БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №132 > СВЯТОЙ ЧЕЛОВЕК В СВЯТОМ ГОРОДЕ
В номере №132

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+4
Интересно, хорошо написано

СВЯТОЙ ЧЕЛОВЕК В СВЯТОМ ГОРОДЕ
Александр Казарновский (Израиль)

– Нет, – сказала моя двадцатилетняя родственница, раздумывая, где поселиться в Израиле. – В Иерусалиме я бы жить не смогла. Это же святой город! Как можно жить в Храме?!

Но вот ее младшая сестра, когда подросла, да еще и гиюр прошла, переехала-таки в Иерусалим. И сроднилась с ним.

Разумеется, «святое» значит – выделенное, значит – «вознесшееся над». Но не «недосягаемое». Жить в святом городе – это ответственность. Жить в святом городе – это вызов. Это прорыв.

Есть святые города и есть святые люди. Узнаешь о таком, и первая реакция – «где уж нам уж?!»

ИзменитьУбрать
(0)

В 1885 г. в маленьком городке под Белостоком родился человек, которого называют великим праведником нашего поколения, основой мира – рав Арье Левин. В 1905 г. он приехал в Иерусалим. Навсегда. Здесь он получил «смиху» – звание раввина, здесь женился…

Надеюсь, у вас, уважаемый читатель, в семейной жизни нет никаких проблем. Но вдруг… какая-то мелочь или, скажем, друг зайдет за советом…

«В день свадьбы, – рассказывал он впоследствии своему внуку, – я попросил свою молодую жену обещать мне, что мы всегда будем довольствоваться тем, что у нас есть, никогда не будем жалеть о денежных потерях и никогда не будем ссориться…»

Видите, как просто. Раскинул руки и полетел.

Свой главный принцип семейной жизни рав Арье формулировал так: «Жена – часть тебя самого. И ты должен физически ощущать эту неразрывную связь с ней».

Выполнимо ли это для нас с вами? Для рава Арье было выполнимо. Хрестоматийной стала история о том, как он привел жену к врачу со словами: «У нас болит нога». По воспоминаниям врача, лицо его при этом было искажено страданием.

Главное в семейной жизни, – считал рав Арье, – уметь уступать. «Знай, – говорил он, – человек должен быть гибким, как тростник, но не твердым, как кедр. Это – наставление наших Учителей. Во время бури кедр может сломаться, а тростник – только наклонится. А когда буря пройдет – он выпрямится. Тот, кто умеет уступать, преодолеет все жизненные бури. Тот, кто этому не научился, подобен негнущемуся кедру, который может сломаться от сильных ветров».

И еще: «Если человек сделал другому великое добро и в ответ на это не получил побоев, он должен быть счастлив и благодарен. Кто уж тут думает о "спасибо"!»

Пастернак писал: «Цель творчества – самоотдача». Если исходить из этой формулы, для рава Левина творчеством была сама жизнь.

С 1917 г. и до самой смерти в 1969 г. рав Арье был «машгиахом рухани» – духовным наставником в Талмуд Тора «Эц хаим» («Древо жизни»). Дети жили в ужасающей нищете. В те времена работы в Иерусалиме практически не было, а пожертвования из-за границы поступали довольно скудные. Рав Арье помогал ученикам чем мог, но проблема заключалась в том, что родители многих учеников считали бедность высшей ступенью праведности, а аскетизм – подвигом. Как-то рав Арье заметил, что один мальчик ходит босиком, и на свои собственные деньги –а их, разумеется, было негусто – купил для ученика ботинки. Но он был уверен, что отец и мать ребенка откажутся от такого подарка. Тогда рав Арье стал экзаменовать ученика по материалу, который тот, без сомнения, хорошо знал. И вручил ботинки в качестве приза, о чем и уведомил родителей мальчика.

Один иерусалимец попросил его срочно одолжить денег. Зарплату рав Левин должен был получить к вечеру, а деньги требовались утром. Рав Арье попросил одного лавочника на рынке «Махане Иеѓуда» ссудить ему 50 лир до вечера и выручил нуждающегося. А тут выпал глубокий снег. У рава не было калош, и… так велик был соблазн вернуть деньги утром. Но – слово есть слово! И – по снегу, тающему с той скоростью, с которой он тает в Иерусалиме, – рав Арье побрел возвращать долг.

Однажды летом, вскоре после женитьбы Арье Левина, в дверь их однокомнатной квартирки с кухней на дворе кто-то постучал. Рав Арье отворил дверь и увидел хорошо одетого молодого человека. Едва тот вошел, как потерял сознание. Придя в себя, юноша вручил раву письмо, из которого следовало, что его отец, глава одной из европейских иешив­, просит «присмотреть за сыном, которого я с трепетом посылаю в Святую Землю, поскольку я никого там не знаю, кроме Арье, моего любимого ученика».

Оказалось, по дороге парень заболел тифом, и в Яффо никто его не пускал на порог, боясь заразиться. Несколько ночей он провел на улице, а теперь вот добрался до Иеру­салима. Рав Арье помчался в больницу «Шаарей Цедек» за лекарствами, а вернувшись, помог больному выкупаться, накормил его своим ужином и уложил в свою постель. Постель жены он перенес на кухню, чтобы не подвергать ее опасности, а сам всю ночь ухаживал за гостем, руководствуясь изречением из Талмуда, что «исполняющий заповедь вне опасности». Наутро рав Арье поместил гостя в больницу и навещал его до выздоровления. А когда тот выздоровел, рав Арье нашел ему работу и организовал шидух.

Впрочем, больницы рав Левин посещал часто, заботясь об одиноких пациентах. Много раз бывал он и в больницах для прокаженных, в том числе в Бейт-Лехемской больнице, где лежали, в основном, арабы.

Но больше всего прославился рав Арье тем, за что прозвали его «отцом заключенных». Евреев, осужденных британскими властями, членов подпольных организаций «Пальмах», «Хагана», «Иргун» он начал посещать еще в 1927 году. В любую погоду, не боясь ни арабского ножа, ни британской пули, он навещал в тюрьмах своих «сыновей» каждый шабат и каждый праздник.

С 1931 г. он стал официальным раввином заключенных, поставив условие – не получать ни копейки за эту работу. Рав Арье молился вместе с заключенными, разговаривал с ними, исполнял роль «связного» между ними и членами их семей, порой просто заполнял вакуум тюремной жизни. Узники вспоминают:

«Мы считали в тюрьме дни до визита рава Арье».

«Он обращался к сердцу. Этот язык было невозможно не понять».

«Благодарю Всевышнего, что открыв передо мной двери камеры №48 – двери в неизвестность за решеткой, Он послал мне Своего ангела».

«Когда он гладил твою руку, ты чувствовал, что он молится о тебе, чтобы тебе было хорошо».

«Если вам не довелось видеть, как заключенные принимают рава Арье и как встречают его, вы не знаете, насколько сильной может быть любовь и вера».

«Его глаза освещали темноту наших камер… Для нас он был мостом к поколениям, которые жили до нас, и связующим звеном на пути к Всевышнему».

Матитьягу Шмулевич был приговорен к смертной казни, которую потом заменили пожизненным заключением. Вот его слова: «Есть один человек, которому я раз и навсегда бесконечно благодарен, удивительный, бесценный… именно он приблизил меня к Творцу в эти роковые дни… Уходя из тюремного здания, он не мог взять нас с собой в свободный мир. Он приносил этот мир – к нам».

Стараясь смягчить наказание осужденным на смертную казнь, рав Левин писал письма в различные инстанции, подавал апелляции. Однажды, чтобы передать по назначению петицию, он бросился под колеса лимузина, в котором ехал официальный представитель Великобритании в Израиле.

Когда его вызвали ночью, чтобы произнести видуй (исповедь) вместе с приговоренным к смерти, он сказал британскому офицеру: «Приготовь два столба – один для меня. Я не смогу стоять и смотреть, как вешают еврея в Святом городе».

Рав Йосеф-Шалом Эльяшив назвал его «гением милосердия и любви к ближнему». А Ури Луполианский сказал: «Есть люди, выделенные в этом мире, наполнившие его новыми вещами. Наш праотец Авраѓам возродил веру в единого Б-га, Рамбам – философию, Баал Шем Тов – благочестие (хасидут). Рав Левин возродил гениальность, которая состоит в любви к народу Израиля, в милосердии».

В чем был источник его бездонного милосердия и любви к ближнему? Однажды рав Арье сказал своему внуку: «Есть два вида людей – любящие правду и ненавидящие ложь. Какое различие между ними?»

Тот, подумав, сказал: «Не знаю».

Ответил рав Арье: «Есть разница между ними, как расстояние от запада до востока. Тот кто любит истину, видит только все хорошее в человеке и поэтому любит его. В следующий раз он найдет и раскроет в нем еще что-то новое хорошее и отнесется к нему с еще большей любовью. Так усиливается любовь его к нему, с каждым разом, видя в нем настоящую сущность. Второй вид людей которые ненавидят ложь, обнаружив лживую сущность в другом еврее, начинают отдаляться от него. В следующий раз он увидит в нем еще раз лживую сущность и еще более отдалится от него, и в итоге будет его ненавидеть».

Думаю, не многие из нас смогут не то, что дотянуться, но хотя бы приблизиться к уровню рава Арье. Но да поможет нам главный его принцип – больше любви, меньше ненависти. Даже если это ненависть ко лжи. Тянуться-то надо.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №132 > СВЯТОЙ ЧЕЛОВЕК В СВЯТОМ ГОРОДЕ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 10:07:41
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Dr. NONA Еженедельник "Секрет"