БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Арабо-израильский конфликт > Кто же оккупировал Палестину?
Арабо-израильский конфликт

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+20
Интересно, хорошо написано

Арабо-израильский конфликт
Кто же оккупировал Палестину?
Александр Риман

Арабская экспансия в Страну Израиля с середины XIX века до 1948 года.

Не секрет, что одним из главных стержней арабской пропаганды, оправдывающей ожесточенную борьбу Организации Освобождения Палестины (ООП) и других террористических группировок против Израиля, является тезис о «сионистской оккупации» Палестины. Согласно этому тезису, в конце XIX века сионистские поселенцы нагло вторглись на территорию густонаселенной арабской Палестины, а затем обманом и угрозами заставили миролюбивых арабских крестьян (феллахов) отдать или продать за бесценок цветущие плодородные земли в различных районах страны... Особое раздражение у арабов вызывает Декларация Бальфура, опубликованная 2 ноября 1917 года, обещавшая евреям благожелательное отношение британских властей к попыткам создания «еврейского национального дома» в Палестине. Согласно опросу общественного мнения, проведенного в конце минувшего года в различных странах мира среди 24 тысяч представителей арабской интеллигенции, имеющих университетские дипломы и активно пользующихся Интернетом, Декларация Бальфура является «самым ужасным документом уходящего тысячелетия». О том, что на самом деле происходило в Палестине после 1917 года, мы поговорим чуть позже, а пока попытаемся выяснить, каково было население Страны Израиля к середине XIX века, накануне первой алии.

Прежде всего мы столкнемся с крайней скудностью и противоречивостью статистических данных, касающихся населения Палестины в период 1830-х годов. Используя слабость Османской империи, египетский паша Мухаммад Али в 1831-1833 годах распространил свою власть на Эрец-Исраэль. Именно тогда в Палестине была проведена первая официальная перепись населения, согласно результатам которой на территории между Иорданом и Средиземным морем проживало около 250 тысяч человек. Среди них около четверти составляли немусульмане — христиане и иудеи (П. Гиль. Что такое «палестинцы»? Иерусалим, 2000, с. 10).

Немаловажно, что увеличение числа мусульман в Палестине, которое зафиксировала перепись времен Мухаммада Али, было результатом проводимых пашой реформ, когда значительную роль в жизни Египта играли христиане и евреи. В результате несколько десятков тысяч арабов переселились из Египта в Эрец-Исраэль. Вот, что писал об этом известный военачальник и государственный деятель Игаль Алон, чей отец Реувен Иосеф приехал из Гродно в Палестину в 1882 году и хорошо знал историю арабов Эрец-Исраэль. «Важно разъяснить нашей молодежи, что, вернувшись в страну, мы не обнаружили какого-либо другого народа и другой нации. Не было народа, который мог претендовать на то, что поселился здесь столетия назад. Мы встретили арабов, предки которых осели здесь лишь несколько десятилетий назад. В период 1830-1840 годов они бежали из Египта, поскольку ощущали на себе гнет властителя Египта Мухаммада Али» (Г. Концельман. Арафат. Ростов-на-Дону, 1997, с. 287).

По-видимому, подавляющее большинство арабов, живших в Стране Израиля в середине XIX века, вели кочевой или полукочевой образ жизни и в некоторых городах уже в то время не составляли боль шинства. Во всяком случае, так было в Иерусалиме. Российский путешественник Дмитрий Смышляев (1828-1893), которого трудно обвинить в симпатиях к сионизму, получил у турецких властей Палестины точные данные о населении Святого города в 1865 году. Оказалось, что уже тогда из 20330 жителей Иерусалима евреи составляли наибольшую его часть — 7670 человек. Арабы-мусульмане были лишь на втором месте — 6916 человек, а на третьем греко-католики — 2760 человек (А. Резников. «Странное чувство». «Вести-Юг» от 17.08.2000).

За полвека, прошедшие между египетской оккупацией Палестины и началом первой алии (1882 г.), арабское население страны выросло незначительно и, согласно оценке известного американского историка Говарда М. Сакера, «едва достигало 260 тысяч человек» (Г. Сакер. История Израиля, т. 2. Иерусалим, 1994, с. 17). Еврейское население Эрец-Исраэль в 1880 году, по разным оценкам, составляло от 20 до 25 тысяч человек (Краткая еврейская энциклопедия, т. 3. Иерусалим, 1986, с. 183). За тридцать с небольшим лет «сионистской экспансии», а точнее, с 1882 до 1914 года, еврейское население Палестины увеличилось до 90 тысяч человек, то есть на 65-70 тысяч, а арабское — до 420 тысяч человек — то есть на 160 тысяч! (В. Смоленский. Палестинский народ: миф и действительность. «Калейдоскоп» от 20.06.1997)

Особенно резко за счет притока арабских переселенцев из соседних стран выросло население нескольких полузаброшенных ранее городов. По данным, собранным известным немецким ученым еврейского происхождения Артуром Руппином, с 1880 по 1915 год население Яффо выросло с 10 до 40 тысяч человек, а численность жителей Хайфы — с 5 до 20 тысяч, и все это, в основном, за счет притока арабов из других стран (А. Руппин. Современная Сирия и Палестина. Петроград, 1919, с. 15).

И здесь снова необходимо вернуться к столь актуальному сегодня «иерусалимскому вопросу». Если в Яффо и Хайфе арабское население в своем приросте значительно опережало еврейское, как это про исходило в Газе, Лоде и Рамле и других городах страны, к Иерусалиму мусульмане оставались удивительно равнодушны. Согласно данным русскоязычной Еврейской энциклопедии, издававшейся в Петербурге в 1908-1913 годах, в 1909-м население нынешней столицы Израиля достигло 90 тысяч человек, из которых две трети (60 тысяч) составляли евреи, 17 тысяч — христиане и лишь 13 тысяч — мусульмане! Другими словами, почти за полвека (с 1865 года) еврейское население Иерусалима увеличилось почти в 9 раз, а мусульманское — всего в 2 раза. Более того, в Иерусалиме накануне Первой мировой войны проживало около 60% всего еврейского населения Эрец-Исраэль, в то время как арабов там было лишь 3%. Так где же тут «вечная» любовь арабов к Святому городу и Храмовой горе?

А теперь самое время поговорить о том, каким «ужасным образом» сказались последствия публикации Декларации Бальфура на росте арабского населения Палестины после Первой мировой войны. По официальным британским данным, за двадцать лет (с 1919 по 1939 год) в страну прибыло 375 тысяч евреев и почти на столько же увеличилось арабское население. Другими словами, численность арабов Палестины выросла приблизительно на 75%, в то время как в соседнем Египте, где не было жуткой «сионистской экспансии», арабов стало больше за этот же период всего на 25%. Но и это еще не все. Даже в самой Стране Израиля рост мусульманского населения был особенно интенсивным именно там, где появлялись «сионистские оккупанты». В 1920-1930 годах арабское население Хайфы выросло на 216%, Яффо на 134%, а Иерусалима — на 90%. В то же время в свободных от «сионистского присутствия» Вифлееме, Дженине и Шхеме арабское присутствие увеличилось всего лишь на 30-40% (А. Тигей. Мифы и факты. Вашингтон, 1980, с. 5-6).

К сказанному можно добавить, что официальные цифры не учитывали нелегальную арабскую эмиграцию в Палестину. По самым минимальным подсчетам, за период британского мандата в страну на заработки приехало не менее 100 тысяч мужчин-мусульман (Краткая еврейская энциклопедия, т. 3, с. 203).

Количество нелегальных еврейских эмигрантов за этот же период не превысило 15 тысяч человек (там же, с. 208). Американская исследовательница Джоан Петере в книге «С незапамятных времен», опираясь на демографические данные, доказала, что «прирост арабского населения в Палестине был наибольшим именно там, где сосредотачивалась еврейская поселенческая и экономическая активность» («Вести» от 30.01.1997).

В мае 1939 года был опубликован очередной отчет британского правительства парламенту — Белая книга Малькольма Макдональда. Поддаваясь нажиму арабских террористов, устроивших в 1936-1939 годах кровавую бойню в знак протеста против «сионистской экспансии» в Палестине, англичане решили ограничить еврейскую эмиграцию 75 тысячами человек в течение ближайших пяти лет (по 15 тысяч человек в год). Белая книга Макдональда была опубликована через четыре месяца после того, как Гитлер, выступая в январе 1939 года в рейхстаге, пообещал, что грядущая война приведет к уничтожению еврейского населения Европы. Однако ни в 1939-м, ни в последующие годы, когда геноцид евреев на европейском континенте стал реальностью, англичане «не поступались принципами». В то же время арабская эмиграция в Палестину происходила беспрепятственно. В результате, за восемь лет (с 1939 по 1947 год) еврейское население Эрец-Исраэль увеличилось на 140 тысяч человек и достигло 625 тысяч, в то время как количество арабов выросло на 250 тысяч и составило 1 миллион 300 тысяч человек (Статистический справочник еврейской Палестины. Иерусалим, 1947, с. 46-47). По другим данным, к ноябрю 1947 года, когда ООН принимала план раздела Палестины, на территории между Иорданом и Средиземным морем проживало 1 миллион 365 тысяч арабов (включая 137 тысяч кочевников-бедуинов) и 610 тысяч евреев.

Именно на эти, последние, цифры опирались эксперты ООН, составляя план раздела Палестины. Согласно решению, принятому 29 ноября 1947 года, бывшая подмандатная территория, принадлежавшая Великобритании, должна была быть разделена на три участка: «еврейский», площадью 14,1 тысячи квадратных километров, в пределах которого евреи, как ни странно, не должны были составлять большинство (из-за чего слово «еврейский» мы и взяли в кавычки), На территории, отводимой будущему Государству Израиль, должно было проживать 500 тысяч евреев и около 510 тысяч арабов (включая 105 тысяч бедуинов). В пределах будущего арабского государства (арабского без кавычек) предполагалось проживание 750 тысяч арабов (в том числе 22 тысячи бедуинов) и 10 тысяч евреев. И наконец, на небольшой территории, включающей Иерусалим, Бейт-Лехем (Вифлеем) и прилегающие к ним незначительные населенные пункты (около 1% территории Палестины), ООН решила создать анклав под международным управлением с населением примерно 205 тысяч человек — 105 тысяч арабов и 100 тысяч евреев («Государство Израиль». Справочник. М., 1986, с. 61).

Таким образом, на территории подмандатной Палестины предполагалось создать одно полноценное арабское государство и два арабско-еврейских. Никакого «раздела» Палестины на «еврейское» и «арабское» государство фактически не было. Тем не менее, даже такой план арабским лидерам показался неприемлемым, и 14 мая 1948 года они объявили войну Государству Израиль, созданному в строгом соответствии с решениями ООН. В самом начале этой войны руководители арабских стран убедительно просили и даже требовали от жителей Яффо, Хайфы, Лода и других городов Палестины покинуть свои дома, чтобы не мешать «блицкригу» армий Египта, Сирии, Ливана, Иордании и Ирака, чьи командиры обещали в кратчайшие сроки разгромить сионистского врага.

Израильский историк и публицист Шмуэль Кац в своей книге «Земля раздора» приводит многочисленные свидетельства арабских журналистов, политиков и рядовых граждан, проливающие свет на истинные причины возникновения проблемы «палестинских беженцев». Так, например, секретарь лондонского представительства Лиги арабских стран Эдуард Атия в своей книге «Арабы», изданной в Англии в 1955 году, писал: «...это всеобщее бегство арабов явилось большей частью выражением их веры в широковещательные сообщения и призывы совершенно лишенной чувства реальности арабской печати и в безответственные выступления некоторых арабских лидеров, обещавших, что в течение короткого времени евреи будут разбиты армиями арабских стран и арабы Палестины смогут вернуться на свою землю».

Точно такой же сценарий развития событий содержится и в статье одного из авторов иорданской газеты с характерным названием «Фаластын», в номере от 19 октября 1949 года: «Арабские государства поддерживали мусульман в их решении временно оставить свои дома, чтобы не мешать вторжению арабских армий». Не менее откровенны были и руководители палестинских арабов, один из которых — молодежный лидер Нимер аль-Хавари в книге «Тайные причины катастрофы», опубликованной в израильском(!) городе Назарете в 1952 году, угрожал: «Мы разгромим эту страну с помощью нашего оружия и сотрем с лица земли любое место, в котором захотят спрятаться евреи. Арабы должны переправить своих жен и детей в безопасные районы до окончания боев».

Как известно, сегодня в ходе кэмп-дэвидских переговоров, а также последующих «политических консультаций» с нашими палестинскими «партнерами» и их арабскими союзниками, последние решительно требуют от Израиля «признания моральной, юридической и финансовой ответственности за трагедию палестинских беженцев». Кроме того, нам настойчиво «доказывают», что виной всех бед «многострадальных арабов» Ближнего Востока является «сионистская оккупация» Палестины.

К сожалению, значительная часть израильской интеллигенции, прекрасно знающая о фактах, приведенных в этой статье, предпочитает не афишировать их, чтобы не навредить «мирному процессу». Вот только является ли национально-политический мазохизм, противоречащий исторической реальности, лучшим способом «окончательного урегулирования» арабо-израильского конфликта?

Источник: МАОФ


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Арабо-израильский конфликт > Кто же оккупировал Палестину?
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 09:23:58
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jerusalem Anthologia Jewniverse - Yiddish Shtetl