БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №169 > СЛЕД ДЕ МЕСКИТЫ
В номере №169

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

СЛЕД ДЕ МЕСКИТЫ
Инна ЛОСТМАН

Мауриц нес пакет с яблоками. Среди зимы в оккупированной стране яблоки – большая редкость. Он обрадуется, Самуэль, – его друг и учитель. Упрямец, с начала оккупации он не кажет нос из дому, но прятаться отказался наотрез. Считает, что фрицы не тронут их. «Португальские сефарды – не какие-то там ашкенази! Немцы знают разницу».
Фрицам плевать! Скольких его друзей не спасло «благородное происхождение»!

ИзменитьУбрать
(0)

Йессурун де Мескита – гордый род выходцев из Португалии, бери выше – из Андалусии. Мескита – так называлась мечеть в Кордове, вторая по величине в средневековом в мире, жемчужина архитектуры.

ИзменитьУбрать
(0)

Не удивительно, что все трое отпрысков Йошуа Йессурун де Мескиты (учителя немецкого и иврита) и его жены Юдит Мендес да Косты подались в искусство. Старший сын Йозеф избрал фотографию, сестра Ханна поступила в амстердамскую Академию искусств, а младший... Самуэлю было 14 лет, когда его не приняли в Академию.

Но теперь-то, вернее, задолго до оккупации, он сам преподавал в Академии.

В свои 75 он продолжает рисовать нескон­ча­емые «сенситивити», но здоровье уже не то, особенно за три года войны…

А начинал мальчиком в архитектурной мастерской. Орнаментальность, бывшая тогда в моде, сказалась на его манере. В Школе прикладного искусства он учился вместе со своим кузеном Йозефом Мендес да Костой, позже женившимся на Ханне, сестре Самуэля. Йозеф прославился на всю страну, но это отдельная история.

Самуэль много экспериментировал с разными техниками, вырезал по мрамору, по дереву, белым по черному… В 1889 г. он выработал свой особый графический стиль, в технике офорта. В 1896-м создал первую серию гравюр по дереву. В 1902-1905 гг. много работал по батику, это даже стало его заработком – он создавал эскизы для набивных тканей. Как раз в это время Мескита женился на Элизабет, и у них родился сын Яакоб (Яап).

ИзменитьУбрать
(0)

В 1920-х преподавал в Школе архитектуры и декоративных искусств в Харлеме.

ИзменитьУбрать
(0)

Там-то и учился у него Мауриц. Это Самуэль уговорил его уйти от архитектуры и заразил на всю жизнь магией графики.

ИзменитьУбрать
(0)

У Де Мескиты был акварельный период. Но графика победила. Она отвоёвывала свет у бархата тьмы, рождала сотни оттенков простым чередованием белого и чёрного, создавала объём и плоскость, изгибы и математическую чёткость формы, она пробуждала ритм и аккумулировала восхищение творениями природы в любой их ипостаси.

Самуэль мог часами зависать у вольеров зоопарка, расположенного неподалеку от его дома. Приводил сюда и своих учеников. Особенно его привлекали птицы с большими клювами и животные с рогами. На его рисунках и гравюрах оперение, мех, – пёрышко к пёрышку, волосок к волоску, – казалось, дышали. Обитатели зоопарка в его работах обретали некую формулу совершенства, заключённую гибкими линиями и геометрическим ритмом в графическую цельность. Иногда он помещал их в рамки, фактура которых казалась реальной, особенно, когда животное, как бы случайно, выступало за рамку.

Но была и другая графика. Странная и неритмичная, причудливая и нервная. Она сопровождала его всю жизнь, а в конце стала просто страницами дневника. На ней люди с большими головами и глазами в пол-лица страдали, любили, ненавидели и тосковали. Иногда они так близко и пристально смотрели друг в друга, что глаза сливались в один большой глаз, живущий отдельной жизнью и желающий пуститься в бегство.

ИзменитьУбрать
(0)

Эти рисунки называют «сенситивистскими», то есть «чувствительными», а этих странных человеков, наверное, правильно назвать «эмолюдьми». Их трагический мир резко контрастирует с идеальной красотой мира животных, растений и детей.

ИзменитьУбрать
(0)

В 1925 г. первый номер журнала «Wendingen» («Выкрутасы») был полностью посвящён сенситивистским работам де Мескиты.

Когда в 1933-м Мескиту пригласили преподавать в Академии художеств, помимо признания, это принесло стабильность в его финансовое положение. В конце 1930-х его графическая продукция сократилась, но «эмолюди» продолжали рождаться на отдельных листах или в небольших альбомах.

Их было много, около двухсот рисунков, разбросанных по полу квартиры учителя. Мауриц почувствовал неладное ещё на улице, увидев выбитые стекла в окнах первого этажа. Это был «почерк» фрицев, они воевали не только с без­оружными евреями, но и с их домами, разрушая место, куда никто уже не вернётся.

Мастерская была разгромлена. Мауриц собрал рисунки, на одном из них отпечатался след сапога.

В ночь на 1 февраля 1944 г. Самуэль Йессурун де Мескита, его жена Элизабет и сын Яакоб были арестованы. Через 10 дней Самуэль и Элизабет были уничтожены в газовой камере Освенцима. Яап, 38-летний специалист по истории искусства, спустя два месяца погиб в концлагере Терезиенштадт.

Через год после окончания войны, с помощью некоторых друзей Яапа, у которых тоже сохранилась часть работ, Мауриц организовал ретроспективную выставку Самуэля Йессуруна де Мескиты в амстердамском музее «Стеделейк».

В 1968 г. известный художник Мауриц Эшер сказал в интервью: «У меня до сих пор огромные проблемы с фрицами. …Мой старый учитель Де Мескита…Чем бы вы ни занимались, вы не можете забыть такие вещи. Я не могу... Увезли посреди ночи. …Это действительно страшно, вы знаете, такие милые люди, увезены как скот на убой».

Мауриц Эшер передал работы своего учителя в «Стеделейк», оставив у себя лишь один рисунок  – со следом немецкого сапога.

(По материалам geni.com, escherinhetpaleis.nl, Billy Plummer M.C. Escher, Nazi Amsterdam, a rare gift of apples and the almost lost genius of his mentor, Samuel Jessurun de Mesquita)

ИзменитьУбрать
(0)

Йозеф Мендес да Коста (1863-1939) является одним из создателей современной школы скульптуры в Нидерландах. Его полные жизни и обаяния керамические группы и фигурки – «Рынок» (типы жителей еврейского квартала), «Обезьянка», за которую Мендес да Коста получил звание почётного доктора биологии Гронингенского университета, и другие – принесли художнику широкую известность. С начала 20 в. он выполнял также аллегорические рельефы и статуи для общественных зданий: для биржи в Амстердаме, страховых обществ в Амстердаме и Утрехте и др. Мендес да Коста исполнил в бронзе памятник генералу К. де Вету в Хундерло, статуи «Ван Гог», «Спиноза» и др. В 1907-1908 гг. Мендес да Коста, вернувшись к малой пластике, создал ряд керамических скульптур на библейские темы – «Авраам и Исаак», «Иов и его друзья», «Иеремия», «Давид». В подчёркнуто экспрессивных работах Мендеса да Косты выразительность линии и силуэта преобладает над пластикой скульптурных масс. (eleven.co.il)


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №169 > СЛЕД ДЕ МЕСКИТЫ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 09:50:08
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов