БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №33 > Десять исчезнувших колен
В номере №33

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+6
Интересно, хорошо написано

Десять исчезнувших колен

Гид-парад этого номера расскажет вам о евреях, проживавших в разных — иногда весьма экзотических — уголках земного шара.

В царствование Рехавама, сына царя Шломо, взбунтовались десять колен Израиля и создали отдельное государство и поставили над собою царем Иеровама бен Невата. Верными дому Давида остались только два колена: Йеhуды и Биньямина. В 720 г. до новой эры, за сто тридцать пять лет до изгнания жителей Иудеи, Израильское царство пало, и цари Ассирии изгнали их в разные области Двуречья и Мидии. Когда позднее присоединились к изгнанникам десяти колен изгнанники из Иудеи, большая часть первых слилась с ними и растворилась в них. В Иерусалимском Талмуде (трактат «Санhедрин») сказано: «В три изгнания увели их [десять колен]: одно по ту сторону реки Самбатьон, второе — в Дафни, что в Антиохии (в Северной Сирии), а третье было скрыто тяжелым облаком. А когда они вернутся, то вернутся из всех трех изгнаний». Иначе думал рабби Акива, который сказал (там же): «У десяти колен нет удела в будущем мире, и они не вернутся...»

ИзменитьУбрать
Йеменский еврей
(0)

В конце IX века путешественник Эльдад hа-Дани рассказывал о евреях, живущих в далеких странах. По его утверждению, в центре Африки живут четыре колена: Дан, Нафтали, Гад и Ашер: «И живут они в шатрах, и кочуют с места на место, и есть у них царь, и воюют они с царем Куш [Эфиопии]; есть у них Тора, и Талмуд их написан на чистейшем святом языке, и не упоминает мудрецов Мишны и Талмуда, но сказано в каждой hалахе: «Так учили мы из уст Йеhошуа, из уст Моше, из уст Г-спода»; и нет у них другого языка, кроме иврита». Эльдад hа-Дани утверждал, что видел и остальные шесть колен — в Персии, Мидии, Армении, Хазарии и Аравии.

Йемен. По преданию, в эпоху разрушения Первого Храма беженцы из Иерусалима основали на земле Йемена первые поселения и получили суверенную власть над всей провинцией.

Письменные источники, подтверждающие существование большой еврейской колонии на юго-западе Йемена, в царстве Химьяр, относятся к периоду разрушения Второго Храма. Вершины независимости и процветания достигли йеменские евреи в царствование в Химьяре еврейского царя Йосефа Зу Нуваса. Конец «золотому веку» положило в 525 году завоевание Йемена христианами, сохранявшими власть над страной до присоединения Йемена к Персии в 575 году.

Когда Мухаммед начал распространение новой религии, он установил запрет на принудительное обращение евреев в ислам. Закон халифа Ибн-Хаттаба об изгнании неверных не распространялся на евреев. Ряд ограничений, однако, был наложен: увеличенные налоги, запрет на земледелие и собственность на землю. Евреи занимались, главным образом, торговлей, искусствами и ремеслами. Йеменская община постоянно поддерживала связи с общинами на Святой земле, в Персии, Вавилонии, Египте.

В 1037 году Йемен был оккупирован шиитами-фатимитами. Евреям была предписана особая форма одежды, запрещена езда верхом, их свидетельство в суде не принималось во внимание, еврейские сироты подвергались обращению в ислам. В эти нелегкие времена появился в тех местах «ложный Машиах» Яков бен Нетаниэль. Разоблачить его помог ответ Рамбама (рабби Моше бен Маймона) на письмо нагида Йемена — одно из известнейших произведений Рамбама, «Игерет Тейман». Влияние Рамбама на жизнь общины оказалось настолько глубоким, что йеменские евреи до сих пор руководствуются исключительно его законодательными решениями.

После завоевания Йемена Турцией в 1872 году все антиеврейские законы были аннулированы.

Йеменская община не имела единой централизованной структуры. Отдельные местные общины возглавлялись раввином («мари») и старостой («акель»). Жизнь членов общины, несмотря на гонения, была гармоничной: большинство мужчин занимались ювелирным искусством и зарабатывали на пропитание семьи, работая только 3-4 часа в день. Большую часть дня они посвящали занятиям Талмудом.

В XIX столетии началась эмиграция йеменских евреев в Индию, Египет, Эфиопию, Судан. В 1881 году первый караван олим из Йемена в Эрец-Исраэль положил начало массовой алие. До 1948 года репатриировались 52 тыс. человек. А после репатриации 1950 года (операция «Ковер-самолет») на территории Йемена осталось не более 1000 евреев.

ИзменитьУбрать
Костюм туниской
еврейки
(0)

Тунис. Первые еврейские поселенцы появились на территории нынешнего Туниса около двух тысячелетий назад. Главным их занятием было земледелие, скотоводство и международная торговля.

Крупнейшая из еврейских общин (Карфаген) существенно выросла за счет волны беженцев, вызванной подавлением восстания Бар-Кохбы (135 г. новой эры).

Распространение христианства привело к ухудшению положения евреев, однако, несколько веков спустя, с появлением ислама, гонения на еврейские общины прекратились.

В VIII веке в городе Кайраван начала действовать иешива, которая обладала высоким академическим уровнем. После разрушения города в 1057 году члены кайраванской общины расселились, главным образом, в Египте и на Сицилии.

В Х—ХI веках мавахиддины, захватившие Тунис, насильно обращали евреев в ислам. Сотни евреев предпочли измене мученическую смерть, десятки тысяч покинули страну.

Уже месяц спустя после изгнания мавахиддинов, многие из покинувших страну вернулись, и в Джербе, Тунисе, Кайраване открылись школы и иешивы.

В 1515 году остров Джерба был захвачен испанцами. Религиозные гонения вызвали массовое бегство евреев в Тунис. Но в 1535 году испанцами был оккупирован весь Тунис. За следующие сорок лет полностью распались десятки мелких общин. В 1574 г. Тунис перешел во власть турок, и еврейские общины получили религиозно-национальную автономию. Судебная и исполнительная власть в общинах была сконцентрирована в руках выборного правления с «каидом» во главе. В эти годы сложились и углубились связи евреев туэнса (уроженцев Туниса) и грана (уроженцев Ливорно) с общинами Эрец-Исраэль и Италии.

Обширные связи евреев с коммерсантами и правителями европейских стран оградили общину от погромов и притеснений. В 1857 году, например, Франция оказала политическое и военное давление на правителя Туниса Махмуд-бея, принудив его положить конец волне погромов и вручить евреям грамоту о гражданском равноправии.

В 1881 году Тунис стал французской колонией. Евреи стали посредниками между местным населением и властями, они занимали высокие посты в колониальной администрации, учились сами и посылали своих детей в университеты Франции. В годы Первой мировой войны многие из евреев Туниса воевали в составе французских войск.

Во время Второй мировой войны община находилась под властью режима Виши, евреи были депортированы в особые лагеря, но не были высланы в лагеря смерти в Европе. После войны общинная жизнь ненадолго возродилась, но в пятидесятые-шестидесятые годы почти все евреи Туниса эмигрировали в Израиль или во Францию.

Если в 1946 году в стране жили 71 тыс. евреев, то спустя сорок лет община сократилась до трех тысяч.

ИзменитьУбрать
Бухарский еврей
(0)

Бухара. Первые письменные упоминания о еврейских поселениях на территории Средней Азии относятся к VIII—IX векам. Но по преданиям бухарских евреев их предки пришли в Хорезм на добрых полторы тысячи лет раньше. В XIII веке центром общинной жизни стала так называемая «старая махала» (еврейский квартал) Бухары. Поначалу бухарские евреи сами старались селиться в отдельных кварталах, чтобы сохранить традиционный ход жизни, но с конца XIII века местные власти принимают закон, запрещающий евреям покупать дома вне «гетто».

Еврейство Бухары подвергалось ожесточенным преследованиям со стороны соседей-мусульман. Десятки евреев умерли мученической смертью, отказавшись принять ислам. Немногочисленные семьи, принявшие под страхом смерти ислам, продолжали втайне соблюдать законы Торы. Потомки этой группы по сей день живут в Бухаре и называются «чала» («ни то, ни се»).

В 1793 году в Бухару приехал иерусалимский посланник рабби Йосефа Мамон Магриби с целью сбора пожертвований в пользу общины Цфата, но, увидев, что духовная жизнь общины в Бухаре находится в упадке, он решил остаться в городе. Хотя влияние иешивы рабби Йосефа на многие десятилетия определило духовный облик общины, общинное устройство и обычаи бухарских евреев сохранили самобытность и неповторимость.

Во главе еврейской общины каждого города стоял староста — калонтар. Он представлял евреев города перед эмиром, разбирал имущественные тяжбы и семейные конфликты. Духовная власть находилась в руках хахама — раввина, а в крупных городах — религиозного суда. В каждой общине был хедер (хомло). В Бухаре с середины XVIII века действовала иешива, которая готовила хахамов (каждый из которых был еще и резником) и переписчиков свитков Торы.

Бухарская община создала свою литературу, в том числе, литургическую и историко-эпическую поэзию. В середине девятнадцатого века были переведены на еврейско-таджикский язык большинство книг Танаха, написаны оригинальные пересказы агадических сборников.

«Присоединение» среднеазиатских республик к Советской России подтолкнуло около 4 тыс. бухарских евреев к нелегальной репатриации в Эрец-Исраэль. Если в России результатом кампании антирелигиозного террора стал отрыв большинства евреев от традиции и заповедей Торы, то в Средней Азии этого не произошло: во-первых, бухарские евреи в меньшей степени подверглись влиянию ассимиляторов-«просветителей», и, во-вторых, местное руководство, сохраняя явную или скрытую приверженность исламу, не принимало всерьез навязанную борьбу с религией. И все же, аресты 1936—1938 годов обезглавили общину: в лагеря были отправлены раввины, учителя, писатели, закрылись хедеры и школы, прекратилось издание книг и газет на бухарско-еврейском языке.

С началом Второй мировой войны и эвакуацией населения европейской части СССР, в общины Средней Азии влились сотни семей из Польши, России, Украины и Белоруссии.

Посланцы Любавического Ребе основали в Самарканде нелегальную иешиву «Томхей Тмимим» (1941—1948).

В послевоенные годы в общинах Средней Азии развернулся интенсивный ассимиляционный процесс.

В 70-е годы в Израиль приехало 12 тыс. бухарских евреев. Еще больше репатриировалось в последние годы. В среднеазиатских независимых государствах бухарских евреев осталось сегодня совсем мало.

Китай. Десятки китайских семей обратились в последнее время в израильское посольство в Пекине. Они требуют реализации... права на репатриацию в Израиль! Появление в посольстве сотен китайцев с записью «еврей» в графе «национальность» застало консульскую группу врасплох: в официальном списке 56 национальных меньшинств Китая евреи не значились.

Этнические группы, считающие себя евреями, традиционно рассматриваются властями Китая как часть мусульманского меньшинства «хан». Их обычай не употреблять в пищу свинину не только официально признается властями, но и дает им право на прибавку к зарплате для приобретения более дорогой говядины. Исследование, проведенное израильским посольством, показало, что большинство потенциальных репатриантов — члены этнической группы «зу», потомков действительно существовавшей в городе Кайфын еврейской общины.

По преданию кайфэнь прибыли в Китай во времена правления династии Хань около 1900 лет назад. Именно они открыли и прошли первыми Великий шелковый путь, соединивший торговыми связями Китай и Ближний Восток.

Первые письменные документы, засвидетельствовавшие присутствие евреев в Китае, относятся к VIII—IX векам. Позднее в арабских и китайских источниках стали появляться описания еврейских общин в Ханькоу, Пекине и других городах. Эти общины, процветавшие в XIII—XIV веках, впоследствии бесследно исчезли. Только кайфынская община просуществовала вплоть до середины прошлого века. Потомки этой общины и сохранились в Китае по сей день, правда, в совершенно ничтожных количествах.

ИзменитьУбрать
Празднование Пурима
американскими евреями
(0)

Америка. В истории Америки был период, когда там не только не жили евреи, но и въезд их был запрещен законом. Первое достоверное упоминание о еврейских поселенцах в Америке связано с гонениями на них в испанских колониях. В сентябре 1654 года 23 беженца из бразильского города Ресифе попросили убежища в Новом Амстердаме, принадлежавшем Голландии, известной своей терпимостью к евреям. Губернатор отказался принять их, но после вмешательства влиятельных членов правления Вест-Индской компании, беженцы получили разрешение на проживание.

В 1664 году Новый Амстердам был захвачен англичанами и переименован в Нью-Йорк. В течение 100 лет евреи расселились по всем британским колониям в Северной Америке. Единственным ограничением их гражданских прав был запрет занимать должности в местной и центральной администрации. Основным занятием американских евреев была торговля. В каждой общине, насчитывающей больше десяти семейств, были синагога, миква, хедер.

Трудно поверить, что всего через двести лет еврейская община Америки насчитывала уже около шести миллионов евреев, из которых в Нью-Йорке проживала половина.

«Полная экзотика». Подобно Эльдаду hа-Дани, и сегодня немало энтузиастов ищут (и находят!) по всему свету следы десяти колен. Самая популярная в последнее время находка этих искателей — афганские пуштуны. Те самые, с которыми воевала Россия (и сломала о них зубы), а потом Америка. Может быть, кому-нибудь и лестно считать суровых воинов своей родней, но особых оснований к этому нет. Ходят слухи о субботних свечах и даже Кидуше (дело для мусульман совсем невероятное), об особой пуштунской религии, но на деле они исповедуют обычный ислам, добавляя к нему старинные языческие обряды, в которых усмотреть еврейство может только неисправимый мечтатель с плотно зажмуренными глазами.

А вот и другие «родичи» (в некоторых из перечисленных ниже мест живут и настоящие евреи, но мы говорим о неевреях).

Уганда: племя убаюдая. Нашел их реформистский раввин из Вирджинии, он же наскоро научил их петь субботний гимн «Леха доди».

Балеарские острова и Сан-Томе: джудесмо — видимо, потомки испанских анусим (принужденных к крещению).

Бразилия: катакомбные евреи — тоже из анусим, сохранили обычай привязывать коробочки (пустые) к голове и руке, соблюдают некое подобие кашрута.

Капо-Верде: потомки изгнанников из Португалии, сохранили смутную память о соблюдении субботы и редко вступают в браки с представителями окружающих народов.

Коста-Рика: бней-исраэль — не работают в субботу.

Гана: сефви виавсо — малозаметные элементы кашрута и субботы.

Индия: кроме хорошо известных бней-Менаше, еврейские корни приписывают таким народам, как телугу и мизорам.

Ирландия: блэк айриш — потомки испанских моряков, среди которых, возможно, были мараны.

Мексика: тут вообще весело — все местные племена считают себя (по утверждению Йоэля Мильмана из «Уолл-стрит джорнал») евреями. Так что есть у нас еще одна страна.

Список можно продолжать и продолжать: псевдоеврейские общины и племена есть в Перу, Румынии, Испании, на Суринаме, Тимбукту, в Венесуэле, Зимбабве...


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №33 > Десять исчезнувших колен
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 11:52:44
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Jerusalem Anthologia Еженедельник "Секрет"