БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №175 > ИСТОРИИ ИЗ СТАРОГО АЛЬБОМА
В номере №175

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

ИСТОРИИ ИЗ СТАРОГО АЛЬБОМА
Тамара КАГАНОВИЧ

Уникальный «улов» из пучины одесского Староконного рынка достался мне весной 2019 года! Альбом выпускников одесского медина 1940 года. Фамилии запечатлённых в нём людей – в основном еврейские. Можно представить себе, какая судьба ожидала этих молодых медиков: фронт, плен, эвакуация или оккупация... А кто-то наверняка в послевоенной Одессе лечил наших с вами, одесситы, родственников и нас самих.

Среди педагогов – медицинские светила: Гешелин, Шевалёв, Кальфа, Филатов, Ясиновский. Среди выпускников – носители известных одесских фамилий: Жванецкая, Губарь, Гурвиц... 29 страниц, более 500 портретов. Хочется узнать о судьбе каждого. И написать о них книгу – о том самом последнем мирном выпуске.

Просьбу помочь собрать информацию об этих выпускниках я разместила в интернете. На мой призыв сразу же откликнулись десятки людей из США, Израиля, России, Канады, Германии!.. Нашлись родственники нескольких выпускников. В их семьях не сохранились такие же альбомы, но семейных историй и фотографий оказалось в избытке.

Семейные истории

ИзменитьУбрать
(0)

Вот фото мужчины и женщины, на странице альбома они рядом не случайно. Борису Жалковскому повезло вдвойне: одесский медин дал ему не только профессию, но и подарил настоящую драгоценность – бриллиант! Племянница Бориса, Елена рассказывает: Ева Бриллиант и Борис Жалковский поженились ещё студентами.

Увы, их брак был недолгим, они оба ушли на фронт, но оказались в разных госпиталях. Госпиталь Бориса попал в окружение, и более его никто не видел, пропал без вести.

Ева прожила долгую жизнь, работала участковым врачом, преподавала в Одесском медицинском училище №1. Она вторично вышла замуж, но память о пропавшем без вести Борисе – своей первой любви – хранила всю жизнь.

ИзменитьУбрать
(0)

Ева Авербух с отличием окончила институт по специальности «врач-педиатр» и была направлена по распределению в Каховку. С началом войны она вернулась в Одессу к семье – родителям и сестре Дине. С невероятным трудом и тяжёлым сердцем в последний момент они успели эвакуироваться из города: за два дня до их отплытия город взбудоражила весть о подорвавшемся на мине пароходе «Ленин».

Их домом на период эвакуации стал Ташкент. Ева работала в ташкентском эвакогоспитале. После освобождения Одессы Авербухи – снова в родном городе. Двери их дома всегда открыты для друзей.

Однажды судьба приводит сюда будущего мужа Евы – Бориса Шифрина. Молодая семья переехала в Николаев по месту службы Бориса, где доктора Еву Авербух-Шифрину через несколько лет уже знал и уважал весь город. Она была «врачом от Б-га» и даже после выхода на пенсию, по просьбе коллег и пациентов, продолжала работать на волонтёрских началах. Евы Авербух не стало в 1995-м, она прожила хорошую непростую жизнь, нашла свою любовь, воспитала сына, порадовалась успехам внучки, состоялась в профессии. Сегодня её потомки хоть и живут на разных континентах, но поддерживают связь и чтут память мамы-бабушки-прабабушки.

Такие разные судьбы

Вот фото солидного лысоватого мужчины. Взгляд у него прямой и строгий – ни за что не скажешь, что профессору Алексею Захаровичу Коздобе на этом фото только 38 лет. Он хирург, доктор медицинских наук, директор Одесского рентгено-онкологического института. Занимается исследованиями эндокринологии при хирургических заболеваниях сосудистой системы, витамино- и гормонотерапией инфицированных ран, костной пластикой и заживлением переломов костей, онкологией. Ему прочат большое будущее, науке очень нужны такие специалисты, но через четыре с половиной месяца после начала войны теплоход «Армения», перевозивший 23 госпиталя, будет потоплен немецкой авиацией у крымского берега. Среди погибших– а их по разным оценкам было от 4500 до 10000 человек! – военврач первого ранга Алексей Коздоба.

У его коллеги, профессора Часовникова, судьба совсем иная. До войны заслуженный врач РСФСР, Павел Часовников считается одним из талантливейших хирургов. Он – учёный и педагог, автор более 60 научных работ.

Начинается война, враг рвётся к Одессе. В этот период именно профессор Часовников выступает инициатором организации большого Клинического госпиталя для раненых и больных. Но медики катастрофически нужны и на фронте. Когда почти все коллеги профессора будут мобилизованы, он в госпитале останется практически единственным квалифицированным хирургом. И будет спасать жизни своих многочисленных пациентов, пока его самого не свалит болезнь. Позже он узнает, что был награждён советским правительством за труд по организации госпиталя, но этой награды уже не получит никогда. Заключённых в СССР не награждали.

Павел Часовников будет уже после войны осуждён на 25 лет и умрёт, не дождавшись конца срока. Такой суровый приговор 60-летнему врачу, спасшему тысячи жизней, вынесут за то, что во время оккупации Одессы по приказу румынских властей он возглавил Одесский университет (предложение было сделано в ультимативной форме: «Имею честь сообщить Вам, что постановлением маршала И. Антонеску №5118/941 назначаетесь на должность ректора Университета…»), продолжал медицинскую практику и позже принял румынское подданство, покинув Одессу незадолго до её освобождения. Но это его не спасло – и там нашли.

Профессор Часовников умер, по официальным данным, в 1954 году, проклятый и забытый своей страной. Хотя, пока шло следствие, его многократно возили под конвоем в больницу на операции: видимо, других таких золотых рук хирурга у страны не было.

Братья

Среди героев альбома – преподаватели и студенты, представители и родоначальники славных медицинских династий Одессы – Резник, Наливкин, Сыновец. Они соседствуют с теми, чьи имена нам незнакомы. Возможно, они тоже стали бы светилами, воспитали бы сотни учеников, излечили тысячи больных. Если бы не война...

ИзменитьУбрать
(0)

На одной из страниц альбома – два портрета: судя по фамилии и инициалам, это братья. Их отец Курлат Маркус, до революции торговал колониальными товарами в доме №70 по Успенской улице. После революции работал слесарем, чтобы прокормить большую семью, дать детям образование. Какой еврейский папа не мечтает о том, чтобы его дети стали раввинами, нотариусами или врачами! Мечты Маркуса Курлата почти сбылись...

На сайте «Память народа», взявшем на себя огромный труд по оцифровке военных документов, нашлась информация:

«Курлат Абрам Маркович
Дата рождения: 1915
Дата поступления на службу: 1940
Место призыва: Одесский ГВК, Украинская ССР, Одесская обл., г. Одесса
Воинское звание: гв. майор медслужбы
Даты подвига: 01.07.1944-31.08.1944, 13.09.1944».

За эти подвиги Абрама Курлата ждала высокая государственная награда – орден Отечественной войны II степени. Получить его он не успел – уже 14 сентября военврач Курлат скончался от ран и был похоронен в польском городе Кросно, в братской могиле.

Я благодарна моему коллеге Александру Антонюку, отыскавшему фото с информацией о мемориале, воздвигнутом на той могиле.

«Майор медицинской службы Курлат А.М. погиб 14 сентября 1944 г. Похоронен на кладбище СА в г. Кросно, пл. Конституции 3 Мая. Номер захоронения – 9. Здесь похоронено 43 воина Красной Армии, погибших при освобождении Жешувского воеводства в 1944-1945 гг. Из них 23 офицера».

Маркус Фишелевич Курлат не узнал о гибели своего сына. Он сам был убит во время оккупации Одессы в 1941-м вместе с женой и двумя сыновьями (эта информация с сайта «Яд Вашем» предоставлена его племянником Феликсом Курлатом, жившим в 1994 г. и, надеюсь, живущим и ныне в Нью-Йорке).

Но мы пока не знаем о судьбе второго Курлата. Хочется верить, что родня из Нью-Йорка отзовётся и поможет раскрыть эту тайну.

Одесский итальянец

Есть у Михаила Светлова стихотворение, которое меня когда-то «зацепило». Называется оно «Итальянец» и посвящено солдату-захват­чику, убитому на русских просторах.

«...Никогда ты здесь не жил и не был!..
Но разбросано в снежных полях
Итальянское синее небо,
Застеклённое в мёртвых глазах…»

Да, одно время так и было: итальянские солдаты воевали на стороне Гитлера. Но и в рядах Красной армии были итальянцы – советские граждане и патриоты своей родины.

Состояние купленного мной альбома оставляло желать лучшего. Некоторые страницы пострадали от воды, и фото на них стали почти неразличимы. Одна из страниц отпечаталась на обороте другой. В этом зеркальном отражении угадывались черты лица красивого мужчины, но имя прочесть было невозможно. Я уже почти смирилась, но... В Интернете обнаружился очень ценный документ – краткий биографический справочник «Буремні військові роки в особах Одесь­кого медичного інституту (1941-1945 рр.)».

На второй странице с фото на меня смотрело знакомое лицо! Тот самый красавец, чьё имя я уже не надеялась узнать, – Леонид Буколини! Его отец, Владимир, был родом из Крыма (Таврическая губ., Ялтинский уезд, с. Отрадное). Окончил мореходку, служил на флоте. Выдержка из его личного дела:

«Профессия / место работы: капитан т/х “Балаклава”
Место проживания: Ялта, Одесса
Партийность: беспартийный
Где и кем арестован: УНКВД Одесской обл.
Мера пресечения: арест
Дата ареста: 19 января 1938 г.
Обвинение: контрреволюционная пропаганда
Осуждение: 29 октября 1939 г.
Осудивший орган: ОСО при НКВД СССР
Статья: ст. 54-10 УК УССР
Приговор: 5 лет ИТЛ
Дата реабилитации: 29 декабря 1989 г.»

Ко времени ареста отца Леонид уже был студентом-медиком. Видимо, профессию он выбрал, следуя примеру матери. В личном деле Леонида Буколини указано, что его мать, Наталья Нестеровна, проживает в Ташкенте и работает в Райдетконсультации. Сестра Леонида, Зоя – студентка 2 курса, тоже будущий врач. Можно себе представить, как детям «врага народа» трудно было учиться и вообще жить в те годы.

В 1941-м, уже 4 августа, Леонид уходит на фронт добровольцем. Теперь, согласно документам, он – «лікар санітарної роти 71-го стрілкового полка 1-го Білоруського фронту».

За три года службы капитан 3-го ранга, воен­врач Леонид Буколини был удостоен высоких наград: орденов Красной звезды, Отечественной войны 2-й степени, медали «За победу под Ста­лин­градом».

Его сестра Зоя, судя по всему, встретила Победу в Германии. В списке её наград – медаль «За победу над Германией». А вот Леонид погиб в июле 1944-го и навечно остался в белорусской земле. Есть ли ещё памятник над той братской могилой в городе Петрикове Гомельской области, не знаю. И не знаю, остались ли потомки у этой одесско-итальянской семьи.

ИзменитьУбрать
(0)

Поиски продолжаются

Мои поиски семей выпускников и педагогов продолжаются и сейчас.

Отозвались из России, Израиля и США внуки и правнук профессора Семена Аглицкого, параллельно нашлись потомки его братьев, начало выстраиваться их генеалогическое древо, но это уже другая история.

Нашлись внучка выпускника Марка Ройтмана, правнук профессора Наливкина – тоже врач. Старейший врач Одессы Леонид Григорьевич Авербух, окончивший одесский медин после войны, знал многих героев моего альбома лично и поделился воспоминаниями. (Эти материалы будут включены в будущую книгу.) Мне пишут из США, Австралии, Европы. Альбом со Староконки стал знаменитостью. Десятки людей по всему миру всматриваются в список его имён, отыскивая своих родных, поднимают семейные архивы, пишут воспоминания.

В семье Авербух-Шифриных, разные поколения которой разбросаны по континентам, обнаружился такой же альбом. Благодаря стараниям Валентины Степановны – невестки Евы Авербух – и её дочери Анны, теперь все имена и фотографии в моём альбоме восстановлены. Они же передали уникальные фото со встречи выпускников в 1970 году в Одессе.

Жизнь изменила лица, состарила тела, закалила характеры мальчиков и девочек из того довоенного альбома. Жизни многих забрала война. А кто-то наверняка просто не смог тогда при­ехать в Одессу. Но все же эта встреча, на которую бывшие однокурсники приехали со всех концов тогда ещё «необъятной родины», состоялась! О ней свидетельствует небольшая заметка в одной из одесских газет. Можно только представлять, какое это было событие, какие чувства переполняли вчерашних мальчиков и девочек, ставших признанными медиками, многоопытными практиками. Хотя и разъехались по разным городам, в душе они остались одесситами – такими же юными, какими их сохранил альбом. Об этом пишет в своём стихотворении полковник медслужбы, орденоносец, заслуженный врач Грузинской ССР Израиль Ильич Вертгейм:

Я знаю – нам альбом порукой! –
Нет лучше звания «врач-одессит».
Где мы – нет пессимизма, лени, скуки,
А только дело вместе с шуткой колесит.

ИзменитьУбрать
(0)

P.S. Сегодня, благодаря помощи семьи Авербух-Шифриных, я уже знаю, как звали хозяйку моего альбома. Евгения Александровна Штер(е)нгерц с начала войны оказалась в действующей армии. Вместе с госпиталем прошла долгий путь от Киева до Дрездена, имела правительственные награды и чин старшего лейтенанта медслужбы. Мне неизвестно, как сложилась её судьба после войны. Была ли у неё семья, или она отдала всю себя любимой работе? Почему её выпускной альбом оказался на Староконке? Нет ответов на эти вопросы.
Но очень бы хотелось их найти.

ИзменитьУбрать
(0)

P.P.S. Когда журнал уже верстался, нашлась ещё одна «выпускница» из альбома. Раиса Исааковна Перель родилась в 1919 году. В медине встретила свою любовь, Илью Нижнего, в конце 5-го курса родила первенца Сашу. Их семье выпало много испытаний, в том числе тяжелейшее ранение Ильи. Две недели просидела Раиса Исааковна возле умирающего мужа, рассказывала о сыне и… спасла, заставила бороться за жизнь! После войны хирург и ортопед-травматолог Раиса Перель трудилась в одесской больнице водников, изобрела специальный аппарат, который помогал вытягивать конечности, спасая людей от инвалидности.

Двое замечательных сыновей – Александр и Константин – сегодня заботятся о своей 103-­летней матери, которая живо интересуется новостями, любит гостей. Наша встреча – это настоящее чудо и доказательство того, что желание рассказать миру об этом последнем мирном выпуске – дело хорошее и нужное.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №175 > ИСТОРИИ ИЗ СТАРОГО АЛЬБОМА
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 07:39:08
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет" Всемирный клуб одесситов