БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №138 > КАШРУТ КАК БИЗНЕС
В номере №138

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+2
Интересно, хорошо написано

КАШРУТ КАК БИЗНЕС
Беседовала Николь ТОЛКАЧЕВА

Поговорить об особенностях производства и торговли кошерными продуктами я рискнула с самым главным специалистом по кашруту господином Довидом Фельдманом.

Вы являетесь главой кашрута еврейской общины «Хабад» города Одессы и наверняка знаете, как строится бизнес по изготовлению и продаже кошерных продуктов. Можете ли вы приоткрыть нам тайны этого относительно нового для Одессы дела?

– О бизнесе надо говорить с теми, кто занимается именно бизнесом, поскольку у нас есть полное разделение на тех, кто занимается бизнесом и тех, кто отвечает за кошерность продуктов. Машгиах – человек, контроли­рующий кошерность, должен быть финансово независим от производителя. Чтобы он мог сказать – «это кошерно» или «это некошерно», – и это никак финансово на нем не сказалось.

Скажите, пожалуйста, раньше ведь каждая еврейская хозяйка и хозяин были сами себе машгиахом, за исключением спорных вопросов?

– Это и сейчас так. В вашем доме вы явля­етесь и машгиахом, и раввином, и только, когда­ есть какие-то сложности, вы обращаетесь к специалистам. Но когда вы не просто готовите у себя на кухне, а хотите таким способом зарабатывать, то должно быть незаинтересованное наблюдение. Ведь любой владелец бизнеса, даже если он верующий человек, автоматически заинтересован в том, чтобы дело преуспевало. Поэтому должна быть сторона, которая не зависит от удач или неудач в этом бизнесе. Должны быть дополнительные гарантии, что человек не пойдет на поводу у соблазна избежать потерь и не скажет «это кошерно» на некошерное.

Знак, подтверждающий эти гарантии, «гекшер», может быть разным. Чем эта разница определяется?

– Ну, если на продукте стоит гекшер, какие-то гарантии есть в любом случае. У разных раввинатов свои требования к сертификату кошерности. Если эти требования совпадают с требованиями, которые я признаю для себя и для нашей общины, то мы такой сертификат признаем и всем советуем. Но если для нас этого недостаточно, то мы говорим, что нам это не подходит. Хотя надо понимать, что есть разные уровни кашрута и для кого-то этот гекшер вполне может подойти.

Пару лет назад в обычных магазинах стало появляться кошерное вино и многие другие кошерные продукты. Откуда они там берутся?

– Первый вариант – эти продукты завозятся. В Западной Европе и в Америке множество компаний получают сертификаты кошерности, поскольку это считается дополнительным подтверждением качества продукта. Сразу оговорюсь, что кашрут не связан с понятием благословения, это технический процесс. Есть список продуктов, которые можно употреблять, и список тех, которые употреблять нельзя, и они указаны в Торе. В соответствии с этим, когда раввины приходят на производство, они всего лишь проверяют и убеждаются в том, что используются только те продукты, которые разрешены.

ИзменитьУбрать
(0)

Второй вариант: есть производители в Украине, России, Белоруссии и в других странах СНГ, которые по каким-то причинам заинтересовались получением сертификации. Они обращаются в раввинаты, которые после проверки производства могут дать сертификат кошерности. Кроме того, появились компании, такие как одесский «Тайм Кошер», которые именно этим и занимаются – договариваются с различными предприятиями, для того чтобы на их мощностях производить кошерные продукты.

Сколько времени действует сертификат кошерности, и как часто производится переосвидетельствование производства?

– В случае, когда сертификат дается по запросу производителя, все зависит от его желания, иногда это даже может быть сертификат только на данную партию продукции. А если они хотят сделать действие сертификата постоянным, то обычно он дается до Песаха, а после Песаха его надо переосвидетельствовать. Естественно, в течение года, в зависимости от специфики производства, там либо постоянно находится наблюдатель со стороны раввината, либо он проверяет его периодически. И если замечены какие-то нарушения, то сертификат кашрута может быть отменен в любое время.

Как происходит эта проверка, и насколько она неожиданна для предприятия?

– Конечно, мы предупреждаем о своем визите, поскольку на серьезном большом производстве скрыть нарушения тяжело. На нормальном предприятии любые действия фиксируются во многих документах, и эти документы обязательно берутся на проверку.

Таким образом, чтобы работать на рынке кошерных товаров, в рабочем процессе должен появиться еще один человек, труд которого предприятие должно оплатить. Расскажите о нем подробнее.

– Машгиах в переводе с иврита – наблюдатель. Он является глазами раввината на месте и наблюдает за всем происходящим. Это должен быть человек, который соблюдает еврейские законы. То есть, человек, который сам соблюдает кашрут, вызывает мое доверие в вопросах кашрута, а иначе, при всем моем уважении, я доверять ему эти вопросы не могу. Обычно предприятие, заинтересованное в получении сертификата кошерности, платит раввинату какую-то сумму, а раввинат уже платит зарплату машгиаху. Но в настоящий момент наш раввин, главный раввин Одессы и юга Украины, Авроом Вольф, не берет плату за сертификацию, а только за зарплату работника.

Это такая стимуляция рынка?

– Да, но надо честно сказать, что на данный момент он настолько не освоен, и тот, кто заинтересуется им и разовьет, может сделать существенный рывок в этом бизнесе. Рынок не насыщен ни продуктами, ни информацией о том, чем отличается кошерный продукт. Есть даже какие-то инсинуации о том, что кошер – это вредно для православного человека.

Мы с вами стали свидетелями того, как возникли кошерные магазины, кафе, появилась конкуренция, как рыночные отношения вторглись на закрытый, казалось бы, рынок кашрута.

– Да, на рынке кашрута произошла революция. И вот тут, как всегда, становится важен человек, который подойдет к делу кашрута как к бизнесу и начнет заниматься этим очень ответственно и серьезно. На этом рынке практически нет конкуренции. Магазин не может существовать за счет двух-трех наименований, чем больше наименований, тем больше клиентуры, больше оборот, больше заработок. И поэтому люди начинают развивать производство кошерных продуктов, увеличивая выбор.

Недели две назад в синагоге было застолье, и оказалось, что все, что стояло на столе, было произведено в Одессе. Сейчас довольно тяжелое время, и многие производители начинают искать дополнительные рынки сбыта. Кроме того, раз внутренний рынок не очень стабилен, то они хотят экспортировать свою продукцию на западные рынки, а там наличие сертификата кошерности становится дополнительным сертификатом качества.

А наша, местная, сертификация признается там?

– Во всем мире признание сертификата зависит от личности раввина, имя которого написано на нем. Нашу продукцию принимают и в Западной Европе, и в США, и в Канаде. Единственным исключением является Израиль, поскольку там есть главный раввинат государства Израиль, и на этот рынок может поступать продукция с сертификатом, одобренным только им. Но это не проблема, потому что, если какие-то производители хотят выйти на израильский рынок, то мы связываемся с соответствующими специалистами, которые могут дать такой сертификат.

Значительно ли удорожает продукцию получение сертификата кошерности?

– Все зависит от условий: что производится, как производится, какая партия сертифицируется. Затраты на сертификат не зависят от объема продукции, и при развитии производства это уже менее существенная сумма. Во многих случаях возможен выпуск продукции, стоимость которой будет несущественно отличаться от некошерной.

Если кошерная курица вполне соизмерима по стоимости с обычной, то говядина в нашем меню встречается редко. С чем связана дороговизна того или иного продукта?

– Смотрите, есть специально обученные люди, которые занимаются кошерным забоем животных. И есть люди, которые проверяют, насколько животное было здоровым, независимо от санэпидстанции. Поскольку по отношению к птице этих требований меньше, то ее легче признать кошерной.

В Украине есть существенные проблемы с условиями выращивания животных. У нас были случаи, когда мы забивали более 120 голов крупного рогатого скота, а смогли взять из них только 17. А затраты уже понесены большие: куплены животные, работает бригада по забою и бригада по проверке, которые, независимо ни от чего, должны получить свою зарплату. А реальный выход кошерного мяса маленький, и это сильно его удорожает. Кроме того, по еврейскому закону запрещено употреблять в пищу седалищный нерв, и значит, в пищу идет только передняя часть туши – по 11 ребро. И получается, что те, кто вкладывает свои средства в этот вид деятельности, имеют дело с большими рисками.

То есть человек, который захочет преуспеть в этом бизнесе, должен начинать с покупки качественного молодняка и выращивать его сам?

– На самом деле, есть в Украине те, кто выращивают скот хорошо, но их надо найти и выстроить работу с ними. Есть те, кто выращивает, есть заготовители и есть бойня – это довольно длинная цепочка, и все, кто в ней работают, должны понимать, какие требования у заказчика. Поэтому с говядиной так тяжело. Так же сложно и с бараньим мясом. Выбраковка по болезни животных меньше, но есть другая проблема: с говядиной легче реализовать ту самую заднюю часть – ее выкупают обычно владельцы боен, а вот баранью часть им брать невыгодно, и эта некошерная масса ложится на затраты и делает риски даже большими, чем в случае говядины.

А какие факторы влияют на стоимость молочной продукции?

– Для нас обязательно, чтобы надой производился под наблюдением машгиаха. Например, надо учитывать, что зачастую вымя коровы перед дойкой обрабатывают жиром неизвестного происхождения. Кроме того, важно знать, производили ли животным операции, например, кесарево сечение, потому что это тоже делает их некошерными. А молоко, надоенное от некошерной коровы, тоже некошерно. Значит, при надое машгиах должен убедиться в том, что такие животные отставлены в сторону, и молоко, надоенное от них, не смешивается с остальным молоком. Опыт подсказывает, что зачастую заявления производителя, к сожалению, не могут быть обоснованием кошерности продукта.

А выходите ли вы на производителей с предложением расширить рынок сбыта с помощью производства кошерной продукции?

– Обычно мы изучаем потребности людей в нашей общине и проверяем, насколько рынок им соответствует. Определившись, мы начинаем искать производителей необходимого продукта в Украине, связываемся с ними, предлагаем сотрудничество. Например, на данный момент мы ведем переговоры с украинским производителем детских каш, различных смесей и заменителей молока. Предприятие заинтересовалось, и теперь мы договариваемся об инспекции и процедуре выдачи сертификата кошерности. Некоторым предприятиям это пока неинтересно, но есть и те, кто сами заинтересованы.

В свое время, когда я начал соблюдать кашрут, никаких кошерных молочных и мясных продуктов не было. А сейчас в кошерном магазине – с десяток видов конфет, шоколад, мармелады, зефир, выпечка и печенье, сыры и колбасы. Сегодня по магазину кошерных продуктов можно судить, как в Одессе меняется еврейская жизнь – появился большой спрос, развивается инфраструктура, а это значит, что больше евреев вернулось к еврейскому образу жизни.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №138 > КАШРУТ КАК БИЗНЕС
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 05:03:51
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Еженедельник "Секрет" Dr. NONA