БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №94 > Вендил Джонс и Ковчег Завета
В номере №94

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+32
Интересно, хорошо написано

Вендил Джонс и Ковчег Завета
Джерард РОБИНС. Сокращенный перевод Инны НАЙДИС

В известном фильме Стивена Спилберга «В поисках утраченного Ковчега» Индиана Джонс ищет Ковчег Завета. Сюжет фильма, конечно, вымышленный, но так совпало, что человек по имени Вендил Джонс в течение очень долгого времени всерьез занимается поисками Ковчега.

ИзменитьУбрать
(0)

Впервые я увидел Джонса в конце 80-х в Йешурун Кон­грегэйшн (самая большая синагога в Хьюстоне) – его пригласили туда, чтобы он рассказал о своей археологической дея­тельности в Израиле. Я следил за его деятельностью по его отчетам в «Ресерчере» в 1991 г. и лет пять тому назад слушал его доклад перед аудиторией в 300-400 человек, состоявшей, в основном, из ученых и академиков, в том числе экспертов по свиткам Мертвого моря.

Далее я представлю сведения из необычного досье Джонса, но сначала мне хочется перейти к сути дела.
В 1947 г., как раз в год принятия решения о создании со­временного государства Израиль, в Кумранских пещерах на северном побережье Мертвого моря бедуины нашли некие свитки. Тексты свитков изучались небольшой группой ученых более 45 лет, и только десятилетие тому назад стали доступными для широкой публики.

ИзменитьУбрать
Медный свиток
(0)

В 1952 г. еще один свиток, размером в 7 футов1, был найден в Кумранской пещере рабочим, который вел раскопки под руководством профессора Джеральда Хардинга. Свиток был сделан из беспримесной меди, и на нем были выгравированы ивритские буквы. Находку перевезли в Англию, где с большими трудностями «развернули», чтобы прочесть.

Большая часть текста выглядела как опись, остальной текст содержал географиче­ские, геологические и топо­графические описания, написанные уклончивым языком. Часть текста и его значение были ясны, но часть содержала оборванные предложения, странные окончания, загадочные знаки и пр., казалось бы, специально затрудняющие понимание смысла. (Позже еврейский специалист по рукописям М.А. Бен-Лурия сказал: «…свиток не может быть расшифрован без знания раввинистической литературы».)

Озадаченная команда исследователей четыре года дер­жала в тайне свои изыскания. Наконец они обнародовали перевод текста (позднее в нем было найдено 80 ошибок!) со своими комментариями, но выразили очень большое сомнение в подлинности его содержания. Впоследствии многие исследователи высказывались о содержании текста, как о подделке, «записках сумасшедшего», мистификации –«еврейский мистиче­ский фольклор» и т.п. В конце концов, текст был признан бессмысленным и игнорировался большей частью академической аудитории.

На самом деле Медный свиток оказался описью священных сокровищ Первого Храма, спрятанных перед тем, как вавилоняне разрушили его.
Помимо прочего, в Медном свитке сказано: «В безмолвии долины Ахор, под восточной стороной холма, на сорок ступеней вглубь находится серебряный ларец и с ним облачение первосвященника, все золото и серебро Скинии (Мишкан2) и все ее святые сокровища».

В свитке упоминается, что все эти сокровища спрятаны в «Пещере Колонны возле реки Дом», и весь остальной текст содержит множество ориентиров, указывающих на место, где находится тайник. Осталось всего лишь найти правильную интерпретацию этих указаний.

ИзменитьУбрать
Кумранские пещеры
(0)

Медный свиток был найден в 1952 г. и многие годы оставался загадкой. Как бы то ни было, интенсивные поиски последних 30 лет начали открывать многие из его секретов. Чтобы понять свиток, необходимо было знать геологические и географические ориентиры, упоминаемые в тексте.
Дальнейшее раскрытие смысла свитка началось лишь в 90-х годах. Рабби Мендель Троппер и рабби Рахмаэль Стейн­берг вспомнили о забытом тексте «Эмек Ѓа-Мелех­», который был написан рабби Нафтали Герцем Бен Яаковом Эльханоном в 1648 г. в Амстердаме. Рабби Герц был большим знатоком письменной и устной Торы и последователем рабби Ари бен Лурии, возглавлявшего группу выдающихся раввинов, включая такого гиганта как рабби Иосиф Каро, автор «Шулхан Аруха».

В «Эмек Ѓа-Мелех» приводится утерянный текст Миш­ны, который называется «Массехет Кейлим» и состоит из 12 частей. Каждая часть описывает различную утварь, спрятанную пророком Иеремией в 3331 году по еврейскому летоисчислению (429 г. до н.э.), за 7 лет до разрушения Первого Храма (422 г. до н.э.). Текст указывает, что для этой миссии были выбраны пять святых мужей, и перечисляет их имена.
Наиболее интересны из этих 12 глав – первая и вторая. В первой перечисляются предметы утвари, а во второй говорится следующее: «Это святая утварь из Храма в Иерусалиме… Шимор Ѓа-Леви и его помощники написали [опись] на медной дощечке».

Как напоминает рабби Стейнберг, в Талмуде говорится, что пророк Иеремия предвидел изгнание и указал царю Иосифу спрятать Ковчег Завета и храмовую утварь, включая масло для помазания, одежды Аарона и серебряный ларец с дарами филистимлян Б-гу Израиля.
Рабби Троппер процитировал отрывок из Вавилонского Талмуда, где говорится, что наступит день, когда Мишкан и все его содержимое будут найдены. Он привел еще одну цитату: «В святилище содержались алтарь для дневных и сезонных жертв, чудесной работы Менора из чистого золота, Калаль (медная урна) с пеплом красной коровы3 и другая утварь, необходимая для службы коэнов. Во внутреннем помещении Мишкана, в Святая Святых, находился священный Ковчег Завета, содержащий помимо других священных предметов Скрижали с десятью заповедями, принесенные Моше с Синая. Благодаря всем этим священным предметам и уровню святости, достигнутому Моше, Мишкан был почтен постоянным присутствием Шхины. Когда был построен Первый Храм в Иерусалиме, Ковчег Завета был помещен в него, а остальные части Мишкана спрятаны под Храмом в секретном хранилище».

ИзменитьУбрать
Ковчег Завета
(рисунок сделан по описанию)
(0)

Важно отметить, что главы «Массехет Кейлим» («Тосе­фта» – приложение к Тал­муду) отсутствуют в современных изданиях Талмуда.
В 1990-х гг., в процессе дальнейших исследований, была обнаружена работа, осуществленная Соломоном Шехтером в Кембридже, в 1896 г. Он приобрел 100 тысяч страниц из генизы4 очень старой каирской синагоги Бен Эзра. Среди этих свитков была найдена копия «Тосефты», содержащая «Кейлим» («Утварь») – тот же текст, который приводит рабби Герц. Возраст этой копии из каирской генизы определили приблизительно в 800 лет, т.е. гораздо старше публикации рабби Герца.

И для пущей убедительности: в 1952 г. (в том же году, когда обнаружили Медный свиток) в подвалах Бейрутского музея (Ливан) были найдены две огромные мраморные дос­ки с выгравированными на них письменами на древнееврейском. Текст начинался так: «Это слова Шимора Ѓа-Леви, слуги Ашема года 3331 от Адама». Примечательно, что остальной текст совпал с утерянным текстом «Массехет Кейлим» и с его повтором в Медном свитке!
Настало время ознакомиться с досье Вендила Джонса, который сыграл значительную роль в интерпретации текста Медного свитка и в использовании полученной из него информации для локализации местонахождения предметов из Храма.

Джонс родился в Судане (Техас) в 1930 г. Еще в раннем детстве воображение Вендила потрясли герои библии. В возрасте 9 лет он был захвачен событиями Книги Маккавеев. Во второй части этой книги упоминается о суще­ствовании «записей» о том, что пророк Иеремия спрятал Мишкан, Ковчег Завета и алтарь воскурений в некой тайной пещере. Иеремия провозгласил: «Это место будет оставаться сокрытым, пока Всевышний не соберет свой народ вместе и ниспошлет ему Свое прощение». Годами Джонс размышлял о том, что случилось с этими «записями».

Другим юношеским увлечением Джонса была археология. Он провел много времени, охотясь за индей­скими реликвиями и раскапывая места индейских стоянок Техасского «полуострова». К 16 годам он знал, что посвятит свою жизнь работе во имя
Б-га. После школы он некоторое время обучался в Юго-Западной теологической семинарии. Получил степень бакалавра богословия и, по окончании баптистской семинарии, степень магистра теологии. Далее он продолжил образование в университете Боба Джонса, работая в Боуэновском Библейском музее под руководством д-ра Уильяма и миссис Боуэн, которые были учениками и сотрудниками выдающегося египтолога У. Петри и библейского археолога У. Олбрайта.

Будучи в 1955-56 гг. пастором баптистской церкви, Вендил Джонс был уязвлен осознанием того, что многие антиеврейские выпады в Евангелии сопровождались пометками «отсутствует в более древних манускриптах»; он понимал, что они добавлены позднее отцами церкви. Это побудило Джонса обратиться к ближайшему раввину Генри Гутману, вследствие чего они подружились, и в мировоззрении Джонса произо-
шли изменения.

В октябре 1956 г. Джонс отказывается от пасторства и отправляется в Гринвилл, где начинает изучать иврит в школе Талмуд-Тора вместе с маленькими детьми. Затем он пополняет знания, обучаясь у ныне покойного р. Макса Стаубера. По мере возрастания знаний он понимает, что его прежнее образование было ущербным, и решает ознакомиться с Писанием с еврей­ской точки зрения.
С 1964 по 1967 гг. Джонс читает лекции в Библейском исследовательском обществе. В рамках этого общества он основывает Иудео-христианский исследовательский фонд, который позже порождает Институт иудео-христианских исследований, превратившийся сегодня в Исследовательский институт Вендила Джонса (VJRI). Деятельность этого института посвящена исправлению ложных представлений об иудаизме, евреях и государстве Израиль.

Примерно в 1960 г. Джонс с огромным интересом прочел о Медном свитке с его описью священных сокровищ. Его мгновенно озарило идеей, что это была одна из «записей», упоминаемых в Книге Маккавеев, о которых он столько думал! Так началось его персональное расследование, которое изменило его жизнь.
В апреле 1967 г. Джонс вместе с семьей переезжает в Израиль, чтобы продолжить свое образование в Еврейском университете на факультете иудаики. Он был первым неевреем, принятым на это отделение.
Двумя месяцами позже началась Шестидневная война, и Джонс предложил свои услуги в качестве наводчика. Будучи дальтоником, он легко определял закамуфлированные позиции врага, что очень помогло израильской артиллерии. Джонс удостоился статьи в журнале «Тайм» и приобрел некоторые ценные контакты.

Сразу же после Шестидневной войны он попадает на раскопки в Кумране, которые были разрешены Иорданским Комитетом древностей до начала войны и продолжились после нее уже под израильским статус-кво. В последующие годы Джонс продолжает работать в Иудейской пустыне со своим другом и учителем, ныне покойным Песахом Бар-Адоном, археологом, известным своим открытием кумранской Пещеры сокровищ.
18 сентября 1968 г. Джонсу удается определить местонахождение Пещеры Колонны и реки Дом – двух ключевых ориентиров, упомянутых в Медном свитке. Следующие 10 лет Джонс буквально «привязывал Свиток к земле», идентифицируя множество ключевых ориентиров, упомянутых в нем. Лишь в 1977 г. он начал первые раскопки Пещеры Колонны (спонсировавшиеся Ларри и Луисом Хеннеманами). В течение следующих 10 лет Джонс и его команда волонтеров, игнорируя насмешки академических кругов, продолжали раскопки, оставаясь с пустыми руками. Как бы то ни было, к 1988 г. Джонс идентифицировал 32 ориентира-указателя.

ИзменитьУбрать
(0)

В апреле 1988 г. его терпение и стойкость были вознаграждены – был найден небольшой сосуд с неким маслом. Тщательное исследование, проведенное фармацевтическим отделением Еврейского университета, показало, что субстанция внутри сосуда является маслом для помазания, так называемым Шемен мисхак (масло, которое использовалось как благовоние для жертвенных воскурений, а также для умащивания первосвященника и царей Израиля). Эта находка была очень значимой: нашелся первый предмет из упомянутых в свитке!

Раввинистическое сообщество ликовало, и рабби Менахем Берстин, лучший в еврейских кругах знаток ботаники и химии элементов и артефактов, используемых в Храмовой службе, провозгласил, что это первый знак того, что мы движемся к восстановлению Храма. Сосуд был выставлен для обозрения в Национальном музее Израиля в Иерусалиме. Новость об этой находке обнародовали крупнейшие мировые СМИ.

В ходе раскопок 1992 г., проводимых волонтерами VJRI, был найден резервуар, содержащий красноватое порошкообразное вещество органического происхождения. Состав вещества был подвергнут анализу д-ром Марвином Антельманом, консультантом Вейцмановского института, а позже палеоботаник д-р Терри Хаттер идентифицировал наличие в составе смеси растительной пыльцы.

Анализ показал, что красноватая смесь состояла из девяти специфических элементов высокой очистки. Два дополнительных неорганических ингредиента – карсинская сода и содомская соль, были обнаружены в этой же пещере, очевидно, приготовленные для смешения с остальными компонентами, вместе составляющими священные благовония (Кеторет), упомянутые в Торе и Талмуде. Это была та самая смесь, которая сжигалась на алтаре воскурений в Храме. Вес найденных благовоний составлял около 900 фунтов5. Благовония были найдены в насыпи, обозначенной в Свитке загадочным названием «Голубая аура» – необычный световой эффект пещеры, вероятно, упомянут как опознавательный знак. На первой «дощечке» Свитка в девятой строке говорится о «тель кохелет», или «голубом холме».

С наступлением этого драматического события – второй находки, принадлежащей Храму и доказывающей, что экспедиция Джонса на верном пути, его старые добрые отношения с Израильским управлением по охране древностей (IAA) внезапно были прерваны. У Джонса отобрали лицензию на раскопки. Причины этого решения до сих пор неясны. Можно предположить, что Джонс, проводивший раскопки независимо, с весьма ограниченным бюджетом – на добровольные пожертвования, задел законные интересы Управления.
В последующие годы противодействие Управления несколько ослабло, Джонс продолжал поиски Храмовых сокровищ под видом геологических изысканий. Интересно отметить, что, когда в 1995 г. Джонс атаковал IAA с целью получения разрешения на раскопки, они ответили, что ему нужно заручиться рекомендательным письмом от солидного института. Не тратя времени зря, Джонс обратился к своему другу р. Адину Штейнзальцу, главе Института по изучению Талмуда и одному из мировых авторитетов в области талмудических исследований, издавшему современную редакцию Талмуда. Штейнзальц написал письмо, в котором выразил горячую поддержку изысканиям Джонса, назвав их «научно обоснованным исследованием, которое может привести к открытиям, важным не только для евреев, но и для всего мира». Несмотря на столь серьезные рекомендации, Управление все же отказало Джонсу.

В 1994 г. Джонс произвел два исследования с привлечением современных высоких технологий – методов дистанционного сканирования, с целью обнаружения скрытых структурных аномалий. Оба дали поразительные результаты.
Первая операция была совершена совместно с Израильским нефтяным, геологическим и геофизическим институтом: с помощью радара для исследования недр земли была обследована Пещера Колонны. Обследование показало наличие огромного скрытого помещения, упоминаемого в Свитке. В 1998 г. были определены размеры помещения – в 25 футов высотой и 65 футов шириной. Верхний уровень этого помещения (под хранилищем благовоний) должен содержать Калаль с пеплом красной коровы. Так Джонс интерпретирует слова из свитка: «под благовониями находится очищение».

Далее в свитке говорится: «На третьем уровне находится большая пещера, обращенная к востоку, закрытая плотной стеной… скрытая и потайная. На третьем уровне хранятся Скрижали… полностью… спрятанные… на последнем уровне пещеры с восточной стороны». Джонс считает, что упоминаемый уровень – естественная геологическая полость в природном пласте. Он предполагает, что эта большая пещера является выходом из Пещеры Цедек (Соломоновы конюшни), которая начинается под Дамасскими воротами в северной части старого Иерусалима. Этот коридор проходит прямо под Храмовой горой и, предположительно, спускается к долине Ахор (расстояние – 18 миль6).
В Талмуде говорится, что Ковчег Завета спрятан в переходе под Храмовой горой, но Джонс не видит никаких противоречий, если предположить, что переход длится от Иерусалима до долины. Упоминание об этом переходе есть в Книге Царей (где Всевышний говорит, что Он сделает долину Ахор Дверями Надежды).

Несмотря на то, что в 1994 г. было обнаружено это подземное помещение, отказ в разрешении на раскопки и другие препятствия, чинимые израильскими учреждениями, привели к тому, что исследование шло черепашьими шагами. Тем не менее, используя ручные орудия труда, волонтеры VJRI дошли до основного пласта. Дальше необходимо применение техники.
Джонс полон надежды и готовится к тому, чтобы проделать отверстие из Пещеры Благовоний в Большую Камеру. Он назвал это предприятие «Проект Петах Тиква» (Двери, или Раскрытие Надежды), и надеется, что если ему удастся выйти на большую полость, даже если она будет заполнена обломками, это даст убедительные доказатель­ства и основания для получения разрешения. В проделанное отверстие можно будет опустить маленькую, но мощную видеокамеру… Без сомнения, это будет очень волнующим событием.

Джонс видит более широкую перспективу своей работы. Он верит, что когда Священные сокровища будут найдены, это ознаменует уникальный период в еврейской истории и приведет к построению Третьего Храма, началу Мессианской эпохи и воцарению прочного мира на земле. Но, следуя пророчествам, перед восстановлением Храма земля Израиля и ее народ должны быть ритуально очищены и Царство обновлено. Джонс считает, что поскольку первое становление Царства началось не в Иерусалиме, а в Гилгале, то его восстановление должно произойти там же.
Будучи отлично знаком с географией и геологией Мерт­вого моря и с библейскими упоминаниями о Гил­гале, Джонс уверен, что его место­расположение было юго-восточнее Иерихона, а не севернее, как указывается на современных картах. Поэтому в 1994 г. он запустил проект температурного дистанционного зондирования для определения действительного местонахождения Гилгала. Результаты были ошеломляющие. Были найдены протоптанные дорожки 3000-летнего возраста, скрытые под 25-30-футовым слоем листвы, лавы, песка и пр.

Гилгал был местом, где в течение 14 лет находился Мишкан. Сотни тысяч человек, разделенные на 12 колен, стояли ежедневно во время утренних и вечерних церемоний. То есть миллионы ног ежедневно протаптывали свой путь вверх и вниз между рядами шатров. И за 14 лет их присутствие оста­вило неизгладимый след на ландшафте.

С помощью оборудования и специалистов из Университета Бен-Гуриона, Израильского института геологии, специалистов из НАСА, российских спутников и др. была обнаружена прямоугольная аномалия, которая позже была идентифицирована как Гадер (мэхица) – стена, воздвигнутая вокруг Мишкана. Этот участок находится возле иорданской границы. По­скольку эта местность известна как одно из немногих мест в мире, где семена не дают всходов, она совершенно пустынна (Джонс предполагает, что здесь находились Содом и Гомора, которые полностью истощили почву). Поисковая команда нашла каменную кладку шириной 36 футов и высотой 20 дюймов7. Довольно странная стена – высотой по колено. Дальнейшее изучение показало, что это был барьер, который мешал кому-либо случайно ступить на священную землю, ибо сказано (Исход 19:12), что ступившего туда постигнет смерть. Только левитам было позволено входить на эту территорию.
Были обнаружены и другие разделяющие барьеры, меньшей ширины, но такой же высоты – предположительно – разделители между стоянками колен Израилевых.

Общая площадь, отгороженная этими барьерами, составила более 52 кв. км – площадь, вполне достаточную для скопления 2-3 млн. человек. Можно ли представить другое место для Гилгала Иеѓошуа?
В дополнение к этим «физическим» доказательствам Джонс приводит множество географических, геологиче­ских и биологических ссылок на библейские свидетель­ства – индивидуальные и коллективные. Знаменательно также, что в окрестностях этой территории была найдена керамика, датируемая временем Иеѓошуа.

Если подтвердится, что это Гилгал, археологические и теологические последствия будут впечатляющими. Часть академического сообщества придерживается мнения, что нет археологических доказательств истории древнего Израиля – не было ни Исхода, ни Храма Соломона, ни царства Давида и т.д. Согласно библейской датировке, Иегошуа вошел в Ханаан около 1272 г. до н.э. И если гипотеза Джонса будет доказана, то это автоматически докажет историю Исхода.

И еще одна «история». С 1929 по 1948 гг. на этой территории располагался кибуц Бейт Арава. Задачей кибуца было установить выпариватель, чтобы добывать химические вещества из Мертвого моря. В 1939 г. небывалые дожди вынудили кибуцников выкопать дренажную канаву. Во время работ они наткнулись на каменную кладку, о которой не имели понятия, и проделали в ней пробоины в западной и восточной частях.
Джонс приводит цитату из Книги предсказания пророка Амоса о будущем восстановлении Израиля, где говорится о том, что будут пробоины в Гадере и они будут заделаны. Но во времена Амоса этих пробоин не было, они появились лишь в 1939 г. И одна из миссий, которую Джонс возложил на себя и своих помощников, – восстановление целостности Гадера.

Джонс уверен, что есть опре­деленный смысл в сокрытии Гилгала до нынешних времен, и что это Святое место должно быть рекон­струировано во имя будущего Из­раи­ля – будущего, которое находится «на расстоянии вытянутой руки».

____________________________________________________

НЕСКОЛЬКО КОММЕНТАРИЕВ
Джонс часто рассказывает о троекратном благословении, которое он получил 1 июля 1990 г. от Любавичского Ребе: «Ты делаешь важнейшую работу. Многие люди будут пытаться оста­новить тебя. Многие будут пытаться уговорить тебя изменить этому делу. Не останавливайся и не изменяй, и Б-г благословит тебя. Б-г благословит тебя! Б-г благословит тебя!»

У Джонса пятеро детей, двое из них приняли иудаизм и живут в Израиле. У одного из сыновей Джонса были многолетние проблемы с почками, и, в конце концов, потребовалась операция по трансплантации. Джонс предложил свою почку. Когда хирург приготовился удалять у Джонса почку, то обнаружилось, что у него их три. Сыну пересадили почку, а у Джонса осталось две, и здоровье его в отличном состоянии.
Рассказ о многоплановой деятельности Вендила Джонса будет неполным без упоминания о его основательной деятельности в движении «Бней Ноах» (см. МТ №93 – ред.).

Рабби Шломо Горен, бывший Главный раввин Израиля, поддерживал деятельность Джонса и посещал его раскопки в 1982 и 1983 гг., задолго до его счастливых находок. Обращаясь к волонтерам, он сказал: «Вы приехали сюда из разных концов Америки, у вас разные вероисповедания, вас сюда не послали ни школы, ни церкви, ни­кто вас сюда не звал. Вы приехали за свой счет, и многие из вас даже сами оказывают финансовую помощь ведению раскопок. Вы “подставили свои руки” для выполнения этой нелегкой работы. Вы работаете во благо Израиля и во благо евреев всего мира. Вы все это делаете и не просите ничего взамен. И я говорю вам, что вы уже нашли сокровище! Вы – это сокровище! Эта работа должна идти! Эти усилия должны продолжаться!»

Рабби Горен сказал Джонсу, что если пепел красной коровы будет найден, то не будет больше ни ортодоксов, ни консерваторов, ни реформистов, – будет «Ам Исроэль» – народ Израиля!


1 1 фут=30,48 см.
2Мишкан – переносной Храм, в котором хранился Ковчег Завета 40 лет в пустыне и в по­следующие годы – пока царь Соломон не построил Первый Храм в Иерусалиме.
3Пепел красной коровы – пепел от сожжения абсолютно рыжей коровы (не должно быть ни одного черного волоска), которая была принесена в жертву под руководством Моше по указанию Всевышнего. Этот пепел использовался для ритуального очищения первосвященника и для очищения всякого еврея от «нечистоты смерти» (прикосновения к мертвому).
4Гениза – место захоронения поврежденных манускриптов со священными текстами.
5Фунт=453,59 гр.
61 миля=1, 6093 км.
71 дюйм=1/12 фута=2,54 см.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №94 > Вендил Джонс и Ковчег Завета
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 12:42:09
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет" Всемирный клуб одесситов