БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №161 > ДВЕ ИСТОРИИ ПРО «ГОРОД-САД»
В номере №161

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+3
Интересно, хорошо написано

ДВЕ ИСТОРИИ ПРО «ГОРОД-САД»
Иван КАЦ

Для начала приведем две цитаты. «Все хорошо, но дело в том, / Что степь нагая там кругом; / Кой-где недавный труд заставил / Младые ветви в знойный день / Давать насильственную тень». Это, как вы помните, одесские впечатления (1823-1824) Александра Сергеевича Пушкина, отраженные в «Путешествии Онегина».

«Палестину по праву можно считать царицей среди земель, одним своим видом наводящих уныние. Горы ее бесплодны и некрасивы, их краски тусклы. Долины – это неприглядные пустыни с чахлой растительностью, от которой так и веет тоской и убожеством. Мертвое море и море Галилейское сонно цепенеют среди пустынных гор и равнин, где не на чем отдохнуть глазу, – здесь нет ничего яркого или поражающего, нет ласковых пейзажей, дремлющих в лиловой дымке или испещренных тенями проплывающих в небе облаков... Безрадостная, угрюмая и скорбная земля». А это – Марк Твен, «Простаки за границей» (1867 год).

Картины похожие: «нагая степь», чахлая растительность, зной, от которого «сонно цепенеет» все вокруг. Что осталось за кадром, понятно и так: забивающаяся во все щели и липнущая к телу пыль, песок, хрустящий на зубах, а в дождь все это превращается в непролазную грязь, оползни…

Понятно, что одной из первейших задач как в первом, так и во втором случае, стало озеленение. Растения укрепляют грунт, задерживают пыль, улучшают внешний вид местности. Необходимо было и создавать места для прогулок и отдыха. Ведь какой приличный город без парка или бульвара, где дамы могут продемонстрировать свои новейшие французские наряды? Как проблема озеленения решалась в молодой Одессе и в не менее молодом еврейском государстве? Возьмем за точки отсчета приведенные выше цитаты и посмотрим, как создавался «город-сад» и к чему пришли сегодня.

ОДЕССА

Когда русские войска взяли крепость Хаджибей, на территории которой была основана Одесса, здесь росли только три груши.

Герцог де Ришелье – страстный любитель садоводства, будучи с 1805 по 1814 гг. генерал-губернатором Одессы, постановил, чтобы возле строящихся в городе домов со стороны улицы были посажены деревья, огороженные палисадниками. По его же идее впоследствии желающим раздавали хутора на берегу моря с обязательным требованием засаживать их растительностью. Правда, не все деревья приживались на сухой одесской почве. Лучше всего здесь прижилась акация, которая и стала символом города.

Первые деревья в молодой город привез брат основателя Одессы Иосифа де Рибаса Феликс – из Умани, из парка графа Потоцкого, Софиевки. Там, где сегодня пролегает улица Садовая, ранее были питомники Феликса де Рибаса. Сегодня самое старое одесское дерево – дуб «Черная ночь» на проспекте Шевченко («казацкий дуб»). По легенде его посадили в 1791 или 1792 г., но системное озеленение города началось позже.

Первые сады и парки

Городской сад. Первым парком Одессы стал Городской сад. Он был разбит Феликсом де Рибасом в 1803 г. на принадлежавшем ему участке городской земли. Но для поддержания сада в порядке у Феликса не хватало средств, и он принял решение подарить его городу. 10 ноября 1806 г. участок земли и находившиеся на нем молодые насаждения были переданы в городскую собственность безвозмездно.

Дюковский сад. Он был разбит по приказу герцога де Ришелье в его летней резиденции в 1810 году. Землю для посадки растений привозили из Умани и Тульчина. А цветы герцог выписывал из родового имения во Франции.

Через 16 лет, после отъезда герцога на родину, во Францию, его адъютант, полковник Стемпковский подарил парк городу.

Однако городские власти не смогли должным образом распорядиться подарком, и вскоре парк, расположенный на границе двух не самых благоприятных районов города – Слободки и Молдаванки, пришел в упадок. В сентябре 1911 г. газета «Южная мысль» писала: «Вы, конечно, знаете огромную, запущенную, испещренную грязными канавами, с отбросами местность, которая зовется Дюковским садом. Умирают памятники, гибнут образы прошлого, а наши муниципалы, вместо того чтобы сохранить их, дают им гибнуть до основания».

Возродился парк в 1949 г., он был реконструирован и получил название «Парк Победы». Сегодня парк опять пришел в плачевное состояние, а часть его уже давно передана под застройку.

Ботанический сад. Первый ботанический сад в Одессе был основан ботаником-французом Карлом Десметом в 1819 году.

Через год за площадью Куликово поле был заложен ботанический сад. Первое дерево посадил сам Александр Ланжерон. Именно создание этого парка некоторые исследователи считают началом системного озеленения города.

В 1865 г. в Одессе был открыт университет, и через два года по ходатайству профессоров Л.С. Ценковского и А.О. Яновича в университетском дворе была построена небольшая двухзальная оранжерея стоимостью в 2 тысячи рублей.

В 1880 г. по инициативе университетского преподавателя ботаники Л. В. Рейнгарда сад был переведен с университетского двора на бывшую дачу Ришельевского лицея на Малом Фонтане (Французский бульвар, 87). Там также была построена оранжерея из двух отделений – теплого и холодного.

Приморский бульвар. Новый бульвар (1827), он же Приморский (1831), он же Городской (1857), он же Николаевский (1877), он же Фельдмана (1920), он же Николаевский (1941) и снова Приморский (1944).

Почти до 30-х гг. 19 в. в балке, где обустроен бульвар, была городская свалка. В феврале 1820 г. во время своего первого визита в Одессу граф Михаил Семенович Воронцов за 63 тыс. рублей приобрел у помещика Н. Куликовского земельный участок на самом краю резко обрывающегося приморского холма с находившимся там «незначительным домиком» и садом на месте руин поверженной турецкой крепости.

В августе 1822 г. Александр I утвердил план устройства будущего бульвара. Вскоре территория была убрана от мусора, расчищена и выровнена, проложены и покрыты гравием три аллеи, высажены первые деревья. Вдоль обрыва устроили перила.

Парк им. Шевченко. Согласно сохранившемуся плану архитектора Ф.К. Боффо от 1840 г., на этом месте должен был быть разбит парк. Но только 7 сентября 1875 г. парк был наконец-то открыт. 10 сентября он был назван Александровским, в честь посещения Одессы императором Александром II, который собственноручно высадил в парке дуб.

Савицкий парк. Появился в Одессе в 60-е гг. 19 века. По одной версии, Савицкий, владелец большого участка земли, где выращивались на продажу овощи, разбил и большой декоративный сад. Кроме высадки деревьев и кустарников, были построены ресторан, гостиница и танцплощадка. По другой, Григорий Ефстафьевич Савицкий, организатор медоварения, винокурения и пивоварения в Одессе, инженер-технолог по специальности, решил посадить декоративный сад в своем хуторе и назвал его Савицкий. На его территории произрастало множество видов плодовых деревьев.

Парк этот всегда пользовался дурной славой, а сегодня, как и Дюковский, находится в запустении. Хотя городские власти не единожды предпринимали попытки привести его в порядок.

Озеленение Одессы. Наши дни

Сегодня в Одессе дела с озеленением обстоят не лучшим образом. Общая площадь города – 166 км2, площадь зеленых насаждений – 10,4 км2. На одного жителя города приходится порядка 6 м2 при норме 14,4 км2 на человека. А в некоторых районах города, например, в Суворовском, количество зеленых насаждений на одного жителя составляет только 17% национального норматива. Всемирная организация здравоохранения считает, что для обеспечения здоровья населения норма должна составлять 50 м2 на одного городского жителя.

На одесских улицах растет более 50 тыс. деревьев, из них 4 тысячи «аварийных». Зеленые насаждения в городе становятся жертвами бездумной застройки (иногда незаконной), их убирают, чтобы поставить автостоянки или МАФы. В парке им. Шевченко построен жилой дом. Вырублена дубовая роща на Даче Ковалевского для строительства жилых домов. Пользуясь тем, что границы парков не были определены решением городского совета, застройщики «отъели» кусок парка Победы (бывший парк им. Ленина). Почти не осталось в черте города санаториев. А единичные уцелевшие ведут неравный бой с застройщиками.

Печально, но уничтожение зеленой зоны поддерживают некоторые архитекторы. Один из членов градсовета договорился до того, что Одессе не нужны в таком количестве зеленые зоны: город получает достаточно кислорода от моря.

Правда, разрешение на вырубку деревьев дают при условии компенсаторной высадки. Но, по статистике, приживается только пятая часть саженцев. Да и существующие посадки не в лучшем состоянии. Например, в появившемся только в прошлом году Греческом парке (разбит на месте Лунного парка, под Приморским бульваром) этой весной не удосужились даже высеять траву. А редкие посаженные к открытию декоративные растения задавлены сорняками.

ИзменитьУбрать
(0)

Городские власти отговариваются нехваткой работников: в 1980-е годы в «Зелентресте» работало более тысячи человек, сейчас – менее трехсот. Но не сильно жалуют здесь и общественников, борющихся за сохранение зеленого покрова города. Всем памятна история четырехлетней давности, когда ОО «Зеленый лист» организовала высадку деревьев на Французском бульваре – взамен засохших. Чем нарушила планы властей по расширению проезжей части.

Тогда в городе ходила песенка, написанная одним из участников акции на мотив известной «Мурки»: «Банда садоводов прибыла в Одессу из не очень отдаленных мест. Банда занималась высадкой деревьев, и ее боялся “Зелентрест”».

ИЗРАИЛЬ

В марте 1921 г. в Палестину прибыл тогдашний министр Великобритании по делам колоний Уинстон Черчилль. Особые надежды на его визит возлагали жители Тель-Авива, тогда еще пригорода арабского Яффо, – первого строящегося по специальному плану еврейского города. Они надеялись, что министр поможет получить Тель-Авиву статус города. Высокого гостя решили принять по высшему разряду. Беда только в том, что деревца, высаженные на бульваре Ротшильда, где должны были принимать Черчилля, были еще слишком малы и не могли произвести должного впечатления.

Мэр Тель-Авива Меир Дизенгоф долго жил в Одессе и усвоил, что «хороший понт дороже денег». Он приказал спилить в ближайших сельхозпоселениях взрослые деревья и «посадить» их в песок бульвара. По поводу дальнейших событий есть разные версии. По одной – в разгар встречи поднялся сильнейший ветер. По другой – маленькая девочка, устав стоять и слушать длинные речи, разбаловалась и случайно толкнула одно из деревьев. По третьей – кто-то из собравшихся прислонился к стволу. Но все сходятся в одном – дерево упало, вызвав эффект карточного домика: оно задело кроной соседнее, которое, в свою очередь, толкнуло следующее, и так далее. Через мгновение на бульваре не осталось ни одного высокого дерева. Мэр смутился, а Черчилль рассмеялся и, похлопав его по плечу, сказал: «Мистер Дизенгоф, запомните: без корней здесь ничего не вырастет».

Сегодня бульвар Ротшильда – одна из самых зеленых улиц Тель-Авива. А сам город занял 16-е место в престижном глобальном рейтинге европейского туристического портала TravelBird «Зеленые города 2018».

Мне как-то пришлось наблюдать, как обустраивается клумба в одном из скверов Тель-Авива. В выкопанную яму уложили сложное сооружение из тонких трубочек с мелкими отверстиями: по ним к корням растений будет поступать вода. Сверху насыпали землю и уложили дерн. Очень трудоемко, но без этого на песчаной почве Тель-Авива мало что вырастет.

Вообще озеленению городов и содержанию зеленых зон в Израиле уделяется огромное внимание. Малейший пустырь тут же превращают в тенистый сквер.

ИзменитьУбрать
(0)

Но не меньшее внимание уделяется и озеленению некогда пустынных земель. Сегодня Израиль – единственная в мире страна, где площадь зеленых насаждений не сокращается, а увеличивается с каждым годом, причем около 60% приходится на озеленение пустыни.

В древности Палестина была покрыта лесами. В пустыню она превратилась в результате человеческой деятельности во времена римского владычества и Османской империи. Люди безжалостно вырубали леса для строительства жилищ и их отопления, а бесчисленные стада в поисках пропитания бесконтрольно уничтожали однолетнюю растительность, низкорослые деревья и кустарники, вытаптывали растения и подрывали копытами их корни. Когда в 1900-1908 гг. турки построили железную дорогу Хайфа-Дамаск, последние оставшиеся деревья исчезли в паровозных топках...

Озеленением Израиля занимается Еврейский национальный фонд «Керен Каемет ле-Исраэль» (ЕНФ ККЛ).

Несколько фактов.

В 1901 г., когда был создан ЕНФ, на территории нынешнего Израиля было всего 1,4 тыс.га лесных массивов, в 1942 г. – уже 3,5 тыс. га, в 1980 г. – почти 56 тыс. га.

Если до 1948 г. в лесах Израиля росло 4,5 млн деревьев, то в 1990-х их более 200 млн. По данным специалистов, примерно 70% всех израильских лесов являются рукотворными и созданы за годы существования независимого государства Израиль. В наши дни территория лесов в Израиле составляет более 855,6 тыс. га.

Каждый год «Керен Каемет ле-Исраэль» высаживает порядка 300 га леса, а иногда и больше.

Самый первый рукотворный лес был посажен на территории будущего государства Израиль в 1907 г. Это были 18 оливковых деревьев в лесу Герцля (сегодня Бен-Шемен). 70% посадок составляют широколиственные деревья, характерные для флоры Израиля. Благополучно приживаются 89% посаженных деревьев.

В 1908 г. израильский Союз учителей провозгласил Ту би-Шват днем лесопосадок.

В 1950-х г. пост министра лесного хозяйства в Израиле был упразднен. Его функции выполняет ККЛ.

Главной задачей ККЛ с момента создания стало землеустройство: окультуривание почв для сельского хозяйства, озеленение страны, освоение пустынь, прокладка дорог, осушение болот. Работает фонд исключительно на добровольные пожертвования.

Большую часть территории Израиля занимают пустыни и полупустыни – среда, постоянно стремящаяся к наступлению. В большинстве стран территория пустынь неуклонно расширяется. Израиль – единственная страна, где пустыня сдает позиции.

Для того, чтобы саженцы приживались в пустыне, используют оригинальную технологию: их помещают в специальную пластиковую трубку, разлагающуюся через три года. На стенках этой трубки по ночам оседает роса, которая стекает вниз, к корням, и растение получает регулярную порцию воды. Еще один метод – саванизация пустыни. На искусственно увлажненных участках выращивают деревья. Немного – по сто штук на гектар. Благодаря этому укрепляется почвенный слой, растет его плодородие.

Как видим, к решению одной и той же проблемы разные подходы – и разные результаты. Может, и у нас, в Одессе, стоит передать озеленение в руки общественников? И не мешать им навести порядок.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №161 > ДВЕ ИСТОРИИ ПРО «ГОРОД-САД»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 02:27:42
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет"