БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №159 > НА ДВУХ ЭТАЖАХ
В номере №159

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

НА ДВУХ ЭТАЖАХ

«От любого зодиака до мыса Чукотского
знает всякий Исаака, Исаака Бродского».

Из кн. Н. Синдаловского
«Евреи и Петербург»

ИзменитьУбрать
Портрет Исаака Бродского. Худ. Б. Кустодиев
(0)

Жизнь Исаака Израилевича Бродского (1884, с. Софиевка1, – 1939, Ленинград) расколота на две части: до и после 1917 года. Причем «после» – это не эмиграция, ссылка или еще что похуже, а одобренная властями всенародная слава, выставки, звания и ордена, профессорская квартира и превос­ход­ная коллекция живописи. И даже не сказать, что «продался»: современники считают, что талантливый художник осознанно и чистосердечно служил большевистскому режиму. Могло ли такое быть?

Могло, конечно: Маяковский, Алексей Тол­стой, Вера Инбер… Но ведь не без некоторого внутреннего раздвоения и насилия над собой?

Бродский с присущим ему мастерством, хоть и без особого изыска, писал коминтерны, первомаи, днепрострои и помпезные портреты «вождей» – Ленина, Сталина и прочих. Право, не хватает только полотна «Сотрудники НКВД за работой». Зато есть «Заседание Рев­воен­со­вета» (1928 г.), написанное по заказу К. Вор­оши­лова. Картина «Ленин в Смольном» неизменно украшала стены школ, клубов, чиновничьих кабинетов все годы советской власти. А в возглавля­емой им Всероссийской академии художеств Исаак Из­раилевич искренне произносил гневные речи против тех, кто не шагал в ногу с соцреализмом.

Лев Лурье, уделивший Исааку Бродскому нелицеприятную главу в книге «Без Москвы», уверен, что сельский паренек ринулся в город обустроить себе комфортную жизнь. В самом этом желании ничего дурного нет. Вообще-то юный Исаак был способным скрипачом и желал заниматься музыкой, родители хотели, чтобы сын стал архитектором, а в итоге у него обнаружился незаурядный дар живописца и редкое трудолюбие. В 1896 г. он поступил в Одесскую рисовальную школу (с 1898 г. Одесское художественное училище).

Сначала Исаак учился-таки на архитектора, потом на скульптора, но – выразительная деталь характера – «особая аккуратность не позволила ему в ранней юности продолжить занятия скульптурой: там самим приходилось заниматься формовкой, подросток… испугался, что всю жизнь будет ходить похожим на маляра». (Валентина Бялик, «Исаак Бродский», 2002 ) И он перевелся на отделение живописи.

ИзменитьУбрать
Портрет Л. Бурлюк,. 1906
(0)

Среди его соучеников и друзей был Давид Бурлюк. В большом дружном доме Бурлюков, насыщенном творческой атмосферой, Исаак не раз проводил летние каникулы. Написал необычный по композиции портрет сестры Давида, художницы Людмилы Кузнецовой-Бурлюк.

В 1902 г. окончивший училище Бродский без экзаменов был зачислен на первый курс Академии художеств в Петербурге, в класс Ильи Репина, и быстро стал его любимым учеником.

Его «перелом» в 1917 г. был не столь уж внезапным. Студент Бродский еще в 1905-1907 гг. считался политически неблагонадежным (даже был отчислен из Академии за идеологически вредные рисунки и восстановлен по ходатайству Репина) и мечтал о серьезных переменах в стране. Вероятно, ему, как и многим интеллигентам, большевики показались вестниками чаемых перемен.

ИзменитьУбрать
Л.М. Бродская на террасе. 1908
(0)

Помимо прогрессивных идей, молодой художник увлекался творчеством Рериха, Вру­беля, Левитана, Сомова. От своего учителя И.Е. Репина он унаследовал не столько метод, сколько приверженность классической живописи и неприятие «кривляния в искусстве», т.е. авангардизма разного рода. Тем не менее, Исаак участвовал в скандальном Первом салоне В. Издебского, в выставках Нового общества художников и, разумеется, в Весенних выставках Академии, и в его ранних работах можно угадать самые разные влияния, от классиков до импрессионистов и «мирискусников».

Петербургскую академию художеств Бродский окончил с золотой медалью. В 1908 г. за картины «Теплый день» и «Л.М. Бродская на террасе» он получил звание художника2. «Портрет его жены, красивой брюнетки в черном платье, сидящей возле мраморного льва на берегу озера, просто удивил меня. Это работа не ученическая. Фигура женщины, пейзаж с озером, подернутым легкой рябью, далекое небо, насыщенное светом тихого летнего дня, говорят о большом художнике с поэтической душой». (А. Рылов3)

ИзменитьУбрать
Устала. 1906.
(0)

Любовь Марковна Бродская (Лия Гофман, 1888-1962) «была образованной, умной, красивой женщиной. Писала стихи, любила музыку, живопись, сама рисовала и писала красками, успешно работала в области декоративно-прикладного искусства, была членом Союза художников», – вспоминала их дочь Лидия.

Исаак Израилевич сделал еще несколько портретов первой жены. О работе 1913 г. художник Б. Щербаков сказал: «В смысле точности и тонкости рисунка этот профиль можно отнести к лучшим образцам русского искусства той эпохи».

ИзменитьУбрать
Мальвы. 1910-е
(0)

Особо отличившихся выпускников Академия отправляла за границу. Бродский побывал в Италии, Испании, Англии, Франции.

«Я видел Весенний салон, Салон карикатуристов и Салон “независимых”, которые произвели на меня отвратительное впечатление. Я мельком осмотрел это странное искусство, крайности школы, ужасающую живопись недоучек и сумасшедших». (В. Бялик) Эти до странности грубые слова сказаны в воспоминаниях, написанных уже в зрелом возрасте. Это не просто позиция – это глубоко личное неприятие. Далее он говорит, что теперь еще глубже понял величие таких художников «как Милле, Коро, Добиньи, Сислей, Моне, Мен­цель, Дега, Левитан, Нестеров и другие».

Бродский с 1910 г. выставлялся в «Союзе русских художников», вошел в Товарищество южнорусских художников (ТЮРХ), Общество имени Куин­джи, в Еврейское общество поощрения художеств как член-учредитель. Иногда его работы можно было видеть на выставках «Мира искусства». В 1914-1922 гг. он участвовал в выставках «передвижников». В 1913 г. его «Зима в провинции» была отмечена золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене.

Он любил много трудиться, приписывая свои успехи работоспособности. Ежедневно про­стаивал перед мольбертом более 8 часов, иногда задерживаясь до поздней ночи.

ИзменитьУбрать
Сквозь ветви. 1907
(0)

К середине 1910-х Исаак Бродский имел репутацию модного живописца. Критика отмечала «виртуозный рисунок, колористическую тонкость, цветовое обобщение, выработку индивидуального стиля “ажур”», в том числе «фирменный знак»: декоративно решенные тонкие ветки деревьев, украшенные множеством разноцветных листьев. Эти приемы кто-то удачно назвал «кружевной мир». Его стилистика характерна для европейского модерна: «изысканная, несколько салонная красота его сюжетов полна графической изощренности, местами экзотична и включает элементы символистской фантастики». (cbslibrary5.blogspot.com )

ИзменитьУбрать
Сказка. 1911
(0)

Как заметила Л. Бурлюк, «в те годы Бродский... любил оживлять свои пейзажи многочисленными фигурками. Как правило, это не бездействующие фигурки – они живут своей жизнью». Но люди, за редкими исключениями, – статисты. Главное – природа: свет, воздух, высокое небо, деревья и тени, собаки и лошади, и почти ощущаемое дыхание зимы, талой воды, осенней листвы или солнечного тепла. В работах 1900-16 гг. улавливается «легкое дыхание» лирики Бунина. Взгляните: «Сквозь ветви», «На даче», «Сказка», «Фейерверк», «Весна», «Автопортрет с дочерью», «Оттепель», «Ночной город», «Поздняя осень», «После дождя»… «Его мелодии красок бесконечны по своим сочетаниям, по своей особой гармонизации». (И. Репин ) Возможно, здесь проявилась природная музыкальность Брод­ского. Сам художник был уверен, что влияние на него таких блестящих скрипачей-виртуозов, как Яша Хейфиц, Мирон По­ля­кин, Ефрем Цимбалист, с которыми он дружил в молодости, несомненно.

Он был знаком с Менделеевым, Скрябиным, Шаляпиным, Шолом-Алейхемом, Л. Андреевым, Маяковским. Некоторых из них писал. За­ме­ча­тель­ны портреты Репина, Чуковского, Марии Андреевой, Керенского.

ИзменитьУбрать
Опавшие листья. 1915 (1929)
(0)

После 1917 г. Бродский стал родоначальником официозного искусства, предвосхитив его расцвет в 30-е годы. По-видимому, он сознательно выстраивал свое положение при власти, поскольку это позволяло сохранить комфорт и как-то заниматься любимым делом.

Из дневника К. Чуковского, 1926 г.:
«…посетил Бродского Исаака Израилевича... Ах, как пышно он живет – и как нудно! Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой – которая и служит ему мастерской – некуда деваться от „расстрела коммунистов в Баку“4. …И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин. Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию. Ему заказано 60 одинаковых „расстрелов“ в клубы, сельсоветы и т.д. …чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать „расстрелы“ и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина. …И я вспомнил того стройного изящного молодого художника, у которого тоже когда-то была своя неподражаемая музыка…»

Известный искусствовед Абрам Эфрос писал: «Фигурально выражаясь, Бродский стал жить в двух этажах... В одном этаже была живопись обычного склада – пейзажная, портретная, жанровая: она канонически повторяла то, что художник делал до революции... Как о символе такого положения дела упомяну о капитальном пейзаже ("Опавшие листья"), на котором сам Бродский поставил две даты: 1915-1929. ...В другом этаже – новая тематика, живопись на общественно-революционные сюжеты... Этот второй Бродский и является основоположником академического натурализма в советской живописи».

ИзменитьУбрать
(0)

И, добавлю, с тех пор один «этаж», дореволюционный, словно законсервируется и не получит развития. Взгляните на пейзажи, скажем, 1915 и 1930 гг. – видите какую-нибудь разницу в технике, методах и прочем?

А на его новых полотнах теперь появляется множество людей («многофигурная композиция»), но это – масса. Масса тусклая, измельченная, безликая. Часто видны одни «разные сорта спин человеческих», шинели, пиджаки. На картине «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна…» «праздничным был только сам Мариинский дворец, а члены конгресса… смотрелись достаточно однородной по цвету серо-коричневой массой. …Сохранился удивительный документ: каталог-путеводитель по картине. …из перечисленных поименно 226 участников конгресса почти половина позднее была расстреляна». (В. Бялик) Бродский и раньше любил выбирать взгляд издали или с высоты (например, «Золотая осень», 1913). Но теперь он «стоит» совсем далеко и все чаще смотрит в спину толпе людей. Очень характерна в этом смысле работа «Праздник Конституции» (1930).

«У него была странная рассеянная оптика, – пишет Л. Лурье, – даже когда он показывал расстрел демонстраций, изображение разлагалось на цвета, на тени, на линии. Какая-то появлялась нега в этом, как ни странно...»

Бродский одним из первых использовал приемы фотографии и кинематографии в масштабных полотнах типа «Заседание Реввоенсовета» (в то время как художественный мир ищет и находит пути, чтобы уйти от буквального отображения) и тем самым сыграл значительную роль в становлении соцреализма. «Бродский работал как фотокамера. Именно это и было нужно советской власти». (Лев Лурье) А может, так он и работал – с помощью фотографий? На некоторых картинах это просто очевидно…

ИзменитьУбрать
К весне. 1906
(0)

В 1937 г. Бродский получил Гран-при на Все­мир­ной выставке в Париже за картину «Выступление В.И. Ленина на Путиловском заводе».

ИзменитьУбрать
Аллея парка. 1930
(0)

При всем том художник нечасто, но продолжал писать пейзажи в своей манере, среди них великолепная «Аллея парка» (1930). С этой работой связана любопытная и в чем-то знаковая история. Один исследователь заметил, что композиция картины удивительно похожа на другую работу художника – «Аллею парка в Риме». Это полотно долго считали утерянным, а его репродукция была опубликована только в редком издании 1929 года. Рентгенограмма помогла найти «пропавшую» римскую аллею – прямо под советской аллеей 1930-го года. Художник не стал счищать изображение, а просто внес в него мелкие изменения: «переодел» прохожих, убрал всякие буржуазные серсо и мраморные статуи, немного видоизменил деревья. Так солнечный итальянский парк легким движением кисти превратился в советский.

Почему художник так поступил? Быть может, безмятежные римские виды в 1930 г. уже стали идеологически неуместны? Но «из всех пост-революционных пейзажных работ Бродского "Аллея парка" наиболее интересна. Она сохранила очаровательное изящество модерна, которого в советском реализме уже, увы, не было». (culture.ru)

Подобным образом двухслойна – или двухэтажна, пользуясь метафорой Эфроса, – жизнь Исаака Бродского. Роскошная квартира на площади Искусств? Но стоит «поскрести» этот слой, и обнаружится, что там жили, кроме хозяина, сын от первого брака Евгений, вторая жена Татьяна Мясоедова (1899-1958), ее сестра Ольга c детьми, ученик художника П. Белоусов… Похоже это на солидное академическое обиталище?

Конформист, «красный барин»? Но он часто помогал художникам, чья судьба сложилась не столь благополучно, – подыскивал им работу, защищал от гонений. Правда, люди жестких принципов, например, Павел Филонов, чье положение было в 30-е годы очень тяжелым, не принимали даже приглашения на обед к «барину»…

Не выносил формализм? Но в его коллекции – второй по значению в Петербурге коллекции русской живописи после собрания Русского музея – оказались полотна не только классиков, но и Бориса Григорьева, Давида Бурлюка, Марка Шагала. Музей-квартира Бродского в советское время вообще был единственным местом, где можно было увидеть работы Шагала.

Будучи директором Всероссийской Академии художеств, Бродский многое сделал для ее восстановления. До него директором был «некто Маслов, который все, что было создано ранее, то есть русское реалистическое искусство, считал хламом, который нужно уничтожить, а на его месте создавать новое революционное искусство. Скульптуры выбрасывали из Академии во двор, разбивали и выкладывали осколками мостовую, картины старых художников резали на куски и давали студентам... – холст был в дефиците. Исаак Израилевич со страшным трудом восстановил Академию». (Л. Лурье) Он оставил благодарных учеников, среди которых А. Лак­тионов, П. Белоусов и другие.

«По воспоминаниям современников Бродский был красив… имел довольно длинные вьющиеся темные волосы, всегда был элегантен. …Никогда не пользовался рабочим халатом, перед мольбертом стоял в костюме (всегда чистом), терпеть не мог не только нерях, но и плохо выбритых людей. Много позднее, будучи директором Академии художеств, при встрече с небритым студентом давал ему деньги на парикмахера». (В. Бялик)

Бродский был блестящим экспертом в технике и особенностях живописи русских художников. В воспоминаниях Евгения Бродского есть такой эпизод: «Будучи в Москве, отец зашел в гости к старому другу, известному артисту Владимиру Яковлевичу Хенкину... И вот среди не столь уж большой коллекции картин Хенкина отец определил несколько подделок под Маковского, Ай­ва­зов­ского, Шиш­кина. …Вла­ди­мир Яков­ле­вич был очень расстроен, но, будучи человеком остроумным, сказал: “Твой приход, Исаак, помимо ужина, стоил мне, по меньшей мере, 20 тысяч рублей”».

Тем не менее, этот благополучный человек не избежал уголовного дела по поводу антиквариата. Видимо, все же где-то он перебежал дорогу власть имущим, оказался под следствием, и спасло его завещание, в котором он передавал всю свою коллекцию государству. Часть полотен была подарена музеям Бер­дян­ска, Днепро­пет­ровска и Одессы, остальные – Ака­де­мии художеств в Ленинграде. Сейчас они хранятся в музее-квартире И.И. Бродского.

К слову, сегодня в этом интереснейшем музее посетители – редкая радость. Иногда оказывается, что они ошиблись, искали музей Иосифа Бродского, – но потом пишут восторженные отзывы… Художника помнят, в основном, специалисты-искусствоведы.

В 2009 г. британский аукционный дом Sotheby`s объявил одним из топ-лотов русских торгов в Лондоне неоимпрессионистическую картину Исаака Бродского «Няня с детьми». Помимо своей высокой художественной ценности (оцененной в £ 300-500 тыс.), полотно интересно тем, что долгое время считалось утраченным. В 1912 г. его приобрел предприниматель Р.Д. Востряков. В 1950-х гг. оно попало в частную римскую коллекцию. Хозяин принял картину за работу Клода Моне. Лишь экспертам из Sotheby`s удалось установить истинное авторство, с помощью директора Музея Бродского в Санкт-Петербурге Н. Балакиной. (infox.ru)

Исаак Израилевич Бродский оставил неоднозначное наследие: одни картины хочется разглядывать, любоваться, обсуждать, другие – почти документальные свидетельства эпохи. Сви­де­тель­ства того, как питалась и разрасталась советская мифология вокруг фигур «вождей революции» и в целом истории страны. Истории драматичной, противоречивой и жестокой.


1Сейчас относится к Бердянскому району Запорожской области.
2Академия давала это звание далеко не всем выпускникам. В том выпуске было 28 человек, 8 звания художника не получили. За границу отправились только 4 стипендиата.
3Аркадий Рылов (1870-1939) – живописец, график, педагог. Стоял у истоков ленинградской пейзажной школы.
4Имеется в виду известная картина И. Бродского «Расстрел 26 бакинских комиссаров».

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №159 > НА ДВУХ ЭТАЖАХ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 06:38:25
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Еврейский педсовет Dr. NONA