БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Диаспора > Ставить елку?
Диаспора

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+14
Интересно, хорошо написано

Диаспора
Ставить елку?
Исраэль Манн

Ставить елку? Не ставить елку!

В лесу родилась елочка, в лесу она росла...Как часто, проходя по Нью-Йоркским улицам, видишь в витринах магазинов и в фойе больших зданий новогоднюю елку, сверкающую огнями, и стоящую рядом электрическую ханукию, зачастую довольно больших размеров.

Сперва зрелище множества огней завораживает глаза. Но: что-то здесь не так, что-то лишнее...

Особенно, если видишь такую картину в доме, где живет еврейская семья,то все-таки думаешь, что лишняя елка. Но у семьи этой ее не отобрать! Для них она «дань традиции», отблеск детства (особенно это касается выходцев из бывшего Советского Союза), не имеющая никакого смысла, кроме празднования окончания одного календарного года и начала следующего.

Так откуда-же ты взялась в нашей жизни «зеленая красавица»?

Нам кажется, что новогодняя елка была всегда, и всегда она была такой или почти такой, как сейчас. На самом деле, свой сегодняшний вид елка приобрела сравнительно недавно. Язычники с древних времен поклонялись деревьям, молились и совершали жертвоприношения в священных рощах. Древние греки, египтяне, римляне и китайцы любили вечнозеленые деревья и венки из их ветвей, германские и кельтские племена предпочитали дуб, славяне — березу. Тяжким грехом у язычников считалось повредить дерево в священной роще — в некоторых германских племенах за сдирание коры с таких деревьев карали сдиранием кожи. Одним из главных праздников, связанных с культом деревьев, у этих народов был день 22 декабря — день зимнего солнцестояния — в знак поклонения солнцу.

Как известно, ранние христиане часто перенимали ритуалы язычников, видоизменяя и адаптируя их, придавая им иной смысл, чтобы заполучить больше последователей. С распространением христианства священные рощи и деревья вырубались, но на месте древних культов возникло поклонение майскому и рождественскому дереву. О том, где и кем была заведена рождественская елка, существует несколько версий. Одна из них предоставляет эту честь лично Мартину Лютеру (основателю Лютерантской христианской церкви). Легенда гласит, что он шел однажды по улице в звездную зимнюю ночь и был поражен зрелищем яркой звезды, словно опустившейся на верхушку занесенной снегом елки.

В современном виде рождественское дерево появилось в Германии в средние века. Елку ставили в домах 24 декабря, украшали яблоками, вешали на нее вафли. Между прочим, свечи на елке стали зажигать только с 1708 года. Сначала она была развлечением для богатых, но потом, как водится, распространилась повсеместно, а вскоре перешагнула границы Германии. Украшения тоже менялись. Когда христианские миссионеры познакомили с праздником Рождества японцев и китайцев, те научили европейцев делать специальные бумажные игрушки. Потом появились игрушки из папье-маше. Но тон задавали все-таки немцы — это они изобрели прозрачные стеклянные шары, светящиеся в темноте благодаря фосфоресцирующим краскам. Так елка язычников стала неотъемлемой частью христианского рождества и нового года.

1699 год был отпразднован в России дважды. Сначала 1 сентября Петр I по обычаю отцов и дедов отметил наступление 5460 года от сотворения мира (или по принятому тогда Византийскому летосчислению — 7208 год от Сотворения Мира), но этого показалось ему мало, и 20 декабря он издал указ о праздновании 1 января Нового года, 1700 от Рождества Христова.

Но, видимо, Россия уж такая страна, в которой все, как в зазеркалье — с ног на голову. Все, казалось, было бы хорошо — кабы не Первая мировая. В 1914 году в Саратове была устроена елка для пленных германских солдат, лежавших в местном госпитале, что крайне не понравилось некоторым патриотам, в прессе развернулась бурная протестующая кампания. В 1916 году Синод русской православной церкви запретил Рождественскую елку как вражескую немецкую затею. Придя к власти, большевики негласно продлили решение Синода. Но ни церковные обличения, ни пролетарская борьба с предрассудками не смогли искоренить влечение к зелени. Чувствуя свое поражение перед пережившей все елкой, Сталин предпочел ее разрешить. 28 декабря 1935 года в «Правде» появилась статья П. П. Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». Петр I, заметьте, дал подданным на подготовку 11 дней, Сталин — только 3. Рекомендации «Правды» были исполнены молниеносно. Елка теперь стала напоминать Kремлевскую башню, и звезда на верхушке — пятиконечная, с серпом и молотом. Она проникла повсюду — в дома, кинотеатры, клубы...

Как известно, в начале 20-го века начался массовый отход евреев Центральной и Восточной Европы от своей религии и традиций. Для евреев, попавших под колесо Советской власти, этот процесс приобрел просто гигантские масштабы. Вначале это происходило под влиянием перемен образа жизни в Европе и распространяющегося движения Аскала (Просвещение), превратившего изучение Торы из источника принципов жизни и традиций в академические рассуждения о «философских идеях Великого Учения» и призывающего к «уходу из общинного гетто в Большой Мир». Чуть позже к этому добавилось увлечение идеями социализма.

Не секрет, что в первом большевистском правительстве было достаточно много евреев. Все они настолько стеснялись своего еврейского происхождения, что спрятались за псевдонимами. Но это совсем не мешало им заняться преобразованием этого самого «Большого Мира». Ими же была создана так называемая Еврейская секция (Евсекция), организация,состоящая из молодых евреев-коммунистов, выявлявших евреев, тайком изучающих Тору и соблюдающих Еврейский закон. Многие из этих молодых людей еще совсем недавно учились в ешивах и потoму прекрасно справлялись со своей задачей, зная основные положения закона своего народа. «Религиозных мракобесов» клеймили позором, выгоняли с работы,позднее стали сажать в тюрьмы и психушки и т.д.

Рассказывают, что к пламенному революционеру, первому главнокомандующему Красной Армии Льву Троцкому (настоящая фамилия Бронштейн) в 1920 обратился главный раввин Москвы Яаков Мазе с просьбой использовать армию для защиты евреев от начавшихся повсеместно погромов. Троцкий ответил: «О чем Вы говорите! Посмотрите вокруг — всемирная революция грядет! Скоро не будет границ и весь мир будет говорить на одном языке! А Вам, реббе, уже пора сдавать самого себя в музей! Почему Вы обращаетесь ко мне? Я — не Еврей! Я — интернационалист!» На что рав Мазе сказал: «В этом-то и трагедия. Революции делают Троцкие, а расплачиваются за это Бронштейны.»

Борьба большевистского правительства против религии велась абсолютно и бескомпромиссно. Цель коммунистических правителей состояла в том, чтобы сломать любые традиции, связанные с любой религией. Так елка получила новое название. Теперь она стала «новогодней», скрывая свое религиозное происхождение.

Жить в ситуации, когда существовала негласная квота на прием евреев в институты, на работу, и ты — первый на очереди на увольнение, мягко говоря, не просто. Оторванные от традиции, подавленные натиском антисемитизма со стороны государственных органов и населения, всеобщим презрением ко всему еврейскому, большинство советских евреев перестали соблюдать еврейский закон, начали сторониться традиций и стесняться самих себя. Что уже там говорить о воспитании детей на еврейской системе ценностей и традиции. Упаси Б-г, чтобы дети говорили на идиш! Должны быть, как все, даже лучше, чем все, чтобы не показывали пальцем. Так выросло два поколения «евреев по паспорту», оторванных от корней своего народа.

Елка не случайно возродилась так быстро — слишком глубоко она была укоренена в быту. Она оказалась живучей в суровом cоветском климате. В противовес Первомаю и Дню Революции, Новый год стал единственным праздником, не связанным с политикой, подверженным наименьшему давлению пропаганды.

Новый год стал самым веселым и любимым из cоветских праздников, наиболее популярным среди всего населения — включая евреев. Духовная пустота от выброшенных «на помойку истории» многовековых традиций не могла долго оставаться незаполненной. Новый Год и елка быстро заняли свое место. Новогодние подарки заменили детям «Ханука Гелт».

В Иудаизме каждый праздник имеет глубокий внутренний смысл и образовательное значение. Мы празднуем Еврейские праздники прежде всего для того, чтобы понять, как реальные события нашего прошлого могут помочь нам в сегодняшней реальной жизни и быть источником нашего духовного роста. И уж никак не станешь думать, что праздники эти — все скучные и серьезные, окунувшись в веселье еврейских праздников, такое, как маскарад в Пурим (в первую очередь для взрослых, а не для детей), зажигание ханукальных свечей и игру в дрэйдел, хороводы в Симхас Тору или поиск афикомана в Песах...

«Новогодняя елка» язычников и/или христиан не несет никакого смысла или источника вдохновения для ассимилированного еврея. Загадал желание с боем часов... а через несколько дней от этого и памяти не осталось...

Пророк Еремия (Йеремиягу) предостерегает: «Не учитесь от путей других народов и не пугайтесь знаков на небесах, как народы эти испуганы ими. Обычаи этих народов ничего не стоят; рубят они деревья в лесу, и мастер обрабатывает их долотом. Они украшают их серебром и золотом; они закрепляют их молотком и гвоздями, так что бы они не шатались... И нет в них никакого проку.» (Еремия 10:2-5)

Но вот Железный занавес пал и cоветские евреи разъехались буквально по всему миру. В свободном мире, где нет тоталитарного пресса и 5-ой графы в паспорте, люди объединяются в группы по национально-религиозному принципу. Даже в сегодняшней России нигилистами и убежденными атеистами остались до конца только ассимилированные евреи. Даже члены правительства ходят в церковь, и это показывают по телевидению. Что уже говорить про американского президента, говорящего о Б-ге на мемориальной церемонии о жертвах 11 сентября 2001.

Тут-то и возникает вопрос «русского еврея» — я русский или еврей. Но если для поколения выходцев и Советского Союза еще существует некая система ценностей, не связанная ни с какой религией, то где найти ориентир для их детей? Стиль жизни родителей и частично их система ценностей станут своего рода религией для их детей. И новогодняя елка будет неотъемлемой частью этой «религии». Если они (не дай Б-г) не станут искать другую религию, где с елочкой все в порядке... Так давайте вспомним, что была у наших прадедов четкая система ориентиров в жизни, сохранившаяся сегодня у религиозных евреев. Давайте откопаем этот компас, который мы пытались выбросить на «свалку истории», и подарим его нашим детям.

Примечания

Во время работы над статьей были использованы материалы:

  • Лекция раввина Лоренса Келемана: Почему я не праздную 1-е января
  • Раввин Шрага Симмонс: Что такое «Йом Сильвестр?»
  • Сбежать в Россию на Новый год (статья из газеты «Приамурские ведомости», 2002)
  • Новый год в Израиле (статья со страницы агентства «Росбалт», 2003)
  • «Новогодние советы» русских, живущих за границей (статья с портала «Человеческие ресурсы Урала», 2002)

Форум Интернет-газеты партии Моледет, 2001

Источник: http://toldot.ru/


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Диаспора > Ставить елку?
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-18 07:03:59
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов