БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №154 > КРАСАВИЦЫ «СТАРОЙ ОДЕССЫ»
В номере №154

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

КРАСАВИЦЫ «СТАРОЙ ОДЕССЫ»
Ольга КСЕНДЗЮК

«Мне просто хотелось передать другим мои личные переживания, мою привязанность к родному городу. … Вышло так, как будто я сказал о старой Одессе то, что многие давно хотели сказать о ней сами, как будто я в своей книге был простым выразителем общего любовного отношения одесситов к своему славному и милому прошлому…» Эти слова принадлежат автору книги «Старая Одесса» Александру Дерибасу (1856-1937). Несколько зарисовок, найденных в этой занимательной и теплой книге, мы предлагаем читателю.

Одесса любила веселиться. Там, где находилась раньше кофейня Аспориди1, были построены частные дома, с целью устраивать в них увеселительные вечеринки и маскарады. Среди особ, пожелавших заняться устройством таких собраний, упоминается «предпринимательница Рухля Давидова».

Упоминание о ней мы находим в сборнике архивных документов «Евреи Одессы и Юга Украины». Оказывается, этой почтенной даме и ее дочери Сарре в 1797 г. было выдано губернатором свидетельство на право «проживать в городе Одессе и прочих местах … где будет удобно производить незапретный торг, в чем ей не возбранять и по нынешнему пребыванию ее в Одессе не делать с дочерью ей никаких притеснений». По-видимому, притеснений не чинили, и на радость горожанам г-жа Давидова обеспечивала организацию праздников. Частные уроки французского языка, необходимого в светском обществе, давал одесским дамам немолодой, но весьма галантный Жозеф Вишневский – де Турнефор, польско-французского происхождения.

ИзменитьУбрать
(0)

Он был очень влюбчив, однако отличался остроумием и любезностью, и дамы охотно его принимали. Но однажды он навсегда утратил репутацию. Романтичный де Турнефор ухитрился влюбиться в некую одесскую еврейку и, более того, опубликовал прелестное стихотворение «A une Juive» («Одной еврейке»). После этого он жил в одиночестве, захворал – и решил, что не стоит выздоравливать… Он оставил несколько сборников стихотворений, как пишет А. Дерибас, проникнутых неподдельной поэзией. Перед балом женщине не обойтись без парикмахера. Замечательным мастером своего дела был некий Леонард, обладавший богатым творческим воображением. Дерибас замечает, что одесские дамы буквально разрывали его на части. «В наше время дамы любят причесываться изящно и разнообразно, но наши бабушки были куда причудливее. …головные уборы достигали апогея разнообразия и фантастичности. Корабли, гнезда, букеты, птицы украшали напудренные волосы». Эту моду привез в наш город Леонард. Его работу облегчала «весьма недурная пудра, которая тогда выделывалась в Одессе на специальной фабрике Пишона». Интересно, что помогала мастеру его дочь, открывшая впоследствии в Одессе первую дамскую мастерскую.

Семейные вечера и блестящие великосветские балы устраивались у Ришелье и Ланжерона, у Во­рон­цовых и Амалии Ризнич, у Коцебу, Маразли и Папудовой.
«Вот один из эпизодов на балу г-жи Папудовой, на котором присутствовало 580 гостей. Танцевали мазурку в 120 пар. Дирижировал красавец Гирс ... В числе замысловатых фигур устроили "тройку". Запряглись в нее три красавицы: г-жа Папудова, г-жа Зарифи и Роза Артуровна Бродская. Гирс взял шелковые ленты в руки, оглянул следовавшие за ним остальные тройки и уже хотел скомандовать "Мазурка дженерале!", когда вдруг раздался голос графа Михаила Дмитриевича Толстого: "Остановитесь!" Все остановились, и граф, указывая жестом на блестящую тройку, пригласил публику полюбоваться ее красотою.

Все взоры обратились на чудное зрелище. Г-жи Папудова, Зарифи и Бродская, гордые сознанием своей красоты, но смущенные восклицанием Толстого, ринулись вперед, увлекая Гирса – и зал под звуки мазурки загремел аплодисментами»

ИзменитьУбрать
Гюстав Доре. Портрет мадам Доре
(0)

О какой Бродской идет речь? Розалия Артуровна Бродская (1837-1917) – жена банкира и филантропа Абрама Марковича Бродского, была известна не только красотой, а и тем, что являлась почетным членом Одесского общества призрения нищих и попечительницей женского отделения Еврейского сиротского дома. А. Дерибас упоминает еще несколько интересных имен. Например, «сестры Бурксер, красавицы еврейского типа, одна из которых стала потом трагическою актрисою в Париже». Музыкантши сестры Редер – одна из них, Эмилия Марковна, вышла замуж за графа Комаровского и умерла при загадочных обстоятельствах. У некой госпожи Зильбгер была красавица-дочь, которая впоследствии, как утверждает автор, вышла замуж за художника Гюстава Доре.

Кстати, о личной жизни Доре мало что известно. Но ему принадлежит портрет женщины, предположительно жены, – и у нее вполне южные черты… И в конце книги автор не отказал себе в легком ностальгическом вздохе: «Но пора закончить мой очерк, и я бросаю последний взгляд на чудные фотографические изображения прежних одесских женщин. Вот они в своих роскошных платьях с тысячью оборок. Белые плечи, тонкие талии, кружевные шали. Как они были естественно изящны! Как они были кокетливы и, вместе с тем, как они были далеки от современного флирта!»


1По мнению О. Губаря, это «четная сторона по Греческой улице, между Екатерининской и Ришельевской» (viknaodessa.od.ua)

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №154 > КРАСАВИЦЫ «СТАРОЙ ОДЕССЫ»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-18 11:15:12
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Dr. NONA Jewniverse - Yiddish Shtetl