БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №155 > МУЗЫКА «ВЕЛИКОГО НЕМОГО»
В номере №155

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+6
Интересно, хорошо написано

МУЗЫКА «ВЕЛИКОГО НЕМОГО»
Наталья БАКЧЕВНИКОВА

В детстве я любила смотреть детективы. Когда было особенно страшно, изо всех сил затыкала пальцами уши. Лишенный музыкальной поддержки, ужас слабел, чах и весьма быстро улетучивался. Это было удивительно: волны определенных частот в определенных сочетаниях имели магическую силу.

Причем, если поле зрения ограничивалось экраном, то «поле слуха» границ не имело, и воображение включалось на полную. Мы бессознательно напрягаемся под четкую барабанную дробь, под звуки фанфар горделиво расправляем плечи, светлая сиреневая грусть заполоняет нас под нежную свирель, а скрипка даже атеиста заставляет задуматься о существовании души. Музыка может передавать то, чего на самом деле на экране нет: машина едет с постоянной скоростью, а нарастающий музыкальный темп вызывает ощущение гонки. Нисходящие вальсирующие трезвучия французского аккордеона «мюзет» напоминают переливы французской речи, веют французским шармом, – и ты во Франции. Расстроенное фортепьяно, звучащее «фальшевато», хонки-тонки музыка с ее нарочитой грубоватотью… и ты – в «белом» кабаке на американском Юго-Западе.

Музыка в кино «рулила», задавая настроение, указывая на время и место действия. Словом, когда я подросла, я начала смотреть в титрах на фамилии композиторов, сочинивших музыку для особо впечатливших меня фильмов.

А теперь – немного об этих волшебниках.

До создания звукового кино «великий немой» не был совсем уж безмолвен. Параллельно фильму шел аккомпанемент пианиста, который либо играл попурри из известных ему мелодий, либо импровизировал. Причем первоначально у музыки была не эстетическая, а чисто техническая функция: она должна была заглушать стрекот кинопроектора, и братья Люмьер на первый же показ фильма в 1885 г. пригласили пианиста. Но практически сразу «бешеные звуки затравленного фортепьяно» (О. Мандельштам) вырвались за узкие рамки и захватили инициативу, усиливая эффект видеоряда. «Погоня мчится неизменно под бешеной мазурки гром», – писал в стихотворении «Великий немой» Э. Багрицкий. И там же:

И в белом ледяном огне
Под стон убогого рояля
Идите в ряд на полотне,
Мои восторги и печали.

Справедливости ради заметим, что рояль был не всегда убогим: таперами были и Д. Шостакович, и Г. Свиридов, и В. Соловьев-Седой.

С появлением звукового кино задача музыки усложнилась. Первая звуковая картина была выпущена американской киностудией «Уорнер Бразерс» в 1927 г., называлась она «Певец джаза», в главной роли снялся Эл Джонсон, за кадром пел Иосиф Розенблат. Это была «звуковая революция» в кино. Весь аудиоряд (речь, музыка, другие звуки) записывали отдельно, а потом объединяли в одну запись.

Нет общей методы в работе режиссера и композитора. Одни режиссеры полностью снимают и монтируют фильм, а затем заказывают к нему музыку. Другие – показывают композитору лишь отдельные сцены или кадры или дают прочесть сценарий. Соответственно и у композиторов существуют разные подходы к написанию саундтреков.

ИзменитьУбрать
Дэниэл Эльфман
(0)

К примеру, Дэниэл Эльфман – автор музыки ко многим фильмам и мультфильмам. Мы слышим его в «Людях в черном», «Халке», «Человеке-пауке» и «Детях шпионов», «Хичкоке», «Миссия невыполнима», «Человеке-волке», «Симпсонах», «Отчаянных домохозяйках» и многих других голливудских кинохитах. Один из самых его масштабных проектов – совместная работа с режиссером Тимом Бертоном – блокбастер «Бэтмен».

Эльфмана называют маэстро мистической музыки, дьяволом в музыке. Зловещая игривость его саундтреков легко узнаваема. Дэнни вырос на музыке, написанной до 1935 г., на Чайковском и Стравинском и, хотя официально не оканчивал ни одного специального учебного заведения, но брал уроки у маститых музыкантов.

Он родился в 1953 г. в Лос-Анджелесе. Отец был учителем, мать – известной детской писательницей. Кумиром его был старший брат Ричард – одаренный экстравагантный бунтарь, музыкант, циркач, актер, эпатирующий публику. И младший пошел по стопам старшего, а через некоторое время затмил его.

Дэниэл называет себя крушителем стереотипов и рокером, пишущим саундтреки. С Тимом Бертоном у него возникла любовь с первого взгляда, точнее, с первого прослушивания – оба-два, как говорят в Одессе, «пара-цвай», неформалы, чудаки, обожающие ужастики. Сотрудничают с начала 80-х получая от этого не только деньги: «…за это еще и платят?! Это слишком весело, чтобы называться работой!» – говорит Эльфман.

Для «Бэтмена» студия «Уорнер Бразерс» первоначально планировала заказать Дэниэлу всего несколько фоновых фрагментов, а основная музыка практически уже была написана Роджером Нельсоном Принсом. Но тут Бертон уперся: веселая попса разрушала мрачную, тревожную, готическую атмосферу фильма. Ну, не может Бэтмен преследовать Джокера во мраке ночи, под жизнерадостное пение Майкла Джексона и Джорджа Майкла!

Дэнни Эльфман никогда не читает сценарии, потому что музыкальные образы рождаются у него при просмотре практически готового фильма или части его (начало, кульминация, финал). В первой работе с Бертоном он просматривал отснятый материал и тут же на синтезаторе наигрывал тему. Кстати, он часто пишет и тексты к своим песням, поет арии и озвучивает некоторых героев. Дэниэл одним из первых начал использовать компьютер для обработки звука.

Поразительно, но у Эльфмана нет ни одного «Оскара», хотя он четырежды номинировался. Он полагает, что киноакадемики просто не любят такое кино и такую музыку: «Если бы существовала премия за лучший саундтрек Дэнни Эльфмана, они и то нашли бы повод мне ее не давать».

ИзменитьУбрать
Говард Шор
(0)

Канадский коллега Эльфмана композитор Говард Шор – это совсем иная история. Родился в 1946 г. в Торонто. Музыкальное образование получил в колледже Беркли (Бостон). Шор – обладатель трех Оскаров.

Работу над саундтреком Шор начинает с тщательного ознакомления с материалом. Читает сценарий, книгу (если это экранизация) и все разработки по теме. «Печатное слово помогает мне генерировать музыкальные идеи», – объясняет он. В первую очередь для него важны полная история, время и место действия, а персонажи и детали на втором месте.

Для «Властелина колец» Шор написал около 70 мелодий, создал целую фэнтезийную Вселенную (разные времена и места, где происходят события), что заняло около двух лет (обычно музыка к фильму пишется за 6-8 недель). Вдохновение черпал в творчестве Ричарда Вагнера. Интересно, что для рыка троллей и орков были использованы моржовый и тигриный рык.

Сочиняя музыку к «Авиатору», Шор проштудировал множество литературы о Хьюзе. Для фильма было достаточно всего трех музыкальных тем: одержимость героя, его увлечение скоростью и амбиции авиатора.

ИзменитьУбрать
Ханс Циммер
(0)

Еще один зубр киномузыки – Ханс Циммер, известный по фильмам «Принц Египта», «Код да Винчи», «Человек дождя», «Гладиатор», «Перл Харбор», «Пираты Карибского моря». Родился в 1957 г. во Франкфурте. Подростком перебрался в Лондон, в конце 80-х начинает работать с Голливудом. Тоже самоучка. Его музыка сама создает действие, как сказал про него режиссер Кристофер Нолан. Он предложил композитору сочинить музыку, рассказав фабулу фильма буквально в нескольких фразах: отец покидает своего ребенка, отправляясь на ответственное задание. И привел диалог из фильма в две фразы: «Я вернусь! – Когда?» Прослушав музыкальную тему, режиссер пришел в восторг и только тогда дал прочесть сценарий – эпос о Космосе и судьбе Человечества – фильм «Интерстеллар». Космическая тема саундтрека решается с помощью органа. Мурашки по спине!

В «Человеке дождя» Циммеру пришлось создавать музыку для несуществующего мира героя-аутиста, и он блестяще с этим справился, задействовав стальные барабаны и синтезатор. Музыкальный критик А. Назаров отмечает, что музыка Циммера, как правило, либо что-то героическое с ударными, либо что-то «лирическое, цепляющее за душу, что тащит за собой несколько километров и оставляет внутри выжженную пустошь». И это музыкант, имеющий за плечами «аж» двухнедельный курс игры на рояле! О своей работе над фильмом он сказал предельно четко: «Мой стиль работы – анархия. Задача композитора не слепо выполнять указания режиссера, а создать то, что он на самом деле хочет, что у него в голове. Поэтому я часами беседую с режиссером об истории, содержании будущего фильма. Моя работа заключается в том, чтобы писать темы и создавать такое настроение, которое останется в картине». То есть, он пишет музыку к фильму без видеоряда и сценария.

ИзменитьУбрать
Александр и Евгений Гальперины
(0)

Еще больше свободы в творчестве нужно его молодому собрату по цеху – Евгению Гальперину, родившемуся в 1974 г. на Урале в семье музыкантов. Детство он провел в Киеве, потом семья переехала в Москву, где Евгений окончил Гнесинку, а с 1990-го обосновался в Париже, изучал там композицию в консерватории. С 2002 г. Евгений всецело посвятил себя музыке в кино. Его режиссеры – Люк Бессон и Асгар Фархади, Барри Левинсон и Андрей Звягинцев. Он начинает работу над музыкой без картинки и без текста, зная идею в самом общем виде, потому что хочет «сказать то, что еще не сказано, а не усиливать что-то, что и так передает изображение», а «…метафизика лучше всего передается именно благодаря музыке».

Как описать состояние родителей, у которых потерялся ребенок? Одной нотой, одним аккордом, одним ритмом. Так родились «11 циклов ми» – главная музыкальная тема фильма «Нелюбовь» А. Звягинцева.

Многие саундтреки созданы Е. Гальпериным в содружестве с его братом Александром, в том числе и саундтрек к фильму «Нелюбовь».

Филип Гласс написал музыку к нескольким десяткам фильмов, из которых самые известные: «Дракула», «Иллюзионист», «Порочные игры», «Левиафан». Он называет себя минималистом в музыке. Большинство его сочинений состоит из повторяющихся структур, а на основе одной темы создается множество вариантов – медленных и быстрых, в мажоре и в миноре.

Тема советских композиторов в кино неисчерпаема. Вот лишь несколько имен: Исаак Шварц. Музыка более чем к 120 кинофильмам: «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья», «Женя, Женечка и «Катюша», «Соломенная шляпка», «Законный брак», «Сто дней после детства», «Избранные»... «Музыкант, соорудивший из души моей костер» – лучше Б. Окуджавы не скажешь! В. Мотыль писал о «снайперской точности» музыки И. Шварца. Композитор тщательно вникал не только в сценарий, но и в замыслы режиссера, может, даже им самим точно не сформулированные.

И еще один классик – Исаак Дунаевский. «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Кубанские казаки». Супер­хиты советских времен. А еще Моисей Вайнберг, Максим Дунаевский, Владимир Шаинский, Эдуард Колмановский и многие другие.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №155 > МУЗЫКА «ВЕЛИКОГО НЕМОГО»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 05:33:46
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Еврейский педсовет Всемирный клуб одесситов