БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №140 > ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В ОДЕССЕ: ПАЦИЕНТ СКОРЕЕ ЖИВ ИЛИ СКОРЕЕ МЕРТВ?
В номере №140

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В ОДЕССЕ: ПАЦИЕНТ СКОРЕЕ ЖИВ ИЛИ СКОРЕЕ МЕРТВ?
Евгения ЮРЬЕВА

Михаил Жванецкий писал, что былая слава Одессы держалась на трех китах – флот, искусство и медицина.

Флота как такового давно нет не только в Одессе, но и в Украине. Искусство мучительно пытается выбраться из болота провинциализма. А как обстоят дела со здравоохранением?

Чтобы разобраться в этом, прежде всего, запомним, что нет никакой отдельной «одесской медицины». Здравоохранение Одессы – часть государственной системы, а та, в свою очередь, – одна из отраслей экономики. И она испытывает в большей или меньшей степени все те проблемы, которые присущи сегодня экономике страны. Правда, как уверяет одесский вице-губернатор Мария Гайдар, «особенности национальной медицины» все-таки существуют. Но о них немного позже. Для начала попытаемся разобраться, от чего мы ушли и где находимся.

ОТ СЕМАШКО ДО РЕФОРМ

После революции 1917 г. нарком здравоохранения Николай Семашко разработал прогрессивную и очень эффективную для своего времени модель. В стране, разрушенной войной, охваченной эпидемиями, с острым дефицитом кадров, лекарств, оборудования, эта система довольно быстро дала положительные результаты. Суть ее в абсолютном обобществлении и централизации медицины, провозглашении равных прав на медицинскую помощь, а также в максимальном приближении медицинских услуг к населению.

Принципы финансирования здравоохранения по системе Семашко были нацелены на наращивание мощностей. Прежде всего – на расширение сети больниц, коечного фонда. Форма финансирования «койки» в те времена была оправданной, так как позволила ликвидировать дефицит медицинских учреждений. Как результат, средняя продолжительность жизни в стране с 1926 по 1972 гг. увеличилась на 26 лет.

Однако уже к середине 1970-х эта система себя изжила. Здравоохранение (наряду с культурой и образованием) финансировалось по «остаточному принципу». Ни современного медицинского оборудования, ни эффективных препаратов в стране не было. Врачи в Советском Союзе получали мизерную зарплату (как и все работники непроизводственной сферы). Именно тогда родилась поговорка: «Лечиться даром – даром лечиться». Что только ни несли врачу благодарные пациенты – от конвертов с деньгами до пакетов с дефицитными в то время продуктами, косметикой, вещами. По легенде, основу этой системы заложил Сталин, сказавший: «Надо врачам дать чисто символическую зарплату, хорошего врача народ сам прокормит, а плохие нам не нужны».

Сегодня мы расхлебываем последствия деятельности архаичной системы – избыточный коечный фонд, слабая материально-техническая база государственных и муниципальных медучреждений, аварийное состояние зданий, в котором находится большинство наших больниц.

Кроме того, в поликлиниках и больницах приходится платить за все – от оформления карточки до медицинских препаратов. В некоторых больницах нет даже спирта и ваты для взятия анализов и инъекций. В других приходится покупать одноразовые простыни, халаты и перчатки для операционной бригады.

Однако до сих пор ни одно правительство не взяло на себя смелость признать, что статья Конституции, гарантирующая всем гражданам бесплатное медицинское обслуживание, не работает.

Вывод один: реформа здравоохранения, начатая в Украине в 2013 г., не просто давно назрела – она безнадежно запоздала. По мнению многих специалистов, проводить ее надо было еще в начале 1990-х.

В ходе реформирования происходит создание трехуровневой системы здравоохранения. Первый уровень – центры первичной медико-санитарной помощи (ЦПМСП), второй – клинико-диагностические центры, третий – специализированные стационарные медучреждения. А весь регион планируется разделить на госпитальные округа.

Сегодняшних участковых терапевтов заменяют семейные врачи. В их обязанности входит оказать пациенту помощь простыми доступными средствам. Если же семейный врач видит, что не может помочь больному, он направит его в диагностический центр для обследования и на консультацию к специалистам.

ИзменитьУбрать
(0)

Для клиники Одесского государственного медицинского университета был куплен на средства спонсоров уникальный аппарат – ангиограф, позволяющий делать высокоточную диагностику атеросклероза, проводить операции по стентированию (при сердечных заболеваниях), в течении 10 минут проводить диагностику сосудов и спасать жизнь онкобольным - с помощью ангиографа можно блокировать поступление крови в сосуды, которые "питают" опухоль. (segodnya.ua)

Пока семейные врачи будут вести только взрослых. Они также на первом этапе не будут оказывать гинекологическую помощь. Но в дальнейшем предполагается, что должности районных педиатров и гинекологов будут ликвидированы, останутся только консультанты.

В ходе реформирования системы здравоохранения в городе создано 11 ЦПМСП, в составе­ которых 36 амбулаторий. Эти амбулатории открываются с таким расчетом, чтобы от места жительства пациента до семейного врача было не более 1,5-2 км. За 1,5 года за счет городского бюджета 300 врачей переобучено на семейных.

В дальнейшем в каждом районе города на базе поликлиник будут созданы четыре клинико-диагностических центра, в которых ведут прием врачи-специалисты.

– Реформа направлена на повышение доступности первичной медико-санитарной помощи, увеличение количества амбулаторий, их дооснащение, повышение квалификации семейного врача. Все амбулатории обеспечены новейшими электрокардиографами. В режиме реального времени кардиограмма, снятая семейным врачом, уйдет по GPS на станцию, компьютер ее расшифрует и отправит врачу. Если есть подозрение на инфаркт, кардиограмма сразу же поступит в Центр кардиохирургии областной больницы. Такие же электрокардиографы есть на скорой помощи. Все амбулатории обеспечены офтальмоскопами. Семейный врач сможет подобрать очки и дать первичные рекомендации по лечению простых заболеваний глаз, – рассказывает директор муниципального управления здравоохранения Игорь Шпак.

Правда, врачи-практики настроены не так оптимистично, как руководители здравоохранения. Они совсем не уверены, что реформирование медицины положительно скажется на оказании одесситам медицинской помощи.

– В результате реформы больным стало только хуже. В основном те же поликлиники, которые были по непонятному принципу переименованы в ЦПМСП, диагностические центры, амбулатории и в поликлиники при больницах. Поэтому больным зачастую приходится добираться к врачу дальше, чем раньше. Кроме того, теперь больному придется обходить три учреждения вместо одного – обращение к семейному врачу, диагностика и специалисты. При этом нарушается связь между врачами, не вырабатывается единая линия лечения больного и разные врачи назначают разные препараты. С лежачими больными картина еще хуже: какой специалист и откуда к нему дойдет – большой вопрос.

Если вы позвоните в любой диагностический центр, то узнаете, что о бесплатных обследованиях и речи нет, а тем более, дифференциации в зависимости от доходов больных.

Курсы, которые прошли семейные врачи, – в основном, формальные. Это были лекции без практики в кардиологии, педиатрии, офтальмологии, гинекологии и т.д. Поэтому вряд ли семейные врачи окажутся способными освоить хотя бы элементарно работу с приборами.

Электрокардиографы в поликлиниках действительно появились, но вряд ли семейный врач будет брать его с собой на вызов, как и набор для взятия анализов – без машины совершать обход больных с такой тяжестью в сумке невероятно.

Полная катастрофа с туберкулезными больными. Теперь упразднены диагностические отделения для них, и больные с подозрением на туберкулез должны в течение 2 недель получать лечение амбулаторно или в обычном стационаре, пока не подтвердится их диагноз. Сколько людей они при этом успевают заразить, подсчету не подлежит, – это мнение врача-терапевта Софьи Фингеровой.

«ДЕШЕВАЯ» МЕДИЦИНА

– Если выделенные на медицину средства составляют менее 4,5-5% от валового национального дохода, происходят необратимые изменения в системе здравоохранения, и эта система обречена на разрушение. Мы перешли на 3,5% от ВВП. Это катастрофа, – говорит И. Шпак.

Так, из государственного бюджета на одного жителя Одессы выделяется 650 грн. на год. За вычетом стоимости коммунальных расходов медучреждений и зарплаты медработников, а также оплаты ряда услуг на медикаменты, для одного пациента, находящегося на стационарном лечении, приходится до 15 грн. в день, на питание – до 20 грн.

– Если бы город не дотировал медицинское обслуживание по программе «Здоровье»1 – ситуация была бы катастрофической, – добавляет директор департамента.

В прошлом году по этой программе было выделено 75 млн грн. За этот счет, в частности, 85 человек с хронической почечной недостаточностью находились на гемодиализе (240 тыс. в год на одного пациента), получали лечение больные гемофилией (стоимость на пациента 150 тыс. грн.), проводились операции по пересадке почек (150 тыс. грн. одна операция). Кроме того, получали инсулин 6,5 тыс. диабетиков. На это было направлено 12 млн грн. Причем в Одессе 80% диабетиков получают французский инсулин, а, скажем, в соседнем Овидиополе – всего 20%. Остальные – украинский.

Также Одесса остается единственным в Украине городом, где пенсионерам предоставлены льготы в приобретении гипотензивных препаратов.

– Программа «Здоровье», – говорит Софья Фингерова, – действительно в помощь, в больницах теперь кормят, но и тут не все работает. Так, например, по больницам раздали талоны для малоимущих на компьютерную диагностику, но в одну поликлинику – талоны, например, на КТ мозга, а в другую – легких, и нарушить это назначение в интересах пациента нельзя. Закупка лекарств для больниц также проходит нецелесообразно – лекарства дорогие и не те, которые необходимы. Правда, в связи с эпидемией гриппа поступили нужные лекарства.

По поводу коечных мест. Во многих мед­учреждениях уже давно часть палат переделана под вип-больных и сданы помещения в аренду под аптеки и частные кабинеты. Но от этого материальное положение медучреждений не улучшилось, и простые больные лежат в палатах по 6-8 человек в ужасных условиях.

На мой взгляд, для того, чтобы реформа оказалась эффективной, ею должны заниматься высококлассные менеджеры в союзе с экономистами и с обязательным контактом с практикующими врачами. И, конечно, из этой схемы должна быть исключена коррупция.

И последнее: в результате этой реформы хорошие терапевты станут редкостью на вес золота.

В этом году субвенция2 из госбюджета на здравоохранение сокращена на 12 млн грн. – до 668 млн грн. Сумеет ли городской бюджет перекрыть эту недостачу – зависит от поквартального выполнения бюджета развития.

К этому добавляются те самые «особенности национального здравоохранения», о которых говорила Мария Гайдар. Донорские и спонсорские организации не хотят работать в Одессе, ссылаясь на некую «специфику» региона. Эта «специфика», по наблюдению вице-губернатора, заключается в том, что система отталкивает «чужих». Ведь любой спонсор потребует отчет об использовании средств. А в свою бухгалтерию как руководители медучреждений, так и чиновники от медицины пускать никого не хотят.

Так, Одесская область не попала в программу Всемирного банка по здравоохранению, потому что руководство облздрава не представило заявку, заполненную по требуемой форме. Несколько лет некая благотворительная организация не могла – за свои средства! – отремонтировать крышу здания госпиталя на ул. Белинского. По мнению вице-губернатора, здание или хотели довести до разрушения, чтобы продать под застройку место в элитном районе, или просто ждали «откат» от спонсоров. А чего стоит история с 487?312 искусственными зубами, закупленными за бюджетные средства, которые благотворительный фонд «Пациенты Украины», проводя ревизию остатков бесплатных медикаментов в медучреждениях Одесской области, случайно обнаружил в областной стоматологической поликлинике! Кто и зачем закупил такое количество ненужных протезов – пока неизвестно. Остается предполагать, что действовала система все тех же «откатов».

ИзменитьУбрать
(0)

За прошлый год в Одесском регионе зафиксировано 2446 случаев заражения туберкулезом. Уровень заболеваемости – один из самых высоких по Украине. У 35% больных диагностирована двойная инфекция ТБ/ВИЧ. Кроме того, в 29% случаев зарегистрирован мультирезистентный туберкулез, устойчивый ко многим лекарствам и трудно поддающийся лечению. За прошлый год в Одесской области от туберкулеза умерло 265 человек (каждый 11-й инфицированный). (usi.online)

Очевидно, что реформирование здравоохранения не решило ключевой вопрос – финансирование отрасли. В развитых странах эта проблема решается за счет медицинского страхования. У нас же его сегодня внедрять нельзя – из-за резкого падения доходов населения. Вводить медстрахование можно, когда экономика на подъеме. В ближайшие пять лет, по мнению специалистов, для Украины этот вопрос неактуален.

ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ

И все-таки по многим показателям, в частности, по внедрению новых методов хозяйствования и открытию медучреждений, сегодня здравоохранение Одессы уступает только Киеву.

По информации И. Шпака, «коммунальная сеть медучреждений мощная, эффек­тивная и жизне­способная». В городе действует 51 медучреждение. Из них 10 – многопрофильные больницы, из которых две детские, пять поликлиник для взрослых, в том числе одна студенческая, 11 ЦПМСП, семь детских амбулаторно-поликлинических уч­реж­де­ний, противотуберкулезный, кожно-вене­ро­ло­ги­чес­кий, психиатрический диспансеры, два дома ребенка, Центр профилактики и борьбы со СПИДом, пять роддомов, один детский санаторий, четыре стоматполиклиники. Также работает коммунальное предприятие «Одессафарм», имеющее сеть аптек и хозрасчетную поликлинику.

В этих медучреждениях обслуживается 1 млн человек, работают 15,5 тыс. медработников. На одного участкового врача в Одессе приходится от 1,5 до 2 тыс. взрослого населения. Это – общеевропейский стандарт.

ИзменитьУбрать
(0)

Но, если на всеукраинском фоне Одесса и выглядит представительно, то от европейских «миллионников» мы отстаем и по материально-техническому обеспечению, и по состоянию зданий, и по современным диагностическим возможностям. И, если дорогостоящую диагностику части пациентов (тех, кому требуется ургентная помощь) город все-таки обеспечивает за бюджетные деньги – покупая эту услугу у частных компаний, то с решением остальных проблем дела обстоят совсем плохо. Хуже всего – со снабжением препаратами малообеспеченных граждан, не имеющих прав на льготы.

Конечно, больницы могли бы зарабатывать – и зарабатывают – на сдаче своих помещений в аренду и оказании разрешенных законом платных услуг. Но направлять деньги, например, на закупку лекарств Госказначейство не позволяет. Бюджетные организации не могут тратить заработанные средства до выплаты зарплаты сотрудникам и оплаты коммунальных услуг. Предлага­емые новым руководством Минздрава изменения направлены, в частности, на то, чтобы клиники могли самостоятельно распоряжаться заработанными деньгами.

Остается низкой и зарплата врачей. Она неадекватна­ той ответственности за жизнь пациента, которую они несут, и времени, затраченному на подготовку специалиста-медика.

Как результат, врачи, верные завету Сталина, возлагают ответственность за свой «прокорм» на пациентов. И не только за счет «конвертов», которые оставляют им пациенты, но и за счет того, что за «откат» назначают больным дорогосто­ящее и не всегда нужное обследование, дорогие препараты, направляют пациентов в определенные аптеки.

– Найти врача в родзал – проблема. Акушер-гинеколог – огромная ответственность, несмотря на большие гонорары. С реаниматологами-неонатологами – катастрофа. У нас 12 вакансий. Не хватает реаниматологов, лаборантов, фтизиат­ров, – говорит руководитель горздрава.

Эту проблему, по словам И. Шпака, можно было бы решить, легализовав гонорары врачей, как это сделано в ряде стран – например, Венгрии, Чехии. Там врач должен задекларировать подарок, полученный от пациента, и, если он превышает определенную сумму, заплатить с него налог.

Вместе с тем, в Одессе есть достаточное количество высококвалифицированных специалистов практически по всем отраслям медицины. Не выполняют у нас разве что некоторые уникальные операции, такие как пересадка органов.

– У нас есть прекрасные хирурги – мало кто может сравниться с ними по профессионализму. Без преувеличения, они входят в десятку лучших в Европе, каждый по своему направлению. Иногда наши пациенты приезжают в другой город или в европейские клиники, а им говорят: у вас есть свои прекрасные специалисты. Профессор Сон, Гладчук, Каштальян... – рассказывает И. Шпак.

Как оценить качество здравоохранения в Одессе? По словам И. Шпака, это – целая наука, для определения качества необходимо исследовать ряд характеристик. В разных странах они располагаются в различной очередности. Сам организатор здравоохранения расположил их в следующем порядке:

1. Доступность. Этот показатель – и по количеству медучреждений и врачей, и по приближенности к пациенту – в Одессе соответствует нормативам. Остается открытым вопрос финансовой доступности. Но он должен решаться не в Одессе, а на государственном уровне.

2. Безопасность. Если, скажем, в рентгенкабинете вовремя не провести метрологические исследования, пациент получит значительную дозу облучения. Или такое понятие, как безо­пасный врач. Хирург, который делает меньше 200 полостных операций в год, – опасен. Акушер-гинеколог, принимающий менее 200 родов в год, – опасен. В Одессе с этими показателями проблем нет. Зато они возникают в небольших населенных пунктах региона. К слову, это проблема и ряда частных клиник. Стоимость услуг в них настолько велика, что недостаток пациентов сказывается на недостаточности практики.

3. Справедливость. Эта проблема тесно связана с финансовой доступностью здравоохранения. По мнению И. Шпака, необходимо создание единой базы данных с индивидуальными картами на каждого пациента и с указанием его социального статуса. На основании этого будет определен уровень реимбурсации3 для него.

4. Эффективность. По этому пункту каждый может поставить оценку самостоятельно – в зависимости от собственного опыта.


1Программа «Здоровье» – действующая в Одессе целевая программа финансирования за счет городского бюджета мероприятий по улучшению качества и доступности медицинской помощи.
2Субвенция – вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные сроки.
3Реимбурсация (выплата компенсаций) – принятое в международной практике влияние системы охраны здоровья на доступность лекарственных препаратов и медицинских услуг для населения.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №140 > ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В ОДЕССЕ: ПАЦИЕНТ СКОРЕЕ ЖИВ ИЛИ СКОРЕЕ МЕРТВ?
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 09:46:24
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Еженедельник "Секрет" Jerusalem Anthologia