БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №164 > ПОКУПКА СЛОНА, или ТАНАХ И ТАЛМУД КАК СБОРНИКИ "ШУТОК ЮМОРА"
В номере №164

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

ПОКУПКА СЛОНА, или ТАНАХ И ТАЛМУД КАК СБОРНИКИ "ШУТОК ЮМОРА"
Александр КАЗАРНОВСКИЙ

Думаю, никто из седобородых раввинов не высказывался в духе советских парт­работников: «Мы люди серьезные, нам не до смеха».

Даже, когда нам не до смеха. Вот, например пророк Элияѓу – во время ужасной засухи в Ханаане устраивает этакий блиц-турнир с пророками Бааля: кто первым дождь вызовет! При этом он ставит весь еврейский народ перед дилеммой: «До каких пор вы будете колебаться? Если Господь – это Б-г, то следуйте за ним. А если Бааль, то следуйте за ним». Затем излагает условия квеста: «Я один остался здесь из пророков Господа, а пророков Бааля – 450 человек. Пусть нам дадут двух тельцов, и они выберут себе одного из них, рассекут его и положат на дрова, но огня пусть не разжигают. А я положу на дрова другого тельца, и огня не разведу. Пусть они взывают именем их божества, а я воззову именем Господа. И Тот, Кто ответит огнем, Он и есть Б-г».

Дальше описывается, как пророки Бааля режут теленка, водят вокруг покойного хороводы, а затем поднимают хипеш – пляшут, хлещут себя до крови... Орут-то: «Баале, услышь нас! Баале, услышь нас!» А Элияѓу, змей пиявчатый, еще их подзуживает, подначивает: «Ребят, вы того, погромче орите! Бааль все-таки, а не хухры-мухры! Может, в пути задержался, а может, прикорнул где с пьяных глаз!» Тем обидно, они еще пуще наяривают: «Баале! Баале!» И мечами себя колют и копьями. Ну, а Бааль, разумеется, ноль эмоций!

Тут Элияѓу просит евреев окружить его, делает вокруг своего жертвенника ров и заливает его водой, а также велит облить водой дрова и тушу тельца, после чего обращается к Творцу: «Ответь мне, Господи, ответь мне! И будет знать этот народ, что Ты – Б-г». «Слушаюсь!» – отвечает Творец, и тотчас огонь с небесной вышины проливается на жертвенник, пожирает теленка с дровами вместе, а после всю воду во рву вылизывает досуха. Во как!

Евреи падают ниц и признают: «Господь – Он Б-г!» А Элияѓу разбирается с пророками Бааля. Ну, и в знак победы Всевышнего над морем показалась первое облачко, затем небо потемнело от туч, и начался ливень. «Веселится и ликует весь народ!»

Клянусь, в пересказе я почти не изменил тональность данного отрывка – ну может, чуть-чуть усилил иронию. Так что по части смеха у нас в ТАНАХе все в порядке. Да и о чем говорить, там есть персонаж, который – ну просто смех один!

Когда ста-с-лишним-летнему папаше сообщается, что у них с девяностолетней женой появится первенец – как он первым делом реагирует? Смеется. От счастья.

Когда вышеупомянутой жене о том же сообщают, она тоже смеется, но уже скептически. Когда, наконец, дитя появляется на свет, гости, явившиеся на пир по случаю обрезания, прямо-таки хохочут – ну ясно, что старичок со старушкой впаривают зрителям приемного ребенка. Как бы намекая на трактовку события, десятки гостей являются на пир с собственными новорожденными, настоящими, не то что у некоторых. Но Всевышний лишает всех женщин, кроме Сарры, молока. Тогда немолодая молодая мать забирает младенцев в укромный угол, и – дети сыты, насмешники посрамлены!

А сыну их, единственному в истории человечества, сам Всевышний дал имя. И имя это пере­водится как «рассмеется» – Ицхак по-нашему, по-еврейски.

Вообще, ехидные смешки, по делу и нет, постоянно звучат на страницах ТАНАХа. Вот предки наши, ропща на Моше, вопрошают «Разве в Египте напряг с могилами, что ты увел нас помирать в пустыне?!» Черный такой юморок...

А вот вам из книги Мишлей («Притчи Соло­мо­но­вы»): «Ленивый опускает руку свою в чашу, и даже ко рту своему не возвращает ее». Представляете картинку?

Что до Талмуда – в нем веселье просто порой доходит до хулиганства. Например, в трактате «Санѓедрин» обсуждается серьезный вопрос увеличения размеров жертвенника в Иерусалимском храме по сравнению с теми, которые были в Мишкане. И вдруг Гемара приводит народную пословицу: «Когда любовь наша была горяча, мы могли лежать на лезвии меча, а теперь нам тесно на кровати в десять локтей шириной».

Или помните такую детскую подколку – подходишь к человеку и просишь:

– Купи слона!

– Чего-чего?

А ты говоришь:

– Все спрашивают: «Чего-чего?» А ты купи слона!

– Зачем он мне?

– Все говорят: «Зачем он мне?» А ты купи слона.

– Слушай, отстань!

– Все говорят: «Отстань!» А ты купи слона!

Отличный способ довести ближнего до белого каления.

ИзменитьУбрать
(0)

Теперь открываем трактат «Киду­шин», вообще-то посвященный теме бракосочетания. По ходу дела ставится вопрос о совершении киньяна – действия, закрепляющего права нового владельца. Например, мудрецы считают: когда покупают животное, киньян заключается в том, чтобы заставить его сдвинуться с места – или спереди потянув его за веревку, или сзади, прикрикнув на него, хлестнуть хворостиной. Однако раби Шимон полагает: кинь­ян состоит в том, чтобы поднять животное вверх. Это мнение оспаривает рав Йосеф: «Но если так, то как же, по мнению раби Шимона, приобретают слона?»

Отвечает ему Абайе: «Путем обмена. Или так: продавец на время одалживает покупателю тот участок земли, на котором стоит слон, и тот вместе с этой землей получает во владение слона».

Раби Зейра предлагает иной способ: «Продавец приносит свои четыре посудины и подставляет их под ноги слона, после чего слон принадлежит ему – как любой предмет, оказавшийся в посуде его владельца».

Из чего мы с вами можем сделать вывод, что владелец пресловутой посудной лавки может приобрести целое стадо слонов. Только – зачем?

Да и Гемара возмущается: «Где это слыхано, чтобы посуда покупателя приобретала что-то своему хозяину, находясь на месте, принадлежащем продавцу?»

«Ну, допустим, что купля-продажа слона происходит не на общей улице, а в переулке, принадлежащем покупателю, – следует ответ. – Или кинь­ян совершают так: покупатель приносит связки хвороста и заставляет слона встать на них всеми четырьмя ногами – это все равно, как если бы он поднял его...»

Понятно, дорогой читатель? А теперь маленькая просьба – купи слона!

В Талмуде обсуждается вопрос о том, как трехлетняя (согласно мидрашу) Ривка сумела натаскать воды для десяти верблюдов Элиэзера. Ответ гениален: « Ну, так это были ма-а-аленькие верблюдики!»

А мудрецы Талмуда, которые «управляют» Всевышним только так!

Вот спорит по какому-то галахическому вопросу рав Элиэзер с остальными мудрецами. Аргументы приводит довольно странные, типа – «Если я прав, то пусть рожковое дерево подтвердит мою правоту!», «Если я прав, то пусть ручей подтвердит это!», «Если я прав, то пусть стены Дома Учения подтвердят это!».

Ну, рожковое дерево послушно выпрыгивает из земли, воды ручья текут вспять, а стены начинают крениться, так что раби Иеѓошуа, самому вредному из оппонентов рава Элиэзера, приходится грозным цыканьем остановить их в положении под углом 45 градусов.

Мы бы с вами при виде подобных чудес уже офигели, а собеседникам рава Элиэзера хоть бы хны. Знай себе твердят: «Мы спорим о Торе, при чем тут дерево?» «Мы обсуждаем закон – ручей не аргумент!» «Да отвяжись ты со сво­ими стенами! Мы же о Галахе речь ведем!»

Не выдержав подобной дерзости со стороны уважаемых коллег, рав Элиэзер возопил:

– Ежели я прав, то пусть само Небо подтвердит мою правоту!

И послушное Небо, выйдя на связь, вещает:

– Руки по швам и всем во всем слушаться рава Элиэзера!

Тогда поднимается все тот же зловредный раби Иеѓошуа, упирает руки в боки и, окинув небеса наглым взором, заявляет:

– Слушай, Всевышний! Кто говорил, что Тора не на небесах, а на земле? Кто завещал, что решения по Галахе принимаются мудрецами коллегиально? Коллегиально, Карл! Так вот, первое слово дороже всех последующих. Так что извини, Дорогой! Сами как-нибудь разберемся!

Читатель, конечно, ждет в ответ громов и молний с Небес. Отнюдь! Но как-то Б-г должен же был отреагировать на сей гнусный выпад!

А он и отреагировал. Спустя какое-то время после этого раби Натан встретился с пророком Элияѓу и спросил его:

– Как отнесся Всевышний к этому спору?

– А че, – отвечал Элияѓу. – Нормально отнесся. Победили Меня, – говорит, – детишки Мои. Победили!

– Утерся, значит?

– Не-а! Рассмеялся!

В свете такого либеральничанья Б-га с Его народом становится понятнее панибратское отношение к Творцу со стороны, скажем, Хони ѓа-Меагеля.

Сей субьект считался крупным специалистом в плане молитвы о дожде. И однажды в месяце адар евреи хватились, дескать, сезон дождей на исходе, а до сих пор не выпало ни капли! Ну и сразу же: «Хоня, выручай!»

Хоня проговорил Б-гу все, что нужно. Ноль эмоций. Еще раз – тот же результат. Пришлось прибегнуть к шантажу. Хоня начертил на земле круг, встал в него – прямо не Хоня, а Хома Брут из «Вия» – и вежливо объявил: «Владыка всех миров! Дети Твои обратились ко мне, считая меня как бы близким Тебе человеком. Так вот, не сойду с этого места прежде, чем пойдет дождь! Усек?»

Господь усек, и мелкий дождичек начал накрапывать. «Не-е-е, – говорит Хоня, – так не прокатит! Сачкуешь, Всесильный! Нам нужен дождь для наполнения колодцев и каналов».

«Вот так, что ли?» – спросил Всевышний, и начался такой ливень, что Всемирный потоп по сравнению с ним показался бы засухой.

«Ну, без крайностей! – заявил нахальный Хоня. – Я, кажется, ясным еврейским, то бишь арамейским языком попросил дождя желанного, благодатного и щедрого!»

«Как скажете!» – отвечал Б-г и запустил дождь в точности по заказу. Но опять же, с подвохом. Помните старую эстрадную песенку:

«Дождь все идет –

Целый вечер, целый день напролет».

Короче, колодцы наполнились, каналы наполнились, Кинерет наполнился, стали наполняться подвалы, затем улицы и первые этажи... народ потянулся на Храмовую гору.

«Эй, Хоня! Ты того, завязывай! Тонем!»

«Ну и шутки у Тебя, – обратился к Всевышнему Хоня. – Ни в чем меры не знаешь! Хватит!»

В ответ – фунт презрения.

«Я сказал – хватит!» – рявкнул Хоня, и на всякий случай принес Б-гу в жертву быка: не подмажешь – не поедешь!

«Ну, черт с тобой! – сказал Б-г. – Привередлив ты, братец! Вообще-то не принято от Моих подарков отказываться, но не будем мелочиться».

«В тот же миг подул ветер, и разошлись тучи, и засияло солнце. Вышел народ в поля, и собрали они трюфеля и другие грибы».

Эти трюфеля меня особенно умиляют. Впрочем, за хэппи-эндом следует небольшой постскриптум.

Послал к Хоне Шимон бен Шетах, председатель Санѓедрина, послание: «Не будь ты Хоня, я бы подверг тебя отлучению. <…> Но что я могу тебе сделать, ведь ты привередничаешь перед Всесильным, а Он выполняет твою волю. Словно сын, который привередничает перед отцом, а тот исполняет все его прихоти...»

Ну, и напоследок история из Талмуда, к которой, по словам комментаторов, сами авторы Агады не могли относиться иначе, как к невинной забавной сказке.

Какой-то прохожий вез на рынок кур. По пути чуток задремал, а куры возьми, да и сбеги. Подобрал их великий мудрец раби Ханина бен Доса. Приютил, но есть не стал – скорее, мол, лапы отсохнут, чем дотронусь до чужого. И домочадцам запретил даже яйца их кушать. Разумеется, из яиц вылупились цыплята, затем они оперились, и – появились новые яйца... Далее – по экспоненте.

ИзменитьУбрать
(0)

Можете себе представить, что творилось в доме несчастного раби Ханины, пока, в ожидании неведомого хозяина, пернатые рьяно выполняли заповедь «плодитесь и размножайтесь»! Кончилось тем, что под стоны жены и детей, пробивая себе дорогу сквозь пургу из перьев и стряхивая с головы комья птичьего помета, праведник поволок весь выводок на базар и продал. А на вырученные деньги, чтобы не нанести ущерба пока так и не объявившемуся хозяину, прикупил коз. Не знаю, что он делал с надоенным у коз молоком – с пастеризацией в те времена было туго, с холодильниками тоже... Вероятно, употреблял в пищу и детей кормил, не забывая при этом откладывать денежку, чтобы со временем вернуть хозяину ку... простите, теперь уже коз. Ну, в общем, кое-как дело устаканилось, но тут вдруг на авансцене появились соседи с жалобой, что козы раби Ханины поедают их посевы.

ИзменитьУбрать
(0)

Здесь душа моя категорически протестует против языка презренной прозы и, воспарив, требует, чтобы дальнейшие события излагались исключительно стихами. Итак, где мы остановились?

ХАНИНА. До сих пор эти козы мои
Ели только траву бесхозную.
А теперь… Обвиненье серьезное.
Ах они, порождение свиньи!
Я и так безнадежно беден,
А теперь мое дело швах.
Коли правда в ваших словах,
Этих коз пусть порвут медведи!
Ну, а если ваш ложен донос,
Коз моих пусть Всевышний спасет.
И пусть каждая из бедных коз
По медведю сюда принесет.

ПЕРВЫЙ СОСЕД. До фантазий большой любитель
Наш Ханина!

ВТОРОЙ СОСЕД. Да он псих!
ТРЕТИЙ СОСЕД. Ой, соседи, глядите!
(Появляются три козы. У каждой помедведю на рогах.)
КОЗЫ (поют). О мудрый, великий Ханина бен Доса!
Спасет он тебя от любого доноса,
Даже если этот донос
На маленьких безобидных коз.
И если вы стали жертвой навета,
Скорее отбросьте тоску и страх,
Расскажите раби Ханине про это –
И враг окажется на рогах.
МЕДВЕДИ (поют) То, что мы на рогах, не беда.
И мальцу-медвежонку понятно –
Пострадать за правду всегда
Нам не больно, нам даже приятно.
Ветер свеж, облака в небесах,
Бьют копыта легко и дробно.
Нам на козьих острых рогах,
Точно в мягких креслах, удобно.
ПЕРВЫЙ СОСЕД. Други, бросимся в ноги Ханине!
СОСЕДИ. Сжалься над нами бедными!
Клянемся, что мы не будем отныне
Такими занудами вредными!
ХАНИНА. Понапрасну не стоит мучаться!
Люди добрыми быть должны.
Беднякам раздарите имущество
И считайте, что прощены.

(Соседи уходят.)

Ну-с, как вы догадываетесь, история закончилась полнейшим хэппи-эндом: хозяин кур в конце концов нашелся, получил взамен их стадо коз, а раби Ханина – еще более высокий статус в будущем мире, хотя, казалось, куда уж выше!

Теперь, когда мы убедились в том, что наши святые тексты и смех неразделимы, зададимся вопросом: «А почему?»

Попробуем ответить по-еврейски – вопросом на вопрос. О чем, если говорить в двух словах, ТАНАХ, Талмуд и прочие еврейские Писания? О том, как Творец управляет миром, правильно? Управляет Он при помощи двух категорий – Суда и Милосердия. То есть, одной (железной) рукой устраняет в мире недостатки и неправильности и делает «ата-та!» виновным, другой (милосердной) – гладит в знак прощения этих самых грешников и преступников в тех случаях, когда без «ата-та!» можно обойтись.

А что такое смех? Смех – это наша реакция на явные несоответствия и несуразности в нашей жизни. Но ведь несоответствия и несуразности и есть те самые неправильности в нашем мире, над которыми вершится суд Б-жий! Так что, выходит, смех – это в чистом виде проявление категории Суда. Хотя, между нами говоря, и Милосердия тоже.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №164 > ПОКУПКА СЛОНА, или ТАНАХ И ТАЛМУД КАК СБОРНИКИ "ШУТОК ЮМОРА"
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 01:06:59
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jewniverse - Yiddish Shtetl Jerusalem Anthologia