БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №158 > У МИРА ЕСТЬ НАДЕЖДА
В номере №158

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

У МИРА ЕСТЬ НАДЕЖДА
Инна НАЙДИС

27 января – Международный день памяти жертв Холокоста, установленный 1 ноября 2005 г. Генеральной Ассамблеей ООН

Незадолго до этого, 28 октября, в Нью-Йорке скончался Анатолий Павлович Шапиро.

«Шапиро – распространенная еврейская фамилия. В России она принадлежала талмудистам и поэтам, врачам и инженерам, ученым и воинам. Говорят, что из полумиллиона евреев, воевавших в рядах Красной армии в годы Второй мировой войны, 700 человек носили фамилию Шапиро». (jew-observer.com)

День памяти приурочен к дню освобождения концлагеря Освенцим штурмовым батальоном под командованием 32-летнего инженера из Запорожья Анатолия Шапиро (правда, по его воспоминаниям, произошло это 26 января).

Он потерял в боях на подходах к Освенциму половину своих солдат, и после трех часов, ушедших на разминирование, этот украинский еврей оказался первым, кому довелось открыть те страшные врата. Анатолий Павлович вспоминал: «Лагерь представлял собой целый город из сотен длинных бараков и двухэтажных блоков. В этой фабрике смерти мы видели горы тюков с волосами, много трупов, живых, еле двигающихся узников-скелетов, руины четырех взорванных крематориев и газовых камер, горы пепла. Стоял трупный запах».

В послужном списке Анатолия Шапиро – Курская дуга, форсирование Днепра и освобождение Польши. Два года он был комбатом в бригаде морской пехоты (немцы называли ее черной смертью»), а после ранения– в стрелковой дивизии. 20 боевых орденов и медалей. В январе 2005 г., когда отмечалось 60-летие освобождения Освенцима, по­ль­ское правительство наградило Шапиро орденом Офи­цер­ской чести. Звание Героя Ук­раи­ны было присуждено ему посмертно.

ИзменитьУбрать
(0)

27 января лента Фейсбука полна трагическими воспоминаниями, свидетельствами и вопросами. Один из них – нужна ли память о Холокосте и зачем нам этот День памяти? Нам, евреям, не нужно специальное напоминание, мы и в другие дни помним – почти в каждой семье есть этот скорбный список, срубленные ветви на семейном древе. День памяти нужен, как Песах – «расскажи сыну своему…», но в этот день – «расскажи неведающим», чтобы не повторилось.

А повториться может, и с каждым годом это кажется все более вероятным. Антисемитизм просто примеряет другие личины. Он давно поднял голову в Европе, а теперь волна антисемитизма захлестывает и США. «Прогрессивные» евреи, борцы за права мусульманских беженцев ставят это в вину Трампу – якобы его некорректная фраза развязала руки латентным антисемитам. Им невдомек, что именно от них, от аме­ри­кан­ских либералов, из наводненных антиизраильскими настроениями кампусов исходит этот яд. Ведь, как и ассимилированные евреи Гер­ма­нии, они не ассоциируют себя с Израилем, со своим народом. Они забыли, что по гитлеровским законам никого не интересовали взгляды, преданность и заслуги перед человечеством – значимой была лишь текущая по жилам еврейская кровь.

Пожалуй, память о Холокосте и погромах – единственное, что связывает евреев-либералов с их народом. Недавно я беседовала с молодым американским евреем, который удивился, что Шабат начинается в пятницу вечером.

Они не выучили уроков Холокоста, и лишь страх погромов парализует их сознание.

Да, уроки Холокоста нужны не только народам мира, они нужны и нам, евреям.

За семьдесят с лишним лет многое изменилось в восприятии Катастрофы: собраны и продолжают собираться свидетельства, написаны книги, исследуются архивы, сняты фильмы, и все это теперь доступно широкой аудитории благодаря интернету.

Мы теперь знаем, что евреи не шли на смерть, «как овцы на заклание» – все больше появляется свидетельств о мужестве, сопротивлении, побегах и восстаниях.

Накоплен колоссальный опыт преодоления постлагерного синдрома – не только психологическое преодоление, но утверждение жизнью: бывшие узники концлагерей создали семьи, вырастили детей, прожили деятельную жизнь и окружены многочисленными внуками. Эти примеры представляют не такой уж большой процент среди выживших (многие так и не смогли справиться со своей трагедией), но они наполняют наши сердца гордостью и уверенностью в стойкости народа Израиля.

У переживших Катастрофу было два соблазна: отомстить или, наоборот, – уйти от своего еврейства.

В документальном фильме Ника Грина «Воз­мез­дие» (США, Великобритания, 2018) собраны свидетельства членов группы Абы Ковнера, бывших узников концлагерей, которые решили отравить 6 миллионов немцев. Они разработали план и начали претворять его в жизнь. И лишь благодаря Провидению им не удалось это сделать. Некоторые из них прожили потом счастливую жизнь, но есть и такие, кто до конца дней сожалел о неосуществленной мести – не личной, а апокалиптической, «как в библейском пророчестве».

Если бы этот план удался, то они бы убили Б-га. Ведь это и есть главная катастрофа Холокоста: смерть, поставленная на поток, уничтожала Б-га. Не того бога, который грозным старцем сидит на облаке, а Б-га в каждом исполнителе чудовищного преступления. Ведь геноцид осуществляли не армия выродков и маньяков, это были в массе своей респектабельные люди, отцы семейств, примерные христиане… Как нормальное, цивилизованное человеческое сознание могло выдержать весь этот ад? Только сказав себе: «Б-га нет, и все дозволено». Не «в каждом из нас Б-г», а «каждый из нас – бог и вправе решать, кому жить, а кому умирать».

И, конечно же, они убивали веру в Б-га в своих жертвах. Вспоминается фильм Энди Де Эммони «Суд над Б-гом» (2008) – о том, как группа узников обвинила Его в допущении геноцида:

«– Мы признали Б-га виновным, и что теперь?

– Теперь? Теперь нужно молиться».

ИзменитьУбрать
Кадр из фильма «Предрассветная лихорадка». Разговор ­раввина с Миклошем
(0)

Венгерский фильм «Предрассветная лихорадка» (режиссер Петер Гардош; фильм снят по его книге, построенной на воспоминаниях его матери и письмах отца) – об освобожденном из концлагеря и умирающем в шведской клинике от туберкулеза молодом еврее Миклоше. Жить осталось полгода, а у него так и не случилось любви, и он пишет 117 писем девушкам с такой же судьбой. С Лили у него завязывается роман. Чтобы пожениться, им необходимо преодолеть множество препятствий. Герои фильма принимают решение не быть евреями, креститься.

Раввин – деятельный, нестарый человек с одним «существенным» недостатком – он очень любит селедку, поглощает ее штуками и весь ею пропах. Что может сказать этот жизнелюб Лили, прошедшей через ужасы концлагеря? Только правду: Ты ненавидишь Его? Я тоже с Ним поругался, и я Его не прощаю! Но подумай, миллионы евреев… мы их еще не успели похоронить и оплакать. А ты хочешь от них отречься.

Для Миклоша у него не находится убедительных аргументов, и он идет («Ах, я так не люблю это делать!») на подкуп: обещает взять на себя все расходы по хупе и обеспечить молодоженов жильем. Причем уже! – в отличие от протестантского варианта и с учетом того, что Миклошу недолго осталось.

Лили и Миклош прожили вместе 52 года. В Израиле.

Это в кино. А в жизни сколькие отказались от своего еврейства! Их дети и внуки растворились в других народах и даже стали антисемитами. Если хорошенько поскрести ярого антисемита… У скольких обнаруживается эта прoклятая еврейская кровь! И жизнь ломается… или налаживается – в зависимости от выбора.

Антисемитизм живуч. Он трансцендентен. Но после Холокоста в цивилизованном мире неприлично признаваться в антисемитизме, во всяком случае, публично. Ибо ужаснулись содеянному.

Так было до недавних времен. Но теперь антисемитизм надел антиизраильскую личину. На той же почве, но под прикрытием, стало приличным ругать «плохих евреев».

Во все времена «еврейская карта» разыгрывалась сильными мира сего для манипуляции массами, и они охотно на это покупались.

Отрицание Холокоста и его уникальности – одна из разновидностей такой манипуляции. Ведь если нет у человечества этой постыдной, чудовищной вины, то что нам мешает не любить евреев? Не станете же вы порицать человека за то, что он не любит, например, капусту. Так и было написано (еще до «Революции достоинства») на сайте «Свободы» в статье о Львовском погроме: «Ну, не любили евреев…» Ну, что тут скажешь? Имеют право не любить...

Сегодня уже практически доказано, что украинская партия «Свобода» культивировалась российскими спецслужбами для создания образа украинского фашизма и манипуляции общественным мнением.

Но вернемся к отрицателям. Фильм Мика Джексона «Отрицание» (2016) построен на реальном судебном деле. Историк, специалист по нацистской Германии Дэвид Ирвинг подает в суд на писательницу Дебору Липштадт за клевету: в своей книге Липштадт назвала Ирвинга лжецом. Тактика команды английских адвокатов, взявшихся бесплатно защищать Дебору, построена на доказательстве передергивания Ирвингом фактов. И, в частности, доказательстве его расизма и антисемитизма – иначе зачем ему пере­дергивать факты? «Профессор» Ирвинг (впечатляющая игра Эндрю Скотта) преисполнен достоинства и гордости. Для его благородного ума непостижима чудовищность предъявляемого человечеству преступления, и он доказывает, что это всего лишь выдумка жалких, пронырливых евреев, наживающихся на Холокосте. Как же он удивлен, когда адвокаты, на основе его собственных, предоставленных им дневников, доказывают, что он расист! Ведь у него же домработница афроамериканка! – пытается парировать Ирвинг.

Фильм убедителен и прекрасен. Самое прекрасное в нем – команда адвокатов с их мэтром Ричардом Рэмптоном во главе.

ИзменитьУбрать
Кадр из фильма «В темноте»
(0)

Говорят, что Холокост стал возможен благодаря массовому… нет, не антисемитизму – равнодушию. Но я убеждена, что во все времена, через всю историю гонения евреев, находились Люди, много Людей, в ком совесть, даже при нелюбви к евреям (как у Чехова и Куприна или поляка. героя фильма Агнешки Холланд «В темноте»), громко кричала – «недопустимо, бесчеловечно!».

Вспомним дело Бейлиса и дело Дрейфуса. Сколько людей поднялось на защиту! Массы под управлением государственной машины кричали «распни!», но всегда находился «тот, который не стрелял». Единицы, но они останавливали лавину.

Десятки тысяч Праведников мира, а за ними – сотни тысяч спасенных. Капля в море по сравнению с миллионами убиенных, но – миллионы потомков у спасенных.

В Венгрии День памяти отмечается 16 апреля. В этот день в 1944 г. евреев страны начали массово переселять в гетто.

В Израиле День Катастрофы и Героизма (Йом ѓа-Шоа) отмечается по еврейскому календарю 27 нисана, день начала восстания в Варшавском гетто. В григорианском календаре эта дата может соответствовать промежутку между 7 апреля и 7 мая.

В Латвии День памяти жертв геноцида еврейского народа отмечается 4 июля. В этот день в 1941 г. были сожжены все рижские синагоги, погибли тысячи евреев.

В Румынии День памяти жертв Холокоста отмечается 9 октября. В этот день в 1941 г. началась депортация евреев Буковины, Молдавии и Румынии в концлагеря и гетто Транснистрии.

Германия отмечает день памяти жертв Холокоста 27 января – как всемирный. В 2011 г. этот день был впервые посвящен цыганам – жертвам геноцида.

В ленте Фейсбука кто-то написал, что в Ка­таст­рофе погибли и потеряли шанс на рождение тысячи нобелевских лауреатов, гениальные ученые, музыканты, поэты, а остались дети палачей. Я не согласна! Остались, и это намного важнее для человечества, дети праведников, зачастую вместе с родителями подвергавшиеся смертельному риску. «Расскажи сыну своему» об этих людях. Спасающий одного человека спасает целый мир. Эти люди спасли не только тысячи миров, они спасли наш большой, грешный Мир. Быть может, именно благодаря им Всевышний не сотворил второй потоп.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №158 > У МИРА ЕСТЬ НАДЕЖДА
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 08:16:11
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jewniverse - Yiddish Shtetl Jerusalem Anthologia