БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №147 > МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ
В номере №147

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ
Ольга КСЕНДЗЮК

«Что-то необычное было в атмосфере Чер­но­виц. …Сгусток, центр энергии, порождающий творческое начало, так знакомый нам по некоторым местам нашей Эрец-Исраэль». (М. Фукс) С начала 2010-х новый официальный слоган города звучит так: «Черновцы – уникальность в многообразии».

ИзменитьУбрать
(0)

Неофициальная столица Северной Буковины, культурный центр европейского значения, многие годы – один из центров еврейской жизни. Город, окруженный легендами, источник вдохновения для поэтов, писателей и художников, коих порождал в количестве невероятном.

Поэтесса Роза Ауслендер писала, что здесь даже рыба молчит на пяти языках. (В те времена это можно было сказать и об Одессе...)

***

Дата основания города – 1408 г. – достаточно условна, это просто год самого раннего письменного упоминания о Черновцах1. Тем же годом датируется первое документальное упоминание о черновицких евреях. (ЭЕЭ)

В 12 в. на берегу реки Прут построили крепость Черн или «Черный город» (название вроде бы дали из-за цвета деревянных стен). Расположение города весьма благоприятно – недалеко от польской границы, на перекрестке торговых путей из северо-западной Европы на Балканы и в Турцию. Торговля, ярмарки, новости, путешественники… С другой стороны – совсем не благоприятно, потому как в месте этом пересекались слишком многие интересы.

После распада Галицко-Волынского княжества город переходил к Венгрии, Польше, пока в 1359 г. не вошел в состав Молдавского княжества.

История Молдавского княжества – это века бесконечных территориальных разборок с Поль­шей, Турцией, Венгрией, татарами. В середине 16 в. княжество стало вассалом Османской империи. Русско-турецкие войны неизбежно задевали эти земли. Российские войска в первый, но не в последний раз заняли Черновцы зимой 1709-1710 гг., преследуя шведов после поражения под Полтавой.

Дальше Османская империя уступила союзной Австрии часть вассального Молдавского княжества – Буковину. Так в 1775 г. Черновцы вошли в империю Габсбургов и получили нако­нец-то длительную передышку – до Первой мировой. Российские войска трижды занимали Черновцы (каждый раз на 2-3 месяца).

После перемирия между Германией и странами Антанты Буковина вошла в состав Румынии.

В 1940 г., Буковину разделили на Северную и Южную. Первая отошла к СССР, вторая осталась в Румынии.

5 июля 1941 г. город был оккупирован румынскими и немецкими войсками и административно стал относиться к Румынии.

29 марта 1944 г. Черновцы снова были заняты советскими войсками.

С 1991 г. город находится в составе независимой Украины.

***

«Черновцы – это город, где воскресный день начинался с Шуберта, а заканчивался дуэлью. Этот город – на полпути между Киевом и Бухарестом, между Краковом и Одессой – был негласной столицей Европы, где пели лучшие сопрано, а кучера фиакров спорили о Карле Краусе… где книжных магазинов было больше, чем кофеен. Это город, где собак называли именами олимпийских богов и где куры выгребали из земли стихи Гельдерлина. Черновцы – это был корабль удовольствий с украинской командой, немецкими офицерами и еврейскими пассажирами на борту, который под австрийским флагом постоянно держал курс между Западом и Востоком», – так писал австрийский журналист Георг Гайнцен. (jewishnews.com.ua)

На таком крепчайшем историческом настое развивался феномен Черновцов – города, где «проживали около десятка разных национальностей, и ежедневно звучало полдюжины языков, и где возник уникальный симбиоз германо-славянско-еврейской культуры с ее полиэтнической красочностью и космополитическим духом...» (П. Рыхло) Здесь селились украинцы, русские, румыны, венгры, немцы, поляки. В 15-18 вв. от превратностей бесчисленных войн сюда переезжали украинские, молдавские и польские евреи. Были среди них и ашкеназы, и сефарды, но культурное влияние ашкеназов преобладало. Идиш и немецкий стали основными языками еврейского населения города.

В основном, черновицкие евреи жили недалеко от торговых площадей. Так и возник еврейский квартал или «Еврейский город» (Юденштадт), где в 1710 г. построили первую в городе синагогу. Соответственно главная улица Еврейского города называлась Синагогенгассе. В 60-е гг. 18 в. евреи получили право владеть недвижимостью. Когда Буковина перешла под патронат Австрии, тут жили около 560 еврейских семей.

Но время, которое многие называют «золотым веком» Черновцов, настало отнюдь не сразу. Как водится, новое правительство начало бороться «с засильем евреев». За первые 13 лет из города были изгнаны 392 еврейские семьи.

Подъем начался в 1781 г., когда император Иосиф II издал «Эдикт терпимости».

«Здесь, в центре Буковинского края, евреи не просто участвовали в жизни города – они ею управляли, и обладали правами, о которых представители других иудейских общин на территориях, входящих сегодня в состав Украины, могли только мечтать». (jewishnews.com.ua) Дело в том, что австрийские власти усмотрели в евреях, говоривших на идиш, проводников немецкой культуры, и всячески их поддерживали.

Представители еврейской интеллигенции получили возможность устраиваться на государственную службу и общественные должности. Были отменены дополнительные налоги и пошлины, разрешено возводить каменные строения. Евреи занимали важное место в экономической жизни Черновцов, основывали промышленные предприятия и банки, спонсировали культурные мероприятия.

ИзменитьУбрать
Еврейский дом
(0)

В 1786 г. по указу императора была создана Черновицкая еврейская община, имевшая собственные учреждения – школу, госпиталь, синагоги, баню, кладбище и пр.

ИзменитьУбрать
Ученики начальной школы «Сафа иврия»
(0)

Массовое строительство началось с середины 19 века. Появились новые кварталы, Еврейский народный дом, дом евреев-инвалидов и др. Открылась специальная профессиональная школа «Сафа орт». За рекой Прут, в Садгоре, которая имела отдельную общину, укрепился Хасидский дом цадика Исраэля Фридмана. Шестеро его сыновей были раввинами.

В 1853 г. была построена Большая синагога (Гроссшил)2. Она уцелела во время страшного пожара 1863 г., и в народе утвердилась вера в чудодейственные свойства Большой синагоги.

В 1875 г. в Черновцах открылся университет имени Франца-Иосифа, где с 1891 по 1914 гг. пять ректоров были евреями (последним ректором в австрийский период стал Ц. Померанц), и училось множество еврейских студентов3. Например, в 1904 г. из 639 студентов 272 были евреями.

В 1877 г. был возведен Темпль – реформистская хоральная синагога в неомавританском стиле. Между прочим, в юности здесь пел известный тенор Йозеф Шмидт, а однажды Темпль посетил император Франц-Иосиф.

В начале 20 в. евреи составляли более 50% преподавателей университета, 58% врачей, 76% адвокатов. До Первой мировой войны евреи были президентами палаты торговли и ремесел, коллегии адвокатов, двое побывали бургомистрами.

Главный фасад бывшего Еврейского Дома выходит на Театральную площадь, боковой – на улицу Э. Штайнбарґа. Мемориальная доска, с надписью на украинском и на иврите, свидетельствует, что здание построено в 1908 г. силами еврейской общины Черновцов. Указана и фамилия архитектора – Тадеуш Левандовский. Однако это странная ошибка: автор проекта – архитектор Юлиус Бохнер (1857-1929).
Ю. Бохнер был автором многих замечательных зданий, председателем архитектурного общества, много лет являлся членом Городского совета и правления Черновицкой еврейской общины.
Значительные суммы на строительство пожертвовали Г. и Ж. Вагнеры. Использовались и средства общины, и благотворительные взносы.
К концу 1908 г. строительные работы завершили. Газета «Bukowiner Post» описывала сооружение: на первом этаже – широкий парадный вестибюль, две боковые лестницы. Здесь были помещения для молений, школьные классы, комнаты для регистрации браков и новорожденных. На втором – конференц-зал, кабинет президента общества, читальный зал, библиотека и др. Верхний этаж использовался под жилье. В полуподвале помещался кошерный ресторан, вместе с кегельбаном, комнатой для прислуги и кухней.
В вестибюле Еврейского Дома стоит бронзовый бюст Б. Штраухера, на 2-м этаже – памятная доска с надписью: «На постоянную память об инициаторе и создателе этого монументального сооружения господине д-ре Бенно Штраухере, президенте Черновицкой еврейской религиозной общины, депутате австрийской Палаты Послов и Буковинского сейма, заседателе исполнительного комитета буковинского сейма, городском советнике...»
С приходом советской власти здание было передано под Дом культуры объединения «Восход».
Сегодня здесь находится Центральный дворец культуры Черновицкого горсовета. В 90-х гг. в этом здании получили по несколько комнат общество еврейской культуры им. Э. Штайнбарга и Черновицкий еврейский общественно-культурный фонд. Сейчас эти комнаты занимает музей истории и культуры евреев Буковины. (М. Никирса, starogit.do.am)

Развивалась промышленность, проводилось огромное количество ярмарок, фестивалей, культурных мероприятий. Обеспечивалась помощь малоимущим.

Черновцы были крупным центром еврейского книгопечатания. Успешные издатели братья Экхардт напечатали Вавилонский Талмуд, Танах с комментариями и много раввинистической и каббалистической литературы. Еврейская периодическая печать выходила, в основном, на немецком и на идише.

В 1908 г. в Черновцах состоялась Первая международная конференция, посвященная языку идиш, – по инициативе австрийского публициста Натана Бирнбаума, одного из основоположников сионизма и активного борца за идиш. Интересно, что конференция началась в зале Черновицкого филармонического общества, а затем продолжила работу в Украинском народном доме. (club.berkovich-zametki.com)

После конференции ее участники совершили поездку по еврейским общинам Буковины и Галиции, чтобы повысить интерес к развитию национальной культуры. Конференция подняла престиж идиша, ее решения стали идеологической основой организованного впоследствии института ИВО.

Население города стремительно росло. Если в конце 18 в. оно составляло около 2 тыс., то в начале 20-го – 65 тыс. По переписи 1910 г. в Черновцах проживало 28 тыс. евреев (32,8% всего населения).

С 1910 г. евреи Черновцов получили равное с другими этническими группами представительство в буковинском ландтаге. Либеральные депутаты от румын, украинцев, евреев, немцев сотрудничали между собой. (ejwiki.org)

ИзменитьУбрать
Эрцгерцог Карл Франц Иосиф благодарит черновицких евреев за проявленный во время войны патриотизм.
(0)

Старожилы «маленькой Вены», как называют иногда Черновцы, до сих пор вспоминают рассказы родителей о счастливой жизни под сенью австрийской короны. И это не простая ностальгия – при Австро-Венгрии еврейская община края достигла расцвета. (lechaim.ru)

ИзменитьУбрать
Представители еврейской общины Черновиц. Начало 20 века
(0)

1920-30-е гг. 20 в. были временем творческой активности и яркого подъема культуры.

Из воспоминаний Розы Ауслендер:

«…Черновицы были центром притяжения не только Буковины, но и Бессарабии и северной части Молдовы. …С воодушевлением дискутировали, музицировали, пели. Часто ходили в театр, а билеты на спектакли гастролеров раскупались полностью.
Главным для многих интеллектуалов были не честолюбивые мечты о карьере или высоком уровне жизни, их интересовали наука, философия, мистика, искусство, поэзия, музыка. Часть интеллектуальной молодежи была политически ангажирована. ...Стоило встретиться друзьям, начинались пылкие дискуссии о философии, искусстве и литературе, разговоры эти могли длиться до утра»
.

Каждый пишущий о Черновцах непременно вспомнит о редкостной обстановке толерантности, взаимоуважения и сотрудничества людей разных национальностей и вероисповеданий, об их гармоничном совместном существовании в культурном пространстве города. Например, православный митрополит Буковины и Далматии Владимир Репта, узнав в 1914 г. о погромах и убийствах евреев, спрятал в своей резиденции 63 свитка Торы из Темпля. Он возвратил их евреям в 1918 г., после окончания войны.

Но надо сказать, что Ауслендер, которую я уже не раз цитировала, завершает свои воспоминания короткими печальными словами: «Канувший в небытие город. Исчезнувший мир».

***

Очень не хочется переходить к деяниям 20 века, но из песни слов не выкинешь.

Погромы и преследования буковинских евреев начались во время Первой мировой войны, под властью Российской империи.

При румынской власти положение ухудшилось. Евреев фактически не допускали на государственную службу, они не могли преподавать в университете, для студентов ввели процентную норму. Участились случаи нападений.

По переписи 1930 г., в Черновцах жили 45,6 тыс. евреев.

«В июне 1940 г. южная группировка Крас­ной армии без единого выстрела вступила в Северную Буковину, и Черновцы оказались в составе Украины. Новое советское командование обратилось к населению с воззванием, которое начиналось так: "Братья молдаване, русские и украинцы!.." Для справки: в Черновцах больше трети населения составляли евреи. Правда, их все же не обошли вниманием – за год до оккупации этих земель гитлеровцами советские власти арестовали и отправили в Сибирь и Казахстан множество еврейских семей...» (Ш. Громан)

ИзменитьУбрать
Бывший Еврейский театр
(0)

После присоединения к СССР прекратилась деятельность большинства еврейских учреждений, тысячи евреев были арестованы и высланы. Закрылись украинский, немецкий, польский и еврейский Народные дома.

К началу Второй мировой войны еврейское население Черновцов увеличилось за счет беженцев и составляло около 50 тыс. человек. Но ненадолго. В 1941 г. их высылали в Транснистрию тысячами. Только на некоторое время, благодаря усилиям мэра города Траяна Поповича4, удалось это приостановить.

«Трагедия немецкоговорящих [евреев] и поэтов Буко­вины состояла в том, что мир, который они считали своим, частицей которого они были по сути дела, ощетинился против них, загнал в лагеря смерти и уничтожал их». (Марк Фукс)

Согласно данным энциклопедии Катастрофы, в октябре–ноябре 1941 г. из Черновиц был выслан 28 391 еврей. В городе оставалось около 20 тыс., в основном, семьи рабочих, ремесленников и инженеров. В 1942 г. депортации возобновились.

Одним из самых странных разворотов человеческой психики для меня остается то, что после войны «местное население враждебно отнеслось к вернувшимся в город евреям». В 1944-46 гг. большинство евреев покинули Черновцы и уеха­ли в Румынию, а оттуда – в Израиль.

После войны в Черновцы, как в старые добрые времена, начали было приезжать украинские и бессарабские евреи. Но подоспела антисемитская кампания: закрытие синагог5, театров, кладбищ, преследования религиозных евреев… Еврейское население Черновцов стало неуклонно сокращаться. В 1959 г. их еще было 38 тысяч, а через 40 лет осталось около 4 тысяч (при населении города 250 тысяч).

«Еще Черновцы были городом великих врачей. Брафельд, Кляйн, Крошкин – эти имена были на устах всех горожан. Врачи выносили приговор, апеллировали к Б-гу… добивались пересмотра дела, помилования.
Приходил Брафельд – украинцы называли его Брахфельд – и кричал на маму и на папу: "Отворите окна, напустите морозу, иначе ваш сын умрет!" И удалялся. За его плечами хлобыстал алый плащ мага. Никто в Старом и Новом свете не ставил диагнозов точнее. ...Вспоминая сейчас черновицких магов в атласных плащах, я перестаю быть атеистом…»
(И. Померанцев, magazines.russ.ru)

Символична судьба Темпля. При фашистском режиме его подожгли, но здание уцелело. При советском режиме синагогу закрыли, а после войны попытались взорвать. Не удалось – качественная была постройка. Ограничились тем, что почти до неузнаваемости переделали и разместили там кинотеатр «Жовтень» (ныне – кинотеатр «Черновцы»).

***

Тем не менее, как сказал кто-то, даже немного евреев делают погоду. Марк Фукс пишет: «Хотя работа властей по выкорчевыванию идиша и всего еврейского в Черновцах пришлась на начало 50-х, …все мое детство и юность идиш звучал в городе, на его улицах, площадях, дворах, магазинах и базарах».

Еще выразительнее вот эта картинка: «В каком советском городе до начала 1970-х тетушки из соседних домов перекрикивались на идише, удобно разместив свои бюсты на балконных перилах? Только в Черновцах». (lechaim.ru)

В конце 1980-х в городе началось возрождение еврейской жизни. В Еврейском народном доме работают два Общества еврейской культуры и еврейские библиотеки. Выходит газета «Черновицер блетер». С 1990 г. функционирует спортивный клуб «Маккаби».

В 1991 г. открылся Народный еврейский университет, а в 1992 г. – еврейская школа. В 1991 г. на черновицком радио появилась передача «Дос идиш ворт». В 2003 г. в Черновцы приехал раввин Менахем Мендель Глицнштейн. В это время в городе было около 3000 евреев.

«Черновцы – город-диссидент, который дал нам, своим жителям, уроки красоты, свободы, долга, – пишет И. Померанцев. – Черновцы – это город-цитата, причем из другой эпохи. И раскавычить ее могут только чуткие исследователи. Это цитата из стихов замечательных австрийских поэтов, живших там между двумя мировыми войнами.
Ты идешь по городу, как по цитате. Ты читаешь его. Прежнего города уже нет. Но остались обрывки предложений, осколки слов, которые вошли в сознание, в культурный обиход немецкого и австрийского читателя»
.


1До 1918 г. город назывался «Czernowitz» - Черновиц (Черновицы). В СССР город «переименовали» в
2После постройки Темпля ее стали называть Альтершил, «Старая синагога». В 1959 г. была закрыта
3Стоит сказать, что австрийское правительство также открыло в Черновцах кафедры украинского и румынского языков.
4Траян Попович (1892-1946) спас от департации около 20 тыс. евреев Буковины. Включен в список Праведников мира.
5Синагог до войны было не менее полусотни

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №147 > МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 08:54:51
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Dr. NONA Jewniverse - Yiddish Shtetl