БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №160 > ТРИО ЛЮБОШИЦ
В номере №160

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

ТРИО ЛЮБОШИЦ
Инна РИКУН-ШТЕЙН

Одесса по праву гордится своими земляками-музыкантами. Попросите первого встречного назвать двух самых известных, и чьи имена вы услышите в ответ? Правильно! Давида Ойстраха и Эмиля Гилельса. Вполне возможно, что второй встречный назовет уже не два имени, а два десятка имен: в 30-е годы прошлого века «фабрика талантов» наладила «массовое производство» высококлассных исполнителей.

А где учились обыкновенные гениальные дети до 1933 г., когда была открыта школа Столярского? Так у того же Пейсаха Соломоновича, только частным образом. В 1911 г. Столярский открыл курсы, на которых использовалась методика обучения Леопольда Ауэра, создателя знаменитой школы скрипичного мастерства.

А у кого учился сам Столярский? Как он из мальчика Пини, пиликавшего с клезмерами по фольваркам, превратился в выдающегося педагога, орденоносца, народного артиста УССР, основателя первой в СССР специализированной музыкальной школы для одаренных детей?

Сначала Столярского учил отец, затем в Варшаве – Отакар Шевчик и Станислав Барцевич, затем в Одесском училище Русского музыкального общества – Иосиф Карабулька и Эмиль Млынарский. Именно Млынарский первым в Одессе применил методику раннего развития музыкально-исполнительских способностей своего учителя Л. Ауэра, воспитавшего виртуозов Яшу Хейфеца, Мишу Эльмана, Ефрема Цимбалиста, Антона Зайделя.

И именно у Млынарского училась вундеркинд Лея Любошиц, которая дала свой первый концерт в пять лет. Ауэр услышал Лею, когда ей было восемь, и позвал учиться в Петербург, но родители решили, что ребенок слишком мал.

Но давайте по порядку. В Государственном архиве Одесской области в книге раввината о рождениях за 1885 г. есть запись о рождении 10 февраля у минского мещанина Шевеля (Саула) Шмулйовича Любошица и его жены Хаси Гитли дочери Леи. 13 июля 1887 г. родилась сестра Леи Хана (Анна), 17 июня 1891 г. – брат Пинхас (Петр). Отец был учителем игры на скрипке, мать помогала содержать семью, продавая пианино.

Обучая своих одаренных детей, отец мечтал, что когда-нибудь они составят трио: Лее он выбрал скрипку, Анне – виолончель, Петру – фортепьяно. Все трое окончили Одесское музыкальное училище, затем Московскую консерваторию: Лея в 1903 г. по классу И.В. Гржимали, Анна – в 1904-м по классу А.Э. Глена, обе с золотой медалью, Петр – в 1912 г. по классу К.Н. Игумнова, с серебряной.

ИзменитьУбрать
(0)

Лее еврейский общественный деятель банкир Лазарь Поляков подарил скрипку Амати. Анна получила денежную премию, на которую был приобретен инструмент работы Гваданини, ученика Страдивари. Имена сестер Любошиц, в числе других золотых медалистов, высечены на мраморных досках, висящих перед входом в Малый зал Московской консерватории.

В 1909 г. исполнилась мечта отца: было создано трио Любошиц. Некоторое время до этого с Леей и Анной выступала Розалия Исидоровна Пастернак (Кауфман), жена художника, мать поэта.

Трио Любошиц широко гастролировало по России, посетив более пятидесяти городов, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке. О его популярности свидетельствует приглашение выступить при царском дворе. Трио постоянно выступало в дневных, так называемых исторических концертах, организованных С.А. Кусевицким, охотно участвовало в благотворительных и общедоступных концертах. Это определило общественное лицо музыкантов, не случайно им выпала честь сыграть 9 ноября 1910 г. на гражданской панихиде по Льву Толстому в Художественном театре.

В.И. Немирович-Данченко писал жене: «Трио Любошиц играло (более часа) trio Чайковского, знаменитое “На смерть великого артиста” (Ник. Рубинштейн). Играли мастерски… Это trio произвело очень большое впечатление и чрезвычайно усилило благородную грусть общего настроения».

Лея, Анна и Петр выступали и по отдельности, солировали и аккомпанировали. Анна гастролировала в Варшаве, играла в летних сезонах Павловска и Сестрорецка, в концертах, которые с 1910-го по 1916-й в Колонном зале устраивал Л.В. Собинов в пользу нуждающихся студентов. Сестры Любошиц выступали с Ф.И. Шаляпиным в Монте-Карло и Ницце, в 1907-1908 гг. Лея вместе с певцом гастролировала в США, где он подарил ей один из своих автопортретов.

В 1906 г. Лея стала гражданской женой видного адвоката, публициста, одного из основателей партии кадетов Онисима Борисовича Гольдовского (1865-1922). Он продолжал поддерживать отношения с законной женой, писательницей, хозяйкой литературного салона, Рашелью Хин (1863-1928).

Лея родила сыновей, Юрия и Бориса, и дочь Ирину. Вместе с их семьей жила сестра Леи, Анна. В квартире на Мясницкой собиралась вся артистическая Москва, останавливались заграничные гастролеры, в том числе выдающийся виолончелист Пабло Казальс. Его репетиции произвели огромное впечатление на Анну.

Гольдовский горячо приветствовал Февральскую революцию, Октябрьскую встретил без энтузиазма. В барскую квартиру подселили несколько семей рабочих, парадный ход заколотили, лифт перестал работать, и Онисиму Борисовичу, у которого было слабое сердце, приходилось взбираться на пятый этаж. Семья не голодала только потому, что талант Леи оказался востребованным: она много выступала на фабриках и заводах. Оплата производилась продуктовым пайком. Сохранился дневник москвича Н.П. Окунева, из которого узнаем, что 11 декабря 1919 г. Лея выступала в Большом театре на торжественном концерте для делегатов 7-го Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов.

В том же 1919 г. Гольдовского арестовали и допрашивали на Лубянке, и, хотя задержание было кратковременным, семья решила эмигрировать. Возможно, они собирались это сделать через Одессу. В заметке «Вечер москвичей» («Одесские новости», 1919, 1 февр.) упоминается выступление Леи и Петра на концерте «Союза москвичей» по случаю Татьянина дня. В концерте участвовали Алексей Толстой, Осип Мандельштам, Иван Бунин. Петр играл и на музыкально-вокальном вечере, устроенном Эльзой Крюгер, гостями были артисты Художественного театра. (Вечер у Эльзы Крюгер // Театр, 1919, №7)

Осуществить задуманное Лее удалось три года спустя, когда она, взяв с собой Бориса в качестве аккомпаниатора, отправилась за границу на гастроли. Вскоре уехали и ее родители с Ириной, но Гольдовскому не повезло – он скоропостижно скончался от инфаркта.

Лея много концертировала по Европе, в 1925 г. уехала в США (ее импресарио был Сол Юрок). Скрипачка знакомила американскую публику с новейшими произведениями русских композиторов, Прокофьев одобрительно отозвался о ее исполнении Первого скрипичного концерта с оркестром. В многочисленных хвалебных рецензиях неизменно отмечалось не только высокое мастерство исполнительницы, но и ее элегантность. После одного из выступлений в Карнеги-Холл филантроп Аарон Номбург подарил Лее скрипку Страдивари «Соловей». В 1927-47 гг. Лея возглавляла скрипичное отделение Кёртисовского института музыки в Филадельфии, основанного Мэри Луизой Кёртис, в 1953 г. получила почетную степень доктора. Многочисленные ученики Леи, которую они называли «Любо», стали успешными музыкантами.

Неординарна и судьба детей Леи. Борис (1908-2001) стал дирижером, продюсером, основал Оперный театр Новой Англии, много лет выступал на радио, слушатели называли его «Мистер опера».

Ирина (1917-2010), переводчица, и филантроп, была замужем за промышленником Билли Вольфом. Ее дети Эндрю и Томас Вольфы стали музыкантами – пианистом и флейтистом.Томас Вольф написал книгу «The Nightingale's Sonata: The Musical Odyssey of Lea Luboshutz» («Соловьиная соната: музыкальная одиссея Леи Любошиц», 2019). История семьи Любошиц-Гольдовских послужила сюжетом пьесы «On Becoming» («На пути к становлению»), написанной и сыгранной внучкой Леи, актрисой Кэтрин Вольф. Премьера состоялась в Манхэттене в Playroom Theater 30 ноября 2012 года.

Оставшийся в СССР сын Юрий (1907-1931) был усыновлен Анной Любошиц. Он не желал общаться с матерью, не отвечал на многочисленные письма. Талантливый математик, он окончил МГУ и в 1927 г. поступил в аспирантуру Научно-исследовательского института математики и механики, с 1929 г. преподавал в Высшем механико-машиностроительном училище. Как и многие в те годы, увлекся альпинизмом, стал опытным восходителем. Погиб при сходе лавины во время подъема на Миссес-тау на Кавказе.

Петр Любошиц много гастролировал и после революции. В заметке «Концерт Леонида Собинова» читаем: «Вместе с ним, как солист и как аккомпаниатор, выступал пианист, профессор Московской консерватории, Петр Любошиц – прекрасный техник и интересный интерпретатор. Он играл Шопена, Листа, Скрябина, одни вещи с блеском, другие – с углубленностью, говорящей о способности этого артиста к раскрытию замысла композитора. И слушатели, вначале сдержанно принимавшие пианиста, постепенно разогревались им, и, в конце концов, он оставил эстраду под шумные аплодисменты и настойчивые требования повторений». («Саратовские известия », 1924, 11 окт.)

В 1921 г. Айседора Дункан пригласила его в московскую «Школу пластического танца». Они были знакомы с 1913 г., когда Петр аккомпанировал «божественной босоножке» во время ее гастролей по России.

Эмигрировать Петру удалось только в 1925-м. Преподавая в Парижской консерватории, он познакомился с русской студенткой Женей Неменовой (1905-1989). Они поженились в 1931 г. в США, куда Петр переехал вслед за сестрой. Он аккомпанировал скрипачам Фрицу Крейслеру, Ефрему Цимбалисту, Павлу Коханьскому, виолончелисту Григорию Пятигорскому, контрабасисту Сергею Кусевицкому.

В 1937 г. Петр и Женя составили фортепианный дуэт Любошиц-Неменова, который был знаменит в 1940-60-х гг. После окончания исполнительской карьеры супруги преподавали в Консерватории Новой Англии (Бостон), возглавляли фортепьянное отделение Мичиганского университета (1962-1968).

ИзменитьУбрать
Дуэт Любошиц-Неменова
(0)

В 1930 г. Мэри Кёртис устроила летнюю резиденцию Института музыки в живописном приморском городке Рокпорт (штат Мэн), где находился особняк ее отца, издателя и филантропа Кира Кёртиса. Преподаватели института жили в прекрасных отдельных коттеджах. Ежегодно, в июле и августе, лучшие музыканты со всего мира преподавали в институте и выступали в Оперном театре Рокпорта. Парк, примыкающий к театру, назван в честь Мэри и Леи. В 1961 г. Эндрю и Томас Вольфы создали музыкальную организацию «Bay Chamber Concerts», ежегодно проводящую в Рокпорте фестиваль камерной музыки.

Лея умерла 18 марта 1965 г., Петр – 17 апреля 1971 года. Лея и Петр Любошиц, Женя Неменова и Эндрю Вольф похоронены на кладбище Seaview в Рокпорте.

Жизнь эмигрантов Леи и Петра Любошиц (Lea and Pierre Luboshutz) достаточно хорошо освещена в англоязычном интернете, а вот сведения об оставшейся в СССР Анне нашлись в традиционных источниках – книге виолончелиста, профессора Московской консерватории Л.С. Гинзбурга «История виолончельного искусства» (М., 1965) и в статье музыковеда Н. Завадской «Преданность искусству» («Музыкальная жизнь», 1969, №14). Советский период творчества Анны Любошиц длился 30 лет. У Гинзбурга читаем: «С радостью понесла она свое искусство в широкие круги слушателей, с первых же лет революции выступая в рабочих клубах и красноармейских аудиториях».

Вот как вспоминает об этом сама Анна Сауловна: «Концерты часто устраивались смешанные: играть приходилось вместе с артистами цирка – фокусниками, чечеточниками. Было холодно, голод, вагоны, в которых мы ездили по стране, разбитые. Но мы понимали, как нужно искусство людям. Много было радостного, иногда тяжелого, много и смешного. Как-то играла я в маленьком клубе на Сретенке. Вышла на сцену, а в первом ряду сидит парень и щелкает семечки. Взглянул на меня и как закричит на весь зал: “Глядите, баба с гитарой!”».

Первые шефские выступления в красноармейских частях состоялись в 1919 г. на Кавказском фронте, когда Анна Сауловна сопровождала своего мужа, главного врача госпиталей Красной Армии, Н.А. Шерешевского. Последнюю шефскую поездку она совершила в 1939-м по Баренцеву морю в честь юбилея Северного флота.

В 1933 г. солистке Московской филармонии Анне Сауловне Любошиц, первой из советских виолончелисток, было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР. Одним из оснований были ее почти ежедневные выступления на радио. 5 марта 1939 г. состоялся юбилейный концерт в честь тридцатилетия музыкальной деятельности виолончелистки.

Муж Анны Сауловны – доктор медицинских наук, один из основателей советской школы эндокринологии, Николай Адольфович Шерешевский (1885-1961) 2 февраля 1953 г. был арестован в связи с «делом врачей». 3 апреля все арестованные были освобождены, восстановлены на работе и полностью реабилитированы.

Семья жила на Арбате, 53, в знаменитом «доме с рыцарями». В июле 1941 г. в театр Вахтангова попала бомба, в квартире выбило окна, погибли все ноты, записи, афиши. Анна Сауловна испытала такое потрясение, что стала глохнуть. Свой последний концерт она сыграла 19 февраля 1947 года.

В том же доме жил композитор Э.С. Колмановский, на сестре которого был женат математик Ю.В. Геронимус. В автобиографических записках «В молодые годы» (М., 2004) он вспоминает, что Анна Сауловна приятельствовала с его тещей, Раисой Наумовной Колмановской, и в разговорах с ней сетовала, что упустила шанс эмигрировать. Следующий отрывок хочется привести полностью:

«В шестидесятых годах наши артисты стали ездить с гастролями за рубеж. В одну из гастрольных поездок в Штаты ансамбля “Березка” Лея Любошиц передала через руководительницу ансамбля Надеждину посылочку Анне Сауловне. Среди прочего там была фотография Леи на фоне ее дома. Анна Сауловна узнала, что Лея продолжает преподавать и даже иногда концертирует. Когда находившаяся давно не у дел Анна Сауловна все это рассказывала Раисе Наумовне, та воскликнула: “Но ведь Лея старше Вас!” На что Анна Сауловна отвечала: “Раиса Наумовна! О чем Вы говорите?! Сравните особняк Леи под Нью-Йорком и мои цорес”».

ИзменитьУбрать
Лея Любошиц с сыном Борисом Гольдовским
(0)

Анну Сауловну связывали теплые дружеские отношения с Мстиславом Ростроповичем. В 1967 г., на вечере в честь ее 80-летия, именно он рассказал о ее творческом пути.

ИзменитьУбрать
(0)

Анна Любошиц умерла 20 февраля 1975 г. в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище вместе с мужем и дочерью.

Каждый из музыкантов трио Любошиц прожил долгую жизнь, полную драматических, а подчас и трагических событий. Замечательный творческий союз был разрушен революцией, но Лея, Анна и Петр остались верны своему призванию, были бесконечно преданы музыке, радовали людей высоким исполнительским искусством.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №160 > ТРИО ЛЮБОШИЦ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-23 07:09:33
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет"