БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №110 > Панамство
В номере №110

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Панамство
Анна Мисюк

Есть такие популярные слова, значение которых зачастую толкуется по мере и направлению надобности. Попробуйте с кем-нибудь договориться о том, что такое, например, «любовь», «культура», «интеллигентность» или «здоровье» – столько определений предложат, что впору свое изобретать, именно такое, какое вам для текущего разговора пригодится. «Афера» – герой наш, из этой же породы.

Слово это – если не новое, молодое, то, во всяком случае, моложавое: лет сто с хвостиком. Значит ли это, что ранее ни почтенная старина, ни седая древность не знали ничего подобного? Либо не было, либо называли по-другому.

Как называли? Есть варианты: либо делом, либо мошенничеством, либо… «панамой».

ИзменитьУбрать
(0)

Что же произошло, как из солидного дела вылупилась сомнительная афера, как из презираемых мошенников образовались поражающие воображение аферисты, и, наконец, при чем тут легкомысленный головной убор?

А теперь по порядку.

Итак, дело. Дела бывают верные и рискованные. Если вы затеваете рискованное дело, то вряд ли вас кто поддержит – скорее, постоят в стороне и поглядят, как вы закладываете свое настоящее под неверное будущее. В верном деле компаньонов будет – не отбиться, но, правда, и конкурентов тоже. Тогда делаем так: рискованное дело обряжаем в безупречную тогу верного. Красиво драпируем складками риски, украшаем на переднем плане каймой из желаемого за подписью достигнутого… и… вы получили вклады под рискованное дело. А в случае чего… вы же чужими деньгами рисковали…
Так дело обращается в аферу, теряя на ходу солидность и ответственность и обретая карнавальную причудливость и обманность.

Мошенничество – это неприятно и опасно, но что, если вы придумаете мошенничество в масштабе огромных пространств и длительного времени, – такой мошеннический прием не кошельки облегчит добровольно-принудительно, а жизнь многих людей изменит, зарядив ее энергией безумных надежд или обрушив в бездну безнадежности с жалкой жердочки убогой повседневности. Именно такие события стали сюжетами романов Бальзака, Диккенса и Золя. Так мошенничество обращается в аферу, возносясь из темных прибазарных переулков на высокие, открытые миру сцены, обретая при всем своем коварстве артистизм, претендующий на отдельное признание и даже аплодисменты. Часто аплодисменты раздаются уже в зале суда, но это уж особенности жанра.

Во второй половине 19 века рука об руку набирают скорость и масштаб развитие экономики и демократии. Социальный и технический прогресс приводят к активной деятельности массы людей и представляют головокружительные, меняющие мир проекты.

Эта ситуация стала не только фоном, но и материалом так называемого «панамского» скандала, из которого произошли и легкий головной убор, и государство, и имя нарицательное для всякой крупной аферы.

Для начала посмотрим на карту западного полушария. Два океана омывают его гигантский континент, и мы знаем, что из одного в другой проскальзывают ежедневно и ежечасно караваны судов по Панамскому каналу. В позапрошлом веке такие же, как мы, любители географии точно знали, что суда должны обогнуть материк, проходя мимо Огненной земли, что снабжало массой опасных приключений популярные романы об отважных мореходах, пиратах, искателях сокровищ и прочее.

Канала – не было. Был Панамский перешеек – самое узкое место в перемычке, соединяющей Америки, Северную и Южную. Длинные морские переходы очень хотелось сократить во имя расцвета мировой торговли и межконтинентальных контактов. Кроме того, был опыт: с одним таким перешейком уже разделались – в 1869 г. Суэцкий канал навсегда отделил Африку от Азии, и теперь морской путь из Европы в Индийский океан и омываемые им страны сократился в разы, оживился несказанно, а грандиозная стройка окупилась лет за пять и бодро приносила прибыль. Суда шли нескончаемым караваном, и с каждого взималась плата за следование каналом. Желающих по-прежнему бесплатно огибать Африку и попадать в шторм у мыса Горн не осталось.

Все это было очень хорошо известно французам, которым в 1878 г. объявили о грандиозном проекте строительства нового канала. Во главе встал Великий француз – Фердинанд де Лессепс, руководитель строительства Суэца. Его успех был залогом верного пути в Цент­ральной Америке.

Свежесозданная Международная компания по строительству межокеанического панамского канала выпустила акций на 600 млн. франков, которые расхватали, как пирожки. Позже компания выпустила еще акции, которые опять были раскуплены. Затем акции выпускали еще и еще, а интерес к ним падал, так как стало известно, что дело идет медленно и вот-вот встанет… За 5 лет едва-едва осуществлено 15% работ, а впереди – самое трудное и дорогостоящее: преодоление скальной породы и дикой природы, и денег потребуется столько же.

Стоимость акций скатилась до нуля, начались расследования. На фоне краха панамского проекта возник столь же грандиозный, как проект, коррупционный скандал – рухнуло правительство, а в получении взяток был уличен чуть ли не весь состав парламента. Франция была потрясена, пострадали материально и морально до 100 тысяч человек.

Несколько лет не утихали раскаты политического скандала. Одной из составляющих «панамского» сюжета был антисемитизм. Еще с начала 1880-х годов во Франции стало набирать силы движение за очищение Франции от евреев. Движение это базировалось на «старых ценностях»: церковь, армия, земля. Панамский скандал, в котором оказалось на заметных ролях немало евреев, сыграл этой силе на руку. Не только главных финансистов проекта К. Герца и Ж. Райнаха, а евреев вообще обвинили в заговоре с целью ограбления французов. То, что в деле участвовали видные французы – де Лессепс, Клемансо и сотни депутатов, уже никого не интересовало.

Волна антисемитской пропаганды вздымалась все выше, пока на ее гребне не созрело «дело Дрейфуса» – французского офицера, еврея, обвиненного в шпионаже. Впоследствии Дрейфуса оправдали. Интересно, что материалы, представленные к его оправданию, первым опубликовал главный герой второго акта Панамской эпопеи – бывший главный инженер стройки Филипп Бюно-Варийа. Интересно также, что «дело Дрейфуса» вдохновило на действия отца политического сионизма Теодора Герцля. Тогда в оскорбленных горячих умах и зародился умопомрачительный проект восстановления еврейского государства на исторической родине. Так что можно с определенным допуском считать, что и Израиль – одно из наследий Панамской авантюры.

ИзменитьУбрать
Судно
проходит панамский канал
(0)

Второй акт – «панамой», в общем, не является, там не было «обнадеживающих и возвышающих» обманов. За дело взялись Соединенные Штаты. В зоне будущего канала срочно организовали сепаратистские настроения и выступления за освобождение от колумбийской оккупации. Здесь как раз сыграл свою роль Бюно-Варийа, связав американских интересантов и панамских деятелей.

В результате Республика Колумбия освободилась от куска своей территории, а на карте мира явилось новое государство Панама – вполне демократическая республика, которая предоставила 10-мильную приканальную территорию в распоряжение, управление и под юрисдикцию Соединенных Штатов. В 1914 г. канал был открыт. В Европе в это время закипало варево мировой войны (никто еще не знал, что она – Первая), и великое событие осталось почти незамеченным. В 1922 г. США предоставили Колумбии 25-миллионный грант «на развитие», на чем территориальные и правовые претензии с этой стороны прекратились навсегда. В 1999 г. США территорию Панаме вернули. Канал работает, связывает два американских берега, является кратчайшим путем из Атлантики в Тихий океан – и обратно.

Как ни пытайся, сделать из «панамы» просто авантюру или пусть очень крупное, но мошенничество – не получается. Панамский канал – это очень нужное дело, которое было, в конце концов, осуществлено. На это ушло 35 лет, в него было закопано десятки тысяч человеческих жизней и сотни тысяч рухнувших надежд.

Фердинанд де Лессепс и, тем более, еврейские финансисты, авантюристы ли, как Корнелиус Герц, или солидные банкиры, как американец Дж. Зелигман, были людьми, страстно верившими в идеи капитализма, в частную инициативу. Вернемся к началу: разве они не все делали верно, согласно идеям своего времени? В деле могли своими деньгами участвовать не монаршие единицы, не десятки аристократов, не сотни магнатов или тысячи предпринимателей – нет, десятки тысяч обыкновенных людей, в дело вступили массы… В постройке канала была задействована самая современная техника, с ее помощью надеялись преодолеть немыслимые ранее трудности. Но… Есть масштаб, в котором совокупность частных денег уже не работает, нужна мощь финансов государственного масштаба. К тому же, частную неподконтрольную инициативу, в руки которой попадают чужие деньги, тоже трудно интерпретировать иначе, чем природное бедствие.

Начиналась новая эпоха, в которой «панама» стала словом, определяющим раздутые, не оправдываемые жизнью надежды, которые внушает нам чужая и наша фантазия о сказочных богатствах, лежащих за морями-океанами – только руку протяни…


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №110 > Панамство
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 06:07:33
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Dr. NONA Jewniverse - Yiddish Shtetl