БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №155 > ИЗРАИЛЬСКОЕ КИНО: СВОБОДА ИЛИ КОНЪЮНКТУРА
В номере №155

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

ИЗРАИЛЬСКОЕ КИНО: СВОБОДА ИЛИ КОНЪЮНКТУРА

С Яном Юсимом, киноведом, членом Украинской киноакадемии, всегда интересно обсуждать тенденции мирового кинопроцесса. Он всеведущ. Кому же, как не ему, задавать вопросы об израильском кино?

Инна Найдис

ИзменитьУбрать
(0)

Израильское кино вышло на мировой уровень. Что обуславливает такую популярность кинопродукции непопулярной страны?

– Израильский кинематограф за последние 18 лет не только вышел на мировой уровень, он востребован и получает большое количество призов почти на всех фестивалях класса «А» – в Каннах, Берлине, Венеции, Локарно, Сан-Себастьяне. Он попадает в шорт-листы «Оскара».

Если раньше это было кино для «внутреннего пользования», то сейчас выбираются более широкие темы. В израильском кинематографе полная свобода выбора, совершенно отсутствует цензура, идет финансирование из Фонда израильского кино. Кинематографистов, которые начинали в 2000-м, поддержало мировое кинематографическое сообщество. Оно поняло, что Израиль – это маленькая страна с большими кинематографическими возможностями.

Израиль выпускает в год 16-20 полнометражных игровых фильмов, и, кроме этого, телевизионные, документальные, короткометражные.

Израильская жизнь вызывает огромный интерес в силу исключительности судьбы страны и судьбы народа. У Израиля свой взгляд на мир, и его кинематографисты смотрят на жизнь Из­раиля сквозь призму кино.

В 2000 г. в Израиле очень мало зрителей смотрело свое национальное кино. Сейчас 15-18 процентов зрителей отдают предпочтение израильским фильмам. В Украине, к примеру, 3-4 процента, во Франции – 30 процентов.

В Израиле есть замечательная киношкола имени Сэма Шпигеля. Шпигель – выдающийся американский кинопродюсер, родился в 1901-м, а умер в 1985-м. Единственный в мире продюсер, который получил четыре «Оскара». Он открыл Кэтрин Хёпберн, Марлона Брандо, Питера О’Тула. Этот человек был влюблен в кинематограф и жил им. Фильмы, которые он продюсировал, вошли в историю мирового кино – «Лоуренс Аравийский», «В порту»

Сэм Шпигель завещал почти все свое состояние и большую коллекцию произведений искусства Иерусалимской мэрии. Была открыта киношкола. Бюджет этой школы, наряду с мэрией, поддерживается наследниками Шпигеля. Эта школа входит в тройку лучших киношкол – наравне с нью-йоркской и парижской школами. Туда приезжают учиться из других стран.

Израильские режиссеры востребованы и за границей. Например, Ави Нешер в 80-е годы был приглашен в Голливуд. Он снял там несколько фильмов и понял – это не его. Вернулся в Израиль и сделал удивительные фильмы – «Секреты», «Поворот налево в конце света»

В 2001 г. появился первый израильский фильм, который завоевал симпатии многих зрителей, – «Поздний брак». Это дебютный фильм репатрианта из Турции, грузинского еврея Довера Кошашвили. В главной роли Лиор Ашкенази. В 2002-м в Киеве на фестивале «Молодость» этот фильм получил первый приз. Впервые в истории Украины израильский фильм был закуплен для проката и широко показан по разным городам. Но посмотрело его не так уж много людей, потому что израильское кино было еще терра инкогнита. Я собирал на него своих киноклубников.

Затем израильские фильмы стали попадать на международные фестивали. Есть такая когорта кинопрофессионалов – отборщики. Они ездят по разным национальным кинофестивалям и отбирают фильмы для своего фестиваля – Каннского, Берлинского, Венецианского. Они с удовольствием берут израильскую продукцию.

В 2003 г. был отобран «Визит оркестра» Эрана Колирина, очень необычный фильм. Церемониальный оркестр египетских войск пригласили в маленький израильский городок. Они по ошибке приехали не в тот городок. И вот они, не зная языка, контактируют с местными жителями. Это и комедийная ситуация, и драма, и мелодрама, и любовь там есть. В фильме играет ныне очень популярный Сэссон Габаи. Фильм получил две премии Европейской киноакадемии, Гран-при МКФ в Токио и Монреале.

Следующий фильм – «Свободная зона» Амоса Гитая. Это самый известный в мире режиссер Израиля. Почти во всех своих фильмах он критикует Израиль. Этот фильм о том, как две женщины отправляются на автомобиле в свободную зону между Израилем и Иорданией. Их играют Натали Портман и Хана Ласло. Хана получила приз в Каннах за лучшую актерскую работу.

Затем – «Вальс с Баширом», анимационный фильм Ари Фольмана. Он получил призы на 40 фестивалях, в том числе «Золотой глобус», Сезара и т.д. Фильм – о войне в Ливане, философский, умный и новаторский, когда его смотришь, забываешь, что он рисованный.

Этот список можно продолжить.

И это все левое кино...

– Я должен сказать, что на фестивалях 80 процентов израильских фильмов с левым уклоном. И они сделаны очень профессионально.

Вот в 2013 г. в Каннах приз за сценарий получил фильм «Примечание» – удивительный, очень необычный фильм, такая вещь в себе. Это история сына и отца, которые преподают на кафедре изучения Талмуда в Еврейском университете в Иерусалиме. Одному из них присуждают Государственную премию Израиля, и из-за одинаковой фамилии начинается путаница, между отцом и сыном возникает конфликт. Это уникальная история, которая тем и интересна миру.

Еще один фильм на религиозную тему – «Заполнить пустоту». В 2012 г. в Венеции он получил приз за лучшую женскую роль. Это израильское «внутреннее» кино.

Израильский документальный кинематограф тоже очень силен. В кинотеатре «Ucinema» я показывал фильм «Привратники». Он прошел по многим странам, даже арабским (они никогда не показывают израильское кино). В фильме пятеро бывших начальников секретной службы «Шабак» рассказывают о своей деятельности. Фильм удостоен премии кинокритиков и продюсеров США и приза Берлинского МКФ – «самому ценному документальному фильму».

Как израильское кино смотрят в Украине?

– В Украине прокат израильских фильмов проваливается.

Приведу один пример, я никому об этом раньше не рассказывал. 1991 год. Мои друзья-киноклубники из Днепропетровска Юрий и Алек­сандр Гольдштейны уехали в Израиль. Они безумно любили кино и продолжили там свою деятельность. Звонят мне через полгода и говорят: «Ян, вы ездите на кинорынки, у нас есть отличный израильский фильм «Сезон вишни». Аккредитуйте нас на московский кинорынок, и мы покажем этот фильм». Я их аккредитовал, они заплатили квоту. И вот мы пришли на показ этого фильма в киноконцертный зал в Измайлово. Зал набился полный – 500-600 человек – дистрибьюторы. Новинка – израильский фильм… А фильм о войне. Фильм заканчивается, включают свет, а в зале – человек десять. Я всех там знал, это мои коллеги-дистрибьюторы. Я к ним обращаюсь – что? Они отвечают: «Ян, ну ты понимаешь…» Они говорили откровенно: мы не можем взять этот фильм, несмотря на то, что он высокохудожественный. Во-первых, набирало силу общество «Память». Они говорят: «"Память" не даст нам показать». Во-вторых, тема такая… это не комедия, не мелодрама, не фильм ужасов… Если бы это было французское или американское кино… но израильское – они испугались.

В 1996 г. в Одессе во Дворце культуры им. Леси Украинки был впервые проведен 2-дневный фестиваль израильского кино. Его организовывали Израильский культурный центр и киноклуб «Ucinema». Показали мы два фильма – «Аванти пополо» и «Лето Авии». Первый – драматическая комедия о двух заблудившихся на Синае египетских солдатах. А второй – история о живущей в одном из уголков Израиля полубезумной женщине, пережившей Холокост, и ее 10-летней дочери. Жизнь людей хрупкой и болезненной эпохи – после Второй мировой войны. Необыкновенное кино, вызывающее сильное сопереживание.

Потом мы показывали израильское кино раз в 3-4 года. Но, начиная с 2003 года, показы стали регулярными в «Ucinema», «Синема-Сити», Зеленом театре, Арт-центре «Стальканат».

ИзменитьУбрать
Кадр из фильма «Очень плохие парни»
(0)

В 2014-м тогдашний директор Израильского культурного центра (ИКЦ), первый секретарь посольства в Украине Болеслав Ятвецкий предложил мне создать киноклуб в ИКЦ. Теперь этот клуб поддерживает сменившая Ятвецкого Илона Хильковская. И вот уже 4 года мы дважды в месяц показываем израильские фильмы. Собирается разная публика – по возрасту, образованию, и возникают интересные дискуссии. Есть люди, которые не принимают некоторые фильмы и спрашивают, как можно такое снимать. А я объясняю, что в Израиле нет цензуры. Однажды я решил показать фильм, который Квентин Тарантино в 2013 г. назвал лучшим фильмом года. Это криминально-детективная драма «Очень плохие парни» (или «Очень злые волки»). После просмотра один из многолетних посетителей киноклуба, 92-летний человек, встает и говорит – я пережил войну, и не надо нам показывать такие жестокие фильмы.

Да, в этом фильме, с сюжетом о похищении девочки, много крови, но он сделан с юмором, там фантасмагория, аллегория, он многослойный. Для молодого зрителя он представляет некий сюр, стеб. А для кинематографистов он интересен изобретательным сценарием, режиссурой и изобретательной игрой актеров. Новизна еще в том, что мы так и не узнаем, кто похититель.

Хочу обратить ваше внимание на фильм, который будоражит всех, его уже закупили многие страны. Это фильм Шмуэля Маоза «Фокстрот».

В 2009 г. он поставил фильм «Ливан», о ливанской войне. Необычный прием – история о солдатах, находящихся в танке, который вошел в Ливан, и все события они видят через смотровую щель. Этот фильм заинтересовал отборщиков Венецианского фестиваля – Израиль ставит фильм с критической точки зрения! «Ливан» получил главный приз – первый в истории израильского кино. Проходит 8 лет. Все думают, что это был режиссер «одного фильма». Самое трудное – после первого успеха поставить второй фильм. И Маоз поставил «Фокстрот». И опять – приз за режиссуру в Венеции!

«Фокстрот» – это драма «о грехопадении и возмездии». В фильме родители (их играют Лиор Ашкенази и Сара Адлер) получают известие о гибели сына. Но через некоторое время им сообщают, что произошла ошибка – погиб его однофамилец. Родители требуют вернуть сына домой. И начинается такое верчение, фокстротные па. Оказывается, их сын с другими солдатами на блокпосту проверяли машину с арабскими парнями и девушками, которые вели себя довольно странно. Солдаты уже хотели пропустить машину, как вдруг из ее приоткрытой двери выпала банка из-под пива. Солдат кричит: «Граната!» – и второй (тот самый сын) расстреливает очередью из пулемета пассажиров машины. Убивает всех. Никакого наказания они не несут, потому что считается, что это недоразумение. Машину сбрасывают в карьер. Позже сын едет на машине домой, она слетает в кювет и парень погибает.

В саундтреке фильма звучит фокстрот, и позывные блокпоста – фокстрот. Фильм сделан очень сильно, филигранно – и актерски, и режиссерски. Но в реальной израильской армии такой безнаказанности быть не может.

– Ян, я слушаю вас и вспоминаю известную фотографию еврейского мальчика из Варшавского гетто. Он стоит, подняв руки, а рядом – немецкий солдат с автоматом. У меня создается впечатление, что миру нравится такой образ еврея – жертвы Холокоста или, наоборот – сиониста-нациста. И фильмы, вызывающие интерес, – либо о Холокосте, либо о «зверствующих оккупантах-израильтянах», либо о жизни ортодоксальных евреев – «как это у них там?» – зачастую тоже нелестные. Одним словом, фестивали радостно приветствуют анти­израильское кино и не хотят знать о ежедневной трагедии, когда человек, выходя из дому или отправляя ребенка в детский сад, школу, не уверен, что он или ребенок вернется домой, потому что может стать жертвой теракта или ракетного обстрела. Образ сильного еврея, защищающего свой дом и свой народ, кинозрителям и кинокритикам неприятен. Ведь Маоз, снимая «Фокстрот», точно знал, что такое происшествие на блокпосту, да еще с последующим сокрытием его, невозможно. Доказательство тому – суд по делу Азарьи, солдата, застрелившего раненого террориста. Несмотря на то, что Азарья говорил, что ему показалось, что у террориста пояс шахида, его признали виновным. Кстати, буквально на днях в израильскую больницу привезли раненого террориста, на котором оказался пояс шахида. В больнице! Солдаты боялись нарушить «демократические нормы» и не обыскали его. Только чудо спасло пациентов больницы. Маоз и прочие «лауреаты» хорошо знают, как использовать свой талант, чтобы добиться признания и наград.

– В какой-то степени вы правы. Но вот, например, фильм Ави Нешера «Поворот налево в конце света» – об индийских евреях-репатриантах. В маленьком поселении они контактируют с местной общиной и после довольно тяжелого периода становятся своими. Это не правое и не левое кино, но фильм взяли на фестиваль. Еще один его фильм – «Чудеса» – о том, как жители Хайфы выживали в тяжелые времена, в 1950-м году. Я могу назвать еще много таких фильмов.

Эти примеры лишь доказывают сказанное мной: все, что угодно, но ежедневная трагедия израильтян не интересует мировое сообщество.

– Интересует с другой стороны – со стороны «угнетенных» арабов. Вы правы. Меня это тоже волнует. Вот мы говорим «известный израильский режиссер Амос Гитай», он левый, левый, левый. Но он выдающийся режиссер.

То есть, права Мири Регев, министр культуры Израиля: израильский Фонд кино финансирует антиизраильское кино, и именно это кино выходит на мировой уровень.

– Вы правы процентов на 50. Кино есть кино, и его нельзя так оценивать, это же не реальность. Когда я смотрю левое кино, передо мной лента новостей Израиля. Я каждое утро просматриваю три израильских новостных сайта и вижу, что на самом деле там происходит. Угроза Израилю со всех границ! Ни одна сторона границы не спокойна. Да, этого в левом кино не показывают.

– Можно ли говорить о жанрах, которые особенно характерны для израильских фильмов? Существуют ли, например, хорошие комедии?

– Главные только два жанра – драма и мелодрама. Комедии не всегда удачны. Есть даже фильмы ужасов, но и они за гранью. Есть криминальные фильмы, есть сериалы, но и они не тянут на шедевры. А драма и мелодрама востребованы. Они основываются на израильской ментальности. Очень интересно посмотреть на Израиль глазами израильтян. Я показываю в киноклубе высокохудожественное кино. Иногда зрители говорят после просмотра: «Ян Григорьевич, после такого фильма не хочется ехать в Израиль». Я объясняю им, что это взгляд режиссера, а не калька с жизни. А, например, фильм «Привет, пока» – комедия, мелодрама с прекрасными актерами. Это французский фильм, снятый в Израиле, с Фанни Ардан и Жераром Депардье. Немолодая супружеская пара репатриируется в Израиль и пытается адаптироваться к этой жизни. Показан настоящий Израиль – взаимопонимание, взаимовыручка… После этого фильма мои зрители захотели ехать в Израиль.

Мы посмотрели порядка ста фильмов, и две трети из них показывают Израиль с положительной стороны.

Пару лет назад я брала интервью у Катриэля Шхори, директора израильского Фонда кино, и он сказал, что они поддерживают молодых режиссеров и, как правило, их первый фильм – это какая-то личная история. Не это ли обуславливает то, что Израиль производит большое количество артхаусных фильмов?

– Половина израильских фильмов, которые выпускаются за год, – это артхаус. Самый большой процент в мире. Что такое артхаусное кино? Первое – малобюджетное. Бюджет израильского фильма не выходит за пределы одного миллиона долларов. Второе – это собственный взгляд и собственная философия. Когда независимые режиссеры делают авторское кино, на них никто не давит. У них своя модель мира. Это кино показывает какую-то маленькую историю, судьбу какого-то человека...

Интересно, что Израиль сделал очень мало фильмов о Холокосте. Знаете, почему?

Коренные израильтяне очень долго считали, что европейские евреи, как овцы, шли на заклание – это оскорбляло их национальную гордость. Они сами не пережили Холокост, он до них не дошел, и они знали только ту волну выживших, которая хлынула в Израиль после Катастрофы. И еще – это моя личная позиция, и, может, она релевантна и для израильского кино: о Холокосте надо напоминать лишь с целью – чтобы не повторилось, а не потому, что мы жертвы и хотим сочувствия. Это наша трагедия, нашего народа, и мы несем в себе эту память и боль. Но говорить, а в данном случае, снимать фильмы о Холокосте можно только очень сильно. Если идет игра на конъюнктуру, на «популярность» этой темы, это просто преступно.

– Все выдающиеся фильмы о Холокосте сняты в Европе или в Америке. «Магазин на площади» (Чехословакия, 1969) Иржи Менцеля – премия «Оскар». «Жизнь прекрасна» (Италия) Роберто Бениньи – три «Оскара». «Пианист» (Франция, Германия, Польша) Романа Поланского – три «Оскара». «Список Шиндлера» (США) Стивена Спилберга – 7 премий «Оскар». «Выбор Софи» (США) Алана Пакулы – премии «Оскар» и «Золотой глобус». Выдающаяся роль Мерил Стрип. И в 2016-м я увидел шедевр, настоящий фильм о Холокосте, без сентиментальности, как в «Списке Шиндлера», это «Сын Саула», венгерский фильм, очень тяжелый, но смотреть надо. Но вернемся к Израилю. В фильме Нешера «Чудеса» вскользь заходит разговор о Холокосте, и оказывается, что израильтяне считают выживших в Холокосте предателями, потому что выжить могли только предатели. Это же абсурд какой-то!

Очень напоминает Советский Союз, который выживших в немецких лагерях военнопленных ссылал в свои лагеря. Крупные страны часто покупают у израильтян идеи сериалов, и ремейки гораздо популярнее «первоисточника». В чем причина такой «слабости» израильских производителей?

– Израильтяне делают сериалы «для внутреннего пользования». Но сериал «Военнопленные» (2010-2012) впечатлил многих... Права на показ были приобретены 5 странами. В США сделали удачный ремейк «Родина», и в России – менее удачный ремейк с тем же названием. Благодаря этому сериалу зарубежные продюсеры начали присматриваться к израильским сериалам. Сам Израиль не может пробудить интерес, у него не такие крупные актеры, режиссеры, а сюжет может...

ИзменитьУбрать
Сериал «Военнопленные»
(0)

В июне 2018 г. в США сенсационно успешно прошел израильский сериал «Фауда». Нью-йоркские зрители с азартом его обсуждают. Асаф Беренштейн снял фильм об израильской контртеррористической организации, сотрудники которой говорят по-арабски, проникают на палестинские территории, пытаясь поймать террористов.

Ян, что можно назвать «еврейским кино», и вообще существует ли такое кино?

– Я смотрю в год около тысячи фильмов. И если в фильме появляется еврейская тема, у меня повышенный интерес, я жду какого-то откровения. Евреи интересны не только нам, евреям, они интересны и жителям стран, в которых они проживают. Но еврейского кино как такового нет, есть еврейская тема. Когда не было Израиля, еврейское кино было. Теперь евреи ассоциируются с государством Израиль.

А еврейская тема касается частных историй – вымышленных или правдивых. Вот, например, фильм годичной давности «Норман». Это история нью-йоркского еврея (его играет Ричард Гир), который делал людям одолжения бесплатно, просто из желания помочь. И влез в большую политику. Приезжает премьер-министр Израиля (его играет Лиор Ашкенази), и Норман, стараясь ему помочь, подставляет его. Левые тут же обвиняют премьер-министра в этой связи, ему грозит суд. Чтобы не давать показания в суде, Норман накладывает на себя руки. Вот такая еврейская тема.

Еще одна тема – еврейский юмор, почти все американские стендап-комики – евреи. Посмотрите фильм Боба Фосса «Ленни» – о Ленни Брюсе, он вошел в пятерку лучших фильмов мира. Кстати, о стендап-комиках, я бы посоветовал зрителям посмотреть свежий сериал «Удивительная миссис Мейзел» (США, 2017). Вдохновляющий сюжет, тонкий юмор, ярчайшая актриса.

Многие кинорежиссеры-евреи обогатили и прославили кинематограф своей страны.

Франция – Клод Берри, Франсис Вебер, Клод Зиди, Клод Лелуш, Раду Михайляну. Великобритания – Джон Шлезингер, Сэм Мендес. Дания – Сю­зан­на Бир (фильм «Месть» удостоен премии «Оскар»).

США – Эрик фон Штрогейм, Джозеф фон Штернберг, Эрнст Любич, Стэнли Кубрик, Джордж Кьюкор, Пол Мазурски, Билли Уайлдер, Пи­тер Богданович, Уильям Фридкин, Артур Хиллер, Джоэл и Итан Коэн, Даррен Аронофски, Стенли Крамер, Милош Форман, Вуди Аллен, Стивен Спилберг.

Без режиссеров-евреев кинематограф США был бы скучным и менее художественным. Потускнел бы талант многих кинозвезд. Но они делают не еврейское кино, хотя еврейская тема там иногда и проскальзывает.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №155 > ИЗРАИЛЬСКОЕ КИНО: СВОБОДА ИЛИ КОНЪЮНКТУРА
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 11:55:48
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jerusalem Anthologia Еженедельник "Секрет"