БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №157 > КТО НЕ РИСКУЕТ?..
В номере №157

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

КТО НЕ РИСКУЕТ?..
Ольга КСЕНДЗЮК

Мы все рискуем «понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Только очень различными вещами и в разной степени. Здоровьем, работой, репутацией, комфортом, душевным покоем, чьей-то любовью и уважением… По сути, риск – это выбор в ситуации неопределенности. Элемент риска присутствует во множестве ситуаций, как необычных, так и будничных.

ИзменитьУбрать
(0)

На самом деле мы не знаем, с чем столкнемся, когда включаем компьютер, открываем консервы или бизнес, садимся в автомобиль, женимся, летим на самолете, заводим друга, идем по скользкому тротуару, входим в лифт, меняем профессию или страну… Обычный прохожий, выходя на улицу, «вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер». Кто знает, где рука судьбы прольет на трамвайные рельсы подсолнечное масло? Кстати, трамвай в начале своей истории был одним из самых опасных видов транспорта.

А угрозы современной жизни? Не обязательно сразу приводить в пример Израиль. Были нью-йоркские «башни-близнецы» и лондонское метро, концертные залы и торговые центры.

Тем не менее, без определенной доли риска и готовности к приключениям не может быть прогресса, прорывов в науке и искусстве, личных достижений и в целом жизненного процесса.

Поэтому все-таки девушка идет на свидание, назначенное через сайт знакомств, а молодой человек решается сделать ей предложение через неделю после первой встречи. Кто-то совершает покупку в неизвестном интернет-магазине, кто-то бросает работу и вкладывает все средства в спорный проект. Фармацевт испытывает новое лекарство, ученые ставят опасный эксперимент, врачи принимают решение об операции. Журналист выкладывает в соцсети неприятную правду. Альпинисты покоряют очередную вершину, Илон Маск запускает очередной «Фалькон».

Каковы главные мотивы стремления к приключениям, порой опасным и рискованным? Их немало. Существует риск профессиональный: водолазы, космонавты, высотники, пожарные, разведчики, спасатели, каскадеры, спортсмены, полицейские и многие другие, кто выбрал постоянное соседство с опасностью.

Есть благородное стремление восстановить справедливость, помочь и спасти. Есть любопытство, тяготение к новому. Часто встречается нарциссическое желание впечатлить, вызвать восхищение, прославиться. Зачастую мы имеем дело с гремучей смесью всего вместе.

Даже у самого робкого индивида в дальнем уголке души дремлет Том Сойер или Бэтмен. Думаю, приключение – это прежде всего преодоление страха, неуверенности, инертности. И если у кого-то боязнь высоты, а он взбирается на дерево и спасает застрявшего там котенка, человек этот бесспорно заслуживает уважения. Его заслуживает тот, кто, невзирая на страхи и неопределенность, решается на что-то новое.

Один из сильных мотивов – азарт. Будь то рулетка, тарзанка или онлайн-игра, люди переживают волнение, возбуждение, «качели» от страха до восторга, радость победы в случае таковой. А главное – элемент неопределенности, который одних напрягает, и они не рискуют никогда, а у других азарт просто зашкаливает. Останусь ли при деньгах? Стану ли воином шестого уровня? Поймаю – не поймаю? Выживу – не выживу?

Простой и веский мотив – материальный. Как заметил Министр-администратор из «Обык­но­вен­ного чуда»: «Когда купец плывет на утлом суденышке через бурное море, контрабандист ползет по жердочке над пропастью – солидно, дос­той­но: люди деньги зарабатывают».

В философско-фантастическом романе С. Лема «Возвращение со звезд» общество далекого будущего сильно изменилось. Людей так достали всяческие конфликты и агрессивность, что они ввели процедуру «бетризации», которая полностью подавляет агрессивные импульсы. В итоге на планете сплошная зона комфорта: нет войн и убийств, опасности и страха, и это прекрасно. Тем более, что технологии на высоте. Люди больше не могут делать хирургические операции – ничего, на то есть роботы. Нет крупных, мускулистых и решительных людей, исчезли многие виды спорта – ладно, развиваются другие. Нет мужского соперничества, ревности и прочего – тоже ладно, все можно решить цивилизованно. Только выглядит эта их любовь как-то пресно, и все равно, чтобы ощутить подлинный восторг от контакта между полами, приходится выпивать какую-то полулегальную штуку, на время снимающую запреты. «Мы ликвидировали ад страстей, и тогда оказалось, что вместе с ним исчез и рай», – говорит один из персонажей. А главный побочный эффект – нет больше жажды открыти
й и приключений, «гибнет дух поиска». Насильно гуманизированный мир не нуждается в героях. Никто уже не поднимает глаза к вершинам и далеким звездам.

Трудно приходится тем, кто вынужден принимать сложные решения, затрагивающие жизнь и судьбу других людей.

Вот я, дабы освежить впечатление, заглянула в приключенческую книжку, читанную в детстве. И тут же ситуация: отважный юноша с отрядом положительных индейцев спасает свою подругу, похищенную компанией индейцев отрицательных. Последние вместе с барышней скрываются в хорошо укрепленном здании. Можно бездумно напасть – и понести значительные потери. Тут не по годам рассудительный парень говорит: ребята, вы же сами меня учили, что лучшая победа – бескровная. И предлагает хитрый план…

Это действительно мудро: достичь успеха, не заплатив за него жизнью своей и ближних. Да и дальних жаль. Но большинство предпочитает издали смотреть, как кто-то карабкается на большой высоте по узенькому карнизу, чтобы отговорить другого от суицида (это я про фильм «Герой» с Дастином Хоффманом). А потом из этого сделают зрелище. Ценность жизни провозглашена, но не стала подлинной.

Вот одно из многих сообщений – о гибели девушки, которая пыталась сделать оригинальное селфи на краю обрыва. Она сорвалась, муж не сумел вытащить ее и сам едва спасся. (news.com.au)

Среди евреев немало рисковых людей, это не только солидные и достойные купцы и торговцы, но и контрабандисты, пираты, разного рода авантюристы, путешественники и др.1 Кто-то из них оставил по себе весьма недобрую память, но другим мир обязан новыми землями, научными знаниями, развитием торговли и дипломатии, даже распространением иудаизма, да мало ли чем еще!

Тора не поощряет тягу к опасным приключениям: «Какой разумный и ответственный человек поставит себя без нужды в опасную ситуацию? Обычно такое поведение мотивируется стремлением попробовать жизнь на вкус, “почувствовать себя живым”. Тот, кому не хватает подлинного ощущения жизни и радости духовного роста, ищет их искусственный заменитель. …Работа над собой, непрерывное самосовершенствование дарят нам самые яркие переживания, поэтому мы не испытываем потребности прыгать вниз с головокружительно высокой скалы, привязав к ногам трос». (toldot.ru)

Эта тема детально обсуждается в статье р. Ши­мона Соскина («Риск – благородное дело?», (toldot.ru). Он пишет, что самый благородный риск – во спасение: мы «должны спасать жизнь ближнего от смертельной опасности всеми средствами: действием, деньгами или имуществом...» Но здесь есть множество нюансов. Например, степень риска, разрешенного в подобной ситуации: «…если это действие сопряжено с риском для жизни – Тора освобождает еврея от заповеди спасения ближнего», – таково мнение Рамбама. Эгоизм и равнодушие недопустимы, но мы обязаны заботиться и о собственной безопасности.

Существует коммерческий риск – ради получения прибыли. (Речь идет о честном бизнесе.) Здесь тоже много тонкостей. Еврей имеет право зарабатывать на жизнь, даже подвергая себя опасности. Однако рав Файнштейн считает, что в этом случае разрешен лишь «небольшой риск».

Бессмысленный же риск решительно осуждается. Например, охота ради развлечения – опасное и «бездумное времяпровождение, пробуждающее жестокость и другие низменные инстинкты». Она разрешена только вынужденно, пропитания ради. Экстремальные виды спорта, опасные экспедиции и т.п. безусловно нежелательны, если не являются способом заработка. В Талмуде не раз упоминается запрет вводить себя в ситуацию, грозящую опасностью для жизни или здоровья, потому что этим нарушается повеление Торы «сохраняйте души свои».

В общем, когда вы ищете приключений себе на голову, пускай это будет по делу и с умом. И помните о ценности жизни – этого удивительного дара Всевышнего.


1См. МТ №№ 24, 43, 110.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №157 > КТО НЕ РИСКУЕТ?..
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 12:25:46
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Jerusalem Anthologia Jewniverse - Yiddish Shtetl