БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №95 > Наружная реклама: игра по правилам и без
В номере №95

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+3
Интересно, хорошо написано

Наружная реклама: игра по правилам и без
Евгения ЮРЬЕВА

«Стою я как-то на углу Канатной и Итальянского бульвара, жду маршрутку и от нечего делать рекламные щиты считаю, – рассказывает один мой знакомый. – Насчитал штук 20 и сбился».

ИзменитьУбрать
(0)

Порывшись в Интернете, я выяснила, что по количеству уличных рекламных конструкций Одесса уступает только Киеву, а что касается соотношения «площадь города – количество наружной рекламы», то может даже поспорить со столицей нашей родины. И сколько же это трудолюбивых рекламистов нужно, чтобы так заполнить город рекламой?! Всезнающий Интернет отвечает и на этот вопрос: в Одессе действует более 50-ти компаний, занимающихся различными видами наружной рекламы или попросту – «наружки».
Рынок явно насыщен. По­следние несколько лет новые компании приходят на рынок только путем покупки суще­ствовавших ранее.

НА РЕКЛАМНЫЙ РЫНОК – НЕ ЧУЧЕЛОМ, ТАК ТУШКОЙ
Потрясенные таким количеством рекламы в нашем городе, власти Одессы последние два года перестали выдавать разрешения на размещение рекламы. Зато решения об отмене ранее выданных разрешений принимаются регулярно. Тем не менее, количество рекламы на наших улицах продолжает неуклонно расти.

По данным и.о. начальника бюро эстетики городской среды Снежаны Иовче­вой, в Одессе ежедневно без необходимых разрешений уста­навливается порядка 15 различных рекламных конструкций – от незаконного размещения растяжек и щитов до использования в качестве рекламных площадок уличных скамеек, урн, контейнеров для мусора, балконов и фасадов зданий. В результате страдает городской бюджет, который недополучает плату за установку рекламных конструкций.

«Предпринимательская смекалка в нашем городе – это фантастика! Люди хотят разместить лавочки в Аркадии, но они становятся рекламными носителями. Никто в мире до этого не додумался», – говорит член исполкома Одесского горсовета, руководитель совета по дизайну, известный скульптор Михаил Рева.

Гораздо хуже, когда эти самые конструкции устанавливаются не только без разрешений, но и без соблюдения элементарной техники безопас­ности. Тут уж без «жертв и разрушений» не обходится.
«Только в Одессе щиты размером 3 на 6 ставят на опорах электропередач, как, например, на Пушкинской. И никто ответственности в случае аварии не несет», – продолжает М. Рева.

А еще у нас в городе ставят незакрепленные бетонные конструкции или вешают щиты на заборах, совершенно не предназначенных для этого. Как результат – полтора года назад рухнувший под тяжестью щита забор убил человека.
Особо острая борьба идет за центр города. Хотя, как отмечает тот же Михаил Рева, в центре европейских городов рекламы нет вообще. И хотя, по его данным, исторический центр Одессы, куда так рвутся рекламисты и куда их пытаются не пустить городские власти, составляет всего процентов 15 площади, на которой можно было бы размещать рекламные конструкции, – мы-то с вами знаем, что в центре города все стоит дороже. В том числе – и размещение рекламы. Поэтому компании так добиваются права установить свою рекламу на Де­ри­ба­сов­ской, Пушкинской и Ришельевской.

БОЛЬШЕ – НЕ ЗНАЧИТ ЛУЧШЕ?
Можно было бы ждать, что количество (в данном случае – «наружки») рано или поздно перерастет в качество. Но... не перерастает. Реклама на улицах Одессы поражает своим однообразием и скудностью художественного исполнения. Очевидно, вся недюжинная фантазия рекламистов ушла в поиски не оригинального решения самой рекламы, а оригинального места ее размещения. «Одесские рекламисты должны были бы поставить памятник Фотошопу», – считает Михаил Рева. По его мнению, этот памятник должен был бы выглядеть, как квадрат, в который можно поместить любую картинку.

Впрочем, недостатки художественного плана – полбеды. Гораздо хуже, когда наружная реклама нарушает моральные и этические нормы. А таких случаев достаточно. По данным заместителя начальника областного управления по делам защиты прав потребителей Надежды Федосеевой, в этом году было выявлено 84 подобных нарушения у пяти рекламных фирм. Две компании оштра­фованы на 2 тыс. грн. При этом по всем случаям получено соответ­ствующее заключение Национального экспертного совета по вопросам общественной морали.

В частности, это касалось рекламы скидок на рынке «Сити-25», плакатов, рекламирующих кинофильм «Сафо» и мультфильм «Шрек-3». Так, одессит, по жалобе которого специалисты Потребзащиты разбирались с рекламой мультяшного любимца всех детей, написал, что слова «Да пребудет царствие его» под изображением Шрека «оскорбляют его религиозные чувства». Экспертный совет подтвердил наличие нарушения в этой рекламе.

Отдельный разговор – о так называемой социальной или некоммерческой рекламе, занимающей примерно третью часть наружных рекламных носителей на улицах Одессы. Обычно заказчиками такой рекламы выступают государ­ственные (муниципальные) органы и общественные организации. Размещается такая реклама, как правило, бесплатно. Задача ее – привлечь внимание людей к ежедневным проблемам, сформировать определенное общественное мнение по тем или иным вопросам и положительный имидж отдельных государственных органов (ГАИ, пожарная охрана и т.д.).

К этому виду рекламы можно отнести и страстные призывы коммерческих предприятий, оказывающих коммунальные услуги, вовремя оплачивать эти самые услуги. Отнести – поскольку взывают они не к кошельку рядового потребителя, а к его совести.
Социальная реклама в Одессе пытается привлечь вни­мание к проблемам сирот и инвалидов, призывает вовре­мя платить за свет и тепло, вести здоровый образ жизни и гордиться своим городом.

Впрочем, такая реклама также отличается достаточно низким уровнем как художественного исполнения, так и психологического воздействия. Если человек твердо решил не платить за электроэнергию, плакат с изображением ночного города с темными окнами не подвигнет его помчаться в банк погашать долги. А прекрасные виды Одессы с высоты птичьего полета с надписью «Это наш город» слишком контрастируют с обшарпанными фасадами домов.
То, что сейчас происходит в области «наружки», М. Рева­ определил двумя словами: «полный хаос и беспредел».

РЕКЛАМА СТРОГИХ ПРАВИЛ
В чем же причина этого «хаоса и беспредела»? По мнению С. Иовчевой – в отсутствии четких правил, регла­ментирующих работу рекламных компаний. То есть, такие правила теоретически существовали – Правила размещения наружной рекламы, принятые в 2004 г. решением Одесского горсовета. Но они не решали многих проблемных вопросов.

В частности, не предписывали собственникам рекламных конструкций заниматься их техническим обслуживанием и заменой по истечении срока эксплуатации. Они не обязывали владельцев таких конструкций, закрепляемых на фасадах домов, следить за сохранностью зданий и элементов архитектуры, не ограничивали размеры рекламных конструкций в цент­ральной части города, а, главное, не предусматривали мероприятий по демонтажу самовольно установленной рекламы.
Все эти и многие другие проблемы попытались разрешить разработчики новой редакции документа, которая начнет действовать с 1 июля этого года.

По словам С. Иовчевой, цель новой редакции Правил – реализация концепции «Городская среда». Эта концепция законодательно вводит разделение города на три зоны (см. врез). Для каждой зоны в Правилах определены виды и размеры рекламных конструкций. В частности, ограничен размер наружной рекламы в I зоне – центральной части города. Решение об установке рекламных конструкций в первой зоне с 1 июля будут принимать депутаты горсовета.
Соответственно, вводятся и новые расценки за право поставить рекламные кон­струкции. Цены зависят от размера и вида конструкций и от того, где они будут установлены. Эти расценки сделают невыгодной установку в центре города конструкций больших размеров.
Предусматривается также, что рекламные конструкции, не соответствующие Правилам, будут демонтированы за счет их владельца. В случае, если владельца установить не удастся, – за счет бюро эстетики. Действие Правил распространяется как на новые конструкции, так и на ранее установленные.

«Новая редакция правил содержит четкие требования по размещению рекламы, что позволит сохранить памятники архитектуры», – считает г-жа Иовчева.

ОСТОРОЖНОСТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО
Похоже, большинство одесситов, уставших спотыкаться и шарахаться от избыточной рекламы на улицах, с энтузиазмом воспримут новые правила. Особенно если они будут соблюдаться. Но не следует забывать, что реклама – не только двигатель торговли, но и способ заработка для энного количества одесситов. Насколько в новом документе сбалансированы интересы одних и других наших сограждан?

Большинство рекламных компаний от комментариев воздерживаются. Те же рекламисты, которые соглашаются говорить на эту тему, очень осторожны и высказывают прямо противоположные мнения.
Так, сотрудник компании «ОдесРекламПроект» отметил, что рост цен на установку и размещение рекламы неизбежно приведет к повышению ее качества. Правда, за счет чего это произойдет, он не смог ответить. Очень захотелось узнать мнение моего собеседника о разумности документа. Но тут он проявил максимум дипломатического такта и осторожности и ответил в том духе, что если правила есть, то они априори разумные. Потому что их разрабатывают компетентные специалисты.

Другие же рекламисты в кулуарах высказывают мнение, что правила усложнят работу и могут привести к переделу городского рынка внешней рекламы. Более конкретных прогнозов получить не удалось.

Скандал в благородном семействе
Впрочем, говоря о переделе рынка наружной рекламы, следовало бы добавить «об очередном». Потому что передел рынка уже произошел, когда один из предпринимателей скупил большую часть конструкций в центре города. Вот он-то и пострадает в первую очередь от введения новых правил.

Тут нужно сделать некоторые разъяснения. Упомянутая ранее концепция «Городская среда» преду­сматривает приведение к некоему однообразию элементов городского благоустройства (уличной мебели, киосков, общественных туалетов, урн, оста­но­воч­ных комплексов и тех же рекламных конструкций). Дизайн этих элементов должен быть разработан для каждой зоны – свой. И начинают городские власти, конечно же, с исторической части города.

В начале мая прошел конкурс дизайн-проектов. Победитель конкурса будет уста­нав­ли­вать в центре города киоски, скамейки, а в виде бонуса за благотворительность получит право на размещение рекламных конструкций. Конечно, старые будут демонтированы, что никак не устраивает их владельца. Он бы не прочь получить право и на установку новых, но...
Вернемся к конкурсу. В нем приняли участие 9 как одесских, так и крупных международных компаний. Среди них – группа компаний «Одесская уличная мебель», представляющая интересы крупного европейского оператора JCDecaux, тандем «РТМ» – Stroer, фирма «Стар», а также несколько местных предприятий, в частности, «Аринтин», СПД «Мохань», «Одессареклампроект».
Эксперты изначально прогнозировали, что одесские рекламисты крупным европейским компаниям – не конкуренты. И сыграют роль, скорее, «технических кандидатов». Наиболее вероятными претендентами на победу называли группы, представляющие интересы компаний JCDecaux и Stroer.

Ожидания не были обмануты. По неофициальной информации, победу на конкурсе с существенным отрывом одержал дизайн-проект группы компаний «Уличная мебель». Почему по неофициальной информации? Потому что официального объявления результатов не было. Жюри передали определение област­ного хозяйственного суда: «Запретить оглашать победителя конкурса».
Один из девяти участников конкурса – ООО «Первое рекламное агентство объединенной Европы» (которому сейчас принадлежит большая часть конструкций в центре города) – подало иск к горисполкому. Основное требование – признать, что конкурс проводился «с нарушением принципов конкурентности, открытости, прозрачности». 8 мая исполком обжаловал решение хозсуда. Теперь конкурсом занимается Апелляционный хозяйственный суд Одесской области.

А нам остается только ждать и гадать, будет ли игра на рынке наружной рекламы вестись по правилам, и перестанет ли «наружка» уродовать наш город.
______________________________________________________

1-я зона ограничена улицами Белинского, Успенской, Маразлиевской, пер. Нахимова, ул. Карантинной, Таможенной площадью, ул. Приморской, Херсонским сквером, ул. Старопортофранковской, Пантелеймоновской. В эту зону также входят Привокзальная и Старосенная площади и Французский бульвар.

2-я зона включает городские площади и улицы за пределами первой зоны. К ним относятся Куликово поле, площади Таможенная, Десятого апреля, Толбухина, Бориса Деревянко, Независимости, Михайловская. Южная, Николаевская, Люстдорфская, Фонтанская и Днепропетровская дороги, улицы Черноморского казачества, Атамана Головатого, Балковская, Разумовская, Градоначальницкая, Михаила Грушевского, Дальницкая, Мельницкая, Щорса, Чернышевского, Черняховского, Богдана Хмельницкого, Краснова, Маршала Малиновского, Канатная, Академика Заболотного, Среднефонтанская дорога, Академика Филатова, Ицхака Рабина, 25-й Чапаевской дивизии, Космонавтов, Космонавта Комарова, Львовская, Генуэзская, Раскидайловская, Королева; Сергея Варламова, Сегедская, Гайдара, Генерала Петрова. Проспекты Шевченко, Адмиральский, Гагарина, Маршала Жукова, Академика Глушко.

3-я зона включает всю остальную территорию города.


«Предпринимательская смекалка в нашем городе – это фантастика! Люди хотят разместить
лавочки в Аркадии, но они становятся рекламными носителями. Никто в мире
до этого не додумался», – говорит член исполкома Одесского горсовета,
руководитель совета по дизайну, известный скульптор Михаил Рева.

Миша явно врет.

Вот вариант рекламного носителя-скамейки в Симферополе.
http://ljplus.ru/img4/a/l/alek_ua1/th_kovannaya_aleya.jpg, снятый мной лично.

А вот и российский аналог
http://www.rve.ru/33/images/img_33_122.jpg

Говорить о том, что этого нет в Европе или Америке — мягко говоря, означает лишь прослыть невеждой.

Так, одессит, по жалобе которого специалисты Потребзащиты разбирались с рекламой мультяшного
любимца всех детей, написал, что слова «Да пребудет царствие его» под изображением Шрека
«оскорбляют его религиозные чувства». Экспертный совет подтвердил наличие нарушения в этой рекламе.

Вообще-то, в оригинале - "Да прийдет царствие его".
Откуда у автора взялось "пребудет" — совершенно не понятно.

щиты размером 3 на 6 ставят на опорах электропередач

Три на шесть — чего? Кипарисов? Кирпичей? Или все-таки метров?

Особо острая борьба идет за центр города. Хотя, как отмечает тот же Михаил Рева,
в центре европейских городов рекламы нет вообще.

А здесь Миша явно передергивает, обобщенно сравнивая "европейские города" с Одессой. Реклама рекламе рознь. Бигбордов — нет. Понятно. Места там и так очень мало. Но говорить вообще об отсутствии рекламы на центральных улицах европейских городов — нельзя. Декоративные вывески, мимоходы с ценами, собственно, и ажурные напоминатели (да хотя бы в виде кофейной чашки или сапожка) встречаются сплошь и рядом. Или это не реклама?

Кстати, развивая тему отличия европейских городов от той же Одессы, нужно вспомнить, что европейские города в корне отличаются от нашего города. Возрастом, историей, планировкой улиц.

Вообще, желание сравнивать "а вот как в Европе....", звучащее в словах чиновников, нужно воспринимать очень и очень осторожно. Чаще всего за ними стоит если не блажь, то явный передерг фактов, рассчитаный на несведущего человека.

Насчет призывов заплатить за свет и т.д. На тех, кто твердо решил вообще не платить (странные люди) не подействует. На тех, у кого нет денег - подействует раздражающе. Но есть же и просто забывчивые люди. Вот я неоднократно вспоминала, глядя на эти призывы, что в самом деле пора бы заплатить. И что интересно, таки платила.

По-хорошему, вместо того, чтобы заставлять человека заполнять книжечку и гонять его каждый месяц в банк (это в Одессе, а во многих других городах оплачивать можно только в абонотделах электросети), должна была бы существовать фирма, которая брала бы эту обязанность на себя. Человек бы только раз в год перечислял ей деньги и получал отчеты, а снятием показаний счетчика и заполнением бумажек занимались бы без его участия.

Так в Чехии, насколько я помню.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №95 > Наружная реклама: игра по правилам и без
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 10:05:48
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Еженедельник "Секрет" Jewniverse - Yiddish Shtetl