БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №160 > ОДЕССА, ЭСТРАДА, ЕВРЕИ
В номере №160

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

ОДЕССА, ЭСТРАДА, ЕВРЕИ
Александр ГАЛЯС

Первые песни об Одессе сочинили украинские крестьяне-«заробітчани».Первые шлягеры, звучавшие на одесских улицах, привезли итальянские оперные труппы. Всю прочую «одесскую эстраду» создали евреи…

Именно они придали неповторимый акцент той речи, которая стала в конце 19 – начале 20 вв. опознавательным знаком одесситов и фактически «языком» того явления, которое и именуется одесской эстрадой.

Нет возможности перечислить всех евреев, кто в разные периоды истории города был так или иначе связан с этим явлением. Некоторые из них широко известны, как Леонид Утесов (Лазарь Вайсбейн), Иза Кремер, Роман Карцев (Кац) или Лариса Долина (Кудельман), но имена большинства канули в Лету, сохранившись только в старых рецензиях, фельетонах да немногочисленных воспоминаниях.

Вот этих-то мастеров мы и хотим вспомнить в кратком обзоре.

Из тех «малых звезд», чьи имена дошли до нашего времени, хронологически первый – куплетист Лев Зингерталь. Маленького роста, тщедушный, рано полысевший, он, тем не менее, создал образ этакого «бонвивана», «любимца женщин».

ИзменитьУбрать
Л. Зингерталь (в центре) с одесскими артистами
(0)

«Ах, дами! Ах, дами, – именно так, с акцентом, пел куплетист, – для нас нужней всего. Без дами мы сами не стоим ничего». Своего рода «опознавательным знаком» артиста была песенка «Зингерталь, мой ципочка, сыграй ты мне на скрипочка» (обычно артист аккомпанировал себе на скрипке).

Немного позже Зингерталь создал дуэт с другим одесским куплетистом, Марком Добрыниным, высоким толстяком весом 150 кг. Они представляли борцов, выходили на сцену в трико и пели куплеты с рефреном: «Зачем я толстый? Зачем я тонкий?»

Но память о Зингертале сохранилась благодаря политической сатире, а если точнее, то всего одному куплету.

В 1907 г., когда тогдашний премьер П. Столыпин подавлял революционное движение жестокими мерами вплоть до виселиц, прозванных в народе «столыпинскими галстуками», Зингерталь на одном из представлений рискнул спеть:

У нашего премьера -
Ужасная манера:
На шею людям галстуки цеплять.
И, должен признаться,
Я стал теперь бояться
Куплеты вам про галстук распевать.

После чего артисту было предписано в 24 часа покинуть город. Зато он навсегда вошел в историю эстрады и даже попал в повесть «Хуторок в степи» своего земляка Валентина Катаева.

Но отсчет истории одесской эстрады следует, на мой взгляд, вести с 1909 года. Когда из балаганов, кафешантанов и иллюзионов она вышла на театральные подмостки. Случилось это в зале Благородного собрания (улица Гоголя, 15), где обосновался театр миниатюр «Бибабо», организованный группой местных артистов и журналистов. Этот театрик подражал петербургскому сатирическому театру «Кривое зеркало» и московской «Летучей мыши».

Основным автором «Бибабо» был студент Новороссийского университета Алексей Лифшиц (по сцене – Алексеев), который первым в Одессе и одним из первых в России начал выступать в жанре конферанса. Заранее заготовленного текста у актера обычно не было, во время представления он импровизировал, отвечая на реплики зрителей.

В следующем сезоне Алексеев с группой артистов создал другой театр миниатюр – «Зеленый попугай». Здесь репертуар уже разнообразнее и оригинальнее. Этот театр привлек внимание интеллигенции, деятелей искусства. Писатель А. Куприн читал здесь свои рассказы, драматург С. Юшкевич – новую пьесу. Сенсацией городской жизни стал благотворительный спектакль по оперетте «Прекрасная Елена», в которой главную роль исполняла знаменитая актриса Елена Грановская, а ее партнерами выступали, кроме Алексеева, певец Юрий Морфесси, а также чемпион мира по борьбе Иван Заикин и писатель Александр Куприн.

Но если в жанре театров миниатюр у одесситов были и предшественники, и конкуренты, то с нашими куплетистами никто сравниться не мог. В книге-исследовании «Куплет на эстраде» Г. Териков пишет, что Одессу называли фабрикой куплетистов, так как наш город был «главным поставщиком » гастролеров для Петербурга, Москвы, Киева. Особенно славилась Одесса «еврейскими » куплетами. На этом поприще подвизались даже целые династии, как, например, семейство Броунталь. Глава семьи выступал сперва в дуэте с женой, затем со старшим сыном Геннадием. Тот, женившись, создал со своей супругой дуэт Таген (Таня и Гена). Тогда отец привлек двух других сыновей и возникло юмористическое трио «Папаша и сыночки Броунталь».

Злободневность («утром – в газете, вечером – в куплете») – это было то, что особенно привлекало в куплетистах, делало их популярными. Эстрада чутко улавливала общественные настроения и по-своему отражала их.

Так, успех рассказов М. Горького и особенно его пьесы «На дне» вызвал к жизни так называемый «рваный» или «босяцкий» жанр. Артисты выходили на сцену в лохмотьях, соответствующем гриме и выступали как бы от имени обитателей ночлежек.

ИзменитьУбрать
Э. Кемпер
(0)

Одним из представителей этого жанра был молодой артист Юлий Кемпер (Ленский). По злой иронии судьбы, он погиб на Первой мировой как раз в то время, когда на эстраде дебютировали его младшие братья Володя и Эмиль, звучно рекламировавшиеся как братья Коралли. Их дебют состоялся в детском театре «Водевиль», созданном предприимчивым антрепренером Яковом Шошниковым. Коммерсант точно рассчитал, что пресыщенная публика клюнет на новинку. Артисты, которым было по 7-9 лет, умиляли зрителей исполнением песенок, сценок. Особым успехом пользовался «малолетний куплетист» Володя Коралли, тексты для которого писал чуть более старший гимназист Макс Поляновский, будущий лауреат Сталинской премии за повесть «Улица младшего сына» (в соавторстве со Львом Кассилем).

ИзменитьУбрать
Л. Зингерталь, Г. Красавин, В. Коралли
(0)

Подросший Владимир Коралли станет известным эстрадным артистом, хотя в историю войдет, прежде всего, как муж Клавдии Шульженко. А Эмиль Кемпер создаст в Ленинграде джаз-оркестр, где, в частности, начал свою музыкальную карьеру знаменитый песенник Аркадий Островский.

Как это ни парадоксально, но золотая пора одесской эстрады – период гражданской войны. Никогда – ни до, ни после – в нашем городе не собиралось такое количество эстрадных знаменитостей, настоящих и будущих. В Доме артиста, открывшемся в Колодезном переулке (где потом много лет работал кинотеатр им. Котовского, а ныне расположен Центр болгарской культуры), регулярно выступали тогдашние «суперзвезды » – А. Вертинский, Ю. Морфесси, Н. Плевицкая, П. Троицкий, И. Кремер. Там же и на других площадках подвизались будущие народные и заслуженные артисты – Л. Утесов, В. Хенкин, К. Новикова, А. Громов и В. Милич и др.

Калейдоскоп событий требовал от куплетистов едва ли не ежедневного обновления репертуара. Большинство артистов довольствовалось непритязательными текстами собственного сочинения, но ведущие мастера предпочитали прибегать к услугам профессионалов, из которых выделяются Яков Ядов и Мирон Ямпольский.

ИзменитьУбрать
Я.Ядов
(0)

Ядов (Давыдов) стал заметен еще до революции, опубликовав ряд фельетонов в газетах Одессы, Киева, Николаева. Но слава пришла к нему во время гражданской войны, когда он стал едва ли не главным «поставщиком» текстов куплетов для многих исполнителей. Писал Ядов с невероятной скоростью и на самые разные темы. Так, буквально за полчаса он сочинил текст знаменитого шлягера «Бублики».

Примечательной фигурой был и Мирон Ямпольский. Сочинением куплетов и песенок он увлекся, еще будучи студентом юридического факультета Новороссийского университета. Человек высокой культуры, Ямпольский, тем не менее, превосходно знал специфический одесский фольклор, что позволило ему сочинить несколько в своем роде «шедевров», в том числе «Ужасно шумно в доме Шнеерсона...».

После окончания гражданской войны и перехода к нэпу возвращается такая форма привлечения публики как конкурсы юмористов. Обычно в них принимают участие Г. Амурский, Л. Зингерталь, З. Задорин, Н. Креминский, В. Коралли, Я. Воинов, Д. Восторгов, П. Фредин, Н. Рязанский, Ф. Бояров, Л. Леонов, Г. Красавин, Ц. Коррадо и др. Никаких призов победители не получали, но за счет полных сборов участники имели неплохие гонорары.

ИзменитьУбрать
А. Погодин
(0)

На крохотной сцене подвальчика на углу Екатерининской и Театрального переулка родился театр миниатюр «Крот» («Конгрегация Рыцарей Острого Театра»). Его создал выпускник физико-математического факультета Новороссийского (Одесского) университета Виктор Типот (Гинзбург). Он был мастером на все руки – руководителем, автором миниатюр и куплетов, постановщиком, актером и конферансье. В этом театрике начинали многие будущие знаменитости: литературовед Лидия Гинзбург, поэтесса Вера Инбер, актриса Рина Зеленая, лауреат Первого конкурса артистов эстрады, певец Аркадий Погодин (Пиливер), а сам Типот вошел в историю как создатель Московского Театра сатиры и соавтор либретто оперетт «Свадьба в Малиновке» и «Вольный ветер».

ИзменитьУбрать
М. Табачников
(0)

В середине 1930-х начинает свой путь к всесоюзной популярности композитор Модест (Манус) Табачников. Молодой музыкант прославился в ту пору тем, что сочинил песенку «Ах, Одесса, жемчужина у моря», которая стала одним из главных одесских шлягеров. Случилось это, согласно легенде, в 1936 г. в ресторане гостиницы «Лондонская», куда Табачников пришел проведать своих друзей-музыкантов. Там он записал пришедшую ему на ум мелодию прямо на салфетке, далее совместными усилиями соорудили нехитрый текст, и уже на следующий день эта песня начала свое триумфальное шествие через годы и страны, пополняясь по дороге новыми вариантами и куплетами.

Вот только бдительная цензура не захотела пропускать ее на концертную эстраду, и пришлось написать к ней другой текст. Песенка «Дядя Ваня» с жизнерадостного голоса Клавдии Шульженко пошла гулять по советской стране. Сказался ли пиетет перед Чеховым, или по какой другой причине, но «Дядя Ваня», в отличие от «Ах, Одесса», возражений у цензуры не вызвал. В ресторанах же предпочтение отдавали «оригиналу».

Зато именно в 1930-е в Одессе рождаются те, кто затем встанет в первые ряды эстрадных мастеров: Михаил Жванецкий, Роман Карцев, Игорь Шаферан. Но это уже другая история…


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №160 > ОДЕССА, ЭСТРАДА, ЕВРЕИ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 08:14:17
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет"