БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №141 > СЕФАРДСКИЙ СЮЖЕТ ИСТОРИИ
В номере №141

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+3
Интересно, хорошо написано

СЕФАРДСКИЙ СЮЖЕТ ИСТОРИИ
Анна МИСЮК

Давным-давно на Пиренейском полуострове правила Римская империя. В этой римской провинции осели изгнанники из мятежной Иудеи.

ИзменитьУбрать
(0)

Пленники и побежденные после изматывающего восстания, получившего в истории название Иудейской войны, они были покараны полным изгнанием из Земли Израиля и расселены по римским провинциям.
Римскими провинциями были в те времена вся Западная Европа и Северная Африка.
С тех времен растут, крепнут, а со временем и расцветают еврейские общины Северной Африки и Пиренеев – Испании, те самые евреи, которых зовут сефардами, да и сама Испания на иврите зовется Сфарад.
То есть слово «сефард» и означает «испанец». Видимо, обозначение это привилось и распространилось, когда евреи – изгнанники из Испании – нашли убежище в Западной Европе.

Все, что мы, говоря о древних временах, легко пакуем в одну недлинную фразу, длилось веками. А средневековье не зря называют темным: слишком мало конкретных сведений и текстов сохранилось от первого тысячелетия нашей эры, слишком многое узнаем из позднейших свидетельств, в которых реальные события уже тесно переплетены с легендами, домыслами, политическими интерпретациями.

Кое-какие документы все же сохранялись, а потом неоднократно копировались. Известно, например, что во времена, когда Испанией владели вестготы (5-7 вв.), исповедовавшие христианство арианского толка, то на первых порах они в отношении к евреям опирались на прежние римские законы, которые запрещали евреям строительство синагог, заключение смешанных браков, владение рабами, а христианина, перешедшего в иудаизм, ожидали жестокие наказания.
Судя по тому, что источники упоминают о повторяемости этих законов, они применялись не очень жестко и последовательно, а потом получили и некоторое смягчение.
Например, хоть запрет на строительство новых синагог и сохранялся, но было разрешено реставрировать старые, разрушенные. Можно предположить, что в таком случае, назвав любую груду старых камней бывшей синагогой, на ее месте растущие общины безбоязненно возводили новую.

Однако к концу тысячелетия обстановка изменилась, и последний пиренейский король вестготов, стремившийся полностью христианизировать население, пригрозил обратить в рабство всех евреев подвластных ему территорий.

В 11 в. на юге Пиренеев высадились берберы, мусульманское братство альморавидов, владевшее североафриканским побережьем. В испанской истории утвердилось мнение, что мусульман на помощь позвали именно еврейские общины, и еврейские ополчения шли на север вместе с армией альморавидов.
Впрочем, есть и другая версия: что их на помощь призвали арабы-мусульмане, которых на Пиренеях притесняли христианские властители.

Если мы даже не будем знать в подробностях эту пеструю историю – как сменяли католики ариан, а альмохады альморавидов, то в любом варианте мы видим сцену Пиренеев в начале второго тысячелетия, на которой разворачивается история трех народов и трех религий, причем евреи играют масштабную и активную роль в этой исторической мистерии.
Их культурная роль – в передаче знаний Востока Западу, в создании торговых путей из Северной Африки вглубь Европы, а торговые пути – это пути приобретения и накопления не только богатств, но и знаний о мире и навыков хозяйствования.

Наступят времена, когда для сефардов их прочные связи во французских и английских землях, в Нидерландах и на Балканах станут настоящим спасением.

Сефарды создают и немалые культурные ценности, их медицинские заслуги обрастают легендами. Творчество поэтов и философов, писавших и на иврите, и на арабском языке, и на ладино (испано-еврейском языке), поражало своей глубиной и изысканностью.
Имя Маймонида (12 в.) – уроженца Кордовы, великого врача и философа – само по себе может украсить любую страницу истории.

А ведь есть еще и такой поэт как Иеѓуда Алхаризи (р. в 1165 г. в Толедо). За безжалостно-веселый сарказм его сборника «Техкемони» («Ты меня умудряешь»), в котором Алхаризи рифмованной прозой, перемежающейся со стихами, дает картины нравов своего времени, Генрих Гейне назвал этого поэта «французским» остроумцем и «вольтерьянцем до Вольтера».

Кстати, Алхаризи был представителем целой плеяды блестящих еврейских авторов, которые жили в Испании начала второго тысячелетия, когда христианская, мусульманская и иудейская культуры сливались в единую картину времени, конфликтную, но взаимопроницаемую.
Правившего в конце 11 в. Альфонсо Шестого даже называли королем трех религий. Никогда больше ни один европейский правитель такого не удостаивался.

Его внук, Альфонсо Восьмой, правивший Кастилией более полувека, стал героем баллады, повествующей, как сей король был влюблен в еврейскую девушку, которую в народе прозвали Фермоза («красавица»). Этот сюжет лег в основу романа Лиона Фейхтвангера «Еврейка из Толедо» (1955), в русском переводе известном как «Испанская баллада».
Этот последний роман старого писателя содержит воистину юношеский восторг перед красотой и силой любви, рамой для которой служит экзотически роскошная средневековая Испания с ее христианским динамизмом, мавританской эстетикой, еврейской ученостью. Эта любовь обречена, как был обречен и культурный синкретизм эмиратов, общин и королевств Пиренеев.
Но до сих пор образы этого трехкультурного единства популярны в Европе, как память о первом, пусть трагически завершившемся, но прекрасном эксперименте.

Начавшееся с 10 в. распространение ислама и власти эмиров в Испании называется Конкис­той, наступление с севера полуострова христианских владетелей – Реконкистой.

Реконкиста завершилась в конце 15 в. с падением Гранадского эмирата, последнего исламского государства на полуострове. И в Гранаде же, в легендарном роскошном дворце Альгамбра, был озвучен проект полной и безвозвратной христианизации Испании.
В 1492 г. правители объединенных королевств Арагона и Кастилии – Фердинанд и Изабелла при поддержке знати издали указ, повелевающий евреям либо в течение трех месяцев креститься, либо покинуть страну, либо остаться, но жить в статусе «вне закона», т.е. без права вести любую деятельность и без права на защиту.

ИзменитьУбрать
Испанская синагога в Праге
(0)

В первой части указа разъяснялись причины, его породившие: новокрещенные стремятся вернуться к прежним обрядам и не исполняют как должно христианские, так как слишком близко общаются с евреями-иудеями, то есть для полноценной христианизации в обозримом пространстве вообще не должно быть иудеев.

Сколько еврейских семей крестились, а сколько выбрали опасное и разорительное изгнание, точно не известно. Скажем – пополам, как оно обычно и бывает, когда сообщество встает перед подобным выбором.
Цифры тоже приблизительны, но если взять среднюю из предлагаемых, то в изгнание отправились сто тысяч человек. По тем временам это – как несколько миллионов беженцев в наше время…

Многие устремились в ближнюю Португалию, чтобы через 30 лет по той же причине бежать и оттуда. Так произошло с семьей великого философа Нового времени Баруха Спинозы, бежавшей в Голландию. Многие приняли католичество, но впоследствии все же бежали – с тем, чтобы вернуться в общину.
Так произошло с семьей мыслителя, старшего современника Спинозы, Габриеля да Косты. Трагическая судьба да Косты нашла художественное воплощение в драме немецкого писателя 19 в. Карла Гуцкова «Уриель Акоста».

«Испанцы» – сефарды появились в Амстердаме и Лондоне, в городах Франции (особенно на юге), в Германии, на Балканах, в Турции и в странах Магриба (североафриканское побережье).

Конечно, ни для кого не было секретом, что для большинства евреев крещение не было шагом добровольным и искренним, а значит, даже лишенные поддержки родственников и бывших единоверцев новые христиане оставались под подозрением.
Марраны («запрещенные») были предметом пристального интереса новоучрежденной испанской инквизиции – церковной институции по борьбе с ересями, святотатством и т.п.

ИзменитьУбрать
Александр Харт. Праздник Симхат-Тора в сефардской синагоге Ливорно
(0)

Для Испании такой присмотр был особенно важен, так как не было на тот момент знатного семейства, не породненного с евреями. Сотни имен вошли в Зеленую книгу Арагона и Темную книгу Испании, куда вносились данные о еврейских предках «новых христиан».

Сюжеты о тайных иудеях, преследуемых ин­кви­зицией, вошли в литературу не только Испании, но и Европы. Особенно отдали дань этим сюжетам художники. Картины на темы «тайного седера», «прихода инквизитора в шабат», огненная казнь разоблаченных – многие художники 18-19 вв. запечатлевали подобные сцены на полотне.

Современный испанский писатель Артуро Перес-Реверте в историческом детективе «Чистая кровь» основывает сюжет на шантаже, связанном с опасностью разоблачения еврейского происхождения знатной семьи.
Интересно, что ситуацию благополучно разрешает именно Зеленая тетрадь, указующая, что сам шантажист и обвинитель от инквизиции имеют в прямых предках не кого иного, как марранов.

Испания в начале 20 в. осуществляла попытки возвращения потомков «своих» евреев, в 1924 г. там был даже создан Международный союз сефардов.

Во времена франкизма евреев, бежавших от нацизма, в Испании не преследовали, а в Греции испанский консул спас из концлагерей 400 семей, сохранивших испанские документы и реликвии 15 века.

Недавно испанское правительство в который раз предложило гражданство потомкам настоящих «испанцев», потому что в наше время сефардскими называются все общины «восточного обычая», испытавшие в свое время влияние пиренейских переселенцев.

Полторы тысячи лет евреи обживали Пиренейский полуостров, а потом были изгнаны с такой картинной жестокостью, что впечатлений хватило еще на пятьсот лет.

Осталось в истории насмешливое замечание султана Сулеймана, якобы брошенное им в адрес испанского короля: «странно, что Фердинанд разоряет свою страну, чтобы обогащать мою»… Речь
идет как раз о прибытии в Турцию сефардов. В начале 21 в. еврейская община Стамбула отпраздновала свое 500-летие.

Осталось добавить, что, по утверждению различных интернет-источников, в последнее время интерес к истории и культуре сефардов резко вырос. Что бы это ни значило…


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №141 > СЕФАРДСКИЙ СЮЖЕТ ИСТОРИИ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-20 01:33:42
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Jerusalem Anthologia Dr. NONA