БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №154 > ХАРАКТЕР - ЮЖНЫЙ, ОДЕССКИЙ
В номере №154

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

ХАРАКТЕР - ЮЖНЫЙ, ОДЕССКИЙ
Инна НАЙДИС

«Ну а женщины Одессы
Все скромны, все – поэтессы,
Все умны, а в крайнем случае – красивы».
В. Высоцкий

Мы их нашли! Незаурядных и деятельных. Женщин, которых знала вся Одесса, и о которых нынешняя Одесса почти забыла. Когда мы оборачиваемся в славное одесское прошлое, лишь несколько женских имен мерцает на этом муаре. Не нова мысль, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина, но кто стоит за эпохой? Кто создает среду? Среду обитания и среду интеллектуальную.

Задумывая этот номер журнала «Cherchez la femme в Одессе» и одноименную выставку в Музее истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим»1, мы задали себе вопрос: ведь у тех же Бродского, Ашкенази, Бардаха и других видных деятелей и меценатов Одессы были жены. Какие они были, чем занимались?

Помню, с каким скептицизмом относилась советская школа к салону Анны Павловны Шерер, описанному у Л. Толстого в «Войне и мире». Но ведь салоны были местом общения, куда нередко приглашали выдающихся людей, политиков, литераторов, музыкантов. Здесь формировалось не только «мнение света», но и совершалось движение общественной мысли. Салон – это некий прообраз современных HUB-ов, но в более неформальной обстановке.

ИзменитьУбрать
(0)

Не менее важное социальное явление – балы (в том числе и купеческие), где не только «свершались браки», но и заводились полезные знакомства, обговаривались дела.
Об одесских балах можно прочитать в книге А. Дерибаса «Старая Одесса». Кстати, по поводу упомянутой в книге устроительницы балов Рухле Давыдовой, на нашей выставке будет экспонироваться документ из архива (ГАОО), выданный ей одесским губернатором на право проживания и производства торговли. Зачастую балы были благотворительными. А уж благотворительность почти полностью была отдана в нежные женские руки, впрочем, отличавшиеся немалой деловой хваткой.
Ведь недостаточно мужам города отстегнуть крупную сумму на благое дело, кто-то должен этими деньгами распорядиться честно и с умом. Может, поэтому в те времена благотворительность была более распространена и эффективна, что занимались ею дамы небедные и искренне заинтересованные в том, чтобы каждая копейка пошла в дело. И отчеты о каждой истраченной копейке непременно предоставлялись. (Как тут не вспомнить нынешнюю «Корпорацию Монстров» – милых одесских дам, которые уже 4 года занимаются благотворительностью и каждый день выкладывают в Фейсбук фотоотчеты и чеки.)

Имена одесских подвижниц можно найти в книге «Евреи Одессы и Юга Украины»2, в работах О. Губаря и Р. Александрова («Право на имя» и др.) а также на предстоящей выставке.
Например, «женщина-врач» Клара Вейнберг подала в 1893 г. прошение о дозволении открыть оспопрививательное заведение. Розина Рабинович, супруга почетного гражданина купца Л.Я. Рабиновича, была членом Попечительского совета еврейского сиротского дома. Хана Тарнополь – член правления Дамского комитета 1-й Талмуд-Торы и Общества взаимного вспомоществования приказчиков-евреев. Розалия Финкельштейн – член Правления женского ремесленного училища Общества «Труд», вице-председатель Дамского общества помощи бедным родильницам. Фанни Гринцер – учредительница и заве­дующая женским училищем на Молдаванке, которое «по справедливости считалось одним из образцовейших по постановке дела». (Р. Александров, «Право на имя»)

Потомственную почетную гражданку Луизу Геселевну Ашкенази «можно по справедливости назвать патронессой городской Еврейской больницы. …Сам М. Ашкенази материально помогал больнице еще с середины 1870-х гг. В 1890 г. Л.Г. Ашкенази учредила сразу пять “именных кроватей” в память покойного супруга, которые обеспечивались облигациями … на сумму 11800 руб.». (О. Губарь, facebook.com) В отчетах Еврейской больницы упоминаются многочисленные пожертвования Луизы Геселевны, но все это не сравнить с ее затратами на строительство в 1900 г. павильона с современным оборудованием для хирургических операций, который обошелся в 120 тыс. рублей. «Ходатайство одесского городского головы П.А. Зеленого одесскому градоначальнику о принятии пожертвования Луизы Ашкенази на строительство операционного здания при одесской Еврейской больнице» также сохранилось в ГАОО. Луиза Ашкенази некоторое время возглавляла Общество помощи бедным роженицам Одессы, которое оказывало помощь, в том числе, женщинам неиудейской веры. Она фигурировала также среди учредителей Общества санаторных колоний и других заведений для лечения и воспитания слабых здоровьем учащихся бедного еврейского населения; была членом общества борьбы с туберкулезом.

Немалое внимание благородные дамы уделяли образованию, в том числе – женскому и профессиональному.
В ГАОО хранится прошение «Об учреждении общества для распространения ремесленных знаний между еврейскими женщинами» (1883 г.). В нем говорится:
«В Одессе, в которой более третьей части жителей составляют евреи, имеется всего одно девичье казенное еврейское училище, предназначенное для удовлетворения потребностям в элементарном образовании детей беднейшего класса евреев. Независимо от этого, одно элементарное образование не даст еврейской девушке никакой опоры в жизни, и вместо того, чтобы … содействовать улучшению быта всей семьи, к которой она принадлежит, она напротив, отрывается от нее, не соответствуя более по условиям своего образования ни привычкам, ни обстановке своей семьи...»

ИзменитьУбрать
(0)

В начале 20 в. в Одессе было пять частных женских гимназий. Содержала гимназию и Т. Жаботинская – сестра Владимира Жаботинского. Была гимназия Г. Бардах (Кон), жены того самого Я.Ю. Бардаха. Генриетта Яковлевна пользовалась большим уважением в Одессе, была личным секретарем мужа, воспитала трех сыновей, достигших немалых высот в избранной ими деятельности.
Следы одесского «воспитания» достигли Италии – одесситка Елена Компаретти (Рафалович) в 1874 г. открыла там первый детский сад, основанный на идеях Фридриха Фрёбеля.

ИзменитьУбрать
Елена Компаретти-Рафалович
(0)

«Еврейская мама» – любимый мотив одесских анекдотов. Да и саму Одессу называют «мамой». Но если отбросить шутливый тон, то мы найдем немало достойных примеров материнской преданности и мудрости одесситок.
Таким примером может служить Розалия Кауфман (Пастернак), пожертвовавшая своей музыкальной карьерой ради семьи. В отличие от этой знаменитой матери знаменитости, на выставке посетителям доведется познакомиться с мало кому известной матерью другой знаменитости. Прошение «жены земледельца Анеты Бронштейн прокурору Одесской судебной палаты о недопущении бракосочетания ее сына с А. Соколовской», в котором просительница указывает на то, что А. Соколовская на 7 лет старше ее «мальчика» (позже известного под фамилией Троцкий), и, если брак состоится, его невозможно будет отлучить от революционной деятельности.
Александра Лейбовна Соколовская училась на акушерских курсах Одесского университета, но знакомство с 16-летним Львом Бронштейном состоялась в Николаеве, в марксистском кружке. Несмотря на прошение матери, брак состоялся, в сибирской ссылке Александра родила двоих девочек и, когда младшей шел четвертый месяц, дала «добро» мужу на побег. После этого они виделись, как указывает Троцкий, «эпизодически».
Если уж мы заговорили о революционерах, то среди них было немало женщин. Например, «прославились» участницы «безмотивного» взрыва «Кафе Либмана», находившегося в доме Либмана (ныне рушащегося на головы прохожих). Бейла Шерешевская (дочь зажиточных родителей), раненная во время теракта в живот, была приговорена к смертной казни, а идеолог этой анархистской акции, 30-летняя Голда Эльевна Рувинская, более известная как Ольга Ильинична Таратута (кличка «Бабушка», родом из деревни Ново-Дмитровка Херсонской губернии), получила 17 лет ка­тор­ги, но бежала из тюрьмы.
Криминальных историй, связанных с одесситками, хватает, недаром одна из самых популярных экскурсий в нашем городе – «Криминальная Одесса», но оставим их любителям. Хотя один из пакетов документов, представленных на выставке, все же упомяну: дело канцелярии Одесского градоначальника «Об увозе иностранными евреями русскоподданных женщин для наполнения в Константинополе публичных домов». Надо сказать, что фамилии иностранцев и русскоподданных в этом деле те же – еврейские. Но вернемся к респектабельной Одессе.

Если уж мы заговорили о педагогах, то среди одесситок их множество, самых разнообразных – от художников и музыкантов до преподавателей вузов и «обычных» школьных учителей, чьи имена и фамилии ученики с благодарностью вспоминают всю жизнь. Еврейских фамилий на виньетках – старых гимназий и советских школ – великое множество, больше половины. То же соотношение фамилий предоставили участники фейсбучной группы «Одесса, которую я помню», когда мы обратились к ним с просьбой вспомнить лучших и любимых женщин-врачей.

ИзменитьУбрать
«Одесса-мама» с сыновьями-гениями. Сад скульптур Одесского литературного музея
(0)

На выставке будут также представлены работы одесских художниц – Софьи Рашковой (жены М.К. Костанди), Дины Фруминой (см. МТ №28), Анны Зильберман, Раисы Нудельман (жены Б. Минкуса) – из фондов Еврейского музея и Музея современного искусства (МСИО).
Есть еще одна категория одесситок, достойных упоминания. Бабушки. (Кстати, Анета Бронштейн таки растила своих внучек, пока их родители занимались революцией.)
18 мая во дворе дома Утесова открыли памятник одесской бабушке. Автор памятника Наталья Дверницкая утверждает, что прототипом послужила жительница двора Ида Соломоновна.

«Женских» памятников в нашем городе немало: это и «Тетя Соня» на «Привозе», и памятник жене моряка в порту, и Вере Холодной, и вызывающий много споров, но любимый одесситами памятник Екатерине и отцам-основателям города.
Что ж, Одесса чтит и любит своих дам, даже если у них «спорная» репутация. Главное – они «умны, а в крайнем случае – красивы».


1Выставка открылась 3 июня и продлится до октября
2Издательский центр «Мигдаль», 2002 г.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №154 > ХАРАКТЕР - ЮЖНЫЙ, ОДЕССКИЙ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 01:32:06
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет" Еврейский педсовет