БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №110 > Купите бесплатный сыр!
В номере №110

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

Купите бесплатный сыр!
Инна Найдис

Конечно же, выбранная нами тема номера даст еще один повод антисемитам говорить о еврейской изворотливости, любви к деньгам, еврейском заговоре, наконец. Ну, если уж обвинений все равно не избежать, давайте хотя бы разберемся в примерах и результатах этой «национальной» изворотливости.

Кстати, возникает закономерный вопрос: почему, когда мы смотрим фильмы или читаем книги об аферистах, мы увлекаемся, «болеем» за успех их небезнадежного дела и восхищаемся провернутыми аферами? Ведь мы же явно испытываем симпатию к Остапу Бендеру и к герою романа Д. Рубиной «Белая голубка Кордовы», в котором она очень достоверно излагает современную технику подделки картин гениальным мистификатором. А вспомните классику мирового кино! «Блеф», «Бумажная луна», «Отпетые мошенники», «Кудряшка Сью», «Афера Томаса Крауна»…

Думаю, что наше сопереживание и восхищение вызваны обаянием героев, их профессионализмом и азартом. Да, самое главное забыла – игра ума. Ведь аферу нужно задумать, то есть изобрести нечто достоверное, но построенное на скрытом «трюке». При этом обязательно необходимо найти слабое место в «охранной» системе – буквально охранной (кража ценностей, например) или в «охранной» системе человеческой психологии, юридической или финансовой системе, или экспертной оценке (подлог предметов искусства или артефактов).

ИзменитьУбрать
(0)

Есть мнение, что афера – двигатель прогресса. И это действительно так, потому что она обнаруживает слабое место в системе, после чего это слабое место либо легализуется, либо придумываются новые способы защиты. Поэтому не все аферы и аферисты подлежат этому званию вечно, как, например, было с советскими «спекулянтами» и «цеховиками».
А «уход от налогов»? Естественно, что каждый предприниматель выкручивает себе мозги: «под каким соусом» сделать налоги минимальными, и находит лазейки в налоговом кодексе. В результате государство со временем меняет налоговую систему – в сторону благоприятствования бизнесу или крими­налу – зависит от здоровья государства.

Но если мы решим, что уход от налогов – изобретение капитализма, то ошибемся.

Китайский историк Чо Юн Су писал, что во II веке до н.э. жители китайских царств часто мигрировали, чтобы не платить дань. «Они селились глубоко в горных районах, где переписчики населения не смогли бы их зарегистрировать. Там они были свободны от высоких налогов и барщины. По крайней мере… пока законы не добирались до их нового поселения» (aferizm.ru).
Чем не прототип оффшорной зоны?

Если вы думаете, что фальшивомонетчики – это такие частные предприниматели, склонные к аферизму, то и тут будете неправы.

Оказывается, подделка денег некогда (впрочем, и сейчас) была любимым занятием царственных особ. Причем, понятие «подделка» за века трансформировалось. Так, например: «Чеканка иностранных монет сама по себе не была фальшивомонетничеством, если при этом соблюдались все характеристики монет… Прямое фальшивомонетничество имело место тогда, когда… чужеземные монеты чеканились в ухудшенном виде. Здесь господин не мог сослаться на свое право чеканить монеты, которое еще с античных времен легализовало его мошенничество, если оно ограничивалось территорией своего государства», – пишет Гюнтер Вермуш в книге «Аферы с фальшивыми деньгами».

Далее автор приводит наиболее характерную историю.

Завоевав в ходе Семилетней войны Саксонию, прусский король Фридрих Великий заключил договор на аренду Лейпцигского монетного двора с берлинской фирмой «Эфраим и сыновья» на условиях, что вместо 14 талеров разменной монеты на одну марку серебра Эфраим будет чеканить до 18 и даже 20 талеров. Обман усугублялся еще и тем, что на обесцененных монетах ставились довоенные годы выпуска – 1753 и 1754.

Далее Фридрих заключает договора и с другими арендаторами и доводит содержание одной марки до 45 талеров, но… при условии, что саксонские деньги не попадут на территорию Пруссии. Эти монеты получили в народе название «эфраимиты» и стали настолько непопулярными, что на улицах распевали куплеты: «Прекрасны снаружи, ужасны внутри, – Фридрих снаружи, Эфраим внутри».

«В соответствующей исторической литературе, где Фридрих II объявляется не только великим, но и “единственным”, о денежных аферах короля не упоминается … вся вина за эти преступления возлагается на евреев-монетчиков. Имена монетчика-арендатора Даниэля Итцига и банкира Натана Фейтеля Эфраима становятся в Берлине символом мошеннического “еврейского ростовщичества”, вообще прозвищем евреев».

Далее Г. Вермуш приводит сохранившиеся воспоминания Бенжамина Фейтеля Эфраима, сына Натана: «…король решил произвести уменьшение содержания драгоценного металла в монетах. … Он не хотел ничего слышать о том, что содержание металла в монете не может быть совершенно произвольным. Для того, чтобы разубедить его в этом, я привел пример с разменной монетой. Мне хватило мужества признаться в том, что я не внял его приказу, но, Б-г свидетель, я всегда следовал правилу, что из всех циркулирующих монет не больше 1/10 должно приходиться на разменные монеты. … Чеканку ущербных монет король обосновывал следующими соображениями: для того, чтобы не допустить подъема промышленности в Польше, необходимо привести в негодность основной измеритель, оценивающий и воплощающий в себе все предметы, – польские деньги».

Надо сказать, что примеру великого монарха последовали и его аристократы: графы, маркграфы, князья чеканили фальшивые деньги на своих монетных дворах, арендаторами которых, как правило, были евреи.

Соединив несколько существующих вариантов определения слова «афера», я получила следующее: афера (фр. affaire – дело) – рискованное, мошенническое предприятие, целью которого является только личная выгода.

Это определение не является универсальным, хотя бы уже потому, что выгода может быть не личной, а государственной – вспомним облигации государственного займа, бесконтрольную печать дензнаков… да и само изобретение бумажных денег – в некотором роде афера, лишившая деньги их реальной (золото, серебро, медь) стоимости.

Интересно, что не только понятие «афера» меняет со временем свое качественное наполнение, но и понятие «аферист» тоже приобретает другие масштабы.

Так, в середине 19 века в Нью-Йорке широко развернула свое дело скупщица краденого Фредерика Мандельбаум, по прозвищу «Мамаша». В 1862-1884 гг. через ее руки прошло едва ли не все, что было украдено в Нью-Йорке и его окрестностях. Табуны лошадей, драгоценности, мебель – по городу и в предместьях были разбросаны бесчисленные Мамашины склады. По самым скромным оценкам, за 22 года «трудовой деятельности» Мамаша скупила товаров на $12 млн. Продавала же она все это примерно в 1,5-2 раза дороже.

Сегодня скупщики краденого – всего лишь мелкая сошка под ногами вдохновенных строителей пирамид. И хотя весь мир признал изобретателем пирамиды итальянца Карло Понци, пальма первенства принадлежит не ему.

«Автор идеи заработать в короткие сроки много денег, не прилагая при этом никаких усилий, неизвестен. …финансовые пирамиды, обещающие огромные дивиденды с небольших вкладов, пользовались популярностью в прошлом и пользуются ею сейчас. Все подобные схемы — от “Компании южных морей” до инвестиционного предприятия Бернарда Мэдоффа — работали по одному и тому же принципу, когда широкий круг клиентов пирамиды передает деньги в руки небольшой группы тех, кто эту пирамиду выстроил.

Первые финансовые пирамиды известны с начала XVIII века, причем создавались они не с какими-нибудь мошенническими целями, а на благо государства», – пишет Егор Низамов (журнал «Деньги», №13(718)) и рассказывает историю «Компании южных морей», основанной в 1711 г. лидером правящей партии тори Робертом Харли, графом Оксфорд.

«В то время огромный интерес Британии стала вызывать Южная Америка с ее несметными сокровищами. … “Компания южных морей” должна была стать проводником британского влияния на континенте, где хозяйничала Испания. По крайней мере, так все выглядело со стороны.

В действительности же Харли, заведовавший казначейством, стремился создать инструмент для быстрой выплаты государственного долга Британии, который в те годы достиг колоссальной суммы –30 млн.».

Компания некоторую деятельность осуществляла – ввозила в Америку рабов из Африки, но основной ее заботой была продажа акций, в уплату за которые она принимала как деньги, так и правительственные облигации – в счет погашения государственного долга. Акционерам же был обещан высокий процент.

ИзменитьУбрать
(0)

«В 1720 году в британский парламент был внесен билль о расширении сферы деятельности “Компании южных морей”, который предоставлял ей исключительные права на торговлю с испанскими колониями в Америке. Параллельно в обществе начали распространять слухи о скором соглашении с Испанией, которое откроет доступ к золотым ресурсам Южной Америки». И «богатенькие буратины» понесли свои денежки: стоимость акций компании выросла с номинальных £100 до £400, а затем и в 10 раз больше первоначальной цены. В результате «более 80% облигаций оказалось в руках торгового предприятия…

На пике роста курса ценных бумаг стали появляться слухи, что руководство компании избавляется от своих долей — якобы дела у предприятия идут неважно. Цена акций упала до £900. Попытки членов правления заявить об успехах компании вызвали еще большие подозрения и обрушили стоимость ценных бумаг до £400. Вмешательство короля и Банка Англии не помогло собрать достаточных средств для спасения компании. Стоимость ее акций упала до еще не забытых £130, разорив десятки тысяч людей».

Ну, теперь настала очередь рассказать об изобретении Чарльза Понци, американца итальянской выпечки, которому принадлежит высказывание «Каждую минуту рождается новый лох».

«Понци превращает один доллар в миллион и делает это, закатав рукава. Вы просто даете ему доллар, и Понци прикручивает к нему шесть нулей» («Бостон Трэвелер», 1920 г.).

«Реинвестируй и расскажи своим друзьям!» Так звучала рекламная кампания.

Конфетка, которую Понци предложил своим инвесторам, – международные марочные купоны, которые можно купить в одной стране и обменять на определенное количество марок в любой другой из 60 стран, подписавших Универсальную почтовую конвенцию, призванную облегчить обмен почтовыми отправлениями между странами-участницами. Понци обнаружил, что купон, купленный в Испании, условно говоря, за 1 цент, можно поменять в Америке на марки, стоимостью 6 центов. Господа, вкладывайте деньги и наваривайте!

Принцип пирамиды в чем? В том, что те, кто успели первыми (верхушка), получают (некоторое время) обещанные высокие дивиденды из денег, которые несут последующие (основание). И длится это до тех пор, пока сумма дивидендов не перерастает сумму поступлений – еще и за вычетом расходов на содержание фирмы и «интереса» владельца пирамиды, а это зависит от его аппетита.

Современные финансовые пирамиды базируются еще на двух столпах. Первый – вера наивных граждан в охранную функцию закона. Если государство не запретило данное предприятие, значит, проверки показали, что там все чисто. Особенно это характерно для психологии американских граждан, где множество государственных служб неусыпно отслеживают доходы, уплату налогов, легальность сделок и пр.

Но вот вам простенький пример из нашей с вами действительности. Наверное, многие задавались вопросом: кто дал разрешение на телевизионный лохотрон, когда нужно угадать простенькое слово, узнать чье-то лицо или переложить спички в головоломке? На эту халяву покупаются очень наивные люди, в основном, старики и дети, и «проигрывают» они значительные суммы в виде платы за телефонные звонки.

Неужели у Фемиды такая плотная повязка на глазах? В Интернете ходят слухи, что юристы никак не могут прищучить лохотронщиков, так как они нашли лазейку в законе и у них все легально. Но ведь можно поймать телефонные компании на сговоре и доказать, что «дозвонившиеся идиоты», которым «ну никак не отгадать» простенькую задачку, звонят прямо со студии. Ой, не говорите мне, что сегодня нет таких технических возможностей. Просто закон всегда воплощается его стражами, а они тоже люди…

И вторая уловка современных аферистов – правильно построенный рекламный ход, учитывающий человеческую психологию: большую любовь к халяве и веру в экономическое чудо (в гениальное ноу-хау, позволяющее некоему бизнесу приносить заоблачные проценты). Кстати, в «развитых странах» самой эффектной аттестацией и рекламой служит выход компании на фондовую биржу, потому что, чтобы туда попасть, надо пройти сверхпристрастную проверку. Но голь на выдумки хитра…
На сайтах, пытающихся помочь простым гражданам распознать аферистов и мошенников, перечисление разных способов «развода» насчитывает десятки вариантов. Но во все времена удав видел в кролике сытный ужин, а кролик – величественные завораживающие пассы этого «аристократичес­кого» Змея.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №110 > Купите бесплатный сыр!
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 06:18:16
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Jewniverse - Yiddish Shtetl Всемирный клуб одесситов