БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №71 > Почему евреи выглядят так, как они выглядят?
В номере №71

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+34
Интересно, хорошо написано

Почему евреи выглядят так, как они выглядят?
Интервью с Михаилом ЧЛЕНОВЫМ — этнографом, доктором наук, профессором

Михаил Анатольевич, достаточно оглядеться в любом месте массового скопления «лиц еврейской национальности», чтобы убедиться, что лица эти отличаются огромным разнообразием. Вместе с тем существует определенный стереотип еврейской внешности...

— Начнем с того, что это стереотип внешности ашкеназского еврея, бытующий в Европе. Каков же он? Большеносый, так называемый арменоидный тип, курчавые волосы, глаза навыкате, полные губы. Но ведь любой «стереотип внешности» включает не только антропологические черты, во многом он — культурный. Сюда входят и позы, и жестикуляция, и манера говорить. И в толпе совершенно одинаково одетых и смирно стоящих людей «вычленить» взглядом еврея было бы, на самом деле, довольно сложно. И все разговоры — как еврейские, так и антисемитские, — что вот, мол, еврея-то мы завсегда с первого взгляда узнаем, это не более чем разговоры.
Итак, можно говорить о том, что существует европейский стереотип еврейской внешности. В то же время было бы странно, если бы, скажем, на Переднем Востоке, где широко распространен арменоидный тип, появился такой стереотип — и, действительно, мы его там не находим. Скажем, актер Фрунзик Мкртчян прекрасно вписался бы в этот стереотип, не говоря уж о том, что если бы Ясира Арафата одеть не в куфию, а в лапсердак и шляпу, из него получился бы вполне стереотипный еврей.

ИзменитьУбрать
(0)

Но как все-таки соотносится внешнее еврейское многообразие с тем, что евреи народ моноэтничный?

ИзменитьУбрать
(0)

— Действительно, существует стереотип, что евреи — народ моноэтничный. На самом же деле евреи представляют собой цивилизационное единство, которое состоит, по моему глубокому убеждению, из множества разных этнических групп. Любая цивилизация полиэтнична, и еврейская в том числе. В этом смысле она не отличается от христианской или мусульманской. Другое дело, что еврейскую цивилизацию можно назвать квазиэтничной. То есть у евреев существует квазиэтническое самосознание — они воспринимают себя в этнических терминах, интерпретируя и переводя на языки, на которых говорят, древнееврейское слово «ам»1.

Особенность заключается в том, что евреи обладают, как правило, именно еврейским самосознанием. Ашкеназское или, скажем, сефардское самосознание — вторично. Но, говоря обычно о еврейских чертах, еврей распространяет черты собственной этнической группы на всех евреев. Итак, что такое для него еврей? Это он сам и его ближайшее окружение. То есть, если где-то там в Америке живут евреи, то они, естественно, «такие, как и мы».

Этот стереотип заметно срабатывает в ситуации репатриации и эмиграции. Люди ехали в Израиль, думая, что там живут точно такие же, как они, Рабиновичи и Кацы, а приехав, схватились за голову: ой! кто это?! Помню, ко мне в Австралии подошли замечательные люди, старики, перебравшиеся туда из Могилева, они мне говорили, что им очень нравится в Австралии, но им хотелось бы там жить среди евреев. «А эти кто?! — вопрошали они, указывая на руководителей австралийской еврейской общины, — это что, евреи?!» Хотя «это» были тоже ашкеназы. Я уж не говорю об ашкеназской реакции на неашкеназов — эфиопов, марокканцев, йеменитов...

Как формировалась внешность евреев в условиях замкнутого сообщества, то есть когда представители народа создавали семьи и «воспроизводились» внутри себя?

— На самом деле, то, что евреи всегда брачевались с евреями, — тоже стереотип. С одной стороны, тенденция к эндогамии у евреев, безусловно, существовала. И ей приписывается характер некоего сакрального установления. Но, с другой стороны, установление — установлением, а практика есть практика. Еврейское сообщество было не настолько уж крепко замкнутым. И тут мы имеем несколько моментов. Первый из них — прозелитизм. Считается, что иудаизм не прозелитическая религия. На практике же евреи переживали на протяжении своей истории — и продолжают переживать — несколько форм прозелитизма. На ранних этапах истории мы встречаемся с насильственным прозелитизмом в период Хасмонеев — насильственное обращение в иудаизм идумеев и итуреев. Соответственно, некоторые группы влились в состав еврейского народа. Другое дело, что эти группы были этнически и антропологически достаточно близки евреям.

После этого происходит некоторая интернационализация иудаизма, которой сопровождалось рассеяние в период первых веков новой эры. И здесь мы видим ряд политических образований, которые принимали иудаизм. В это время иудаизм распространяется в разные стороны, и мы зачастую мало и плохо знаем, как это происходило. Например, в доисламский период иудаизм соблюдало одно из ведущих племен на Аравийском полуострове. Собственно, история пророка Мухаммеда свидетельствует об этом достаточно ярко: жители Медины были иудаистами, и с ними воевал основатель мусульманства. В Йемене в 5 веке возникает иудаистское царство и т.д. Естественно, что в тот период политические образования не могли держаться лишь на небольшом этническом компоненте. Следовательно, евреи, приходившие туда, вовлекали «в себя» довольно большое количество окружающих людей. Евреи Центральной Аравии, которые были изгнаны с приходом ислама, евреи Хадрамаута и эфиопские евреи проходили тот же процесс. В конце концов, трудно себе представить, что, оказавшись в Эфиопии, евреи просто взяли и сами собой почернели.

Затем мы имеем массовую иудаизацию среди берберов Северной Африки. Известно, что иудейско-берберская армия во главе с царицей Кагиной противостояла арабскому нашествию. Ее царство располагалось на территории нынешнего Магриба. Далее — знаменитый пример Хазарии. Все это — примеры государственного прозелитизма. И ясно, что в этот процесс иудаизации вовлекались люди разного антропологического облика.

Групповой прозелитизм существует и сейчас, и бывает он самых разных видов и оттенков. Импульс иудаизма как мировой, универсальной религии всегда привлекал какие-то группы людей, которые старались войти в еврейское сообщество. Следующий момент. Существует такое явление, как крипто-иудеи — мараны и тому подобное. Кто такие мараны? Это испанские евреи, которые приняли христианство на протяжении XIV-XV вв. И вот в какой-то момент они появляются в Голландии. И это их появление в Амстердаме в значительной мере поразило европейский мир, который вместо униженного ашкеназа из гетто вдруг увидел современных людей, не чуждающихся общества и умеющих себя в нем вести, — ведь до этого они сто лет являлись частью христианского мира и были, выражаясь современным языком, вполне интеллигентными людьми. Более того, известно, что они вступали в браки с представителями испанского высшего света. Таким образом, мараны принесли с собой в еврейство и черты тех, с кем они роднились.

Дальше переходим к индивидуальному прозелитизму. Он был распространен гораздо шире, чем принято считать. Во-первых, на протяжении сотен лет в еврейских домах существовали слуги, челядь, домашняя прислуга, наложницы, рабы, рабыни... Власти разных стран всегда пытались воспрепятствовать евреям в обращении этой челяди в иудаизм. А это означает, что подобное всегда происходило. Кроме этого, имеется масса документированных случаев, и мы видим, что это был постоянно текущий процесс.

Возьмем, например, Кюрасао, куда перебрались все те же потомки маранов, которые, уезжая из Амстердама, пытались осесть в Бразилии. Потом их оттуда погнали, поскольку пришли португальцы, и они осели на Кюрасао и стали там плантаторами. А плантатор работает с рабами. И там даже возникает язык папиаменту, существующий до сих пор, созданный в среде еврейских плантаторов и их рабов на португальской основе. Кюрасао по сию пору говорит на этом папиаменту, народном языке с немалым количеством еврейских элементов. Потом эти рабы бегут в Суринам и Британскую Гвиану, нынче Гайану, куда тоже приносят элементы полуиудаизма.

Теперь возьмем собственно Европу. Изучая архивы средневековой Европы, ученые набрели на факт, что было несколько десятков тысяч прозелитов с XII по XV век. Они, правда, большей частью, принимая иудаизм, сразу же бежали к мусульманам. Но было при этом и обратное движение — бегство прозелитов-иудеев из исламского мира в христианский. И пара десятков тысяч человек за двести-триста лет — это тоже очень много.

Кроме того, имелись и прямые случаи брачных и небрачных связей евреев — мужчин и женщин — с неевреями. В том числе и насилий.

Тут сразу вспоминается время Хмельнитчины.

— История насилий далеко не исчерпывается одной только Хмельнитчиной. Это, увы, было явлением постоянным. А вот далее мы уже имеем дело с .аскалой и ростом смешанных браков. И, в общем-то, сегодняшняя тенденция к разрушению эндогамии в диаспоре очевидна. Не говоря уж о прозелитизме «новой волны», как, например, открытом прозелитизме реформистского движения. Глава реформистского движения в США в начале 1990-х гг. выдвинул лозунг: «Миллион прозелитов!». Подытоживая, скажу: все это, на самом деле, и есть еврейский мир, который в таком виде, безусловно, камня на камне не оставляет от идеи о евреях как расовом единстве.

То есть никакого еврейского антропологического единства не существует?

— Это тоже не совсем так. Потому что элементы определенного антропологического единства существуют, другое дело, что они проявляются, скорее, на уровне стереотипов.

Да, действительно, в Европе горбатая форма носа была достаточно характерна, особенно на фоне окружающих людей. Эта черта, может быть, даже не была массовым явлением, но она была специфична и потому вылилась в стереотип для окружающего славянского населения, среди которого большеносых было сравнительно немного.

Беседовал Н. Файнких
«Еврейские новости»


1Ам (иврит) — народ

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №71 > Почему евреи выглядят так, как они выглядят?
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 04:52:01
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jewniverse - Yiddish Shtetl Jerusalem Anthologia