БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №88 > Путями радости
В номере №88

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+10
Интересно, хорошо написано

Путями радости
Вита ИНБЕРГ

Идеи хасидизма даже человеку, далекому от еврейства, могут показаться привычными, как старые друзья: ведь нечто подобное можно встретить то в дзэнских анекдотах, то в даосских притчах, а то в современной гуманистической психологии.
Радость и спонтанность бытия, ежесекундная наполненность смыслом, духовность как постоянный принцип жизни, путь добродетели, почитание праведников, проч­ные отношения «учитель-ученик», уважение к индивидуальности при одновременном сохранении традиции, парадоксальность и самоирония, – видимо, к этим ценностям и принципам приходит всякая человеческая мудрость. И особая медитативная практика хасидской молитвы по описанию напоминает методы, которыми доныне пользуются иные школы и другие народы. Наконец, самое главное – воодушевленная, сердечная, радостная любовь к Б-гу, благодарность и непрерывное служение Ему.

С другой стороны, хасидизм не может не обладать своими собственными узнаваемыми чертами. Будучи исключительно еврейским религиозным течением, он имел непростую историю и создавался людьми поразительно яркими, оставлявшими по себе мощный след – как в истории еврейской мысли, так и в повседневной жизни народа. (Не зря хасидизм называют «народным движением».)

Собственно, идеал человека «благочестивого», т.е. хасида (от слова «хесед» - милосердие), сложился в еврейском мировоззрении очень давно.

Хасидизм щедр на чудеса, и, наверное, первым чудом можно назвать его возникновение в Восточной Европе – именно в тот момент и в тех местах, где это было более всего необходимо.

В конце 18 в. евреи Польши и Украины переживали своего рода кризис. В результате многочисленных притеснений «Польша перестала быть центром еврейской учености. Евреи, оставшиеся в живых, были в основном людьми бедными, тяжело работавшими долгие часы, чтобы обеспечить себе скудное существование. У них почти не было возможности учиться. К 1730 г. уже три поколения евреев выросли, получив лишь небольшое еврейское образование. Широко распространенным было ощущение подавленности... Многие чувствовали себя униженными в глазах Б-га».

Ограничения в правах росли, а доходы падали; снижался уровень образования; в поисках средств к существованию люди отдалялись от местечек, рассеивались, и община практически распадалась. Утрачивался стержень еврейской жизни, которая раньше «концентрировалась вокруг синагоги, ешивы, изучения Торы». Спасали только «кочующие специалисты» – меламеды, магиды (проповедники), раввины, которые посещали время от времени хутора и деревни. Но их не хватало. Люди, жившие в совсем отдаленных и бедных районах, нередко уже не умели молиться. На них, с другой стороны, пренебрежительно смотрели ученые евреи, знатоки традиции, которые хранили ее и, как пишет Эли Визель, запрещали любые отклонения. В общем, ситуация сложилась более чем печальная. Но появился человек, который нашел из нее выход.

ИзменитьУбрать
А. Вайсман, www.ibiblio.org/yiddish/av/
(0)

Имя его «окутано туманом легенд», искренним почитанием, благодарностью и любовью. Ведь он ни много ни мало «опустил небеса на землю» – приблизил к обычному еврею свет знания, сделал его понятнее, доступнее и радостнее.

Баал-Шем-Тов родился около 1700 г. в местечке Окуп в Галиции. Он с юности много странствовал по Украине и довольно быстро стал известен в народе как целитель, чудотворец, каббалист. «Баал-Шем-Тов» и означает – «Владеющий Благим Именем», «добрый чудотворец». Согласно легенде, будущему основателю хасидизма было 36 лет, когда его посетило видение и он узнал, что пора принять свою судьбу. В ту ночь один путешественник увидел Баал-Шема стоящим в пламени или потоке света…

Объясняя последователям, что такое хасидизм, Баал-Шем-Тов (Бешт) рассказывал следующую притчу. Некий кузнец решил завести собственное дело. Он купил все, что требовалось, – наковальню, молот, меха, и взялся за работу. Но горн не разгорался. Придя за советом к старому кузнецу, он услы­шал: «У тебя есть все, что нужно для работы, – кроме искры». «Искра, – говорил Бешт, – это и есть хасидизм». Он умел зажигать искры – к концу его жизни «свыше десяти тысяч последователей… несли учение хасидизма во многие страны».

В 1740 г. после долгого периода странствий Бешт обосновался в Меджибоже, где вокруг него собралась группа ближайших учеников. Среди них был будущий преемник Бешта рабби Дов Бер из Межерича, «Великий Магид». Именно он детально разработал теоретическое учение хасидизма. Согласно ему, повсюду рассеяны «Б-жественные искры», и «высшей целью творения (в соответствии с каббалистическими доктринами Ицхака Лурии) считается процесс “исправления мира” – извлечения “искр” из земных оболочек и постепенное вознесение их к Первоисточнику, вплоть до установления полного единства между Творцом и творением». Причем, особую роль в этом играет именно человек…

По поводу взаимоотношений хасидизма и каббалы р. Адин Штейнзальц заметил: «Разницу между ними можно уподобить различиям между чистой и прикладной математикой. Если каббала изучает духовную структуру мироздания и все его составляющие, то хасидизм занимается прикладными исследованиями: как человек должен взаимодействовать с Б-гом, миром и собственной душой».

Баал-Шем-Тов утверждал, что слияние человека с Творцом достигается не только путем изучения Торы, что было в ту пору доступно немногим, – но «простой горячей молитвой, возносимой от всего сердца, с радостью, и ревностным исполнением мицвот1». Он учил, что таким образом самый простой и малограмотный еврей способен оказать влияние на мир. И путь служения – «в единении людей, а не в отшельничестве, в помощи друг другу и гостеприимстве… Всякий человек значительнее, чем кажется, и способен на большее, чем может показаться…»

Согласно учению хасидов, среди благочестивых евреев ведущую роль играет цадик (праведник) – духовный лидер, наставник, у которого отношения с Б-гом более тесные, чем у других людей. Душа цадика находится на более высоком духовном уровне. Известны целые династии цадиков. Вокруг каждого цадика и его преемников возникали особые группы, течения внутри хасидизма.

«Нужно самопожертвование во имя любви к другому еврею. Неважно, хасид он или нет, ученый человек или неуч, старец или дитя» Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон
«Я не собираюсь укорять вас тем, что было в прошлом - потому то о прошлом не плачут. Исправить то, что можно исправить, начиая с текущего момента, - в этом моя цель». Ребе Менахем-Мендл Шеерсон

Хасидское движение отвечало на важнейшие потребности восточноевропейских евреев в надежде и поддержке, в обновлении смысла жизни, в укреплении радости служения Всевышнему, и в особенности – в избавлении от одиночества, которое угнетает и лишает сил. Неудивительно, что вскоре хасидское движение охватило Подолию, Волынь, Галицию, распространилось в Польше, Молдавии, Белоруссии, Закарпатье, Словакии и других регионах.

После смерти БЕШТа во главе хасидов встал р. Дов Бер. Он уделял особое внимание своим лучшим ученикам, которые позднее основали центры хасидизма по всей территории Польши, Галиции, Белоруссии и Украины. Города, в которых они обосновались, стали новыми центрами хасидского движения. Первая хасидская община за пределами Европы была основана в 1778 г. группой хасидов, поселившихся в Святой Земле. А к середине 30-х годов 20 века в Восточной Европе было несколько миллионов хасидов.

Разумеется, история движения вовсе не была триумфально-радужной. Поскольку во времена своего зарождения и оформления хасидизм по ряду причин находился как бы в оппозиции к традиционному иудаизму, у хасидов были серьезные противники, которых называли миснагдим («противящиеся»). Последние сделали очень сложным существование хасидов, в частности, в Белоруссии и Литве. История этого конфликта сама по себе достаточно драматична – например, превратности судьбы р. Шнеура-Залмана, знаменитого Алтер Ребе.

Всякое новое явление, которые приносит с собой какие-то перемены, проходит тяжелый период неприятия, адаптации в мире и, выживая, становится крепче, в свою очередь, меняясь и развиваясь. Так произошло и с хасидизмом…

Во время Катастрофы города, бывшие когда-то главными центрами хасидизма, были практически уничтожены. Многие евреи переселились в США и Палестину, где восстановили привычный для них образ жизни.

Одно из направлений хасидизма – Хабад, известный также под именем Любавических хасидов по названию города, где было положено начало движению.

Основателем династии любавичских хасидов Шнеерсонов был в конце 18 в. выдающийся мыслитель Шнеур Залман из Ляд. Его главный труд – «Тания». Особой известностью пользовался недавно умерший седьмой ребе Хабада Менахем-Мендл Шнеерсон.

Хабад организовал самую большую в мире сеть еврейских образовательных проектов с центрами в более чем 20 странах мира и сыграл важную роль в оживлении еврейской жизни и соблюдения традиций в странах Запада. Существует поговорка: «Везде, где есть Кока-Кола, есть Хабад». Правильней сказать – всюду, где есть евреи... В любой уголок земли, где находится еврейская община, Ребе шлет своего посланника – шалиаха, который должен поселиться в Гонконге или в Кейптауне, чтобы учить евреев Торе, отвечать на их вопросы.

Возрождение еврейской жизни в бывшем Советском Союзе, где большинство евреев потеряли связь с традициями и религией своего народа, стало возможным только методами хасидизма: добираясь до самых «отдаленных» душ. На сегодняшний день большинство еврейских общин СНГ работают так.

«Для меня религиозный еврей – это в первую очередь хасид, – сказал в одном из интервью р. Адин Штейнзальц. – Подлинно еврейские стиль и образ жизни, примеры личностей, вдохновлявших на подражание, в моих глазах были всегда связаны с хасидизмом».


1Мицвот - заповеди

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №88 > Путями радости
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 09:21:40
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Всемирный клуб одесситов Dr. NONA