не просто собрались потанцевать. Поэтому, когда к нам приводят детей, мы предупреждаем родителей: «Если вы хотите, чтобы ребенок только танцевал и выступал по телевизору, — это не к нам!». У нас он будет, прежде всего, учиться. Нельзя же перейти к высшей математике, не зная арифметики. Надо сначала научить детей основам мастерства, а потом уже выпускать на сцену. Поэтому первые два класса у нас практически не выступают.

Мы стараемся поддерживать профессиональный уровень коллектива: сейчас люди много видят, могут сравнивать... Конкуренция! Мы должны быть на высоте. Таков наш принцип работы.

— А все же, почему именно детский ансамбль? Из детей легче «лепить»?

— Понимаете, хореографией — профессиональной, я имею в виду, а не любительской — надо заниматься с детства. С 5-6 лет, так же, как гимнастикой. В нашем ансамбле «Созвездие» танцуют те, кому сейчас 20-27 лет, а начинали они лет с пяти. Без этого невозможно.

— Расскажите, пожалуйста, о вашей гастрольной деятельности.

— Мы объездили всю Европу, были в Америке, недавно выступали в Индии... Легче назвать те страны, где мы еще не были. Вот в Австралии не были... Еще в Китае. Хотя нас туда очень настойчиво приглашают. Проблема в том, что организаторы гастролей зовут минимум на полгода, а для нас это невозможно. У детей ведь все-таки учебный процесс, а гастроли — только его результат. В Южную Америку нас тоже приглашали — на 2-3 месяца, и мы отказались по той же причине.

«Созвездие» год назад побывало на Днях Одессы в США. В прошлом году «Детство» завоевало Гран-при на фестивале в Болгарии, золотую медаль — на фестивале в Венгрии. Часто работаем на правительственных концертах в Киеве, во дворце «Украина». В Одессе выступаем на всех праздниках. Недавно гастролировали в Эмиратах, собираемся туда снова в августе... Есть приглашение из Франции. Еще мы участвовали в украинско-американском проекте «Дитя мира» в Бостоне (США). Так что не можем пожаловаться на недостаток гастрольной и концертной деятельности.

— Несколько слов о ваших спонсорах...

— Нет у нас никаких спонсоров. Мы все делаем сами. Город помогает нам, чем может — мы же муниципальный коллектив, но возможности здесь, сами понимаете, небольшие. Расходы на костюмы сейчас мы, к сожалению, возложили на родителей. Если зарабатываем какие-то деньги на гастролях, стараемся обновить костюмы.

— Расскажите о вашем репертуаре.

— В репертуаре ансамбля «Детство» танцы народов мира, хореографические миниатюры и современные танцы. «Созвездие» за границей в основном исполняет народные танцы, а здесь, у нас, более популярны современные. Есть у нас программа «Танцы народов мира» на полтора часа, программа украинских танцев на час и десять минут. Выступаем и вместе с вокалистами. Очень приятно было работать с московским Хором Турецкого. Мы выступали с ними в одной программе в Америке, впечатления остались самые лучшие.

ИзменитьУбрать
(0)

— Есть ли в репертуаре еврейские танцы?

— Есть. Две композиции на еврейские темы. Недавно мы выступали с ними на праздновании Дня независимости Израиля в зале Одесской филармонии. У нас есть номер «Еврейская свадьба» и еще один, более серьезный, — «Хава Нагила». Первый — это просто хореографическая картинка, одесский вариант еврейского танца. А второй в корне отличается от существующих у нас в Восточной Европе образцов танца. Но это надо увидеть...

— Скажите, пожалуйста, ваши собственные еврейские корни, ваша семья повлияли на ваше творчество?

— Думаю, да. Происхождение, конечно, повлияло. Но что касается хореографии... Моя семья от нее далека. У меня мама — врач, отец — физик. Как-то так сложилось, что я занялся совсем не тем, чем хотели мои родители. Наверное, сейчас они бы отнеслись к моему выбору несколько иначе.

— Есть ли что-то, что вы хотели бы осуществить, но пока не удалось?

— Хочется всегда многого. Но постоянно избыток текущей работы. В школе закончились экзамены — теперь предстоит отчетный концерт. А я главный постановщик... Хочется создать новый номер, но времени не остается. Вот два года назад мы поставили «Хава Нагилу». Для меня это не только еврейский танец: я пытался придать ему некий объединяющий смысл... Когда люди слышат какую-то другую песню, для них это просто песня. А «Хава Нагила» вызывает у всех только еврейские ассоциации. Я хотел, чтобы у нее появилось общемировое звучание. Наверное, именно потому, что у меня еврейские корни, я и хочу кому-то что-то доказать...

— Планируете ли вы еще какие-то постановки на еврейские темы?

— Насколько я знаю, современная израильская хореографическая культура основывается на восточном танце. А обыкновенный зритель у нас и в Европе не воспринимает такой танец как еврейский. Поэтому мы используем «одесский фольклор», который считается еврейским.

Для того, чтобы создать масштабное танцевальное полотно, чтобы оно действительно задевало душу, нужно глубоко изучить материал, а на это сейчас нет времени. Хотелось бы сделать что-то стоящее. Надеюсь, мы к этому еще придем.

Еврейские номера у нас в программе присутствуют обязательно. Они очень нравятся публике — и еврейской, и нееврейской. И детям, независимо от национальности, всегда интересно их танцевать.

— Есть ли, по вашему мнению, у еврейского танца какие-то отличительные черты?

— Здесь следует различать народный танец и профессиональную хореографию. На любой народный танец влияет среда, в которой живет народ. Движения такого танца передаются из поколения в поколение. В нем всегда есть заимствования из танцевальных культур других народов. Например, в украинском народном танце есть черты турецкого... Израильскому народному танцу немного лет, но и там уже заметны движения, заимствованные у восточных соседей. В профессиональной же хореографии задает тон творчество художника — режиссера, балетмейстера, который «придумывает» народный танец. Как Игорь Моисеев «придумал» итальянцам тарантеллу — теперь они говорят, что это их танец. Балетмейстеры создают танец, он «идет в народ», а потом об авторстве забывают. Кто сегодня помнит, что гопак «придумал» Вирский?

— Известный просветитель Лессинг относил искусство танца к второстепенным по сравнению с искусством слова. Люди, имеющие отношение к хореографии, с этим, как правило, не согласны. Ваше мнение?

— До появления слова существовал язык жестов. Конечно, слово больше задевает. Но сказанное, например, по-русски по-настоящему понятно только русскоговорящему. И так на любом языке. А язык танца универсален. Хореографии не нужны переводчики.

———————

Ефим Коган — президент городской Ассоциации хореографических коллективов, главный режиссер и хореограф многих городских праздников, руководитель постоянно действующего семинара-практикума для хореографов Одессы и Одесской области.

Руководимый им Одесский городской центр хореографического искусства — учебно-методическая база, лучшая из пяти существующих в Украине.

Ефим Коган поставил более ста хореографических номеров, отличающихся яркой фантазией, оригинальностью творческого замысла, филигранной техникой. Как педагог Коган создал свою авторскую школу.


Гость-a
01.04.2006 16:04

Скажите пожалуйста, как можно найти информацию про сам коллектив? Есть ли у ансамбля электронный адрес???

Гость-a
04.04.2006 13:57

http://www.odance.chat.ru

e.kogan@paco.net

Скажите пожалуйста, как можно найти информацию про сам
коллектив? Есть ли у ансамбля электронный адрес???

Гость-a
07.04.2006 17:44

Большое спасибо!!!

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №59 > Ефим Коган: «Хореографии не нужны переводчики»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 01:24:39
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Еженедельник "Секрет" Jewniverse - Yiddish Shtetl