БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > История > Жизнь Бегина > Раздел Палестины. Война за независимость
Оглавление

Раздел Палестины. Война за независимость

Выводы Комиссии ООН по Палестине, принятые большинством голосов, были выражены следующим образом: «Разделить Эрец-Исраэль на две части. В одной из этих частей будет создано еврейское государство, а в другой — арабское. Иерусалим — международный город, находящийся под контролем ООН».

До Генеральной Ассамблеи ООН, на которой должно было быть принято решение относительно рекомендаций Комиссии, оставалось два месяца. Восстание сошло за это время на нет по негласному соглашению всех сторон. Посланцы Еврейского агентства колесили по миру, пытаясь заручиться у всех возможных и невозможных стран поддержкой идеи создания независимого еврейского государства.

В октябре 1947 года Лига арабских стран создала межарабский штаб, целью работы которого было нанесение удара по еврейскому государству. Командиром этого формирования стал иракский генерал Исмаил Цфут. Лига арабских стран создала также «Армию спасения», во главе которой стоял пронацистски настроенный ливанский деятель по имени Фаузи Аль-Каукджи.

Перед самым провозглашением независимого еврейского государства арабские страны передвинули свои части на границы вновь созданной страны для того, чтобы уничтожить ее. Во главе всех этих объединенных соединений стоял иракский генерал Нураддин Махмуд. Уже 14 мая, в день провозглашения еврейского государства, подразделения регулярных армий арабских стран приняли участие в боях с израильскими солдатами.

Война за независимость завершилась замечательной победой ЦАХАЛа. Но это было позже, а пока...

29 ноября 1947 года большинством голосов — 33 против 13 — Генеральная Ассамблея ООН приняла в Нью-Йорке рекомендации Комиссии относительно раздела Палестины. Министр иностранных дел Англии Бевин на другой же день заявил, что его страна не поддержит реализации этого решения из-за того, что он назвал «возражениями арабов против раздела».

Британия оставит Палестину, как это решено ООН, 15 мая 1948 года, но до этой даты будет последовательно проводить политику «Белой книги» — будет запрещена еврейская репатриация, и власть не будет постепенно передаваться в руки новых хозяев.

Полтора миллиона жителей Палестины, евреи и арабы, прильнувшие к радиоприемникам, транслировавшим из Нью-Йорка судьбоносное заседание Генеральной Ассамблеи ООН, слушали хрипло звучавший голос комментатора, освещавшего происходившее в здании Организации Объединенных Наций в тот день, с огромным вниманием. После того как результаты голосования были утверждены секретариатом ООН, ликование еврейского населения Палестины стало воистину бескрайним. Люди плакали, обнимались, танцевали и пели — их счастью не было границ. Народная мечта, которой было около 2000 лет, была близка к осуществлению.

Менахем Бегин и его товарищи не праздновали разделение своей страны. Вот что писал тогда лидер Иргуна:

«Раздел нашей родины незаконен. Мы никогда не признаем решения об этом».

Бегин в очередной раз угадал замысел английских властей. Те планировали кровавые столкновения между арабами и евреями на почве раздела страны. Англичане надеялись на то, что в создавшемся хаосе арабы окажутся сильнее и тогда евреи будут вынуждены просить владельцев мандата остаться в Палестине на условиях, выгодных только империи.

Руководители «Хаганы», несмотря на то, что соглашались с анализом ситуации Бегина, немедленно, уже в феврале 1948 года, объявили тотальную мобилизацию населения. ЭЦЕЛ мобилизацию не провел даже в апреле — у организации не было ни средств, ни военных баз, ни оружия для обеспечения мобилизованных. Большинство членов ЭЦЕЛ и сочувствующие идеям Иргуна оказались в рядах «Хаганы», что в условиях непрекращающихся боев с вражескими арабскими вооруженными отрядами было единственно возможным путем для молодых (и не очень молодых) еврейских мужчин Палестины. Так считал Бегин, который говорил, что «чем сидеть по домам, много честнее воевать за свою Родину в рядах «Хаганы», которая может принять, обучить и организовать народное ополчение». «Хагана» приняла на себя всю тяжесть борьбы с арабскими силами, противостоявшими евреям, — этот факт неоспорим.

Концепция Бегина относительно планов англичан оказалась верна. Хаос и беспорядок воцарились в Палестине. Иерусалим был окружен, и пробиться в него было невозможно (бронеколонна, пытавшаяся прорвать иерусалимскую блокаду, была атакована возле кибуца Хульда и не смогла выполнить свою воинскую задачу). Тогда же прибыли в Палестину первые подразделения «Армии Ярмука» — солдат-добровольцев из арабских стран, представители которых заявили, что по мере необходимости немедленно пришлют свои регулярные силы на защиту братьев и их интересов.

У многих друзей еврейского народа в мире появились тогда серьезные сомнения в том, что создаваемая страна сможет выдержать испытания и появиться на свет. Больше того, признаки сомнений в правильности решения о «разделе Палестины» пришли из госдепартамента США. В любом случае очень многие стали требовать решение о провозглашении независимого еврейского государства отложить на более поздний и удобный для этого момент.

ЭЦЕЛ, несмотря на принципиальное возражение против раздела страны, немедленно принял сторону тех, кто защищал принцип создания независимого государства. «Никакого промедления с провозглашением независимости быть не может. Если 15 мая, после ухода англичан из Палестины, государство провозглашено не будет, то ЭЦЕЛ сам объявит о создании правительства в изгнании и потребует его официального признания» — так говорилось в заявлении штаба организации. Весь пропагандистский отдел Иргуна действовал во всю силу именно в этом направлении.

Стоит отметить две акции, проведенные подразделениями ЭЦЕЛ, которые оказали значительное влияние на ход войны за независимость государства. Первая из них — бой за деревню Дир-Ясин в районе Иерусалима. Вторая — освобождение Яффо.

В апреле 1948 года было достигнуто соглашение между организациями «Хагана», ЭЦЕЛ и ЛЕХИ о сотрудничестве. В результате этого соглашения представители ЭЦЕЛ и ЛЕХИ сообщили (письменно) командиру Иерусалимского округа генералу Давиду Шалтиелю о своем намерении атаковать деревню Дир-Ясин к западу от Иерусалима. Деревня эта была центром сосредоточения вражеских сил, центром арабской воинской деятельности.

Деревня была атакована с двух направлений на рассвете 9 апреля. Соединение ЭЦЕЛ двигалось из района Гиват-Шауль, а отряд ЛЕХИ — из Бейт-а-Керем. Опыта операций такого рода у частей недавних подпольщиков еще не было. Связи между ними не было, потому что она не действовала в тот день(?!). Самодельные автоматы, изготовленные в мастерских Иргуна в Тель-Авиве, после первых же выстрелов не могли стрелять очередями. Атака шла под аккомпанемент одиночных выстрелов наступающих.

Чтобы избежать жертв среди мирного населения, перед подразделением ЭЦЕЛ двигался грузовик с громкоговорителем, по которому жителей села оповещали(!) о предстоящей атаке. «Уходите немедленно из села, чтобы не подвергаться лишнему риску», — вещал громкоговоритель. В утреннем тумане водитель грузовика не заметил свежевыкопанного рва и въехал в него. Мотор грузовика заглох, и, таким образом, предупреждение услышали лишь жители близлежащих домов.

В сельской школе укрепилось подразделение иракских добровольцев, которые вели прицельный и достаточно точный огонь по наступавшим. Огонь велся и из близлежащих домов. Было ранено и убито несколько офицеров и командиров ЭЦЕЛ. К 11 утра казалось, что бой закончится неудачей. Схватки за каждый дом сопровождались взрывами гранат, так как в столкновениях подобного рода невозможно использовать только стрелковое оружие.

Взвод Пальмаха, прибывший на помощь в бронемашинах, начал спасение многочисленных раненых из числа нападавших и подбор убитых. Бой продолжался, и к 16 часам дня яростное сопротивление арабов прекратилось. В этом противостоянии 5 человек из числа нападавших было убито и 31 человек был ранен. 70 арабов были взяты в плен. Они были вывезены в Иерусалим и там у Шхемских ворот Старого города освобождены.

Почти в каждом из захваченных солдатами ЭЦЕЛ домов оказались тела погибших арабов. Выяснилось, что 254 человека из числа жителей села и вооруженных арабских добровольцев нашли свою смерть в этом бою. Среди пострадавших арабов было много женщин и детей.

Всю эту информацию, включая точное число погибших женщин и детей, командир операции Мордехай (Раанан) немедленно сообщил журналистам, прибывшим из Иерусалима. Раанан также выразил сожаление по поводу непредвиденных и, конечно же, не запланированных никем жертв среди мирного населения.

10 апреля Бен-Гурион послал с утра телеграмму с извинениями и осуждениями операции в Дир-Ясине иорданскому королю Абдалле.

Англичане немедленно использовали сложившуюся ситуацию в свою пользу и заявили, что если ЭЦЕЛ не освободит деревню, то Дир-Ясин будет разбомблен с воздуха. Деревня была передана частям «Хаганы». Через несколько недель здесь была проложена первая в районе Иерусалима взлетная полоса. Вероятно, возможности строительства (на единственном равнинном месте в Иерусалиме того времени) аэродрома в районе Дир-Ясина и были истинной причиной всех кровавых и трагических событий вокруг этой деревни. Другого подходящего места для строительства взлетной полосы вблизи Иерусалима не было.

Арабы, искусные знатоки и умельцы пропаганды, раздули результаты боя за Дир-Ясин невероятно. Оставшиеся в живых жители села были отправлены в мечети, чтобы рассказать прихожанам «о зверствах евреев». И как это часто бывает, пропаганда оказала совсем иное воздействие на слушавших — красочные устные истории вызвали панику у населения, и в результате из страха перед евреями 500 тысяч арабов покинули Палестину, став беженцами.

И еще одну операцию ЭЦЕЛ того времени стоит отметить — бой за самый населенный арабский город в Эрец-Исраэль — Яффо (70 тысяч жителей). Арабские снайперы могли обстреливать из пограничных зданий тель-авивские пляжи, а банды хулиганов из южных районов Яффо досаждали жителям Холона и Бат-Яма.

К тому же возможность высадки большого морского десанта в Яффо в случае тотальной войны с арабскими странами делала этот город максимально важным в стратегическом плане.

«Хагана» воздерживалась от атаки на этот город, потому что официальные лидеры страны пытались строго придерживаться планов раздела. «Это официальная и законная основа еврейского государства, которое должно быть создано», — говорили они. Доля истины в их позиции была.

ЭЦЕЛ противился в принципе планам раздела страны и потому никаких ограничений в действиях для Иргуна не было. Наоборот, во время утверждения плана операции в Яффо штабом организации подчеркивалось как положительный фактор, что атака на город может нанести серьезный удар по планам раздела страны.

Операция началась во время праздника Песах, 25 апреля 1948 года. Удар подразделений ЭЦЕЛ был строго целенаправленным, концентрированным, поддерживался массированным минометным огнем.

Арабы яростно сопротивлялись, и атака ЭЦЕЛ приостановилась. Как только стало известно, что операция проводится солдатами Иргуна, в рядах арабов началась настоящая паника. Английское командование решило вмешаться и передвинуло танковый и артиллерийский батальоны навстречу атаковавшим частям. Большинство потерь в рядах подразделений ЭЦЕЛ было вызвано боями с английскими войсками. Командующий английских войск предупредил мэра Тель-Авива Исраэля Рокаха, что отдаст приказ об артиллерийском обстреле города, если ЭЦЕЛ не прекратит атаку.

Командование подразделений Иргуна сомневалось в возможности продолжения атаки, которая и без английских угроз воспринималась в Палестине (газетами и официальными представителями власти) как явно неудачная, но рядовые бойцы не могли и не хотели уступить. Только победа была единственной целью для них. В конце концов была предпринята еще одна атака, и она оказалась на этот раз удачной.

После того как пограничный с Тель-Авивом район Яффо был взят солдатами ЭЦЕЛ, началось паническое бегство арабов из города. К 15 мая в Яффо осталось не более 5 тысяч арабов. Эта операция была последней, проведенной частями ЭЦЕЛ самостоятельно.

С первых дней мая 1948 года в стране громогласно обсуждался вопрос о провозглашении независимости 15 мая или смещении этой даты на неопределенный срок.

«В те дни мы организовали максимальное давление на официальные круги, не обращая никакого внимания на то, кто будет главой первого еврейского правительства. Ежедневно мы публиковали воззвания, содержание которых сводилось к одному: «Еврейское правительство независимой страны будет создано вовремя» — так писал тогда Менахем Бегин.

Бен-Гурион был благодарен Иргуну и его командиру за это. Он послал к Бегину доверенного человека, который выразил тому благодарность за воззвания и поддержку ЭЦЕЛ. «Вы и Иргун очень помогаете ему преодолеть мнение коллег, требующих отложить дату провозглашения независимости», — сказал Бегину Элиэзер Ливни, присланный Бен-Гурионом.

Последний просил от Бегина подтверждения того, что ЭЦЕЛ выступит за вновь созданное правительство, и Бегин это сделал, ни секунды не задумываясь.

«Правительство будет создано. Никаких «возможно» быть не может, — говорилось в очередном воззвании ЭЦЕЛ. — Правительство будет создано. Мы поддержим это правительство всем, чем можем».

Начались переговоры о роспуске частей ЭЦЕЛ на территории Эрец-Исраэль. Солдаты ЭЦЕЛ обязаны были присоединиться к подразделениям ЦАХАЛ вместе с командирами и всем оружием. Иргун также передавал в распоряжение создаваемого государства все свои армейские склады и источники вооружения, включая и те, которые находились за рубежом.

Два батальона ЭЦЕЛ присоединились к ЦАХАЛ по решению Народного собрания от 12 мая (принято большинством в 6 голосов против 4) о создании независимого еврейского государства.

Одновременно со всеми этими событиями несколько батальонов Иргуна вели тяжелые бои в районе Рамле и Иегудии согласно распоряжениям генштаба армии Израиля.

Бои в Рамле были особенно тяжелыми, сопровождались большими потерями малоопытных в уличных боях солдат Иргуна и хроническим отсутствием вооружения. 14 мая командовавший частями ЭЦЕЛ Амихай Паглин сообщил в штаб организации о хронической нехватке оружия и патронов.

На заседании штаба, в котором участвовали только что прилетевшие из Европы Яков Меридор и Шмуэль Кац, было принято решение о переходе сухогруза «Альталена», приобретенного в США и нагруженного оружием, частично купленным, частично подаренным дружественными странами, в Израиль.

В тот же день, после обеда, в тель-авивском музее состоялась торжественная церемония провозглашения независимого еврейского государства.

Назавтра Менахем Бегин в прямой трансляции радиостанции ЭЦЕЛ «Коль Цион Алохемет» лаконично сказал: «Иргун перестает действовать в подполье на территории Израиля... Отныне мы будем солдатами и строителями своей родины. Мы будем жить в рамках закона, потому что это наш закон. Мы будем подчиняться правительству, потому что это наше правительство».


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > История > Жизнь Бегина > Раздел Палестины. Война за независимость
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-18 07:24:11
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Еврейский педсовет Еженедельник "Секрет"