БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Интересный иудаизм > Полевой определитель харедим
Разделы

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+35
Интересно, хорошо написано

Интересный иудаизм
Полевой определитель харедим
А. Фейгин

Краткая экскурсия в мир традиционной еврейской одежды, помогающая не запутаться во всем ее многообразии.

Олим из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и тапок, скроенных по последней моде начала прошлого века. Первый вопрос, который задают русские: "Почему?!"

Прежде чем начать исследование гардероба, вспомним одну историю, содержащую тень ответа на этот сакраментальный вопрос.

Итак, в середине прошлого века появилась среди евреев небольшая, но агрессивная группка "просвещенцев" - идеологов ассимиляции. Первое, что они сделали - сменили традиционную еврейскую одежду на "цивильную", нееврейскую.

Один из таких просвещенцев пришел как-то к рабби Шолом Рокаху из Белз и ехидно так, с подковыркой, спрашивает:

- Реббе, расскажите, во что одевался праотец наш Авраам?

Из тех вопросов, которые задают не для того, чтобы получить ответ. Тонкий намек: Авраам-то наверняка не ходил в черном сюртуке!

Улыбнулся реббе умнику и ответил:

- Я не знаю, сынок, ходил ли Авраам в шелковом халате и штраймл. Но я точно знаю, как он выбирал одежду. Смотрел, как одеты неевреи - и одевался иначе.

Вот вам, вкратце, вся идеология, стоящая за необычной и анахроничной, на первый взгляд, еврейской одеждой.

Итак, займемся переучетом. Среди всего разнообразия шапок, шляп, сюртуков и поясов можно выделить два безусловно обязательных для еврея атрибута одежды: ермолку и талит катан. Слово ермолка (Kund) происходит не от русского имени Ермолай, как толкуют его иногда русскоязычные евреи, а от слов "йере малка" - то есть "боящийся Владыки".

Тем, кто думает, что выбрать ермолку - дело простое, предлагаю посетить на досуге магазин "Кипот Левин" на площади Шабат или "Кафтор вафэрах" на улице Меа Шеарим в Иерусалиме. Полки магазинов разделены на сотни мелких ячеек, в которых по размерам, материалу и форме разложены ермолки. Вязаные, гладкие черные, шелковые черные, бархатные, маленькие на большую голову и большие - на маленькую, остроконечные и плоские, шести-, четырех- и восьмиклинные, белые - "арабские". Свою ермолку еврей видит издалека, подходит прямо к полке с тем фасоном, который носят в его общине, выбирает нужный размер. Хасид "Гур", например, никогда не купит бархатную или расшитую золотом ермолку, что уж там говорить о вязаной.

Вторым обязательным компонентом одежды является четырехугольная накидка с отверстием для головы и четырьмя кистями по краям. Сама накидка (называемая талескотн или арбеканфес) обычно скрыта под одеждой, но кисти всегда выправлены поверх брюк. Если среди восьми нитей кисти вы заметили две (или одну) синего цвета - знайте, что перед-вами хасид Бреслав, Радзин, а может быть и избицкий. Дело в том, что секрет изготовления синей краски утрачен около двух тысячелетий назад и был открыт заново в конце прошлого века рабби Гершон-Ханохом из Радзина. Его рецепт краски тхелет не был признан большинством раввинов того времени и вошел в употребление только в считанных общинах.

Арбеканфес или талескотн, как правило, сделан из белой шерсти с черными полосами. Углы укреплены накладками из простой ткани, через отверстия в углах продеты нити цицис-цицит, заповеданные Торой кисти.

У хабадников и некоторых других общин на каждом углу арбеканфеса не одно, а два отверстия. Кроме того, на некоторых кистях кроме четырех (двойных) обязательных узлов можно увидеть от 13 до 40 мелких узелков на витках нити. По этому признаку тоже можно различить членов разных общин.

Вернемся к головным уборам: поверх ермолки харед почти всегда надевает шляпу или шапку. Это может быть и кепка сталинского покроя, такую носят обычно, старые хасиды из России и Польши. Кепка этого покроя называется каскет и свидетельствует, как правило, об особо ревностном отношении ее хозяина к сохранению того фасона одежды, которого придерживались его дед и отец. Во всем Израиле не насчитаешь сегодня и трех десятков стариков, придерживающихся этого фасона. Отдаленно похожие на каскет серые шестиклинные кепки носят дети и подростки в семьях литваков - последователей р. Вэлвэлэ из Бриска.

В будние дни большинство харедим носят черную шляпу. По ее форме и фактуре часто можно узнать о хозяине куда больше, чем, скажем, из его удостоверения личности. Существует (по словам торговцев шляпами) 34 основных типа этого головного убора, каждый из которых свидетельствует о происхождении, общинной принадлежности и даже социальном статусе хозяина. Простой литвак или любавичский хасид носят шляпу кнейч с продольным заломом. Особо ревностные хабадники сделают на шляпе второй, еле заметный поперечный залом и сдвинут ее на лоб, как делает Реббе. Литвак, занимающий высокое положение в общине (судья, ректор ешивы), сменит кнейч на шикарную и дорогую шляпу гамбург - не только без заломов, но и без вмятин от пальцев на куполе и утрированно отогнутых вверх полях. Человек, надевший гамбург, получает, как правило, самые почетные вызовы к Торе, поэтому шляпу этого фасона принято называть еще мафтир-гитл. Понятное дело, вызов к мафтиру владелец гамбурга получает не за правильный выбор фасона шляпы.

Польские хасиды носят в будни самую простую из шляп - капелюш, похожую на кнейч, но без заломов тульи и изгибов полей. И кнейч, и капелюш, и большинство из гамбургов сделаны из твердого фетра. Другие виды шляп сделаны из велюра (скорее похожего на бархат или даже короткошерстный черный мех), по твердости не уступающего десятимиллиметровой фанере. Среди этих шляп можно выделить самет, один из самых дорогих и роскошных фасонов. Обладатель самета - почти наверняка венгерский хасид: вижницкий, бельзкий или сатмарский.

Вопрос на засыпку, для специалиста: как отличить бельзского хасида от вижницкого? Одежда неотличима, один к одному. Но шляпа самет выдаст: у вижинцера черная лента шлайф завязана справа, у бельзера - слева.

Жалкой пародией на самет выглядит плуш - традиционная шляпа потомственных иерусалимцев. На профессиональном жаргоне она называется флиикер-теллер - летающая тарелка или супер. Как ни называй, а вместить в не? голову обычного размера нелегко: поля-то широкие, но высота тульи - всего десять сантиметров.

Третий тип головного убора (не шляпа и не каскет) надевают только хасиды и только в особо торжественных обстоятельствах: в субботу, праздник, на свадьбе, встречаясь с реббе. Речь вдет о меховых шапках, которые обычно собирательно называют штраймл. Штраймл - ласкательная форма от слова штрам - шапка. Штраймл штраймлу рознь: есть больше двух десятков типов. Обычно, это черная бархатная ермолка, отороченная черными или коричневыми лисьими хвостами. В первом приближении можно выделить три большие группы штраймл: широкий и низкий, правильной цилиндрической формы - собственно штраймл, низкие и широкие нестрогой формы, лохматые-косматые - называемые чернобыль (разумеется, не в честь взорванного реактора) и, наконец, сподик, высоченная черная меховая циллиндрическая шапка. Простой штраймл носят венгерские, галицийские и румынские хасиды, мохнатый чернобыль - украинские, а сподик - польские хасиды. Существуют особые фасоны штраймл, которые носят не целые общины, а только их главы, рабеим. К этой группе можно отнести собл или цойбл - высокий штраймл из соболиного меха (в таком ходил, например, покойный реббе из Богуша), колпик - нечто среднее между сподиком и штраймл (такую шапку носил шестой Любавичский реббе). Главы разных хасидских дворов Ружинской династии носят обычный штраймл, но ермолка, вшитая в него, не куполообразная, а конусообразная, остроконечная, высокая.

Штраймл носят только женатые мужчины. Исключение составляют только несколько десятков потомственных иерусалимских семей. В этих семьях мальчик впервые надевает штраймл в день совершенолетия, бар мицвы - в тринадцать лет.

С головными уборами, в основном, мы познакомились. Попробуем разобраться в остальном.

Прежде всего, нам надо научиться отличать хасидов от литваков и сефардов (которые в подавляющем большинстве учились или учатся в литовских ешивах и как две капли воды похожи на литваков, по крайней мере, по части одежды).

Первый классический признак: галстук. Только литвак наденет его. Исключение составляют ружинские хасиды. Вообще же хасиды испытывают к галстуку нескрываемое отвращение и называют его геринг (селедка) или экэлэ (хвостик). Стоит сказать два слова о причине этой галстукофобии. Хасидский фольклор объясняет ее тем, что первым действием в процессе завязывания галстука является узел, имеющий форму креста. О том, насколько евреи любят крест, не стоит распространяться.

Второй отличительный признак хасида - борода. Большинство хасидов никогда не подстригают е?, и уж конечно, не сбривают "под ноль". Подавляющее большинство литваков регулярно подстригает, "правит" бороду, можно встретить и чисто выбритых (разумеется, разрешенным по их мнению способом) студентов литовских ешив. Главным образом это - неженатые ешиботники.

По субботам одежда литвака немногим отличается от будничной формы: некоторые, правда, сменят короткий пиджак на длинный сюртук, называемый фраком. Фрак не имеет карманов и застегивается, как и вся традиционная еврейская мужская одежда, таким образом, чтобы правая пола накрывала левую, то есть, "по русским стандартам" по-женски. Фрак имеет глубокий разрез и две пуговицы сзади (там, где вы привыкли видеть хлястик). Как две капли воды похож на литовский фрак хабадский сиртук. Как же отличить одно от другого? Хабадник, входя в синагогу, подпоясает сиртук шелковым черным поясом, гартлом. Литвах гартлом не пользуется.

Остальное разнообразие верхней одежды можно разделить на: капоты, халаты, бекечи (то есть бекеши), жугшцы (джубе) и т. д. Черная капота - обычная будничная одежда большинства хасидов (кроме Хабада). По особенностям покроя можно идентифицировать и капотоносителя. Венгерские хасиды (Белз, Вижниц, Спинка) носят особенно длинные, наглухо закрытые капоты из простой ткани, часто с фактурными, но тоже черными полосами. Капота польского хасида чуть короче и имеет глубокий разрез, шлиц сзади.

О степени консерватизма общины и отдельно взятого хасида можно судить по лацканам: если они закруглены - значит перед нами ревнитель старой моды. Если лацканы заострены - перед нами вольнодумец. Разумеется, вольнодумец в терминах первой половины прошлого века. Часто, чтобы определить происхождение хасида по его капоте нужен особо зоркий глаз: например, одежда сатмарского хасида отличается от других венгерских капот тем, что вместо трех пуговиц на ней красуются шесть - два ряда по три.

Халаты - как правило одежда для особых случаев: праздничный шелковый, расшитый черным по черному узором, тиш-халат для праздничных обедов, ешиве-халат из самой дешевой ткани без подкладки - для занятий в ешиве или коллелс.

Поверх халата по субботам и праздникам многие хасиды надевают черный атласный плащ - бекече.

И капота, и сюртук, и халат хасида должны быть перетянуты поясом, сплетеным из черной шелковой нити или ткани. Плетеный пояс может представлять собой гладкую ленту - открытый гартл, или ленту, продольно свернутую в двойную трубочку - закрытый гартл. Открытые гартлы носят польские, белорусские, украинские хасиды. Закрытые - венгерские и румынские.

По ширине гартла можно часто знать, каков социальный статус хасида. Раввины и судьи наденут пояс шире, чем простые мастеровые торговцы. Впрочем, это правило не относится к бельзким, гурским и некоторым другим хасидам.

Продолжая экскурсию сверху вниз, от ермолки и шляпы к туфлям, мы добрались до фасона брюк. С ними - проще всего: хасид носит или обычные черные брюки, или еалб-гойэн - брюки до колена. Брюки (полной длины) могут также иметь манжет, но это скорее дело вкуса, чем общинной принадлежности.

Короткие брюки носят венгерские хасиды, они завязыват штанину шнурком под коленом и надевают на нижнюю часть ноги черные гольфы - зокн - до колена. Некоторые (например, вижницкие) в субботу сменят черные гольфы на белые. Другие (например, бельзские) надевают белые гольфы только по праздникам. Дилетант может принять брюки хасида Гур за венгерские галб-гойзн. Дело в том, что гурские хасиды заправляют брюки (обычной длины) в черные гольфы. Эта форма одежды называется козак-зокн - "казацкие" гольфы. В самом деле, крупные и бравые на вид гурские хасиды удивительно похожи на казаков в своих длинных черных атласных сюртуках, папахах-сподиках и с подобием черных сапог на ногах.

Нашу прогулку мы завершаем на последней станции: туфли. Туфли почти у всех одинаковые - без шнурков, с тупым носком и низким подъемом.

Мы познакомились с азбукой черной одежды, но остались неизученными одежды другого цвета.

Носят их, главным образом зебры, хасиды реб Ареле (называемые также Толдес-Арн) и некоторая часть бреславских и других хасидов, жителей квартала Меа Шеарим. В будни зебра выглядит так: плуш (летающая тарелка) на голове, под ней - вайс-ярмулке - белая ("арабская") вязанная ермолка с кисточкой в центре купола. Белая рубаха, шерстяной арбеканфес, жилет и халат из особой ткани. Ткань - белая или серебрянная с черными или темно-синими полосами. Производят эту ткань только в Сирии и контрабандой доставляют в Восточный Иерусалим. За эти полосатые одежды и получили хасиды реб Ареле прозвище "зебры". В субботу летающую тарелку сменит чернобыльский или обычный штраймл, а вместо халата с серебряным фоном хасид наденет золотой. Полосы, как и на будничной одежде - черные или темно-синие. Халат перехвачен двумя поясами - узким, который обычно не виден, а поверх него - белым шелковым, шириной в 10-12 сантиметров с тонкими, еле заметными поперечными черными полосами. Поверх халата иногда (а в субботу и праздник - обязательно) накинута коричневая атласная бекеша с расшитым воротником.

Мы не упомянули еще очень многое - золотые парчовые халаты и бекеши хасидских реббе, типы бород и пейсов, одежду детей и женщин.

Рабби Исраэль Баал-Шем-Тов говорил, что память - единственный ключ к освобождению. Эти капотэс видели на своем веку многое: погромы проклятого Хмельницкого, юность сионизма, они горели в печах нацистских лагерей и были свидетелями рождения еврейского государства. Это наша живая память. Но мало видеть в одеждах харедим только знак памяти, дань прошлому. Это - живой быт живых еврейских общин. Капоты и штраймлэх, режущие глаз "всему прогрессивному человечеству", останутся еврейской одеждой и тогда, когда мода конца двадцатого века безнадежно устареет и займет свое почетное место в пыльных чуланах.

Источник: "Неделя" (Иерусалим), 7 швата 5754


Ага! Это статья, которая была напечатана в "Шомрей шабос", а потом в "Мигдаль Таймс". Никак не мог найти автора.
Балу, плз, как можно связаться с Фейгиным?

Чтоб я знал... Эта статья лежала у меня в архивах списка рассылки judaica - может быть, там кто-то знает. Или поискать сайт газеты "Неделя", если он там еще работает (все-таки 7 лет прошло).

Только что нашел его через google.ru:

http://www.zionet.co.il/gazeta/feigin3.html

Статьи датируются текущим годом и взяты из газеты "Восхождение".

Балу, Александр Фейгин работает вместе со Штензальцем, к сожалению он почти ослеп, но каким-то образом работать продолжает.Его знает Верховский.Обратитесь к нему в воскресенье.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Интересный иудаизм > Полевой определитель харедим
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-16 12:54:22
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Dr. NONA Всемирный клуб одесситов