БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №109 > Человек с фамилией на «Ко»
В номере №109

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+6
Интересно, хорошо написано

Человек с фамилией на «Ко»
Болеслав Капулкин

Анекдот советских времен.

В приемную комиссию института заглядывает человек специфической внешности.
– Скажите, вы студентов с фамилией на «-ман» принимаете?
– На «-ман»? – думает председатель – Это ж Вейцман, Шварцман, Мильман… Нет, не берем!
– А на «-вич»?
– На «-вич»? Рабинович, Абрамович, Хаймович… Нет, не берем!
– А на «-ко»?
– На «-ко»? Петренко, Марченко, Василенко?
– Да, берем.
Человек оборачивается и кричит:
– Коган, заходи!

Изначально этот анекдот живописал «свинцовые мерзости дикой советской жизни», но он прекрасно подходит и для нашей статьи, так как подчеркивает особое положение людей, которые носят гордую фамилию Коган. Впрочем, такое же положение занимают носители фамилий Авриши, Адлер, Азулай, Алмаджриби, Аренс, Барон, Блок, Закс, Каганович, Каждан, Кан, Канович, Каплан, Кахане, Кац, Каценко, Каценельсон, Кон, Коэн, Кун, Лурье, Мазе, Мол, Молокович, Пупко, Раппопорт, Сакельдотти, Таннуджи, Шапиро, Шиф, Яханун и многие-многие другие. И обязаны особым положением обладатели этих разномастных – от А до Я – фамилий своему общему предку. Ибо все они потомки Аѓарона – первосвященника и первого помазанного священника Храма, или, выражаясь по-простому – коэны.

ИзменитьУбрать
Знак коэна
на могильном камне
(0)

Так назывались люди, совершавшие жертвоприношения и воскурявшие благовония в Храме (на иврите это называется «кеѓуна», а по-русски это лучше всего назвать «священнослужением»), но в принципе слово «коэн» переводится как «жрец», причем так называют жреца любого культа. То есть, какой-нибудь приполярный шаман мог бы, небрежно позвякивая бубном, подойти, скажем, к тому же Аѓарону и сказать: «Здорово, брат коэн!» И был бы прав.

– Полярный волк тебе брат, – ответил бы ему Аѓарон, – язычник ты несчастный…

И тоже был бы прав, потому что наши коэны были совсем другими. Нет, «Краткая еврейская энциклопедия» (eleven.co.il) в статье «Кохен» дает вполне ожидаемый портрет мордатого попа-эксплуататора в духе стихов Демьяна Бедного и публицистики Вольтера. Этакий паук-кровосос, который, пользуясь темнотой и забитостью широких еврейских масс, играет на их религиозных чувствах и никакого участия в производстве добавочной стоимости и производстве средств производства не принимает, а за неимением в те времена христианских младенцев, пьет кровь трудового еврейского народа. А еще тот энциклопедический коэн практиковал беспощадный рэкет в виде трумы и майсера (трумот у-маасерот) по отношению ко всему, произведенному еврейским пролетариатом, – в общем, типичный жрец (от слова «жрать»), и что с него взять, кроме коэнского благословения…

Естественно, что эта ясная и простая для понимания картина весьма далека от реального положения вещей, но для того, чтобы выяснить, как все было на самом деле, нам придется для начала немного потоптать пыльные тропинки еврейской истории.

От Авраѓама до Храма

(и немножечко до того)

Начиналось все просто – Авраѓам породил Ицхака, Ицхак – Яакова, Яаков в числе прочих породил Леви, у Леви, кроме остальных детей, родился Кеѓат, у Кеѓата родился Амрам, у Амрама – Аѓарон. Вообще-то, у Амрама, кроме Аѓарона, родился еще один сын – Моше (на минуточку – тот самый Моше-рабейну), и дочь Мирьям (величайшая из пророчиц), но они будут героями следующих статей.

У Аѓарона, в свою очередь, родилось четверо сыновей: Надав, Авиѓу, Элазар и Итамар. И после того, как Всевышний возложил на Аѓарона и его сыновей обязанность совершать жертвоприношения и воскурения в Храме, назначив их коэнами, эта должность становится наследственной.

«После того» – понятно, – скажет пытливый читатель. – А что было до того? До дарования Торы на горе Синай и до возведения Храма?

Совсем-совсем «до того» никаких специально обученных людей для жертвоприношений не требовалось. Например, Адам, Каин, Ѓевель и Ноах прекрасно справлялись с этим самостоятельно. Авраѓам, Ицхак и Яаков – тоже. Более того, во времена Авраѓама жертвоприношения Всевышнему совершал правитель Шалема (ныне известного как Иерусалим) Малкицедек (еврейская традиция говорит, что это был Шем  – сын Ноаха). Вот как раз этот Малкицедек и был первым человеком, упомянутым в Торе как коэн. Коэнами в Торе также названы Поти-Фера, жрец Она (тесть Йосефа), и тесть Моше-рабейну Итро – жрец Мидьяна.

Да, так вот, Малкицедек был коэном и вполне мог бы передать своим потомкам должность и право возносить жертвы Царю царей, но, как рассказывается в Торе, выйдя встречать возвращавшегося после битвы с пятью царями Авраѓама, Малкицедек произнес следующую фразу: «Благословен Авраѓам от Б-га Всевышнего, Владыки неба и земли. И благословен Б-г Всевышний, предавший врагов твоих в руку твою». «Разве благословляют раба перед владельцем?» – удивился в ответ Авраѓам.

«Эка невидаль, – скажете вы, – раньше, позже – спасибо, что вообще вспомнил Б-га». Но с коэнов спрос особый, поэтому коэнство (священство) у Малкицедека было отобрано и передано Авраѓаму и его потомству.

Теперь коэнские обязанности (то есть, приношение жертв и воскурение благовоний) были доверены первенцам. Но, увы, продлилось это недолго – пару-тройку сотен лет. После того, как первенцы поучаствовали в создании золотого тельца и поклонении оному, они были устранены от священнослужения, и обязанность эта была передана не замешанным в грехе представителям колена Леви (левитам).

Служение – без суеты, или За что им такие льготы?

Собственно, на долю представителей колена Леви выпали все-все-все обязанности, связанные с функционированием Храма. Они собирали и разбирали, а также переносили утварь Храма в те времена, когда он был пере­носным, охраняли Храм (в Талмуде также сказано, что они охраняли Иерусалим от нематериальных существ из иных миров), пели и играли на инструментах во время жертвоприношений (создавая тем самым особый настрой, помогавший поднимать душу человека, приносившего жертву, причем руководитель хора, глядя на жертвователя, выбирал соответствующую ситуации мелодию), да и вообще занимались решением всяческих орг- и хозвопросов.

Но все, что делали левиты, было лишь подготовкой, предварительным этапом перед самым главным, перед тем, ради чего и приходили люди в Храм, – перед принесением жертв Всевышнему. А вот для этих целей из всего множества левитов Всевышним была выделена отдельная семья – Аѓарон и его сыновья.

Правда, сначала коэнские обязанности исполнял сам Моше (в течение семи дней он сам собирал Храм, приносил жертвы и вновь разбирал Храм), и лишь после того, как «ходовые испытания» были успешно завершены, а Храм был сдан в эксплуатацию, – Аѓарон и его сыновья были помазаны на должность священников.

Выше уже упоминалось, что вместе с Аѓароном коэнами стали его сыновья Надав, Авиѓу, Элазар и Итамар, но, к сожалению, в первый же день службы Надав и Авиѓу трагически погибают во время принесения жертвы. Священнические функции продолжают выполнять три человека, а потом к ним присоединяется Пинхас, сын Элазара – уникальный случай, когда коэнство было получено не по праву рождения, а по совокупности заслуг.

Кстати, вас не удивила эта формулировка – «не по праву рождения»? Как это, спрашивается, не по праву рождения, если он был сыном Элазара и внуком Аѓарона? Оказывается, коэнство было дано только Аѓарону и его сыновьям и должно было передаться тем их детям «мужеского полу», которые родятся после помазания Аѓарона и его сыновей на священнослужение. А Пинхас-то родился раньше и, что называется, «пролетал мимо кассы». Однако героизм, отвага и готовность к самопожертвованию, которые предотвратили гибель множества евреев (см. главу «Пинхас»), привели к тому, что в качестве награды ему был вручен почетный коэнский статус.

Статус, конечно, почетный, но служба эта была в полном смысле опасна и трудна, и гибель Надава и Авиѓу – которые все сделали, как надо, и даже чуть лучше, чем надо (а «чуть лучше»-то и не требовалось, нужно было – все по инструкции), – это подтверждает. Храм вообще был необычным местом, точкой переплетения материального и духовного миров, местом соединения реальностей, поэтому, помимо всем известных замечательных чудес, происходивших там, с некоторыми людьми там случались вещи тоже удивительные, но гораздо менее замечательные.

По крайней мере, золотые колокольчики, которыми был обшит подол одежды первосвященника, – это не тогдашние стразики от Swarovsky, не гламурное украшение, как можно было бы подумать, а вполне утилитарная вещь. Страшная именно своей утилитарностью, функциональностью и продуманностью. Раз в год, в Йом Кипур, первосвященник – коэн гадоль, т.е. «великий (главный) коэн» – входил в Святая Святых Храма и воскурял там благовония.

Святая Святых была самым необычным местом этого и без того необычного заведения, местом пребывания Шхины (эманации Б-жественности), и «напряженность духовного поля» там зашкаливала за все мыслимые и немыслимые пределы. Только полностью очистившись физически и духовно, первосвященник мог войти в Святая Святых, а главное – выйти оттуда. Одно неосторожное движение – и вы мертвец. Да что движение, одна неподобающая месту мысль – и все.

Именно поэтому одежда первосвященника была обшита колокольчиками. Когда он заходил за занавес, отделявший Святая Святых от остального мира, его помощники напряженно вслушивались – звенит, не звенит? Если звенит – значит, коэн гадоль двигается, значит, он жив. Если же нет… увы, но в комплект праздничной йом-кипуровской одежды первосвященника входила также и цепь, которая крепилась на ноге, и когда колокольчики, не дай Б-г, умолкали, тело бедняги вытаскивали из-за занавеса.
И это случалось нередко. Если в Первом Иерусалимском Храме за 410 лет сменилось всего 18 первосвященников, то во Втором Храме за 420 лет на посту первосвященника побывало свыше 300 человек! При этом на 4 из них приходится 141 год службы, то есть, оставшиеся занимали этот пост 279 лет.
Получается, что в среднем коэн гадоль не протягивал на этом посту и года! После этого восторженные (или завистливые, у кого как получается) рассказы о том, что поскольку первосвященник должен был быть первым среди своих собратьев по силе, мудрости, красоте и богатству, то, если он был беден, все остальные коэны отдавали ему свои деньги (каждый, сколько может), чтобы он стал самым богатым, – эти рассказы уже не так задевают тайные струны души.

Но что правда, то правда – первосвященник пользовался необыкновенным почетом и уважением. Например, по закону ему не следовало идти рядом с другими священниками, как с равными. Никто не должен был видеть первосвященника нагим, ни в бане, ни в отхожем месте, – только в нарядном одеянии, исполненным достоинства и величия.

Впрочем, обычным коэнам тоже доставалась своя часть почета и уважения, а также кое-что материальное. Дело в том, что при разделе Эрец-Исраэль колено Леви земли вообще не получило – их уделом был назначен Храм. Правда, шесть городов левитам все же были выделены, и они исполняли роль убежищ для виновных в неумышленном убийстве. Пропитание левитам доставляли все остальные колена, которым Тора предписала заботиться о своих безземельных братьях.

Итак, евреи остальных колен (они называются «исраэли») доставляли коэнам и левитам определенные части приносимых в жертву животных, муку, масло и другие пищевые продукты, а также отдавали им бикурим – первые плоды урожая, и определенные части урожая – трума гдола (их коэнам отдавали сами владельцы урожая) и трума маасер (десятая часть полученного левитами и отделяемая ими в пользу коэнов). Также коэнам доставались ячменные снопы омера, хлебы предложения (лехем ѓа-паним), небольшая часть каждой выпечки хлеба (хала), шерсть от первой стрижки баранов и овец, ну и просто первенцы домашнего скота. Кроме того, евреи платили коэнам выкуп за своих первенцев мужского пола. Так что, помимо натуры, был еще и кой-какой приток финансов.

В общем, жить было можно и, наверное, даже неплохо. Традиция описывает коэнов как необыкновенно сильных и фактурных, попросту говоря, здоровенных мужиков, что неудивительно: ведь они постоянно ели мясо. По закону они обязаны были съедать части многих видов жертвоприношений. Плюс сама их работа – тяжелая физическая работа на свежем воздухе укрепляла здоровье. Что же касается тяжести работ… Представьте-ка себе, каково это – взвалить тушу быка на жертвенник? А таких туш за смену было о-го-го сколько. Это ж какую силу надо иметь… А мучное жертвоприношение? Коэн набирал полную ладонь муки и затем растирал ее в тончайший порошок. Прямо в ладони, и не ступкой с пестиком, а пальчиками, пальчиками. В общем, в фитнес-клуб после такого рабочего дня явно ходить не надо.

И это мы еще молчим про ответственность за неправильно выполненные жертвоприношение или воскурение! Кстати, коэн мог воскурить благовония один-единственный раз в жизни, и выбирали его для этого по жребию. (Речь идет о временах постоянного Храма, когда, если верить энциклопедии, коэны составляли до 10% населения.)

Вот вообразите себя на месте такого человека – вам нужно выполнить необыкновенно важную работу, причем у вас есть одна-единственная попытка. Руки не задрожали бы? Между прочим, Тора, описывая жертвоприношения, совершаемые Аѓароном, постоянно подчеркивает, что Аѓарон сделал все, как ему было приказано, и это расценивается комментаторами как похвала.

Казалось бы: эка невидаль, за что хвалить? Что, кто-то стал бы нарушать правила, опускать части церемонии или что-то добавлять от себя? Пример Надава и Авиѓу был совсем свеж в памяти. Аѓарону все подробно расписали, и он сделал все, как было приказано, так любой бы смог. Ан нет, рабби Леви-Ицхак из Бердичева говорил: «А я бы не смог! У меня от волнения и осознания, перед Кем я стою, дрожали бы руки, я бы ронял чашу, в общем, я бы не смог. А Аѓарон, даже приблизившись к святости, смог сохранить выдержку и присутствие духа».

В общем, прочитаешь (напишешь) это – и сто раз подумаешь: не мало ли приношений давали этим славным труженикам ножа и совка­ для воскурений? Этими приношениями кормились не только лично коэны, но и все домочадцы, да и с другими коэнами следовало поделиться.

И опять читательский вопрос: что значит «с другими»? Какими еще другими? Дело в том, что все коэны были разделены на 24 группы, которые назывались «мишмарот» (стражи). Каждая из них служила в Храме две недели в году, ну и, конечно, в дни праздников, когда совершались сотни тысяч жертвоприношений, и даже с помощью чудес одна стража бы с ними не управилась. В настоящее время из Талмуда и других книг нам известны списки коэнов – 11 из 24 страж. После разрушения Второго Храма уцелевшие коэны перебазировались на север, в Галилею, и вплоть до Первого крестового похода (а это почти 12 век) в тамошних синагогах ежедневно провозглашалось, какая стража должна была бы нести на этой неделе службу в Храме. Увы, с приходом доблестных европейских рыцарей и последовавшей за ним резни эта традиция прервалась.

Удел не у дел

ИзменитьУбрать
Благословение коэнов в армии
(0)

А что же осталось современным коэнам? Немногое. Осталось «благословение коэнов» (биркат кояним) – благословение коэнами народа, которое в Израиле произносят ежедневно, а в странах диаспоры только во время дополнительной молитвы «Мусаф». Для этого ищут человека, о котором точно известно, что он коэн. Осталась церемония пидьён ѓа-бен (выкуп первенца), который совершается при участии коэна. Ну и, конечно же, при публичном чтении Торы коэна вызывают первым.

Что осталось еще? Остались ограничения. Например, коэну нельзя напиваться допьяна! Почему? Потому что пьяного коэна на службу в Храм не пустят. Вот представьте себе: придет Машиах, отстроит Храм, надо начинать работать, а коэн профнепригоден! Согласитесь – неловко перед Машиахом будет. Также коэну запрещается прикасаться к мертвому телу и посещать кладбища (существуют решения, позволяющие им все-таки зайти на территорию кладбища, не осквернившись нечистотой, но это тема отдельной статьи). И по-прежнему запрещается брать в жены разведенную женщину, женщину, перешедшую в иудаизм, имевшую запрещенные связи вне брака или родившуюся у коэна от запретного для ее отца брака. На первосвященника наложено дополнительное ограничение – ему запрещено брать в жены вдову.

Ну и, конечно, остались сами коэны. Несмотря на то, что колено Леви было самым малочисленным из всех, а коэны были всего лишь одной из семей этого колена, они сумели сохраниться едва ли не лучше всех прочих. Фамилия Коэн в настоящее время одна из самых распространенных еврейских фамилий, а уж вместе с остальными коэнскими фамилиями (см. начало статьи) – они вообще прочно удерживают пальму (елку/березу/клен/кедр, смотря, где живут) первенства. Во многих общинах коэны составляют 3-4% общего списочного состава, а на тунисском острове Джерба есть удивительная еврейская община, практически полностью состоящая из коэнов! Впрочем, у курдских, горских и грузинских евреев коэнов, наоборот, очень мало.

А как определить коэна, ведь внешне коэны похожи друг на друга не больше, чем хумус на питу?
Можно пробовать ориентироваться на фамилию, поскольку многие старались сохранить в ней упоминание о своем коэнстве, иногда даже непрямым текстом (в виде акронима или аббревиатуры).

Кроме того, на могильном камне коэна могут быть выгравированы две ладони, символизирующие благословение коэна: большие пальцы касаются друг друга, а указательный и средний пальцы на каждой руке сдвинуты вместе и держатся отдельно от безымянного пальца и мизинца.

ИзменитьУбрать
Благословение коэнов у Котеля
(0)

Но, если у вас в семье не передается от отца к сыну информация о том, что «мы – коэны», то можете не беспокоиться: свой статус вы, скорее всего, давным-давно утеряли.

Кстати, именно внешняя несхожесть коэнов подтолкнула ученых к интересному исследованию. В середине 90-х гг. доктор Карл Скорецкий во время утренней молитвы обратил внимание на коэна, которого вызвали на чтение первого отрывка из недельной главы. Этот коэн был сефардом, чьи родители приехали из Марокко, а сам доктор Скорецкий тоже был коэном (вот вам, кстати, еще одна коэнская фамилия), но из ашкеназских евреев – его родители родились в Восточной Европе. Сефардский коэн существенно отличался от доктора Скорецкого по телосложению, цвету кожи, волос и глаз, при том, что оба они были потомками одного и того же человека.

И тогда доктор Скорецкий, который участвовал в научных исследованиях в области молекулярной генетики, сформулировал следующую гипотезу: если все коэны являются прямыми потомками одного человека, то в их генотипе можно найти набор генетических отметок их общего предка, в данном случае – Аѓарона-первосвященника.

Вместе с профессором Майклом Хаммером из Аризонского университета они провели исследование среди мужчин-евреев – коэнов, левитов и исраэли. Не вдаваясь в тонкости – в генетике, в отличие от футбола, политики и педагогики, разбираются не все, – отметим, что доктор Скорецкий с коллегами обнаружили особую комбинацию из шести хромосомных отметок у 97 из 106 исследованных коэнов. Эту особую комбинацию они назвали «модальный гаплотип коэна». Кстати, оценка числа поколений, прошедших от этого общего предка, которое дало бы наблюдающееся сегодня у коэнов разнообразие Y-хромосом, дает примерно 106 поколений, что соответствует 3300 годам и совпадает с примерной датировкой исхода из Египта, времени, когда жил Аѓарон-первосвященник.

И все же наличие коэнской генетической отметки не доказывает, что человек является коэном. Ни один человек не может быть признан коэном, и так же не может быть отвергнуто его утверждение, что он коэн, по факту наличия или отсутствия у него коэнских хромосомных отметок.

Вот придет Машиах – он во всем и разберется…


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №109 > Человек с фамилией на «Ко»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 11:27:24
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Еврейский педсовет Dr. NONA