БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №28 > Корона Торы и диктатура пролетариата
В номере №28

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+10
Интересно, хорошо написано

Корона Торы и диктатура пролетариата
Инна Найдис

«А зачем евреям короны? У них же нет царей. Может это еще с те-е-ех времен?..» Такой вопрос могли бы задать школьники, попав в еврейский музей...

«А зачем евреям короны? У них же нет царей. Может это еще с те-е-ех времен?..» Такой вопрос могли бы задать школьники, попав в еврейский музей. Современные школьники... В 1927 году корона Торы вряд ли бы вызвала подобное недоумение у посетителей Первого Всеукраинского музея еврейской культуры им. Менделе Мойхер-Сфорима: еще совсем недавно предметы еврейского религиозного культа можно было увидеть в действии.

ИзменитьУбрать
Из отчета музея
(0)

Первый удар по этому самому «культу» был нанесен во время охватившего многие районы страны голода: 23 февраля 1922 г издаются декрет ЦИК РСФСР «Об изъятии церковных ценностей в фонд помощи голодающим» и декрет ВЦИК «О порядке изъятия ценностей, находящихся в пользовании групп верующих». В соответствии с ними ЦИК Украины принял постановление «О передаче ценностей в фонд помощи голодающим» за подписью Г.И. Петровского. В нем указывалось: «Предложить местным Советам в месячный срок изъять из церковного имущества, как переданного в пользование группам верующих всех религий по описи и договору, так и не переданного им по договору, все драгоценные предметы из платины, золота, серебра, слоновой кости, драгоценных камней, изъятие которых существенно не может затронуть интересы самого культа, и передать их органам Уполнаркомфина со специальным назначением в фонд ЦК Помголода».

А в июне 1922 года были приняты «Директивы по антирелигиозной пропаганде», в которых, в частности, указывалось: «Еврейские рабочие массы значительно свободны от религиозных предрассудков. Цепко держится за еврейскую религию лишь мещанство. В силу этого, антирелигиозную пропаганду среди еврейского населения вести более резко. Можно согласиться на закрытие хоральных синагог, носящих явно буржуазный характер, куда еврею-бедняку доступа нет, ибо места платные и доходят до 600 рублей золотом в год, а также синагог, принадлежащих частным лицам, богачам, или недавно возникшим при частных квартирах. По отношению к остальным молитвенным домам, где прихожанами является беднота, их можно закрыть лишь при условии, если они против этого не протестуют».

Часть ценностей, изъятых из синагог, пошла на борьбу с голодом «по цене лома», часть же — после окончательного «отделения церкви от государства» — в 1926 году была передана во Всеукраинский музей еврейской культуры имени Менделе Мойхер-Сфорима в Одессе. Торжественное открытие музея состоялось 6 ноября 1927 года. Как сообщает адресный справочник «Вся Одесщина» (Одесса, 1927 г.): «Музей помещается в старинном особняке по улице Бебеля №2... Музей, созданный Наркомпросом в ознаменование десятой годовщины Октября, находится пока в стадии формирования и открыт лишь для посещения организованными группами... В состав музея входят след. отделы (отчасти уже существующие, отчасти, лишь предполагаемые к открытию): 1) литературный («писательские уголки» и материалы по еврейскому фольклору); 2) историко-археологический; 3) еврейского искусства (гл. обр., связанного с культом); 4) еврейской этнографии; 5) отдел «Евреи в ревдвижении»; 6) отдел «Евреи в профдвижении»; 7) отдел, посвящ. погромам и деятельности самообороны; 8) еврейского обществ. движения; 9) истории еврейск. земледелия и индустриализации, 10) истории еврейского театра».

Вот уж где можно было получить подробную информацию — правда, в несколько ангажированной подаче. И пока лишь «организованными группами». Но к следующему пролетарскому празднику — 1 мая — музей открывают еще раз, для широкой публики. В пояснительной записке к отчету музея с 1/Х-1928 г. по 30/IХ-1929 г. читаем: «По требованию евр. культ. актива нам пришлось открыть музей, не считаясь с целым рядом музейных формальных положений, особенно в отношении инвентаризации и систематизации материалов. За отсутствием в музее смотрителей залов, мы вынуждены были ограничиться тем, что музей был открыт для посещений лишь 2 раза в неделю по 4 часа в день». Ну что ж, музейное дело неспешное, особенно при отсутствии средств. И тем не менее, как следует из того же отчета, количество экспонатов пополнилось на 5000 единиц. Были организованы экспедиции в Киев, Проскуров, Каменец-Подольский, обследовались еврейские библиотеки в Киеве, синагоги и архивы Одессы. Были собраны уникальные предметы культа, изделия декоративно-прикладного искусства, медное литье, чеканка, мизрахи, ханукии, пинкусы, посуда, огромное количество книг и рукописей.

К концу 1929 года число экспонатов приблизилось к 15000. Как свидетельствует справочник «Одесская область» (Одесса, 1935 г.), музей пополнился (правда, за счет «друзей и корреспондентов музея») значительной коллекцией картин, скульптур, макетов театральных спектаклей и костюмов, выполненных еврейскими художниками. Справочник сообщает, что в музее представлены более 120 художников, среди них — Антокольский, Альтман, Кишиневский, Бразер, Маймон, Маневич, Пастернак, Тышлер, Фальк, Феферман, Шагал...

Справочник 35-го года сообщает... Но уже в 37-м в помещение музея въезжает контора Заготзерно. Часть экспонатов переходит на хранение в банк, часть — Музею этнографии народов СССР в Ленинграде. Отвоевав две-три комнаты, некоторые сотрудники продолжают работать.

Любопытная заметка появляется в газете «Большевистское знамя» 9 августа 1940 года: «На днях в Одессе (ул. Бебеля, 2) открылся (в третий раз! — И. Н.) музей еврейской культуры им. Менделе Мойхер-Сфорима. В 9 залах выставлены интереснейшие материалы...» Далее идет перечисление документов, картин, скульптур.

Война вносит свою лепту в историю еврейского музея, и судьба музейных экспонатов окончательно приобретает характер детективной истории. Статья директора Одесского историко-краеведческого музея В. Солодовой «Уникальный источник для изучения» (газета «Ор Самеах», 24 июня 1998 г.) проливает свет на некоторые страницы этой истории. В музее хранятся документы, помогающие проследить судьбу экспонатов, выполненных из драгоценных и цветных металлов. Рассматривая комплект открыток из собрания иудаики Музея исторических драгоценностей Украины, Вера Владимировна обнаружила уникальные предметы, вошедшие в описи одесского еврейского музея. Это — «самая большая корона Торы из всех известных на сегодняшний день в мире», бсамим в виде охотничьей собаки и в виде барашка... Ну что ж, остается радоваться, что эти уникальные экспонаты сохранились — не пошли на переплавку для нужд государства, не были вывезены немцами...

ИзменитьУбрать
Корона Торы
(0)

Вот только в Одессу они никогда не вернутся. И одесские школьники смогут узнать, «зачем евреям короны», только по репродукциям.

Но зато в ближайшем будущем не только у школьников, но и у всех желающих появится возможность узнать, как и чем жили и живут евреи, одесские евреи. В ноябре этого года общинный центр «Мигдаль» открывает музейную программу «Центр истории и культуры евреев Одессы «Шорашим» («Корни»). Конечно, в ближайшее время нечего и мечтать о том, что «Шорашим» обретет коллекцию, хоть отдаленно напоминающую коллекцию музея имени Менделе Мойхер-Сфорима, но исторические и бытовые материалы собирались «Мигдалем» в течение нескольких последних лет.

Как в прежние времена, так и сейчас музейное дело не может развиваться без меценатства (вспомним Третьяковку, московский музей имени Пушкина, да и еврейский музей пополнялся, в основном, за счет дарителей и пожертвований). Приятно отметить, что желание и готовность помочь музейному центру выразили одесские коллекционеры, они предоставят для экспонирования предметы и документы из своих коллекций. Некоторые из коллекционеров уже передали в дар «Шорашим» интересные экспонаты. Не остались в стороне и одесские бизнесмены — что радует вдвойне: не только самой помощью, но и тем, что такое «стоящее дело» поддерживают не только заграничные спонсоры.

Центр задуман не просто как ряд музейных залов с редкими посетителями, а как живой, развивающийся комплекс программ: меняющиеся экспозиции, выставки, конференции, экскурсии и учебные программы, исследовательская работа, клуб коллекционеров. И быть может, этот центр поможет не только национальной самоидентификации, но и развеет многие мифы и стереотипы, увы, существующие даже в нашем многонациональном городе.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №28 > Корона Торы и диктатура пролетариата
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 09:48:23
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jerusalem Anthologia Jewniverse - Yiddish Shtetl