БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №36-37 > Отзвук души
В номере №36-37

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+9
Интересно, хорошо написано

Отзвук души
Светлана Золотарева, выпускница Московского музыкально-педагогического института им. Гнесиных

Один музыкант, случайно попавший в синагогу, услышав чтение Торы нараспев, спрашивает «коллегу» кантора: «А ноты-то есть?»...

ИзменитьУбрать
(0)

А «ноты-то» стали записывать только с 16-17 веков, до этого, вплоть до 10 в., музыкальные мелодии передавались из «уст в уста». Для публичного чтения Торы и других текстов в древности выработался особый вид литургического речитатива — чтение вслух с протяжно-распевной декламацией. При этом мелодика и ритм были всецело подчинены смысловому значению и структуре текста. Впоследствии такую манеру чтения нараспев стали называть кантилляцией (от лат. cantillo — пою тихо, слабо).

Начиная с 6 в. в различных общинах делались попытки записать псалмодические напевы. Применялись кантилляционные знаки — невмы, они походили на сирийские, заимствованные из византийских источников 5 века. Лишь в середине 10 века мудрецы из Тверии выработали общеупотребительную систему знаков, получившую название «масоретские акценты», которые указывали движение мелодии, но ни ритм, ни высоту звуков не передавали. Эта система применяется в литургии и сейчас, хотя в разных общинах по-разному интерпретируется. Количество знаков колеблется между 10-28.

Во времена Второго Храма сформировались три типа музыки: храмовая, дворцовая и народная. До наших дней дошла со всеми позднейшими наслоениями лишь литургическая музыка, которая сохранилась на юге Аравийского полуострова среди йеменских евреев, в Вавилоне, где евреи жили с 6 века до н.э., в некоторых областях Италии, Сирии, Северной Африки.

Катастрофа 70 г. н. э. — разрушение Второго Храма — стала концом длительного периода, в котором средоточием культовой музыки был Храм, прекратилась игра на музыкальных инструментах при отправлении религиозных служб.

Синагоги как дома молитвы возникли еще до разрушения Второго Храма, но с разрушением Храма они стали центрами духовной жизни евреев, очагами культурной и общественной жизни. Но отправление культа стало качественно иным: жертвоприношение было заменено молитвой, «порывом сердца». Отказавшись от торжественности и блеска, присущих храмовой литургии, синагогальная музыка приобрела большую психологическую углубленность, индивидуально-личностную окрашенность. В отличие от Храмовой, синагогальная музыка стала исключительно вокальной и оставалась таковой на протяжении многих последующих столетий.

ИзменитьУбрать
Кантор Шмуэль Базиан
(0)

Еврейская культовая музыка оказала огромное влияние на раннехристианскую музыку. Исследователи отмечают бесспорное родство григорианских песнопений с кантилляциями вавилонских и йеменских евреев. В 19 веке музыкальный критик Стасов утверждал, что «все григорианские, амвросианские и прочие христианские мелодии ... стоят на еврейских фундаментах». Впоследствии же произошло обратное влияние: ряд культовых мелодий евреев заимствован из католических и протестантских песнопений.

Кантилляцию псалмов назвали псалмодией (от греческого псалмос — песнь, пение). Так возник в литургической практике особый стиль исполнения — псалмодическая речитация, которая отличалась строгостью, эмоциональной сдержанностью. При речитации допускались мелизмы (музыкальные украшения) и элементы импровизации.

В диаспоре сложились три основных стиля псалмодий, характерных для трех крупных еврейских общин — йеменской (древней и консервативной), сефардской (влияние арабских традиций), ашкеназской (более поздняя, находилась под влиянием европейской культуры 14-15 веков).

Во 2-ой половине 1 тысячелетия н.э. в субботние и праздничные молитвы стали включаться музыкально-поэтические произведения под названием пиюты — чаще всего это гимны религиозного характера. Другие виды литургического творчества — инот и хошанот — в отличие от гимнов, отражали бедствия еврейского народа и уповали на избавление.

Манеру интерпретации пиютов называли пайтанут, а сочинителя — пайтан.

Со временем вошло в традицию исполнять лишь первую фразу текста и многократно повторять ее. Это повысило значение напева по сравнению с текстом.

Пиюты сочиняли выдающиеся писатели и ученые средневековья — Иосе бен Иосе, Элизар Калир (4 — 7 в.), Саадия Гаон, Раши, Маймонид. Известно 350 пиютов крупейшего еврейского поэта Испании Иехуды ха-Леви.

С развитием синагогальной музыки на рубеже 13-14 в. появляется должность хазана — певца, исполнителя (часто импровизатора) новых и традиционных молитв. Хазан (в европейских странах его называли кантором) должен был обладать хорошим голосом, дикцией. Со временем укоренилась традиция официального вступления хазана в должность, часто его обязанности передавались от отца к сыну. Позднее в помощь кантору назначали двух помощников (томхим или месайим), которые напоминали ему порядок молитв и мелодии (записывать литургическую музыку начали лишь в 17 веке).

ИзменитьУбрать
Кантор Иосиф Розенблат
(0)

Истоки канторского вокала берут начало от эпохи правления царя Давида (конец XI — начало X в. до н.э.), когда три брата-певца Асаф, Оман и Идифун были солистами храмового хора. Система канторского пения развивалась по-разному в ашкеназских и сефардских общинах: различие сохранилось и по сей день. Однако издавна для любой общины характерные черты такого пения — эмоциональность, пафос и орнаментика, украшающая замысловатые мелодии.

В рамках хазанута выработались специфические черты исполнительского стиля и музыкального языка, основанные на своеобразной ладовой системе. За отдельными молитвами и другими текстами закрепился ряд ладомелодических моделей (аналог арабских макамов), на основе которых хазан строит мелодию, импровизируя и видоизменяя ее по-своему. В разных общинах эти ладомелодические модели называют по-разному: штайгер, модус, густ, макам и т.д.

В молитвенных напевах, создававшихся хазанами, постепенно проявлялись черты мелодики в современном значении этого слова.

Одна из первых молитв, распетая хазанами, — Амида (X в.). В дальнейшем музыкальной интерпретации подвергались и другие молитвы. Разумеется, духовная еврейская музыка, сохраняя национальную традицию, в то же время не могла не носить отпечатка окружающей музыкальной культуры. Для сефардского стиля характерна импровизационность, длительные «бесконечные» вариации, ашкеназскому нусаху (нусхаот — способы речитативного исполнения молитв) стали свойственны более четкая «квадратная» структура напевов, симметричность и повторность строения мелодики, декламационный тон псалмодии.

В средневековой Испании под властью арабов-мусульман еврейская культура пережила небывалый расцвет, именуемый «золотым веком». Евреи использовали арабские, а позднее романские народные мелодии для исполнения пиютов и песнопений — змирот.

Галахические авторитеты относились к музыкальному заимствованию по большей части отрицательно. Запрещалось учить христиан еврейским мелодиям, а евреям учиться песням у христиан. В 10-13 веках дебаты о месте музыки и поэзии в литургии велись постоянно. Из них нам известно, что с начала 10 века «музыкальная наука» являлась частью учебной программы высокого уровня, вокал считался одним из практических навыков.

О музыке писали видные еврейские мыслители Испании (на иврите и по-арабски). А во Франции в 1343 году вышло латинское сочинение по музыкальной гармонии магистра Лео Хебреуса (Леви бен Гершона).

Последним в плеяде средневековых поэтов-певцов «испанской школы» был р. Исраэль Наджара, оставивший нам сборник «Змирот Исраэль» — первый еврейский песенник. (1587 г., Цфат). Вынужденный скитаться, Наджара аранжировал по-своему мелодии, взятые у арабов, турок, греков и испанцев. Его творчество обогатило литургию прихотливыми ритмами и задушевностью народных песен.

ИзменитьУбрать
Кантор Гершон Сирота
(0)

Нередко менестрель (бродячий музыкант) становился придворным артистом халифа, эмира, епископа или короля. Ал-Мансур ан Яхуда был назначен придворным музыкантом халифа Кордовы.

Евреем был и знаменитый немецкий миннезингер Зюскинд из Тримберга, сохранилась рукопись с 12-ю его песнями и изображением длиннобородого еврея в широкополой шляпе, стоящего рядом с аристократом и пастором.

Евреи — менестрели, трубадуры и труверы — способствовали внедрению новых элементов в религиозную и светскую музыку диаспоры.

Многим еврейским мыслителям были не чужды гуманистические идеи Ренессанса. В этот период еврейские религиозные круги сближаются с профессиональными музыкантами.

В 16 в. появились евреи-музыканты в современном понимании слова. Первый еврей-композитор, произведения которого были отпечатаны, — Давид Сагердоте (Коhен) из Ровере: сборник его мадригалов вышел в свет в 1575 г.

Выдающаяся роль в развитии еврейской музыки принадлежит семейству де Росси (Мин hа-Адумим) из Мантуи. Сочинения композитора-виолончелиста Саломона де Росси по прозвищу Эбрео (еврей) — вокальные (мадригалы, канцонетты) и инструментальные — были высоко ценимы современниками. Широко известна его синагогальная музыка — 33 хорала («Еврейские псалмы и песни») и сборник композиций «hа-ширим ашер ли-Шломо» («Песни Соломона»). Оба сборника изданы в Венеции (в 1622-23 гг.). Росси заложил основы итальянской школы виолончельной игры, ввел в инструментальную музыку мелодию по типу вокальной арии (опередил жанр на 150 лет), был новатором и в синагогальной музыке — сочинил к псалмам и молитвам музыку на несколько голосов.

Хотя ашкеназские раввины, как правило, противились влиянию чуждой музыки, все же много народных мелодий Прованса и Германии было переработано в синагогальную музыку. У христиан евреи-ашкеназы заимствовали полифонию и новую гармонию, отличную от восточной.

В XV-XVIII в. постепенно утрачивалась связь религиозной музыки с ее первоосновой. В культовую музыку все чаще проникал мелос несинагогального происхождения, например, «Ма оз цур», в основу которого легли две немецкие народные песни XV и XVI в.

В целом процесс вел к ослаблению национального своеобразия синагогальной музыки.

Вокальное искусство знаменитых канторов (исключительные голосовые данные, сочетающиеся с ошеломляющим вокальным мастерством), несомненно, относится к шедеврам музыкального наследия прошлого. Выдающиеся канторы Восточной Европы являются, как правило, тенорами — драматическими, лирическими или меццо — характерными.

В XX веке, особенно в первой его половине, в странах Восточной Европы блистало целое созвездие замечательных канторов, с искусством которых сталкивался обычно лишь ограниченный круг слушателей — посетители религиозных служб. Иногда, довольно редко, канторы выступали и со светским репертуаром. Известно высказывание Энрико Карузо о Г. Сироте: «Если бы вы пели на оперной сцене, вы были бы нам очень серьезным конкурентом». Император Николай II неоднократно приглашал Гершона Сироту в Петербург для выступлений перед своей семьей.

Говоря о религиозной музыке, нельзя не сказать о хасидских нигунах (песнях без слов). В 70-е годы 18 века на Украине возникает и быстро распространяется в России, Польше и Австро-Венгрии религиозное движение «хасидизм». Хасиды — религиозные евреи, открыто выходившие в «народ», увлекающие за собой верой, оптимизмом и задором.

Молитвы хасидов сопровождаются пением нигунов, которые поются не только в синагогах — в праздники и в будни, в веселье и в горести. Молитва, сопровождаемая пением, заняла главенствующее место в жизни хасидов. Потоком рвущегося из груди напева человек полнее раскрывает свой внутренний мир. Одним из первых авторов нигунов был основатель хасидизма Бааль-Шем-Тов. Философия хасидизма глубоко связана с хасидской музыкой. «Почему ты поешь без слов?» — спросили хасида. «Потому что напев выразителен, а слово ограничивает мою мысль». «Речь — это голос сердца, — повторяют хасиды слова Алте Ребе, — а мелодия — отзвук души». Важной частью выражения эмоций стал танец (рикуд), исполняемый под инструментальную музыку или пение. Поскольку хасиды танцуют чаще всего в субботу и праздники, когда игра на музыкальных инструментах запрещена, то выработалась особая «инструментальная» манера пения. Характерные особенности хасидских мелодий — повторность мотивов, синкопированный ритм, поступенное движение.

Большое количество клезмерской музыки 19-20 века, а также идишистские бытовые песни основаны на мелодиях нигунов, которые сегодня часто звучат со сцены, в еврейских домах и синагогах. Нигуны, как и все еврейское учение, — не застывший памятник еврейской истории и культуры, они возникают и сегодня, иногда передаваясь «из уст в уста» и лишь через большое количество времени «оседая» на нотном листе. Зачастую музыка хасидских напевов настолько глубока и красива, что по праву может занимать достойное место в ряду лучших образцов мировой музыкальной культуры.

Источник: Из доклада на музыкальном семинаре "Ад Ор Абокер"


Гость-a
07.02.2004 22:25

Прекрасная статья. Большое спаибо Свете Золотаревой. Мы е? старые друзья из Израиля и благодаря это статье надеемся , что сможем сней связаться. Было бы очень приятно получиь е? email. Еще раз спасибо, Рома и Марина Вайнтруб.
brm55@hotmail.com

Евгения
24.01.2020 18:09

Увы, в статье слишком много ошибок, которые - от очень поверхностного представления о предмете.
"Количество знаков колеблется между 10-28". - Количество знаков неизменно, оно закреплено масоретами. Просто 1) в разных книгах (так называемых прозаических и так называемых поэтических) применяется несколько различающийся корпус помет; 2) пометы не были выделены самими масоретами из общего корпуса помет, поэтому разные исследователи относят к ним некоторые "не звучащие" знаки (или, напротив, исключают таковые); 3) некоторые пометы по-разному называются (зарка для "прозхических" книг - "циннор" - для "поэтических"); 4)некоторые пометы меняют интонационное значение в зависимости от того, перед какими знаками они появляются (например, мунах)...
"Евреи — менестрели, трубадуры и труверы"... - ну просто все в кучу. Без комментариев.
"Большое количество клезмерской музыки 19-20 века, а также идишистские бытовые песни основаны на мелодиях нигунов" - совсем нет. Тем более, что под нигунами автор понимает конкретный хасидский жанр. Хасиды - отдельное течение, о котором надо писать отдельно.
Ну и так далее. Очень советую автору - не торопиться с публикацией подобных фантазий. А редакторам - искать квалифицированных рецензентов

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №36-37 > Отзвук души
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 08:28:04
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Dr. NONA Еженедельник "Секрет"