БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Семья > Конфликт поколений
Разделы

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

Семья
Конфликт поколений

«Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их...»

Проблема представляется знакомой. Тора формулирует ее попросту, без особых психологических изысков (Дворим, 21:18): «Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их...» Здесь не указывается конкретно, каким образом сын проявляет непослушание — принимает ли он против воли родителей участие в уличных демонстрациях, водится ли с дурной компанией, употребляет наркотики или просто недостаточно ответственно относится к жизни. Нет в Торе и упоминания о том, к каким аргументам прибегает сей «буйный и непокорный» — сын, дабы объяснить и оправдать свое поведение. Наверняка у него имеются свои резоны — вряд ли он молча выслушивает попреки. Молодежь вообще редко безмолвствует, и у этого дитяти тоже, наверное, есть в запасе парочка критических замечаний в адрес родительского образа жизни и способа мышления, неприемлемость которых и толкнула его на бунт.

Тора предлагает против конфликта поколений весьма суровое средство: родителям предписывается предать сына в руки старейшин города, заявив, что «сей... буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница». Выслушав публичное свидетельство отца с матерью, «все жители города... пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся» (Дворим, 21:19-21).

Такое радикальное решение проблемы уже во времена Мишны не представлялось реалистическим. Рабби Шимон (II век новой эры) свидетельствует: «На практике никогда такого не было, чтобы буйного и непокорного сына действительно предали казни. Не было и никогда не будет.»

Мудрецам эпохи Талмуда было трудно согласиться с мыслью, что вся ответственность за то, каким он стал, лежит исключительно на самом «бунтаре». Появление «поколения бунтарей», несомненно, есть реакция на определенные тенденции, господствовавшие в обществе «родителей», в котором сие поколение растет. Имея это в виду, мудрецы с чрезвычайной тщательностью исследовали каждое слово отрывка о «буйном отпрыске», пытаясь найти — и, разумеется, находя — намеки на то, в каких конкретно случаях родители действительно имеют право потребовать наказания сына, а в каких им следует винить самих себя.

Так, рабби Йеhуда говорит (Мишна, трактат «Санhедрин», 8:4): «Если его мать была неподходящей партией для отца, то сына нельзя обвинять в буйстве и непокорности. Если один из родителей был сухорук, хром, нем, слеп или глух, то и в этом случае сына нельзя обвинять в буйстве и непокорности, ибо сказано: отец и мать его пусть возьмут его — значит, не могут иметь покалеченную руку, и приведут его — значит, не могут быть хромы, и так далее.»

Список условий, ограничивающих возможности применения наказания, еще больше расширяется в Вавилонском Талмуде (трактат «Сангедрин», 71а): «Если родители его сильно отличаются голосом, взглядом и т. д. — сын не может быть осужден».

Все эти ограничения делали казнь непокорного сына-бунтаря уже в древние времена практически нереальной. И тем не менее слова Торы сохраняют свою актуальность: они служат предостережением, напоминая нам о фиаско, которое подстерегает тех, кому перевалило за 30: их ребенок почти наверняка растет непокорным.

Итак, сын не подлежит суду если его родители «покалечены» и даже пальцем не пошевелят, чтобы изменить условия, в которых он растет. Нельзя выдвинуть против него обвинение и если родители «хромы», т.е. не в состоянии сдвинуться с места, пожертвовать частью привычного комфорта, дабы предотвратить последствия, от которых потом они же сами будут страдать. Сын не будет осужден и в том случае, если отец с матерью «немы» или «слепы», т.е. если они закрывают глаза на проблемы, стоящие перед молодыми людьми, и не могут поднять свой голос, помочь, поддержать, пока еще не поздно. И, наконец, нельзя всю вину сваливать на сына, если родители его «глухи», если они не могут или не хотят прислушаться к тому, что он пытается прокричать им, если они не обращают внимания на то, как он нуждается в понимании с их стороны, в их любви, в их уважении, которое несравненно действеннее окрика и нотаций. Сын-бунтарь заслуживает наказания, только если между отцом и матерью царит полное согласие и гармония «и в голосе, и во взгляде», то есть когда родители говорят «в один голос», не противоречат друг другу, когда у них общее мировоззрение и сходные представления о том, в каком обществе должен расти их ребенок. Если так, то становится понятным, почему мудрецы Талмуда утверждают «Никогда такого не было, чтобы буйного и непокорного сына действительно предали казни. Не было и никогда не будет.»

Источник: «Шомрей Шабос», №45(387)


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Семья > Конфликт поколений
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-20 12:09:04
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jerusalem Anthologia Еврейский педсовет