БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №105 > Опознание, улики и доказательства
В номере №105

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Опознание, улики и доказательства
Подбор материала Виты Инберг

В основном, весь наш выпуск – «про это», т.е., о литературе. Поэтому о книгах скажем кратко, но не сказать нельзя – их, оказывается, очень много! Немного расскажем о кино. И вспомним о реальности – какое место в ней сегодня занимает частный детектив?

АВТОРЫ, КНИГИ, ГЕРОИ

ИзменитьУбрать
Ф. Денней и М. Ли («Эллери Квин»)
(0)

Эллери Квин (США) – коллективный псевдоним двоюродных братьев Д. Натана­ (1905-1982) и М. Лепофски (1905-1971). Их мамы были – правильно, дочерьми русских эмигрантов. В юности братья изменили имена на Ф. Деннея и М. Ли. (И у них был еще один коллективный псевдоним – Барнэби Росс.) Их творчество относят к «золотому веку детектива», а основных персонажей – инспектора Ричарда Квина и его сына, частного сыщика Эллери, – знают все подлинные любители жанра. Один из самых необычных романов – «Неизвестная рукопись доктора Ватсона», замечательная стилизация под Конан-Дойля, где Эллери фактически выступает только читателем якобы найденного текста и решает загадку, возникшую много лет назад.

Ф. Денней в 1941 г. основал «Ellery Queen Mystery Ma­ga­zine» – журнал, публиковавший наиболее примечательные новинки детективной прозы. В 1983 г. Американская ассоциация детективных писателей учредила «награду Эллери Квина» за заслуги в редакционно-издательской деятельности.

Фэй Келлерман (США) – автор множества детективов (а еще – зубной врач и музыкант). Известность ей принесла серия романов, в центре которых – лейтенант отдела убийств полиции Лос-Анджелеса Питер Декер и его жена Рина Лазарус (на русский язык пока переведен только «Змеиный зуб»). Муж писательницы, Дж. Келлерман – клинический психолог и… автор триллеров.

«Начиная с последних лет жизни Сталина, евреи составляли в милиции весьма незначительный процент. Кое-где еще оставались на службе ­ бывшие фронтовики, но новых сотрудников евреев не принимали…
Помню, как шло распределение студентов, заканчивавших Московский юридический институт в 1952 г. Студентов-неевреев вызывали с лекций и семинаров в спецчасть института и предлагали варианты будущего трудоустройства. …было заранее известно: евреям не светит ничего, кроме провинциальной адвокатуры и нотариата. Чтобы не уезжать из Москвы, многие из них заблаговременно обзавелись запросами о направлении их на работу юрисконсультами. Запросы эти Комиссия охотно удовлетворяла, и их обладатели искали себе работу сами.
…В итоге никто из студентов-евреев моего выпуска в следственные органы не попал. … Я подписал согласие работать адвокатом и уехал в райцентр Костромской области.
В милицию меня приняли только в период хрущевской "оттепели", когда двери правоохранительных органов для евреев ненадолго открылись.
…Я проработал в уголовном розыске на вокзале 20 лет и прослыл "местной достопримечательностью": автор нескольких книг о милиции, единственный в Москве милиционер – член Союза писателей СССР, лауреат премии имени разведчика Н.И. Кузнецова. Ко мне на работу приезжали коллеги по Приключенческой комиссии – известные писатели: А. и Г. Вайнеры, В. Смирнов, П. Шестаков, Э. Хруцкий, А. Безуглов, бывший в то время ­ ведущим популярной передачи "Человек и закон"…
В описываемое время еврейские имена, да и само слово «еврей», почти напрочь исчезли со страниц периодических изданий... Надзор за произведениями о милиции, кроме обычной цензуры­, осуществлял еще один дополнительный орган – пресс-центр МВД СССР, строго следивший за тем, чтобы образ советского милиционера не имел изъянов».
(Леонид Словин, «Может ли еврей быть героем детектива?»)
Если фантастический и прочий детектив считать разновидностью жанра, а не просто лихо закрученной фантастикой, то нельзя не вспомнить роман С. Лема «Насморк» («Katar», 1976) – маленький шедевр о больших проблемах, которые может прохлопать увлеченное новыми технологиями человечество.

Американец Майкл Шейбон (Чабон) в 2008 г. выпустил «Союз еврейских по­лис­ме­нов» – альтернативно-исторический детектив, где преступление происходит на фоне фантастического допущения: что, если бы целый город на Аляске был «отдан» евреям? (Замысел возник, когда писатель узнал об одном реальном проекте 1940 г.) Отзывы о книге – весьма противоречивые. Например: «как-то натужно-громоздко и уныло»… Или – «мрачная, атмосферная проза, наполненная странной красотой».

Леонид Словин (Россия) – лауреат литературных премий, автор более 20 детективных произведений. Использовал собственный опыт многолетней работы в правоохранительных органах: адвокатом, начальником уголовного розыска, сотрудником транспортной милиции. Самые известные его книги – «Транспортный вариант», «Бронированные жилеты», «Дополнительный прибывает на второй путь», «Шальная жизнь на темной стороне Луны» (в соавторстве с Г. Вайнером). По двум последним созданы телесериалы.

Лев Гурский (Р. Арбитман, Россия) – создатель образа еврея-сыщика Якова Штерна и автор серии книг, жанр которых он определил как «ехидный детектив». В 2008 г. выпустил книгу под названием «Есть, господин Президент!» На этот раз главной героиней стала женщина – Яна Штейн, специалистка по кулинарии, так как сюжет «закручен» вокруг старинной книги кулинарных рецептов. Гурский уверен, что Яна воплощает «вполне еврейский характер – с остро­умием и сарказмом, четкими логическими конструкциями».

«Еврейскому детективу долго не везло с героями, – пишет Н. Шульман. – В диаспоре кто только ни подвизался на ниве сыска – раввины, беременные адвокаты и даже служительницы миквы. Несмотря на желание авторов написать хороший детектив на еврейскую тематику, эти герои либо бесславно увязали в талмудических рассуждениях, либо действовали среди ходульного набора якобы ортодоксальных персонажей».

ИзменитьУбрать
Батья Гур – женщина
с тяжелым взглядом
и громкой славой
"израильской Агаты Кристи"
(0)

Однако «Израиль – подлинный кладезь для детективщика!.. – говорит П. Азерад, израильский филолог. – И на этой почве сегодня в Израиле процветают подлинные мастера детективного жанра…» Мировым бестселлером в 80-х стал роман «Убийство на пути в Вифлеем» Батьи Гур (1947-2005), которую называли израильской Агатой Кристи.

Ее детективы переведены на многие языки. Наиболее по­пуляр­на серия из шести романов о детективе-профессионале Михаэле Охайоне. Он – израильтянин марокканского происхождения, бывший ученый-историк, любитель классической музыки, разведенный отец и – «… все, что мне нравится в мужчинах. А также то, что мне нравится в самой себе. Он говорит за меня и в какой-то степени меня дополняет…» (из интервью Б. Гур).

В детективных романах Шуламит Лапид действует женщина-сыщик Лизи Бадихи.

Среди авторов, получивших известность на Западе, – Рам Орен, чьи романы «Тень сомнения» и «Каинова печать» переведены на английский и французский языки.

Плодотворно работает в жанре детектива Даниэль Клугер (Израиль): циклы романов о сыщике Ницане («Дело о показаниях покойника» и др.) и о владельце сыскного агентства Натаниэле Розовски («Убийственный маскарад» и др.). Отдельно надо назвать «Последний выход Шейлока» (2006), где трагические события происходят в еврейском гетто, во времена «решения еврейского вопроса».
Д. Клугер также известен как автор множества интересных статей, где он излагает свои взгляды на любимый жанр.

Еще – многоликая Керен Певзнер, и Элиетт­ Абекассис (придумавшая религиозного детектива Ари Коэна), и Алекс Тарн … Действительно, Израиль – кладезь!
(booknik.ru и др.)

КИНО

Шейнин: странная судьба

ИзменитьУбрать
Лев Шейнин
(0)

Лев Шейнин (1906-1967) «проходит сразу по трем делам»: юрист, писатель, сценарист. Ордена, медали, руководящие должности в кино и Союзе писателей…

Вспоминается толстый серый том «Записок следователя», прочитанный в детстве. Написано было хорошо – увлекательно, эмоционально, а о прочих обстоятельствах тогда как-то не думалось.

А «прочие обстоятельства» были. В 1923 г. партия мобилизует группу комсомольцев: нужны «надежные фининспекторы и следователи». И райкому комсомола кажется, что студент Литинститута, толком даже не знающий, кто такой Шерлок Холмс, для этой работы вполне подходит. Льву предложен выбор: губ­фин­отдел или губернский суд. И Шейнин становится следователем. Во всяком случае, такова его версия, изложенная в «Записках следователя».

Для человека, собиравшегося посвятить жизнь литературе, Шейнин делает стремительную карьеру. Работает над детектором лжи в лаборатории А.Р. Лурии. С 1927 г. – следователь в Ленинградском областном суде. Как и обещал ему секретарь райкома: «Сюжеты, характеры, человеческие драмы – вот где литература!» В 1928 г. Шейнин публикует первый рассказ в журнале «Суд идет!». Потом – «Рассказы следователя», получившие огромную популярность. В 1931 г. Шейнин пишет даже учебник по криминалистике.

Параллельно он вступает в ВКП(б) и работает следователем по важнейшим делам Прокуратуры СССР, ведет дело по убийству Кирова и совместно с Вышинским составляет обвинительное заключение по этому делу. С 1935 г. – начальник следственного отдела Прокуратуры СССР, госсоветник юстиции 2 класса, член Особого совещания. В 1935 г. вместе с Вышинским подписывает приговор Каменеву, Зиновьеву и еще 17 их сторонникам.

В 1936 г., подобно многим «честным работникам режима», был арестован. Один из заключенных вспоминал: «Появился среди нас писатель Шейнин или Ляля Шейнин, как мы его звали. Он быстро исчез, увезенный на переследствие в Москву, а потом освобожденный. Говорили, что у него огромный блат».

В конце 30-х – начале 40-х Шейнин пишет пьесу и сценарий «Ошибка инженера Кочина», первую книгу трилогии «Военная тайна», сценарий к фильму «Поединок» и повесть «Лицом к лицу».
На Нюрнбергском процессе Л. Шейнин вместе с И. Гофманом помогает гособвинителю от СССР Р. Руденко.

В 1949 г. он (в соавторстве с братьями Тур) пишет сценарий к фильму «Встреча на Эльбе», за который получает Сталинскую премию.

В 1951 г. снова арестован – на основании показаний близкого друга, работника МГБ Маклярского. И начинается смутная история. К. Столяров (в книге «Палачи и жертвы») пишет: «...Маклярский подписал фантастический по содержанию протокол допроса, оговорив своего давнишнего приятеля, писателя Льва Романовича Шейнина, который … уже несколько месяцев содержался во Внутренней тюрьме на Лубянке как активный участник заговора еврейских буржуазных националистов. ...На допросах многоопытный Шейнин держался расчетливо, в мелочах кое-где уступал следователям, признавал, например, участие в антисоветских разговорчиках с товарищами по перу, приводил националистические высказывания братьев Тур и Крона, перечисляя евреев, препятствовавших дальнейшему неуклонному подъему советской литературы и искусства, называл прозаика Василия Гроссмана и драматургов Финна и Прута, но наличие заговора и, главное, свою в нем ведущую роль отрицал с неизменной решительностью… Судя по настойчивости, с которой разрабатывалась “группа Шейнина”, такой очередной процесс состоялся бы, не переменись обстановка со смертью Сталина...»

Никому не запрещено спасать свою жизнь, здоровье, свободу – но за счет других?.. Каждый выбирает сам, и выбор этот чаще всего совершается в одиночестве или в «одиночке». Эта история – одна из многих. Но все равно она вызывает сложные чувства. Тем более, есть и другой взгляд, где Шейнин, скорее, выступает жертвой обстоятельств и эпохи (А. Звя­гин­цев, Ю.Орлов, «Прокуроры двух эпох»). Есть и заслуживающая доверия версия Б. Ефимова: оказывается, Шейнин участвовал в «деле Михоэлса», и органы решили самым простым путем «убрать слишком дотошного следователя».

К. Столяров приводит воспоминания полковника МГБ Чернова, откуда можно предположить, что у Шейнина были «неофициальные дружеские контакты» с Руденко и Хрущевым. Есть легенда, что в 1953 г. Маклярский и Шейнин одновременно вышли из тюрьмы, сели в машину и… договорились вместе писать киносценарий. Так или иначе, но в 1957 г. вышел фильм «Ночной патруль», снятый по их сценарию.

Шейнин пишет сценарий к «Цепной реакции», «Игре без правил», заканчивает трилогию «Военная тайна». В 1960 г. пишет очерк «Сила и вера», направленный против диссидентов. В 1966 г. – премьера пьесы «Тяжкое обвинение».

«Записки следователя» переиздаются по сей день.
(sem40.ru,velizh.ru)

«Сыщик Гоцман»

ИзменитьУбрать
Легенда и реальность: Д. Курлянд
и памятник Гоцману перед областным
управлением внутренних дел Одессы
(0)

О сериале «Ликвидация» написано много. И есть любопытные аспекты…

Во-первых, с точки зрения Л. Радзиховского, в этом сериале «еврей, чуть ли не впервые, предстал в совершенно неожиданном виде для нашего кино: брутального супермена. Для советского кинематографа традиционная роль еврея … – сутулый “ботаник”, скорее симпатичный, чем противный, но в целом вызывающий жалость, а не восхищение…

Советское и российское кино (в том числе руками сценаристов-режиссеров-актеров евреев) затвердило в массовом сознании миф об интеллигентно-чудаковатых или трусливо-хитроватых “аидах”... И в этом смысле демонстрация крутого еврея в исполнении Вл. Машкова – это брутальный шаг от “сутулого мифа” к здоровой реальности» (lechaim.ru).

Прототип Гоцмана – заместитель начальника одесского УГРО Давид Курлянд – в 1988 г. написал дневник, который хранится в Одесском музее милиции. Дневник – кладезь сюжетов для новых детективов: самые значимые дела, которые расследовал Курлянд с 1935 по 1963 гг. в Узбекистане, Харькове и Одессе. Но, как утверждает директор Музея истории ОВД Одесской области В. Давиденко, «никто из съемочной группы “Ликвидации” не интересовался воспоминаниями. Ни Машков, ни Урсуляк их не читали». А общие сходства сюжета с историями Курлянда – есть.

Д.М. Курлянд (1913-1990) был младшим из троих детей и вырос в детском доме: семья не смогла их прокормить. В УГРО пришел в 30 лет. В банды сам не внедрялся, но «с такими сотрудниками имел контакт, и это была одна из его методик в работе. Он готовил такие кадры».

С 1958 г. Д. Курлянд читал лекции в Одесской спецшколе милиции МВД СССР. Жил с женой и двумя детьми.

В 1963 г. был уволен в запас, однако ушел с обидой. Ветераны милиции, знавшие его, рассказывали: «Был человеком скромным, серьезным, культурным, непьющим и не позволял себе лишних эмоций… Жаль, что органы потеряли его. Однажды позвонил ему начальник управления городской милиции и спросил: “Вы знаете, что ограблен Сбербанк?” Курлянд еще не владел информацией, и тогда ему грубо заявили: “Зачем вы тогда там сидите?” После этого Курлянд положил заявление на стол. Он посчитал: раз к нему так относятся, зачем работать...» (Вл. Олейниченко). Однако в своем дневнике Курлянд не упоминает этот факт, видимо, не хотел ворошить неприятное прошлое (С. Павлова, jewish.ru).

Каневский и «Знатоки»

Первые четыре фильма теле­сериала «Следствие ведут Знатоки» вышли в 1971 г. и сразу обеспечили главным героям любовь зрителей и советской милиции.

«Я любил майора Томина – потому что его сделали из меня, – вспоминает Леонид Каневский. – Прототипа не было. У Знаменского был – следователь Борис Мудрый… Была такая установка: знакомиться с работой милиции конкретно. Мы ездили на допросы, на обыски, в зоны. Надо сказать, очень неприятно присутствовать на обысках... И, помню, следователь сел за стол: "Откуда ты начнешь?" – спросил он сыщика. Тот быстро осмотрел квартиру. "Оттуда", – и показал щелчком. "Какой хороший жест, – подумал я, – надо запомнить"». 20 лет зрители с неослабевающим интересом следили за очередными расследованиями.

В начале 90-х стали приходить в упадок театры и кино. В 1991 г. Каневский приехал в Израиль и вместе с Е. Арье основал театр «Гешер» («Мост»). Снимался в израильских фильмах.

«По чьей инициативе "Знатоки" вернулись на экран1 – неизвестно, – пишет О. Кашин в «Ретрорецензии», – но эта загадка меркнет рядом с другой… Сериал лишился финальной песни. Как вспоминал композитор Марк Минков, эту песню он сочинил за те несколько минут, которые занимала дорога от его дома на Арбате до ближайшего пивного ларька. Он напевал: “Это было много лет тому назад, шел еврей домой по улице Арбат”».

А. Горохов написал на эту мелодию знаменитое «Если кто-то кое-где у нас порой». «Эта кондовость, граничащая с пародийностью, вопреки всякой логике стала не только почти официальным гимном советской милиции, но и по-настоящему народным хитом…» В новом сериале ее заменили «более гладкой, но совсем не смешной (и при этом не менее кондовой) песней Д. Тухманова на стихи Р. Рождественского: “Наша заповедь и долг наш самый главный в жарких полднях и пронзительных ночах – чтоб сияли справедливостью державной милицейские погоны на плечах”. Хитом это изделие песенной индустрии не стало...»

Как говорят критики, Знаменский и Томин в новом сериале «стали более естественными. Раньше высшее начальство строго следило за тем, чтобы представители советской милиции не имели никаких изъянов. Героям сериала было практически отказано в личной жизни, они не могли принимать участия даже в небольших гулянках…».

Каневский и Мартынюк были награждены знаком «За содействие МВД России», поскольку фильм «демонстрирует образ интеллигентного сотрудника милиции, глубочайшего профессионала, который с уважением относится к людям и своим коллегам...».

О. Кашин менее оптимистичен: «В новой реальности преступный мир переходит к полному саморегулированию, троица умных сыщиков делается просто никому не нужной. Недаром в сиквеле выяснится, что Томин в начале 90-х на много лет уехал работать в Интерпол – в самом деле, не крышевать же ему бензоколонку в Москве, а других занятий для бесстрашного инспектора, очевидно, не было...». (Материалы peoples.ru, vz.ru, sem40.ru.)

Фрид, Дунский,
Дашкевич и Холмс

ИзменитьУбрать
Знаменитый символ —
профиль Холмса с трубкой —
придумал Ю. Векслер
(0)

Творческий тандем, который называли «Фридунским», образовался еще в школьные годы. 14-летние подростки написали первый совместный сценарий – пародию на фильм «Дети капитана Гранта». В 1940-м они вместе поступили во ВГИК. Из-за сильной близорукости обоих не допустили в армию (даже внешне они были похожи). Но, окончив институт, друзья отправились на фронт добровольцами.
Защитить Родину не успели – по дороге были арестованы и осуждены на 10 лет лагерей «за дружбу с детьми врагов народа и участие в молодежной антисоветской группе».

После освобождения решили остаться в городке Инта Коми АССР. В Москву вернулись после реабилитации в 1956 г., имея на руках сценарий будущего фильма «Случай на шахте восемь», снятый В. Басовым два года спустя. Отсюда пошел отсчет творческой биографии длиной в 26 лет и 37 сценариев. Вспомним несколько названий: «Служили два товарища», «Старая, старая сказка», «Гори, гори, моя звезда», «Тень», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Экипаж», «Овод», «Не бойся, я с тобой!», «Сказка странствий».

«Идеи и идеалы – вот на чем держится искусство Дунского и Фрида и чего не хватает большинству современных кинематографистов. Не хватает нынешнему кинематографу и самих Юлия Дунского, ушедшего из жизни в 1982 г., и Валерия Фрида, скончавшегося в 1998-м».

Редкое умение делать жанровое кино Дунский и Фрид продемонстрировали и в превосходной стилизации «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» (1979), задавшей тон остальным фильмам «сериала».

Режиссер Игорь Масленников вспоминает как Дунский и Фрид принесли сценарий, который им не заказывали. Сценарий понравился ему точностью и иронией, с какими были выписаны взаимоотношения двух человек. Ватсон стал интересным и живым. Авторы вообще «наделили всех характерами: персонажи не тени, а живые люди». В том числе миссис Хадсон, которая у Конан Дойля действительно почти тень.

Во время съемок художник Белла Маневич тоже добивалась полного правдоподобия, и если, например, на внешней стороне чайной чашки не был выбит знак какой-нибудь фирмы, то чашку в кадр не брали. Даже газета Times была подлинной, изданной в 1880-х гг.

Большой удачей для картины стала семья художников Капланов. Белла, Исаак и их сын Марк специально изучали иллюстрации С. Паже к прижизненным изданиям Конан Дойля. Они создали замечательно точную атмосферу английского дома викторианской эпохи. (Любопытно, что после этого фильма Каплан уехал жить в Голландию, где стал главным национальным живописцем.) Виталий Соломин потом побывал в Лондоне и говорил, что в фильме все получилось даже более английским.

И та тональность, которую задал оператор Юрий Векслер, сохранилась до конца сериала. Во время болезни Юрия его заменяли два других оператора, но они сберегли атмосферу. Знаменитый «символ» – профиль Холмса с трубкой – придумал тоже Векслер.

Отдельная тема во всех смыслах – музыка Владимира Дашкевича. Режиссер настаивал, чтобы Дашкевич прослушал музыкальную заставку новостей культуры Би-би-си и попробовал нечто такое сочинить, потому что в ней – империя, джентльменство и ирония. «Бибисишная заставка звучала каждую пятницу вечером. И каждую субботу Масленников мне звонил и спрашивал, прослушал ли я эту мелодию.
Конечно же, за неделю я забывал ее прослушивать... И вот в очередной раз… я поднес к роялю телефон на длинном шнуре и сыграл первое, что пришло в голову. И неожиданно услышал: "Володя, возьмите карандаш и немедленно запишите"».

У отечественных музыковедов мелодия Дашкевича вызвала шок, двое даже поспорили: чья это на самом деле мелодия – Перселла или Бриттена?

2 марта 1980 г. двухсерийный «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» вышел на телеэкраны – до и после программы «Время». Трансляция малобюджетного телефильма имела неожиданные последствия. Улицы опустели, страна будто на 3 часа эмигрировала из брежневского СССР в викторианскую Англию.

В 1982 г. фильм показало британское телевидение. Местная пресса назвала советскую экранизацию Конан Дойля лучшей в мире. (Материалы ruvideo.com, 221b.ru, ng.ru.)

Сидни Люмет

ИзменитьУбрать
Сидни Люмет
(0)

Режиссер Сидни Люмет впервые вышел на публику в четыре года: выступил на радио. Все-таки – сын актеров еврейского театра.

Особенности кинематографа Люмета – замкнутое пространство, городское окружение (29 из 40 его фильмов сняты на улицах Нью-Йорка), сложные нравственные конфликты, многозначный диалог. В 70-е Люмет ставит полицейский фильм «Серпико», криминальную драму «Жарким днем после обеда» (обе картины основаны на реальных фактах), «Убийство в Восточном экспрессе» Агаты Кристи. В 80-е – 90-е работает в жанре триллера («Смертельная ловушка», «На следующее утро») и судебной драмы («Вердикт»). Люмет четырежды выдвигался на премию «Оскар» как лучший режиссер (KinoX.ru).

ИзменитьУбрать
(0)

Фильм «Чужая среди нас» («A stranger among us») Люмет снял в 1992 г. Коротко сюжет звучит так. В нью-йоркской общине хасидских евреев произошло поразительное событие – исчез молодой человек, Якоб Клаусман. Одновременно пропали алмазы на огромную сумму. Ни раввин, ни другие члены общины и не думали подозревать Якоба в краже, но им пришлось обратиться в полицию, и к работе приступил опытный офицер полиции из Бруклина. Вот только звали детектива – Эмили. Кроме задач расследования, этой женщине пришлось решать и другие серьезные вопросы. Например, как выполнить свое дело в совершенно непривычной среде – с неведомыми прежде обычаями, праздниками, песнями, манерой поведения... (year93.newmail.ru)

История эта вызывает неоднозначное отношение. Например, мне до сих пор любовная линия кажется несколько натянутой. С другой стороны, как же без этого в голливудском фильме?

Билли Уайлдер

ИзменитьУбрать
Билли Уайлдер
(0)

Билли Уайлдер (Самуил Вильдер) – американский режиссер и сценарист, снял более 60 фильмов, получил 6 Оскаров и Приз памяти Ирвинга Дж. Тальберга («за высокое качество общего творческого вклада в киноискусстве»).

Он родился в 1906 г. на территории бывшей Австро-Венгрии. Поступил в Венский университет, чтобы стать юристом, но ушел работать в одну из ведущих венских газет. В 1920-е гг. начал писать сценарии для немых кинофильмов. По его сценариям были поставлены «Эмиль и детективы», «Человек, который искал своего убийцу». После прихода к власти нацистов эмигрировал во Францию, а затем – в США. Его мать, отчим и бабушка погибли в Освенциме.

Уайлдер приехал в Лос-Анджелес, не имея ни денег, ни знания английского. В 1938 г. начал работать со сценаристом Ч. Брэк­кет­том. Результатом плодотворного сотрудничества стал целый ряд блестящих сценариев и кассовых хитов американского кино конца 1930-х –
начала 1940-х годов.

В 1944 г. Уайлдер снял один из первых своих фильмов в жанре нуар2 – «Двойная страховка». Сценарий к нему он написал совместно с известным автором детективных романов Рэймондом Чандлером.

В 40-50-х гг. Уайлдер – один из самых востребованных режиссеров Голливуда. Среди его режиссерских успехов – «Потерянный уикенд» и «Бульвар Сансет». С середины 50-х основным жанром в его творчестве становится комедия, в том числе знаменитая «В джазе только девушки» (1959).

ПРОЗА ЖИЗНИ

Первые частные сыщики в России появились в начале 1990-х. Основная их деятельность сводилась к участию в «разборках». «Большинство тогдашних агентств вынуждены были прекратить свою деятельность. Выжили лишь те, кто сумел сделать себе имя и обзавестись солидной клиентурой» (odin-detective.uaprom.net).

Сейчас основные направления – внутрикорпоративные расследования, банковские дела, супружеские проблемы (с последними «солидные конторы предпочитают не связываться»). Одно из важнейших направлений работы сыщиков – поиск без вести пропавших. Еще «состоятельные родители иногда просят узнать, не попал ли их ребенок в дурную компанию, или просто заказывают негласное сопровождение своего отпрыска, чтобы быть уверенными, что с ним ничего не случится».

По данным эксперта, «объем рынка сыскных услуг за 2009 г. вырос почти в два раза. Во многом это происходит за счет нелегальных детективов, доля которых по разным данным составляет до 90% сыщиков – «без официального статуса работается гораздо легче». Лицензия «нужна только для того, чтобы иметь возможность официально, за вознаграждение оказывать соответствующие услуги. Особых прав она не дает. И даже оружия детективам не полагается – лишь спецсредства "для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью". То есть дубинка, бронежилет и газовый баллончик…»

«Стандартных расценок не существует, как не существует стандартных заказов. Однако некоторые цифры есть. Так, ведение корпоративного расследования в среднем обойдется заказчику в 5-6 тыс. дол., поиск человека – 4-5 тыс. дол., а установление наблюдения за ребенком – от 500 дол.».
Типичный частный сыщик сегодня – это отставной сотрудник правоохранительных органов или спецслужб. В большей или меньшей степени он тоскует по тем оперативно-розыскным возможностям, которые были у него когда-то, и с большим или меньшим успехом борется с искусом применить их в своей частной практике» (А. Доценко, bizzon.info).

У детективного агентства «НЛС» (Борисполь, Украина) на фасаде – портрет Шерлока Холмса и надпись: «За солидное вознаграждение бывшие милиционеры готовы проследить за неверной женой, раскрыть кражу и даже помочь соблазнить человека, не отвечающего на любовь взаимностью». Владелец агентства, Д. Широкий, «убедился, что работа рядового милиционера – тяжелая, неблагодарная и мало оплачиваемая…» Ушел в бизнес, а затем с коллегой Ю. Адамовским открыл детективное агентство. Он убежден, что частные детективы необходимы для решения «деликатных личных проблем».

«У нас такие организации работают фактически на птичьих правах. Нам нужен четкий правовой закон о деятельности частных детективов… Сейчас в Украине запрещена не детективная деятельность, а некоторые ее элементы. Например, нарушение тайны переписки, телефонных разговоров, и другой корреспонденции... Также мы не можем пользоваться оружием. Но любой вопрос можно решить законным путем...

В кино герой гоняет на машине с пистолетом и ловит бандита всего полтора часа. В жизни можно просидеть двое суток под палящим солнцем в машине, когда нельзя даже пошевелиться, не говорю о том, чтобы открыть окно и покурить. Все гораздо сложнее и нуднее, хотя не без зацепок и интриг. Бывает, дух захватывает, и ты сутками не спишь – хочется работать и работать. Детектив – профессия, в которой нужно жить…» (Д. Комаров, izvestia.com.ua).

Частный детектив в Израиле – профессия достаточно распространенная и давно утратившая романтичный ореол. «Частные детективы – правая рука израильских адвокатов… Данные используются как непосредственно в судебном процессе, так и для предварительных переговоров с ответчиками».
Основные направления работы – различная «деловая информация» (например, слежка за компаньонами), экономические расследования, поиск поддельной продукции, заказы по проверке надежности охраны разных объектов, розыск скрывающихся ответчиков и – как и везде – «проблемы отцов и детей».
Супружеские измены, вопреки устоявшемуся мнению, – только небольшая часть работы. «Частный детектив здесь выступает как нейтральная сторона, которая представляет суду только факты…»
(из интервью детектива М. Гуревича журналу «Мир безопасности», agentlis.com)

—————————————————————

ИзменитьУбрать
(0)

Детектор лжи

К созданию детектора лжи (сначала его называли полиграфом) причастны не только американцы. В 20-е гг. А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьев провели в Московском институте психологии серию экспериментов и создали методику, которая позволяла зафиксировать возникновение эмоциональных состояний (что проявлялось в речи и движениях) даже в тех случаях, когда человек пытался это скрыть.

В 1927 г. при Московской губернской прокуратуре была создана лаборатория экспериментальной психологии, которую возглавил А. Лурия. Там проводились опыты с целью выяснить, действительно ли можно объективно обнаружить в психике преступника «следы аффекта». Экспериментальные данные (около 50 испытуемых, большинство – убийцы или подозреваемые в убийстве) подтвердили идею ученых.

В 30-е годы работы по применению детекторов лжи в СССР были объявлены лженаучным экспериментом и прекращены. Возобновились они лишь в 60-е, а в 70-х были свернуты вновь.

В начале Второй мировой войны Американское психологическое общество исследовало надежность проверок на полиграфе. Выводы были следующие: «…методы детекции лжи разработаны в достаточной мере, существуют необходимые технические средства и имеется в наличии определенное число хорошо подготовленных специалистов. Из перечисленных трех факторов наиболее важным является человеческий, так как именно от него зависит успех или неуспех усилий по детекции лжи. При наличии компетентного специалиста результаты проверок на полиграфе оказываются весьма полезными. Когда такие специалисты отсутствуют, применение метода и аппаратуры не должно осуществляться».

В дальнейшем детектор лжи стал «помощником» полиции и едва ли не обязательной деталью детективных фильмов.


1«Следствие ведут знатоки. Десять лет спустя». Режиссер В. Хотиненко, 2002 г.
2Нуар (фр. film noir – «черный фильм») – направление в американском кинематографе 1940-50-х гг. Единого определения нет. Ряд критиков отмечает, что фильмы-нуар – явление внежанровое, среди них можно найти не только детективы и криминальные драмы, но вестерны и комедии

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №105 > Опознание, улики и доказательства
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-20 01:10:16
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Jewniverse - Yiddish Shtetl Всемирный клуб одесситов