БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №159 > ВЕЗЕНИЕ ИСИДОРА БРОДОВСКОГО
В номере №159

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+2
Интересно, хорошо написано

ВЕЗЕНИЕ ИСИДОРА БРОДОВСКОГО
Инна РИКУН-ШТЕЙН

Я считаю «Воспоминания» Саула Яков­ле­вича Борового энциклопедией одесской жизни прошлого века. О ком бы я ни писала – ученом, писателе, библиотекаре – упоминание об этом человеке, а то и подробный рассказ, обязательно находился на страницах этой замечательной книги. Вот и имя Исидора Романовича Бродовского я впервые встретила у Борового, который испытывал «потребность рассказать об этом хорошем человеке и его трагической судьбе».

Прочитаем этот рассказ.

«С лета 1917 г., наряду с посещением митингов, мной овладела и другая страсть. Я стал собирать воззвания, листовки и т.п., которые издавались различными партиями и группами…

Тогда я еще не подозревал, что на этом поприще уже подвизается другой человек, имевший куда большие возможности для составления коллекций печатной продукции. И сейчас еще на большинстве листовок того времени, сохранившихся в библиотеках и архивах, можно увидеть печать с надписью: "Из коллекции журналиста И.Р. Бродовского".

Исидор Романович Бродовский – в отличие от своих двух братьев, врача и юриста, – не имел ни среднего, ни высшего образования. Да и "журналистом" он, по сути, не был. За своей подписью он ничего не печатал, а долгие годы был метранпажем самой популярной в Одессе газеты либерально-радикального направления "Одесские новости".

Но в начале века он опубликовал довольно большую работу – сначала в петербургском еврейско-русском журнале "Восход"1, затем отдельным изданием под заглавием "Еврейская беднота в Одессе"2. Это было, как мы бы сейчас сказали, результатом социологического исследования, осуществленного им и несколькими студентами. Они обошли сотни бедных семейств, обратившихся к благотворительным организациям с просьбою предоставить им пасхальное пособие. Написанная со страстью, пронизанная глубоким сочувствием к бедному человеку, эта работа не только сохраняет значение ценного исторического источника, но и свидетельствует о литературных данных ее автора, которые остались нереализованными…

Жил Исидор Романович в мансарде дома на углу Ришельевской и Дерибасовской. Эта мансарда – по существу, длиннейший коридор на высоте пятого или шестого этажа (конечно, без лифта), на который выходили двери множества комнат. Обитателями этой мансарды были в основном люди, связанные с "ночной Одессой": официанты, музыканты, и, как можно думать, проститутки. Там и жил И.Р. Бродовский, в жалко обставленной комнате.

Мы довольно часто встречались в 1921-1922 гг. В последующем я его редко видал. Но в июне 41-го неожиданно получил от него пакет. В нем был экземпляр его книжки с трогательной надписью (он забыл, что эту книгу уже подарил мне много лет тому назад) и письмо очень грустного содержания. Он писал, что лежит в больнице, частично парализованный, и просит его навестить. Конечно, я собирался это сделать, но в те дни был очень занят (шли экзамены), а через несколько дней началась ­война и сломала все планы и графики… Я так его и не посетил. Мне об этом до сих пор стыдно вспоминать…»3

О жизни Бродовского известно немного. Он родился в 1875 г. и, видимо, был не только верстальщиком «Одесских новостей», но и помещал там небольшие публикации. В дневнике Корнея Чу­ков­ского находим запись от 3 августа 1901 г. о том, что Бродовский написал некролог на смерть владельца книжного магазина Фельдмана. Газета была не только самой популярной в Одессе, но и одной из крупнейших в России, тираж достигал 12-40 тысяч экземпляров в день. Редактор Израиль Моисеевич Хейфец сумел собрать очень талантливый коллектив, с газетой сотрудничали Ев­ге­ний Жаботинский, Корней Чуковский, Семен Юш­ке­вич, Лазарь Кармен, известный карикатурист Михаил Линский.

О том, что Бродовский пользовался уважением и доверием, свидетельствует тот факт, что он был избран членом правления Одесского отделения Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым. Эта общественная организация была учреждена в 1859 г. в Санкт-Петербурге и прекратила свою деятельность в первые годы советской власти. Из провинциальных городов отделения Общества существовали только в Одессе и Саратове.

Один из братьев, о которых упоминает Бо­ро­вой, – это Леон Романович (Рубинович) Бро­дов­ский, специалист по внутренним, детским и нервным болезням, врач Коммерческого училища Х.И. Гохмана, товарищ председателя Общества пособия бедным больным евреям Одессы «Эзрас-Хой­лим». Другой – Юлий Рувимович Бродовский, до революции – помощник присяжного поверенного, председатель комитета помощи присяжным поверенным, после – юрисконсультант Одес­ского губвнуторга4. О, великая вариативность еврейских имен и отчеств! Спасибо брату-юристу: теперь мы знаем, что отца Бродовского звали Рувим. Врач жил на Екатерининской, 85, юрист – на Преображенской, 64.

Брат, о котором Боровой не упоминает, – это Яков Рувинович Бродовский, владелец и заведующий частным мужским еврейским училищем 3-го разряда, располагавшимся по Бо­ль­шой Ар­наут­ской, 42. Он был убит пулей в голову во время жестоких боев между большевиками и вой­сками Цент­раль­ной Рады в ходе январского восстания 1918 года5. Кстати, брат-юрист был членом правления Общества вспомоществования нуждающимся учащимся училища Я.Р. Бро­дов­ского.

Дом, в котором жил Исидор Бродовский, хорошо известен одесситам. Это дом с двумя адресами: Дерибасовская, 10 и Ришельевская, 3.

Вот и все биографические данные, которые возможно было найти, отталкиваясь от воспоминаний Борового и используя традиционные источники информации. Но сейчас у нас есть интернет. Неведомые благодетели создали информационный портал Glossword, на котором собраны онлайн-словари, справочники, энциклопедии. В «Биографическом словаре» нашлись братья Бродовские – Исидор и Юлий, входившие в 1894 г. в социал-демократическую организацию, причем у Юлия есть уточнение – «ученик гимназии», а у Исидора нет, что подтверждает слова Борового.

Словарь ссылается на статью Н.М. Осиповича «Карьера профессора Бугаевского», на­пе­ча­тан­ную в №5 сборника «Кандальный звон», издававшегося Одесским отделением общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. В статье есть сведения о роли Юлия Бро­дов­ского в разоблачении секретного сотрудника охранки, по вине которого были арестованы и отправлены в ссылку руководители организации.

Главным фактом биографии Исидора Бро­дов­ско­го является книга «Еврейская нищета в Одессе». Она ничуть не утратила своей ценности, используется как источник во многих исследованиях по истории евреев Украины. Книга рисует картины ужасающей бедности, невыносимых бытовых условий и условий труда, безработицы, болезней, высокой смертности. Про­ве­ден­ная Бродовским вместе со студентами-контролерами тщательная регистрация нужда­ющихся (не просто нуждающихся, а крайне нуждающихся!) показала, что их число составляло около 50 тысяч человек, то есть треть еврейского населения Одессы.

Самый большой процент нуждающихся дала Молдаванка, на некоторых улицах их число составляло половину жителей. Зато центр города был почти свободен от бедняков. В каждой семье контролеры отмечали занятие главы семьи. Оказалось, что практически все не имели постоянной работы и жили случайным заработком. Был проведен анализ нуждающихся по роду занятий. Большинство профессий кануло в Лету: ремесленники, тачечники, старьевщики, торговцы вразнос, извозчики, белошвейки, поденщицы.

Интересно, что Одесса занимала первое место в Российской империи по количеству производимой одежды, или готового платья, как тогда было принято говорить. Бродовский отмечал, что «система выжимания пота среди портняжных мастерских в Одессе имеет необычайно сильное развитие». Именно в этих мастерских родилось знакомое старым одесситам и уже исчезнувшее разделение портных на жилетников, брючников, пиджачников.

Широко использовался более дешевый женский труд. Девушки работали на кондитерских, табачных, чайных, джутовых, жестяных, ваксовых, пробочных, консервных, сахарных фабриках, в переплетных и картонных мастерских. Дневная зарплата не превышала 50 коп. Не успев выполнить норму, работу брали на дом, где помогала вся семья, включая малолетних детей. Дети от 5 до 12 лет теряли зрение, нашивая мелкие костяные пуговицы на картонки. За целый день усидчивого труда ребенок мог заработать 7 копеек.

Поразительно, что всего 79 человек (из 50 тысяч!) признали себя профессиональными нищими. Бродовский пишет: «С каким неподдельным ужасом, с каким сознанием собственного достоинства нам отвечали: "Не дай Б-г, мы лучше согласимся умереть с голоду, чем просить на улицах!"»

ИзменитьУбрать
(0)

Книга была напечатана в 1902 г. в типолитографии Гальперина и Швейцера, находившейся на Ришельевской, 17. Она стала библиографической редкостью, но, к счастью, есть в фондах трех крупнейших одесских библиотек.

ИзменитьУбрать
(0)

В Одесской национальной научной библиотеке хранятся два экземпляра книги. На титульном листе одного из них дарственная надпись: «В городскую публичную библиотеку от автора 30/V 1902 г.». Интересные сведения находим на обороте титула, где напечатано: «Дозволено цензурою С.-Петербург, 20 января 1902 г.». Ниже Бро­дов­ский оставил написанное красными чернилами пояснение: «Одесская цензура конфисковала представленный ей рукописный экземпляр и запретила печатание. Петербургская цензура вычеркнула лучшие места». К первому предложению Бродовский сделал сноску: «У автора сохраняется «Свидетельство цензора П. Воршева от 12 сентября 1901 г. за №799, удостоверяющее это обстоятельство».

На титуле другого экземпляра – инскрипт: «В библиотеку Одесского Литературно-ар­тис­ти­чес­кого общества от автора».

В фонде Научной библиотеки Одесского национального университета им. И.И. Мечникова также есть книга Бродовского с дарственной надписью на титуле: «В библиотеку Новороссийского университета от автора».

Отдел краеведческой литературы и библиографии Одесской областной универсальной научной библиотеки им. М. Грушевского ведет блог «Одесский краевед». В рубрике «За­ни­ма­тель­ные истории на титульном листе книги» читаем об экземпляре, хранящемся в библиотеке:

«Это очень редкая книга с интересной судьбой, о которой рассказывает красивый и редкий экслибрис на форзаце книги. Это книжный четырехугольный знак, гравированный, 2-я пол. XIX в., размер – 60х42 мм. В центре – герб, увенчанный баронской короной, с наметом и щитодержателями – оленем и львом, стоящими на кронштейне, в орнаменте которого девиз – La­bo­re­mus ("Будем трудиться"). В оваль­ной рамке надпись на древнееврейском языке – "Из книг МГД. Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе".

Это инициалы барона Давида Гинцбурга и цитата из Песни песней, глава 4:7. Под рамкой на том же языке надпись "Шкаф …№ Полка…№".

ИзменитьУбрать
(0)

Д.Г. Гинцбург – барон, востоковед, ученый-гебраист, общественный деятель и библиофил. Он принадлежит к еврейскому роду банкиров, предпринимателей и меценатов, которыми в 1863 г. было основано Общество для распространения просвещения между евреями в России. Библиотека Давида Гин­цбур­га содержала около 35000 томов по языкознанию, истории, философии, искусству. Имелись редчайшие издания и рукописи, священные книги еврейского народа, спасенные от огня во время средневекового аутодафе. После смерти Д. Гин­цбур­га библиотека была передана в государственный Ру­мян­цев­ский музей, ставший ныне Российской государственной библиотекой, из фондов которой книга И. Бро­дов­ско­го "Еврейская нищета в Одессе" и попала к нам».

И опять спасибо интернету, позволившему найти сведения о том, что Бродовский послал свою книгу Максиму Горькому. В книге «Личная библиотека А.М. Горького. Описание. Кн. II. Приложения. Указатели. – М.: Наука, 1981» под номером 8159 находим «Еврейскую нищету» с обширной дарственной надписью на обложке:

«Величайшему и благороднейшему в эпоху "Диктатуры Пролетариата в СССР" писателю земного шара Максиму Горькому, беллетристу, художнику и гражданину-писателю-революционеру от автора, провинциального журналиста-публициста, участника тайной, подпольной антицарской организации в Одессе в 1891-1895-й годы, именуемой теперь историками "первые в Одессе марксисты", Одесса.

1932-й год июня 23-го. Подготовка к этой работе продолжалась 3 года. Сама работа писалась 2 года по ночам. Над многими страницами молодой автор 23-24-х лет плакал. Но зато теперь некоторые взрослые люди с душой и сердцем плачут, читая ее. Поплачет немного и Максим Горь­кий. А затем, с новой силой и бодрой энергией начнет позорить, дискредитировать и громить всемирный капитализм и его звереныша милитаризм. Исидор Бродовский 23 июня 1932-го года. Одесса на Украйне. Извиняюсь за обложку. Это – мой последний экземпляр. Сама книжка – библиографическая редкость – автор. 1932-й год июнь».

Книга содержит пометки Горького и автора.

В 2001 году «Еврейская нищета в Одессе» была переиздана еврейским общинным центром «Мигдаль» тиражом 1000 экземпляров.

Боровой начал рассказ о Бродовском с упоминания о собранной им коллекции листовок, прокламаций и газет. О той части коллекции, которая хранится в Одесской национальной научной библиотеке, писал С.З. Лущик: «Еще в 1906 году в отчете Городской публичной библиотеки отмечено, что И. Бродовский дарит "издания в виде различных летучих листков". Особенно плодотворной и ценной оказалась деятельность Бродовского по собиранию всевозможной политической печатной продукции разных партий и направлений в период февральской и октябрьской революций и гражданской войны, когда власть в городе сменялась десяток раз. На многих "единицах хранения" в фондах библиотеки можно увидеть оттиск печати в три строки: "Из коллекціи / журналиста / И. Бродовскаго"»6.

3700 единиц хранения (1894-1934) насчитывает коллекция Бродовского в библиотечном фонде Государственного архива Одесской области. Основная тематика листовок и прокламаций досоветского периода – революционная борьба: призывы к восстаниям, забастовкам, демонстрациям. Издания советского периода содержат обращения к трудящимся принять участие в выборах, вступать в ряды партии, помогать фронту и голодающим, бороться с контр­революцией.

«Летучие издания» со штампом Бродовского сберегаются также в Музее современной истории России (до сентября 1998 г. – Музей революции).

Художник Исаак Хаскелевич Гринштейн, график, книжный иллюстратор, плакатист, учившийся в Одесском художественном институте в 1925-1930 гг. и затем три года там преподававший, создал для Бродовского книжный знак7, так что можно предположить, что, невзирая на стесненные условия проживания, у него была библиотека. Экслибрис известен, возможно, он встретится кому-то на книгах из фондов одесских библиотек.

Боровой заканчивает воспоминания о Бро­дов­ском фразой, полной горькой иронии: «Хотел бы верить, что ему "повезло" и он умер до захвата Одес­сы фашистами». Автор статьи считает, что слово «повезло» можно раскавычить, если говорить не о смерти Бродовского, а о его жизни. Ему повезло родиться в интересное время в удивительном городе. К везению он добавил труд, увлеченность, чувство долга, оставив после себя прекрасную книгу, уникальную коллекцию и добрую память.


1Восход. – 1901. – № 5.
2Книга называется «Еврейская нищета в Одессе».
3Боровой С. Я. Воспоминания. – М.; Иерусалим, 1993. – С. 85-86.
4Одесский губернский отдел внутренней торговли Исполкома Одесского губернского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (1924-1925).
5Гончарук Т. Жертви подій 15-17 січня 1918 р. в Одесі на сторінках газет «Одесские новости» та «Одесский листок» // Юго-Запад. Одессика: альманах. – 2012.- № 13. – С. 107.
6Лущик С. З. Собиратели «летучих изданий» // Дом князя Гагарина. – 2009. – Вып. 5. – С. 122.
7Бердичевский Я. Еврейские книжники Украины Из истории людей и экслибрисов // Егупец. – 2004. – № 14.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №159 > ВЕЗЕНИЕ ИСИДОРА БРОДОВСКОГО
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 12:30:05
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Dr. NONA Всемирный клуб одесситов