БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > История > Вейцман и ацетон
История

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+21
Интересно, хорошо написано

История
Вейцман и ацетон

Среди всяческих интересных примеров развития химии в военное время я должен отдельно помянуть историю с ацетоном. И здесь мы оказались в беде из-за нехватки предусмотрительности. Этот химикат, незаменимый при изготовлении кордита для малых и больших боеприпасов, традиционно получали дистилляцией древесины. … Для производства одной тонны ацетона требуется очень много дерева, но Англия небогата лесами, и мы попали в более чем серьёзную зависимость от американского импорта.

К весне 1915 года на ацетоновом рынке США сложилась щекотливейшая ситуация. Британские кордитовые фирмы конкурировали друг с другом и торговыми агентами союзнических стран. Цены взлетели. Американские поставщики продавали одни и те же объёмы по два раза, вопреки всем договорным обязательствам и шли даже дальше – настаивали на предоплате по текущим контрактам с правительством Британии без возврата денег в случае срыва поставок.

Я принялся искать выход и обратился к другу, в мудрость которого безоговорочно верил — мистеру Скотту, редактору «Манчестер Гардиан». … Скотт ответил, что знает одного профессора химии из Манчестерского университета. Учёный выказывал желание послужить государству, но — по словам моего друга — «родился где-то на Висле и я не уверен, на том ли берегу. Его зовут Вейцман». Скотт, впрочем, гарантировал благонадёжность профессора; где бы Вейцман ни родился, он был предан одной лишь идее сионизма и видел надежду своего народа только в победе союзников. Я отличал мистера Скотта как проницательного знатока людей… и не сомневался в его патриотизме. Профессор Вейцман приехал в Лондон, я принял его немедленно. Теперь он известен всему миру, тогда же — не ведом почти никому, но я немедленно увидел в нём выдающуюся личность. У Вейцмана было замечательное лицо, он сочетал интеллект с откровенностью, искренностью. Я рассказал профессору о наших химических трудностях и попросил о помощи.

Доктор Вейцман сказал, что пока уверенности нет, но он постарается. Он изготавливал ацетон посредством ферментации, но только в лаборатории и мог гарантировать возможность промышленного производства лишь через несколько времени.

— Когда вы дадите ответ? — спросил я — Мы не можем долго ждать. Это неотложное дело.

Вейцман ответил:

— Я буду работать днём и ночью.

Через несколько недель он вернулся и сообщил: «Проблема решена». Прежде Вейцман тщательно изучил микрофлору, обитающую на кукурузе, прочих зерновых и в почве; ему удалось выделить микроорганизм, способный перерабатывать крахмал злаков — особенно маиса — в смесь ацетона с бутиловым спиртом. Но поколение таких бактерий очень быстро умирало и Вейцман, работая без отдыха и срока — как и обещал — смог за короткое время получить культуру, способную выделять для наших нужд ацетон из маиса.

Кукуруза на две трети состоит из крахмала, теперь мы располагали обширным источником сырья и могли производить значительное количество необходимого химиката. Сегодня на этом открытии работает важная отрасль промышленности.

В 1917 году, сокращение морского оборота вынудило нас отказаться от всякого, сверх необходимости, импорта, и пуститься в дальнейшие эксперименты. Осень принесла богатый урожай конских каштанов; мы нашли в них замену маису и организовали сбор важных теперь плодов в национальном масштабе. … Процесс Вейцмана превращал каштаны в ацетон вплоть до конца войны.

Гений доктора Вейцмана выручил нас, и я сказал профессору:

— Вы оказали огромную услугу государству; я попрошу премьера рекомендовать вас королю. Вы получите награду.

Вейцман ответил:

— Мне ничего не нужно.

— Неужто мы не можем ничего для вас сделать? Вы очень помогли стране.

Тогда он сказал:

— Да, вы можете помочь моему народу.

Я обратился к Бальфуру — главе Форин Офиса — как только стал премьер-министром. Сам Бальфур был учёный и очень заинтересовался достижениями доктора Вейцмана. … Я представил их друг-другу. Так было положено начало Хартии сионистского движения — после долгих обсуждений и изучения вопроса на свет появилась Декларация Бальфура. Открытие профессора Вейцмана не только помогло нам в войне, но навсегда осталось на карте мира.

Из «Военных мемуаров» Ллойд-Джорджа

Источник: LJ crusoe


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > История > Вейцман и ацетон
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 12:17:44
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Еженедельник "Секрет" Jewniverse - Yiddish Shtetl