БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №122 > Этот невероятный Фейнман
В номере №122

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+8
Интересно, хорошо написано

Этот невероятный Фейнман
Александр БИРШТЕЙН

Когда я учился в институте (и такой факт был в моей бурной биографии), наибольшие проблемы, как ни странно, доставляла мне физика. При этом физику я любил, но меня почему-то сильно не любил наш преподаватель. Бывает. Ужасно хотелось потрясти воображение препода, ответить физику так, чтобы он устыдился, прослезился… ну и далее – понятно. Я добывал учебники все новые и новые, рылся в библиотеке…
– Все твои книжки по физике – мура! – сказал тогда мой друг. – Если хочешь прочесть что-то путное, купи «Фейнмановские лекции по физике»!

Ага, тот случай! Так я пошел в магазин и купил десятитомник: девять томов текста и десятый – задачник. Денег не напасешься. Половина стипендии, которую я, кстати, благодаря физике не получаю.

Впрочем, попытку добыть деньги на книжки Фейнмана я предпринял. Как? А очень просто: «проговорился» папе, что, конечно, хотелось бы купить книги, но… Если честно, я рассчитывал купить не все книги, если папа окажет материальную помощь, а несколько томов, нужных в текущее время. А все остальное потратить в коктейль-холле на морвокзале.

«Поэт сказал однажды: "Весь мир в бокале вина". Мы, вероятно, никогда не поймем, какой смысл он в это вкладывал, ибо поэты пишут не для того, чтобы быть понятыми. Но бесспорно, что, внимательно взглянув в бокал вина, мы поистине откроем целый мир. В нем и физические явления (искрящаяся жидкость, испарение, меняющееся в зависимости от погоды и вашего дыхания, блеск стекла) и атомы (о которых нам говорит уже наше воображение).
Стекло – это очищенная горная порода; в его составе кроются секреты возраста Вселенной и развития звезд. А из какого удивительного набора реактивов состоит это вино! Как они возникли? Там есть закваска, ферменты, вытяжки и разные другие продукты. Ведь в вине скрывается большое обобщение: вся жизнь есть брожение. Изучая химию вина, нельзя не открыть, как это и сделал Луи Пастер, причины многих болезней.
Сколько жизни в этом кларете, если он навязывает нашему сознанию свой дух, если мы должны быть столь осторожны с ним! Наш ограниченный ум для удобства делит этот бокал вина, этот мир на части: физику, биологию, геологию, астрономию, психологию и т. д., но ведь природа на самом деле никакого деления не знает! Давайте же и мы сольем это воедино, не забывая все же, что мы увидели. Пусть этот бокал вина доставит напоследок еще одно наслаждение: выпить его и обо всем позабыть!» («Фейнмановские лекции по физике», all-fizika.com)

Но папа своего сына знал прекрасно. Он взял и купил эти книги. Я был разочарован. Негодуя, открыл первый том… Физика, трудная и доселе сухая наука физика, оказалась чуть ли не детективом, увлекательным и ярким­.
Представьте себе, что сложный строй движущихся объектов, который и есть мир,– это что-то вроде гигантских шахмат, в которые играет Б-г, а мы следим за этой игрой. В чем правила игры, мы не знаем; все, что нам разрешили, – это наблюдать за игрой. Конечно, если посмотреть подольше, то кое-какие правила можно ухватить. Под основными физическими воззрениями, под фундаментальной физикой мы понимаем правила игры. Но, даже зная все правила, можно не понять какого-то хода просто из-за его сложности или ограниченности нашего ума. Тот, кто играет в шахматы, знает, что правила выучить легко, а вот понять ход игрока или выбрать наилучший ход порой очень трудно…
Это физик писал? Серьезный физик, лауреат Нобелевской премии? Да нет же, наверное, писал поэт, художник, в общем, лирик!
И так, именно таким языком, таким стилем написаны книги Ричарда Фейнмана.
Я полюбил его книги. Его лекции по физике. И мне захотелось не только узнать о нем побольше, но и написать очерк об этом, безу­словно, замечательном человеке. О физике, который был лириком. О лирике, никогда не забывавшем физику.

ИзменитьУбрать
(0)

Ричард Филлипс Фейнман – потомок эмигрантов из России и Польши – родился в обеспеченной еврейской семье в городке Фар Рокэ­вэй на юге Квинса, Нью-Йорк.
Его отца звали Мелвилл, и этот самый Мелвилл решил, что, если его жена Люсиль родит сына, то мальчик непременно станет ученым. Отец ненавязчиво развивал детский интерес Ричарда к познанию окружающего мира, превратив познание в игру. Ричард и понятия не имел, что ему положено стать светилом науки. Он просто рос, с удовольствием набирался знаний, воспринимая мир с юмором, которым его наградила мать.
Впрочем, у Ричарда, среди прочих достоинств, имелось одно крайне полезное и несомненное – он умел думать, анализировать, делать выводы.
Не знаю, как дело обстояло с карманными деньгами, но первые заработанные деньги Ричард Фейнман получил в 13 лет – за ремонт радиоприемника в отеле, хозяйкой которого была его тетя. И поехало. От клиентов не было отбоя – работу он делал быстро, качественно и дешево, что немаловажно, ибо в стране бушевал кризис, и с деньгами у людей было туго.

После школы Ричард Фейнман проучился четыре года в МТИ (Массачусетском технологическом институте) на факультете физики и продолжил обучение в Принстонском университете. А тут, как назло, Вторая мировая война. Он попытался пойти добровольцем, но, почему-то не захотел сделать это на общих основаниях, полагая, что уж ему-то смогут найти в армии лучшее применение, чем «пушечное мясо». Параллельно он испытывал нервы как сокурсников, так коллег и преподавателей, ибо лирик, который в нем жил наряду с физиком, искал свое применение и пока находил его в изобретательных пакостях и проделках.

«…Шедевром моих проказ был случай в студенческом общежитии. Однажды я проснулся очень рано, около пяти утра, и не мог снова заснуть. Тогда я спустился из спальни вниз и обнаружил записку, висящую на веревочках, которая гласила: "Дверь, дверь, кто стащил дверь?". Оглядевшись, я увидел, что кто-то снял дверь с петель, а на ее место повесил табличку с надписью: "Пожалуйста, закрывайте дверь", – табличку, которая обычно висела на пропавшей двери. Я немедленно догадался, в чем дело. В этой комнате жил парень по имени Пит Бернейз и еще двое других. Если вы забредали в их комнату, ища чего-либо или чтобы спросить, как они решили такую-то задачу, вы всегда слышали стон этих парней: "Пожалуйста, закрывай дверь!". Кому-то, несомненно, это надоело, и дверь унесли.
Надо сказать, что в этой комнате было две двери, уж так она была построена. И тогда у меня возникла мысль: я снял с петель и другую дверь, отнес ее вниз и спрятал в подвале за цистерной с мазутом. Затем я тихо поднялся к себе и лег в постель. Позднее утром я притворился, что просыпаюсь, и спустился с небольшим опозданием вниз. Другие студенты вертелись тут же, и Пит и его друзья были крайне расстроены: дверей в их комнате не было, а им надо было заниматься и т.д., и т.п. Когда я спускался вниз по лестнице, они спросили: "Фейнман, ты взял двери?"
– Хм, да, – ответил я. – Я взял дверь. Видите царапины у меня на пальцах, я их заработал, спуская дверь в подвал, когда мои руки скреблись о стену.
Мой ответ их не убедил, они мне так и не поверили. Парни, которые взяли первую дверь, оставили так много улик – почерк на записке, например, – что их очень скоро разыскали. Моя идея состояла в том, что, когда найдут тех, кто украл первую дверь, все будут думать, что они же украли и вторую. Это сработало в совершенстве: все пинали и пытали этих парней, пока, наконец, с большим трудом они не убедили своих мучителей, что взяли только первую дверь, каким бы невероятным это ни казалось.
Я наблюдал за событиями и был счастлив».

В 1985 г. вышла книга, оформленная в виде подборки случившихся с Фейнманом историй, под общим названием «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!». Второй том этого сборника называется «Какое тебе дело до того, что думают другие?». По мотивам этих книг был снят фильм «Бесконечность» с Мэттью Бродериком в главной роли, в эпизодических ролях снялись дочь Фейнмана Мишель и сестра Джоан (астрофизик по профессии).

«Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!»
Чудный юноша, правда? И вот этого «кроткого» юношу, еще студента, пригласили в Манхэттенский проект для разработки атомной бомбы. Протежировал ему знаменитый физик Роберт Уилсон. Перебравшись в Лос-Аламос, Фейнман прославился не только как выдающийся теоретик, но и… как взломщик сейфов. Ему было лень проходить длиннющие инстанции для получения нужных для работы документов. И он просто похищал их из сейфов коллег, получая, таким образом, всю необходимую ему информацию – от технологии обогащения урана и до руководства по сборке бомбы.
«…Ожидая, я принялся крутить лимб замка одного из шкафов. Я крутил лимб и вспоминал книжки про взломщиков. … Однако посмотрим, нельзя ли открыть сейф Хоффмана, руководствуясь советами из этих книг...
…Снова возвращаюсь к первому шкафу и набираю 27-18-28 – ЩЕЛК! Сработало! (Основание натуральных логарифмов 2,71828 – вторая по важности после пи математическая константа.) Шкафов девять, я открыл первый, но нужной бумаги в нем не было – бумаги шли в алфавитном порядке фамилий авторов. Пробую второй шкаф: 27-18-28 – ЩЕЛК! Открылся той же комбинацией. «Чудесно, – думаю я, – я открыл все секреты атомной бомбы, но если я собираюсь когда-нибудь рассказывать этот анекдот, я должен убедиться, что все комбинации действительно одинаковы!» Некоторые из шкафов были в соседней комнате, я попробовал 27-18-28 на одном из них, и он открылся. Теперь я открыл три сейфа – и все три одной комбинацией…»

«Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!»
Кстати, умение разбираться с шифрами годы спустя помогло ему так, между делом, расшифровать коды майя и даже сделать об этом доклад в Париже.
Говоря о Фейнмане-физике, стоит добавить, что он стал Нобелевским лауреатом 1965 г. за «фундаментальные работы по квантовой электродинамике, имевшие глубокие последствия для физики элементарных частиц». Фейнман рассказывает, как он об этом узнал:
«…Я и представить себе не мог, почему кто-то может звонить мне в половине четвертого или в четыре часа утра.
– Профессор Фейнман?
– Эй! Почему вы беспокоите меня в такое время?
– Я подумал, что вам захочется узнать, что вы получили Нобелевскую премию».

ИзменитьУбрать
(0)

«Вы, наверное, шутите, мистер Фейнман!»
Кстати, еще в 1959 г. в своей лекции в Калифорнийском технологическом институте Фейнман предрек великое будущее нанотехнологий («Там, внизу, полно места!»).
Ну и, наконец, Фейнмановские лекции, так потрясшие меня когда-то.
Дело в том, что побудительных мотивов для написания этих лекций было два: ему откровенно не нравилось, как пишут учебники и преподают физику; очень-очень хотелось уступить лирику в себе и написать нечто среднее между учебником и поэмой. Или детективом, на худой конец.
И получилось!

Но Ричарда Фейнмана ждало уже новое увлечение. Какое? Ни за что не догадаетесь! Дело в том, что в квартире, которую он занимал в Лос-Аламосе, его предшественник позабыл барабаны. У Фейнмана тут же зачесались руки, и он, ясное дело, стал барабанить. Делать он это мог только ночью, ибо днем работал. Ночью – так ночью. Но соседи почему-то были против. Они, видите ли, спать хотели. Вроде даже речь о суде Линча заходила. Нет, не понимали люди прекрасного, не понимали…

ИзменитьУбрать
(0)

Пришлось Ричарду барабанить в прилегающих лесах. Так вот прямо ходил по ночам и барабанил. Представляете: Лос-Аламос, штат Нью-Мексико, индейцев валом! Жители Лос-Аламоса решили, что индейцы и у них завелись.
Но и после окончания работы в Манхэттенском проекте Фейнман занятия музыкой не забросил. Были у него и серьезные успехи. Так, он умудрился музицировать на знаменитом карнавале в Бразилии, и делал это настолько успешно, что бразильские специалисты барабанного боя приезжали к нему поучиться.
В автобиографической книге «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!», он поведал миру об этом своем увлечении: «…Своим инструментом я выбрал так называемую "фригидейру" …Это аккомпанирующий инструмент, издающий быстрый летящий звук, который сопровождает главную музыку и ритм, расширяя его …Через какое-то время к нашей школе захотел присоединиться парень из другой самба-группы …Босс ему сказал:
– Иди вон туда, встань рядом с Americano и поучись…»
«Вы, наверное, шутите, мистер Фейнман!»
И стал бы Фейнман великим барабанщиком, да тут спор у него случился. Упрекнул его друг-художник в том, что никогда физику лирика не понять, не превзойти в лирике и вообще. В принципе, Фейнман и сам так думал: «…Мне казалось, что ни одного настоящего мужчину не интересует поэзия и тому подобное…»

ИзменитьУбрать
(0)

«Вы, наверное, шутите, мистер Фейнман!»
И Фейнман решил назло корешу стать художником. На курсы художников даже записался. И стал учиться.
«…Я очень хотел научиться рисовать по причине, известной только мне: мне хотелось передать ту эмоцию, которую у меня вызывает красота мира…»
«Вы, наверное, шутите, мистер Фейнман!»
Тем более, талант прорезался. В смысле, очень ему нравилась работа с натурщицами. Вот он и стал писать всяческие ню. Ну, и пропадать по вечерам в стрип-барах. Став художником, он даже выступил публично против закрытия такого бара. Публика была потрясена – мировое светило, профессор – и заступается за такое заведение. А бар все-таки не закрыли!
Талантливые люди талантливы во всем. Когда Фейнман решился выставить свои работы, он был потрясен количеством желающих их приобрести. А еще больше – суммами, которые готовы были богатые люди за них платить.

ИзменитьУбрать
(0)

«…им обоим очень понравился этот рисунок.
– Давай купим его! – предложила она.
Ее муж был одним из тех людей, которые ничего не могут делать сразу:
– Давай немножко подумаем! – сказал он.
Она вспомнила, что через несколько месяцев у него будет день рождения, поэтому в тот же день вернулась на выставку и купила рисунок.
Вечером он вернулся домой очень подавленным. …Он хотел купить ей этот рисунок, но когда вернулся на выставку, ему сказали, что рисунок продан.
Таким образом ей было чем удивить его в день рождения.
Я понял, для чего в самом деле нужно искусство. …Ты можешь создать что-то, что кому-то другому понравится настолько, что этот человек будет подавлен или счастлив из-за этой штуковины…»

ИзменитьУбрать
(0)

«Вы, наверное, шутите, мистер Фейнман!»
Однажды он написал огромное полотно для владельца массажного салона. Писал он картину долго. Так долго, что владелец салона успел разориться и сесть в тюрьму. Возникла проблема, куда деть картину. Что-то ее не покупали. Тогда Фейнман по совету друзей, увеличил цену втрое. Картина «улетела» за сутки.

Мало кто знает, что в какой-то период своей жизни Фейнман и его жена заинтересовались культурой Тувы и всерьез собрались посетить эту автономию. Но власти СССР его не впустили в страну…

В 1975 году Фейнман купил вэн Dodge Tradesman. Автомобиль был раскрашен снаружи в популярные в то время горчичные цвета, а внутри – в оттенки зеленого, и на автомобиле были нарисованы принесшие их создателю Нобелевскую премию диаграммы Фейнмана. На этом автомобиле было сделано множество длительных поездок. Фейнман заказал также особые номерные таблички, надпись на которых гласила «QANTUM» (то есть «quantum», квант).
Иногда Фейнман ездил в этом автомобиле на работу, но в основном на нем ездила его жена Гвинет. Однажды на светофоре ее спросили, почему на ее автомобиле нарисованы диаграммы Фейнмана, на что она ответила: «Потому­ что меня зовут Гвинет Фейнман».
После смерти Ричарда Фейнмана автомобиль был продан другу семьи Ральфу Лейтону за 1 доллар. Продажа за 1 доллар – это способ, которым Ричард обычно избавлялся от старых автомобилей. Автомобиль служил своему новому хозяину еще долго; в 1993 году он участвовал в марше памяти Ричарда Фейнмана.

Ричард Фейнман умер в 1988 г. после долгой и безуспешной борьбы с редкой формой онкологии. Он был настоящим – настоящим ученым, настоящим музыкантом, настоящим художником… А главное, он всегда и во всем был честным человеком. Он любил говорить о свободе – о той свободе, при которой никто не сможет поступиться честностью.


валерий
21.05.2015 06:24

Спасибо большое! Захотелось читать лекции,хотя мне уже 74.
Где я был раньше,когда был студентом и только слышал о Фейнмане...

я 30 лет занимался изучением свойств фейнмановских диаграмм,продолжая последние работы Л.Д.Ландау.Оказалось,что эти диаграммы объясняют все (или почти все) свойства ядерных реакций.Свои исследования я опубликовал в монографии Э.И.Дубовой "Квантово-полевая теория резонансных реакций с ядрами и элементарными частицами" М.2015

Мне тоже захотелось читать (или слушать - есть видеозаписи) Феймановские лекции. Но,боюсь, что до 74 времени не появится. Так что, Валерий, самое время начинать :)

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №122 > Этот невероятный Фейнман
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 12:56:29
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет"