БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №84-85 > 32%
В номере №84-85

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+13
Интересно, хорошо написано

32%
Ева КРАСНОВА и Анатолий ДРОЗДОВСКИЙ

«…Две главные группы населения Одессы: православные и евреи. Первая составляет 57%, вторая – 32% общего населения города…»
Эти данные взяты из фундаментального труда, изданного в Одессе к 100-летию города. Треть населения евреи составляли полвека – до второй мировой войны. Понятно, что такая масса жителей оставила ощутимейший след в развитии и процветании Южной Пальмиры.
Соответственно, и еврейская тема в обширной коллекции А.А. Дроздовского по старой Одессе представлена многочисленными и самыми разнообразными материалами.

«32%» – так назвали мы небольшой скромный альбомчик, изданный по материалам коллекции, экспонировавшейся в залах созданного в 2002 году Музея евреев Одессы. Нам, выросшим в стране с государственным антисемитизмом, казались чудом и создание музея, и возможность выпуска такой книжки. Мизерный тираж ее разошелся довольно быстро, но до сих пор к нам обращаются разыскивающие ее книжники из разных стран.

Как жилось нашим предкам, составляющим третью часть населения города? Об этом мы знаем не только по рассказам бабушек и дедушек, по произведениям И. Бабеля, С. Юшкевича, А. Аверченко и других великих писателей, живших в то время в Одессе, но и по открыткам, рекламам, нотам, документам, книгам. Чудом сохранились эти коллекционные материалы.
Виды трех одесских синагог: Главной («Теплой») на углу Ришельевской и Еврейской, Бродской на углу Пушкинской и Жуковского и «Холодной» в конце Екатерининской – попали на открытки, литографии и фотографии начала ХХ века. Не осталась без внимания и местная «стена плача» – оригинальная ограда и ворота Нового (второго) еврейского кладбища, построенные в едином стиле по проекту архитектора А. Минкуса вдоль Люстдорфской дороги.

Еврейскую больницу с корпусами прекрасной архитектуры одесские фотографы и издатели открыток не удостоили своим вниманием. Зато невзрачное типовое одноэтажное здание еврейской богадельни в самом начале Старопортофранковской улицы, ошибочно обозначенное на открытке как еврейская больница, удачно дополняет число еврейских объектов старого города.

ИзменитьУбрать
(0)

Украшают нашу коллекцию отчеты еврейской богадельни за 1887 и 1891 годы. Из них видно, что богадельня содержалась на добровольные частные пожертвования членов городской еврейской общины. Свой посильный вклад вносили и состоятельные одесситы, и люди среднего достатка. Собираемые средства обеспечивали довольно сносное содержание призреваемых, во всяком случае, обитатели богадельни даже очень преклонного возраста жили там подолгу. Одесская еврейская община содержала на свои средства больных и старых евреев, и содержала весьма достойно.

ИзменитьУбрать
(0)

Среди благотворительных обществ, изрядное количество которых существовало в нашем городе, хочется упомянуть «Эзрас-Хойлим», призванное по своему назначению «удовлетворить потребность еврейского населения в медицинской помощи и содействовать неимущим больным пользоваться с наибольшим успехом всеми способами и средствами современной медицины».
Известно, что общество это надеялось в своей работе не только на пожертвования, но и предпринимало попытки пополнить бюджет, проводя различные благотворительные акции. Например, организовало издание открыток, для оформления которых использовались прекрасные образцы орнаментов еврейской книжной графики. Весь доход от издания шел в пользу благотворительного общества.

С благотворительностью связана и наша давняя семейная реликвия – «цдака». Этот маленький металлический шедевр для сбора пожертвований – некий символ, который учит умению легко отдавать часть своих средств в пользу тех, кто сам заработать по каким-то причинам не может.

А отдавать бедным часть своей прибыли в Одессе было кому. Ашкенази, Хаисы, Бродские и другие богатейшие одесские предприниматели жертвовали огромные средства на строительство детских приютов, столовых для бедных, ночлежных приютов, синагог и т.п., и поддерживали эти заведения весомыми взносами до самой революции.
В нашей коллекции сохранилось довольно много рекламных открыток одесских купцов-евреев разных гильдий, составляющих костяк торгово-промышленной Одессы. Много рекламы столичных предпринимателей, успешно содержавших в Южной Пальмире свои торговые представительства и отделения, например, чайная фирма В. Высоцкого, построившая свою чаеразвесочную фабрику на Троицкой улице.

Рекламные открытки магазина А. Бродского на углу Ришельевской и Греческой улиц рассказывали о разнообразном ассортименте товаров. Несмотря на тесное соседство с крупным универмагом братьев Петрококино, оба магазина процветали.

Неподалеку от магазина Бродского Я. Гальперин обещал покупателям невероятные скидки в своем галантерейном магазине на Ришельевской, 16. Г.М. Левинсон обеспечивал одесситов различной бумажной продукцией в двух магазинах в центре города. М. Гринберг активно торговал мебелью и аксессуарами к ней на углу Жуковского и Ришельевской. Братья Крахмальниковы снабжали одесситов печеньем, конфетами и прочими сладостями, Иосиф Сквирский – средиземноморскими цитрусовыми, а владелец депо музыкальных инструментов Лев Абрамович Иозефер удовлетворял самые взыскательные вкусы любителей музыки, приобретавших там не только музыкальные инструменты, но и самоучители и ноты модных романсов и песен.
Обложки любительских нотных изданий в начале ХХ века принято было красочно оформлять. Как и в книжной графике, в нотных изданиях были свои прекрасные специалисты – художники, которые, как правило, свои творения не подписывали.

ИзменитьУбрать
(0)

Одесские ноты марша «Возрождение евреев», посвященные 7-му Конгрессу Сионистов, состоявшемуся в 1905 году, и попурри из различных национальных опереток «Еврейское веселье», сочиненные и изданные за свой счет Н.Л. Спектором, продавались во всех музыкальных магазинах города.

Позднее, перед первой мировой войной, ноты и слова популярных песен из репертуара кумира публики – куплетиста Льва Зингерталя – печатало нотоиздательство И.С. Либермана «Свободная песнь». На злобу дня это издательство выпустило в смутное время смены властей «Украинский народный гимн» «Ще не вмерла Україна», грустные песни А. Вертинского и др.
В это же время активно работало нотоиздательство Б.А. Матусиса и Ф.И. Свиста «Южная Пальмира», оставив нам популярные шлягеры того времени: «Вова приспособился к беде» из репертуара Д. Дарьяловой, «Поймал – держи!» Л. Зингерталя, популярную одесскую песенку «Денатурщики-политурщики» из репертуара Э. Ирана, и, учитывая революционные события тех лет, – марш «Обновленная Россия» на музыку одного из владельцев издательства.

Нельзя не упомянуть и об одесских фотографах – владельцах многочисленных фотоателье, газетных репортерах, сохранивших для потомков лица нескольких поколений одесситов – наших предков, различные городские события, виды Одессы. Свои имена они гордо указывали на паспарту фотографий, хвалились многочисленными наградами, придворными званиями и благодарностями Императорских, Великокняжеских, королевских и прочих высокопоставленных дворов Европы и Азии. Если Иосиф Шнейдер, Шая Лихтенберг, Яков Белоцерковский, Яков Тираспольский, Соломон Куперберг, Самсон Маргулиус, Осип Вайнштейн, Абрам Вайнштейн, Мотя Вайнштейн, Л. Малкус, Яков Сруль Ковальский, Гений Шапиро, Кива Мульман, Абрам Краснов, Даль Гроссманн, Израиль Рыжак, Д. Берсуцкий и другие работали в центре города, то Яков Райх, Ревека Вайц, Голда Бескин, Хаим Янкель Бейгельзимер, Мейлех Кирчик и прочие осваивали пространство исторических окраин: Пересыпи, Молдаванки и портового района.

ИзменитьУбрать
Бегство евреев из Одессы
после погрома 1905 г.
(0)

Паспарту для фотографий печатались в крупнейшей литографии Иосифа Покорного, позднее изготовлялись литографом Я. Коганом и др., владевшими также магазинами фотографических принадлежностей. Множество типографий и книжных издательств принадлежало на рубеже веков предпринимателям-евреям: Мирону (Мееру) Козману, Якову Шерману, Боруху Сапожникову и другим.

Невозможно объять все аспекты еврейской жизни в Одессе на рубеже ХIХ и ХХ веков. Каждый документ или предмет, попавший в поле зрения исследователя, может открыть новую страничку в жизни евреев нашего города.

За 5 лет существования Музея истории евреев Одессы мы дарили этому прекрасному учреждению самые разнообразные предметы и документы: фотографии синагог и снимки, выполненные фотографами-евреями, документы о политической активности евреев, учебные свидетельства, прибор для самодельного изготовления мацы в советские времена… Мы желаем музею пополнять свою экспозицию по всем возможным и невозможным направлениям, глубоко исследовать получаемые материалы. А за нами дело не станет.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №84-85 > 32%
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 02:54:00
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Dr. NONA Jerusalem Anthologia