БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №69 > Там чудеса...
В номере №69

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

Там чудеса...
Людмила КЛИГМАН

Cвет прожекторов, оркестр играет туш, на манеже — жонглеры с пылающими булавами, таинственные маги, парящие под куполом гимнасты, отважные дрессировщики и — клоуны! — в огромных ботинках, нелепые и трогательные.
И сердце замирает и падает вниз вместе с гимнастами и взмывает вверх от восторга и удивления...

Став взрослыми, мы перестаем верить в этот утрированный праздник жизни и приходим в цирк уже только со своими детьми. И обнаруживаем, что без нас цирк продолжал жить, вызывая восторг и замирание сердец новых поколений маленьких зрителей, несмотря на обилие развлечений, предлагаемых нашим «навороченным» веком.

ИзменитьУбрать
(0)

От других видов искусства цирк отличается преувеличением и эксцентрикой. Трюк всегда вне круга обычных представлений о действиях человека: здесь ходят на руках, стоят на галопирующих лошадях, играют в мяч с морскими львами, подбрасывают и ловят множе-ство предметов...

«Предками» цирка были площадные представления и спортивные состязания, которые у греков и римлян развились из языческого культа. Законоучителями Талмуда такие действа воспринимались как идолопоклонство. В осуждение подобных зрелищ приводились слова из книги пророка Ирмея.у: «Я никогда не сидел в кругу веселящихся людей...» Мудрецы считали и цирки, и театры символами греческой и римской культуры, в отличие от синагоги и бейт-мидраша (места изучения Торы). Талмуд предсказывает, что когда-нибудь на месте театров и цирков будут изучать Тору. Законоучители не приветствовали цирк еще и потому, что там нередко высмеивали евреев. Р. Аббаху описал одно представление, устроенное в Кесарии: актеры изображали молящихся в субботу евреев, а опьяневшие зрители потешались над их нищетой и обычаями.

Однако с течением времени евреи стали мириться с цирковыми зрелищами. Ш. Дубнов в «Краткой истории евреев» рассказывает о мудреце Шимоне бен Лакише, который был в молодости цирковым актером: «В юности он скитался и сильно бедствовал. Нужда заставила его однажды бросить учение и поступить на службу в цирк, в качестве укротителя зверей». Суще-ствует много легенд о неимоверной силе и атлетическом телосложении этого мыслителя, а в его высказываниях иногда встречаются ассоциации, связанные с цирковым прошлым. В Византийской империи в 5-7 вв. евреи активно участвовали в цирковых бегах на колесницах. Болельщики разделялись на партии «голубых» и «зеленых» и носили одежду соответствующих цветов (евреи преимущественно состояли в партии «голубых»). Часто скачки заканчивались еврейскими погромами, а в 432 г. «зеленые» разрушили синагогу в Антиохии...

В конце 18 — начале 19 вв. цирковые представления ушли с площадей: их стали давать в закрытых помещениях — шатрах, шапито, зимних цирках. Именно тогда в цирке появилось много евреев — актеров и устроителей. Кстати, традицию 13-метрового в диаметре манежа, позволяющего всаднику при круговой гонке достичь особой устойчивости, ввел наездник Я. Бейтс, впоследствии построивший такие цирки в Москве и Петербурге. Во Франции были известны клоуны А. Ольшанский и Р. Зейферт, которые внесли в клоунскую манеру более строгое исполнение, сочетавшееся с гармоничным гримом и костюмом. В то время формировались синтетические, смешанные цирковые жанры, например, эквилибрист-эксцентрик. Первым представителем такого направления стал американский артист Э. Гордон. В 1873 г. Т. Барнум построил в США огромный передвижной цирк, где представления шли на трех аренах сразу. Известный цирковой артист и антрепренер Альберт Саламонский дебютировал как наездник в Берлине, много гастролировал, а потом построил стационарный цирк на московском
Цветном бульваре, который действует до сих пор. Благодаря Саламонскому появились цирки и в Одессе, и в Риге. Его жена, выдающаяся наезд-ница Лина Шварц, в конце 19 в. стала директором московского цирка...

Публика, конечно, любит все цирковые жанры. Но среди них есть особо притягательные.

Игорь Кио в книге «Иллюзии без иллюзий» пишет: «Если цирк — это всегда и праздник, и тайна, то самая таинственная цирковая профессия — фокусник». Номера талантливых иллюзионистов даже у циничных и всезнающих зрителей вызывают нечто похожее на трепет. Конечно — обман, конечно — ловкость рук. И все же... Тайна притягивает. А лучшие в мире фокусники и клоуны, по мнению Ф. Феллини, были евреями.

ИзменитьУбрать
В 15 лет он был уже принят
в Американское общество
магов, став самым молодым
из иллюзионистов, принятых туда.
В 16 лет Додика Коткина
пригласили преподавать курс
магии, драматургии и
искусства манипуляции
(0)

Трудно не согласиться: вклад евреев в развитие иллюзионного дела огромен. Знаменитый фокусник 18 в. Яков Филадельфия родился в религиозной еврейской семье — как и не менее знаменитый Гарри Гудини, продемонстрировавший, в частности, побег из хорошо охраняемой московской тюрьмы. «Я летаю потому, что люди хотят это видеть», — скромно заявляет популярнейший сегодня иллюзионист Дэвид Копперфильд, выступающий по всему миру с аттракционами огромного масштаба. Среди его знаменитых трюков — исчезновение статуи Свободы, самолета и вагона поезда, проход через Великую Китайскую стену и полет над Гранд-каньоном. Завороженные зрители у экранов телевизоров пытаются разглядеть какие-то невидимые нити, с помощью которых Копперфильд летает, или же предугадать, откуда он появится и сумеет ли выбраться из сейфа. Его трюки заставляют поверить в то, что чудеса все-таки есть.

Настоящая фамилия этого волшебника — Коткин, он родился в 1956 г. в СССР (по некоторым версиям — вы не удивитесь — в Одессе), откуда его родители эмигрировали в США. А теперь Копперфильд входит в десятку выдающихся евреев США и в сотню красивейших людей планеты. Давая более 500 представлений в год, он стал одним из самых высокооплачиваемых деятелей шоу-бизнеса.

За последнее десятилетие известным иллюзионистом стал и Дэвид Блэйн, зарабатывающий миллионы долларов испытаниями на выносливость. Однажды он забрался на 24-метровую колонну в Манхэттене и 35 часов простоял на ее вершине — на площади размером с большую тарелку. Финал этой акции транслировался в прямом эфире по Эй-би-си. Как, впрочем, и заключительные этапы других выступлений Блэйна: 62-часового стояния в гигантском кубе льда и недельного пребывания в гробу.

Легенда советского цирка — династия Кио. Грандиозные иллюзионные трюки, феерическое зрелище, актерское обаяние, гарантированные аншлаги... Фамилия основателя династии Гиршфельд-Ренард показалась неподходящей для цирковых афиш, и ее заменил звучный псевдоним Кио. По одной версии, на заре своей артистической карьеры Эмиль Теодорович случайно увидел блистающую огнями вывеску кинотеатра, где не горела буква «Н», — получилось: «КИ...О».

ИзменитьУбрать
Игорь Кио
(0)

Но Игорь Кио придерживается другой версии: «Когда отец жил в Варшаве, рядом с его домом была синагога. Молитвы в новогодние праздники сопровождались многократно повторявшимися возгласами: “Ткио! Ткио! Ткио!” Отец не знал иврита, но слова эти послужили для выбора артистической фамилии, ставшей династической». Э. Кио был первым иллюзионистом с крупной аппаратурой, перенесшим свои выступления со сцены на арену. Хорошо известно творчество сыновей Кио — Эмиля и особенно Игоря, которого называют «загадкой 20 века», «королем волшебников».

ИзменитьУбрать
Эмиль Биляуэр
(0)

Цирковые династии вообще не редкость. Тот, кто с детства знаком с романтикой цирка, полностью находится в ее власти. Прадед известного жонглера Евгения Биляуэра был уличным акробатом. Дед, Калман Биляуэр (псевдоним Бернардо), прославился как жонглер, гимнаст на трапеции, клоун. Его братья были воздушными гимнастами («Горные орлы Бернардо»). Сын Калмана Эмиль создал групповой жонглерский номер «Веселые повара». Евгений Эмильевич с детства работал в дуэте с братом и особого мастерства достиг в жонглировании булавами. Кроме манежа, он известен работами в кино (фильмы «Лимонадный Джо», «Двое под одним зонтом», «Рассмешите клоуна»). Другие известные цирковые семьи — акробаты и наездники Жозеффи (Липкины), гимнасты и акробаты братья Герцог (Герцовские), силач Григорий Новак с сыновьями; сестры Гофман, воздушные гимнастки, эквилибристки на проволоке; семья велофигуристов Ефимовых-Штейн; «летающие евреи» — акробаты на подкидных досках под руководством А. Ковгара из аттракциона «Шалом», посвященного М. Шагалу...

В цирковом искусстве есть, пожалуй, лишь один жанр, не имеющий династических традиций, — клоунада. Может, потому, что настоящий клоун — явление уникальное, «штучное». Кроме того, работа в клоунаде вряд ли доступна детям: она требует определенного жизненного опыта.

Зато клоуны часто выступают дуэтом или трио.

В США во 2-й половине 19 в. известными клоунами были братья Д. и В. Прайс — музыканты, канатоходцы, прыгуны, эквилибристы, создатели музыкальной клоунады. У нас в начале прошлого века очень популярен был клоунский дуэт «Бим-Бом» (И. Радунский — Ф. Кортези, позднее И. Радунский — И. Вильтзак), исполнявший комические сценки с эксцентрическим музыкальным сопровождением (в руках арти-стов сковорода, пила, метла превращались в источник мелодичных звуков). Кстати, И. Радунский дебютировал как музыкальный эксцентрик в Одессе.

Еще одна талантливая пара, показывавшая высокий класс в сочетании клоунады и воздушных трюков, — Маковский и Ротман, «бесшабашные романтики в полосатых майках», выступавшие как «Два Геннадия» (хотя на самом деле Геннадием звали только Маковского, а имя Ротмана — Генрих). Коверный Эдуард Середа, сын циркового акробата Иосифа Кларка, репризы перемежал акробатическими трюками: исполнял даже сальто-мортале с качелей, прыгал с трамплина через 14 человек (так как «боялся» прыгать через 13 — «чертову дюжину»). Середа был другом «грустного клоуна» Л. Енгибарова (который, по определению В. Высоцкого, «вынимал печали тихонько из души»), они выступали в дуэте.

Пожалуй, клоунаду можно назвать самым сложным и всеобъемлющим цирковым жанром. Недаром о клоуне говорят: «артист, который в цирке играет роль человека». При этом клоун — самая разносторонняя профессия: он и гимнаст, и жонглер, и фокусник, и дрессировщик. Чтобы пародировать номер, притворяясь неловким или неумелым, необходимо на самом деле профессионально владеть навыками того, что пародируешь.

В физические1 жанры цирка артисты-евреи тоже внесли немалый вклад — братья Винеры, А. Засс, Ф. Астлей. Атлет Б. Калмановский (Гринберг) боролся с крупнейшими мастерами, в том числе с И. Поддубным, И. Заикиным. У А. Грина есть рассказ «И для меня придет весна» — о судьбе циркового борца Фомы Сибиряка, прототипом которого, по всей вероятности, послужил известный циркач Эмиль Фосс.

Реже евреев привлекала дрессура. Может, не хотели «эксплуатировать животных»? А. Куприн в рассказе «Блондель» писал об «укротителе диких зверей Леоне Гурвиче, чистокровном и чистопородном еврее, единственном в своем племени, кто после пророка Даниила занимается этой редкой, тяжелой и опасной профессией». «Гурвичей» немного, но все же были и есть: Ф. Цивин, Г. Бо-
рисов, Е. Рогальский, Н. Сквирский, А. Шнейдер (укротитель львов, работавший одновременно с десятками животных).

Цирк прославили и знаменитые режиссеры. Арнольд Арнольд привел клоунов в таинственный аттракцион Эмиля Кио.

ИзменитьУбрать
Борис Шахет
(0)

У Бориса Шахета изящные танцовщицы выступали со слонами. А однажды на арену вышел... «Ленин»!

Марк Местечкин заставил клоунов с рауса2 Московского цирка распевать на весь Цветной бульвар озорные куплеты. Вадим Гуревич возглавил Международный цирк лилипутов...

«Цирковые» ежедневно «на потеху» зрителям рискуют жизнью. У многих на арене погибли родители, друзья. Но даже после трагедий артисты остаются верны цирку. Что это — безрассудство,
безумство, любовь? Цирк — это мир с особыми людьми...

———————————-

В начале 20 в. на цирковое искусство очень повлияло творчество Чарли Чаплина. Многие коверные выступали в манере и костюме Чарли. Между прочим, на конкурсе подражателей Чаплину в Чикаго в 1921 г. первое место занял одесский артист А. Бойтлер, а настоящий Чаплин получил только четвертое

Воздушная гимнастка Раиса Немчинская была одной из немногих, показавших свой номер на трапеции под парящим в воздухе вертолетом. Артистка отказалась от каких-либо страховочных средств, обычно применяемых на арене.
Гимнаст А. Ротберг впервые в цирке показал «двойной баланс» (шестиметровая лестница, на которой партнер балансировал другую лестницу).
Событием в нашем послевоенном цирке стал акробатический этюд Л. Осинского, который, потеряв на фронте руку, создал номер «эквилибр на одной руке». Номер с успехом прошел в 15 странах.
Р. Арраго выступал со сложнейшими устными вычислениями и номерами мнемоники. Артиста оригинального жанра Я. Острина называли «живой счетной машиной»


1Физические жанры цирка — борьба, атлетика, часто в сочетании с акробатикой и балансом
2Раус — высокий балкон над входом в цирк (или перед входом в ярмарочный балаган), откуда участники представления зазывали зрителей, исполняя различные трюки

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №69 > Там чудеса...
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 07:02:27
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет" Еврейский педсовет