БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №139 > ОТДЫХ - ЭТО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ
В номере №139

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

ОТДЫХ - ЭТО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ
Беседовала Николь ТОЛКАЧЕВА

Что бы там ни думал Международный олимпийский комитет, а для Одессы и одесситов КВН всегда был олимпийским видом спорта. За его играми пристально следили, турнирные таблицы самых удачных годов заучивали наизусть, его чемпионов знали в лицо. Дмитрий Шпинарев, человек одесской мультинациональности, – именно так он сразу охарактеризовал свой привычный для нашего города «коктейль», – известен в первую очередь как дважды чемпион Высшей лиги КВН. О том, что оказалось в тени КВНа, получилось это интервью.

ИзменитьУбрать
(0)

Когда в КВНе появились =«джентльмены», то он стал для одесситов национальным видом спорта. Как фигурное катание смотрела вся страна, так вся Одесса смотрела КВН=.

– Да, и все хотели играть.

Но, кроме КВНа, вы стали играть и в «Что? Где? Когда?»...

– Меня нельзя назвать игроком «Что? Где? Когда?», потому что это не профессиональная игра и не профессиональная лига, в ней практически не соревнуются знатоки, а только разные полуизвестные сумасшедшие, которые, скорее, делают шоу, чем играют. Когда-то меня привлек к этому Саша Андросов, ведущий «Что? Где? Когда?» У него родился проект «Звездные войны», где в командах собраны спортсмены, артисты, телеведущие, политики – люди некоего околомедийного пространства. И когда собралась команда одесситов, то, поскольку у меня уже был опыт одной игры, он позвал меня. С тех пор мы лет пять-шесть играем. И каждый раз мне неудобно перед Сашей Андросовым, потому что мы не тянем на знатоков: этим надо жить, надо тренироваться, участвовать в чемпионатах, мы же занимаемся этим ради удовольствия. Но пока нас терпят, мы будем играть.

Скажите, а сложно было переключиться и отвечать как знатоки, а не как КВНнщики?

– Оказалось очень сложно. В КВНе, когда ты шутишь, необходим внутренний редактор, чтобы не бросать в толпу всю ерунду, которая приходит в голову, чтобы не сбивать остальных с мысли. В ЧГК – наоборот, надо бросать «на стол» абсолютно все, что приходит в голову, потому что это игра не на знания, а на ассоциативные вещи, на логику, и какой-то пустяк может стать началом правильного ответа. Это принципиальное отличие, которое тяжело перебороть, особенно если ты играешь в «Что? Где? Когда?» в лучшем случае раз в месяц, а до этого в КВН играл бесконечно долго. Практически все бывшие КВНщики, узнав правильный ответ, говорят: «Я так и думал, но мне это показалось глупым». А если бы кто-то ляпнул эту «глупость», мы бы раскрыли ответ.

А как вам нравится капитанский мостик в этой игре?

– Это идеальное место для человека, который не обладает огромным багажом знаний. Моя ответственность – не придумывание правильных ответов, а правильный отбор. В большинстве случаев получается, хотя в последней игре я дважды неправильно выбрал. Каждый из нас шестерых допускает какие-то ошибки, это были мои ошибки.

Я вижу, что КВН так просто не отпускает. Многие уходят в какие-то виды деятель­ности, так или иначе связанные с ним.

– Это только те люди, которых мы продолжаем видеть, а их единицы. Остальные возвращаются в реальную жизнь… Большинство людей уходит, для них эти воспоминания остаются самыми яркими моментами, которые помогают им в обычной жизни. Умение отдать всего себя на общее командное дело ради общей цели, отказаться от «звездной» позиции – очень полезное качество в любой работе и в дальнейшей жизни.

А что для вас =«Южная лига смеха»? Мне показалось, что для вас это – возможность еще раз прожить молодость. Когда наши дети взрослеют и входят в пору юности, в пору, которую мы прекрасно помним, и с удовольствием проживаем ее с ними еще раз=...

– И это раз. А второе: если меньше смотреть в зеркало и на фотографии, не смотреть программы, в которых участвую, то у меня в КВНе создается ощущение, что мне столько же лет, сколько всем вокруг. Меня вполне могут назвать на улице дедушкой, потому что уже седины, и лет мне больше сорока. Но когда нахожусь рядом с ними – не важно, это репетиция, посиделки или сцена – не чувствую себя другим. Я, может, не готов, как они, сутками сидеть на репетиции, ставить номера, писать или читать новые тексты… Но, когда мы создаем проект вместе, я чувствую себя равным. А это здорово! Мне само это движение нравится, я в нем вырос и чувствую, что продолжаю в нем оставаться.

Но ведь выросло поколение людей, живущих без телевизора, и КВН уже не национальный вид спорта, как и фигурное катание.

– Канал КВНа «АМиК» в Ютюбе входит в шестерку самых популярных. Молодежь, которая выросла без телевизоров, смотрит КВН в интернете. Но не все рождаются с чувством юмора. Нам повезло, что в Одессе 80% людей с чувством юмора... Те, кому интересно, находят нас в интернете и играют в КВН, или в «Лигу смеха», или в «Камеди».

КВН и «Что? Где? Когда?» – это такие эфемерные понятия, руками потрогать плод вашего труда нельзя. Но у вас есть еще бизнес, который совершенно материален. Как вы пришли к тому, что надо делать еще что-то?

– Я не очень люблю слово «бизнес», это что-то такое большое: порт, завод, «Икеа». Я называю это предпринимательством.

«Маленький свечной заводик»?

– Даже не заводик, а маленький свечной магазинчик при заводе. На самом деле в 90-х телевидение перестало приносить деньги, невозможно было найти спонсора на программу, а заниматься этим очень хотелось. Поэтому мы начали заниматься предпринимательством. Нам казалось тогда, что мы чуть-чуть подторгуем, а основное время будем тратить на то, что нам нравится. Но предпринимательство занимает очень много времени, и нам даже пришлось года на три-четыре вообще уйти от всего творческого.

Когда уже дело наладилось и освободилось чуть больше времени, мы начали понимать, что всех денег все равно не заработаешь, и можно провести на работе еще четыре часа… но можно их провести и для себя. В конце концов, мы зарабатываем, чтобы потратить. И тогда я начал потихоньку возвращаться в КВН, к каким-то телевизионным проектам, но уже в ином качестве. Я не хочу зарабатывать на КВНе. Наверное, можно, но надо потратить очень много времени и заниматься этим как бизнесом. А у меня уже есть бизнес.

То есть, для вас юмор и КВН – это из разряда благотворительности?

– Нет, из разряда хобби. Если речь идет о телевизионной программе, то вкладываются собственные силы, а если надо, то и средства. Что касается «Лиги смеха» или КВНа, там есть несколько источников получения денег. Во-первых, мы делаем шоу, на которое приходят зрители, и это частично окупает себестоимость производства шоу.

А реклама?

– Искать спонсоров мне просто некогда. Можно выйти на полную окупаемость, для этого придется еще чуть-чуть поднять цены на билеты, но тогда из зала исчезнет молодежь, а я хочу, чтобы она там была. Поэтому приходится сохранять баланс цены, чтобы и молодежь могла попасть, и частично затраты окупились, а разницу я закрываю из своих средств. Мне проще заработать у себя в бизнесе, чем здесь. Мне так честнее и интереснее. Я не хотел бы, чтобы те люди, с которыми я играл в КВН, относились ко мне как к человеку, который на этом зарабатывает.

Как вы в свое время выбрали, чем будете зарабатывать деньги?

– В этом было много случайности, как в любом бизнесе в нашей стране, где нет преемственности поколений. Все создавали свое предпринимательство хаотически, исходя из ситуации, знакомств и случайностей. Но мне очень нравится то, чем я занимаюсь. Мне нравится видеть готовые интерьеры, видеть свой товар у людей дома. Нравится видеть довольных людей. Мы к этому очень долго шли, боролись за качество, за сервис, создавали свои правила.

Давайте уже назовем, чем же вы занимаетесь как предприниматель.

– Мебельный бизнес, не будем торговую марку называть, кухни, спальни, гостиные, то есть все, что дома, в офисе или в гостинице. Это интересно и заставляет следить за современными тенденциями, за умением создавать уют. Люди тратят на это деньги, и мне нравится давать им больше, чем они рассчитывали получить.

А страшно было начинать?

– Страшно, но такая ситуация была. Нам с товарищем друзья в Киеве предложили заняться матрасами. Какие матрасы? Где мы и где матрасы? Мы занимались организацией концертов звезд, гастролей, а тут – матрасы. Но я пошел к товарищу отца, который тогда был директором мебельного магазина, и сказал: «Мне предложили такую штуку». Он говорит: «Сколько будет стоить такой-то матрас?» Я посчитал и назвал сумму, скажем, 90 долларов. А он достает деньги: «Ну, на 90 долларов, привези мне». И я уже был в безвыходной ситуации – мне пришлось это сделать, и когда оказалось, что все получилось, то дальше уже пошло.

То есть, просто повезло?

– Мне со многим повезло. Я же был в команде КВН в 1986 году, а потом меня забрали в армию. Команда дальше играла, я им сильно завидовал, смотрел их по телевизору, читал про них в одесских газетах. Но после армии не собирался возвращаться, пошел на судоремонтный завод и играл на свадьбах в ансамбле. Как-то после смены проходил мимо университета, а было очень жарко, и я решил выпить воды газированной на своем факультете, на мехмате. И у аппарата с газировкой я наткнулся на одного из членов нашей команды, который меня схватил за рукав и привел в комитет комсомола со словами: «Вот, он из армии пришел». Так я опять вернулся в команду. Жизнь – это всегда случайность. А вот вопрос – рискнуть или не рискнуть – это уже зависит от характера человека.

Можно ли удержаться на рынке, если не расширять дело все время?

– Режим «stаnd-by» бывает только у телевизора. Либо ты идешь вперед, двигаешься за рынком, меняешься, инвестируешь… Либо ты останавливаешься, прекращаешь развиваться и теряешь все, что создал. А еще в твоей компании работают люди, которые получают зарплату, у них есть семьи, они тебе верят, они понимают, что ты думаешь о будущем. И ты хочешь, чтобы они верили тебе и спокойно, качественно выполняли свою работу. У тебя появляется гигантская ответственность. И ты, может, даже думаешь: зачем мне это направление, может, закрыть его, не отвлекаться? Но там работают люди и, пока ты не придумал, как поступить с ними, ты не можешь его закрыть. То есть, надо перепрофилировать их, перевести на другую работу... Это обычная социальная ответственность предпринимателя. У меня был случай, когда пришлось закрывать магазин и потом еще год платить человеку зарплату, и я давал ему всякие дурацкие задания, пока он не нашел место лучше.

А как вы определяете, куда расширяться?

– Мебель – это мое основное направление, и для себя я определил, что в своем деле должен быть специалистом. Мы с партнером попробовали много разных направлений, абсолютно не стыкуемых. Каждый раз мы понимали, что можно заняться другим бизнесом, и наверняка там тоже что-то получится, но тогда надо забросить этот. У нас не крупный бизнес, где можно купить супермощного топ-менеджера. Наш бизнес держится на нас, мы и есть эти топ-менеджеры. И какой смысл бросать это дело, чтобы заниматься другим? Мы развиваемся внутри себя: увеличиваем позиции на рынке, добавляем новые группы, новый сервис. Даже в одной этой нише есть еще много возможностей.

Помогают ли вам в бизнесе КВНовские связи, опыт, известность?

– Нет. Более того, до последнего времени практически никто в городе не знал, чем я занимаюсь, и меня никак не связывали с этими компаниями. Для большинства, даже для хороших знакомых, я был человеком, который ведет КВН, ведет программу на телевидении, но никто меня не связывал с бизнесом. Я это даже скрывал. Веселый парень, КВНнщик – легковесный образ, он не внушает доверия. Бизнес – это серьезно. Безусловно, когда мы участвуем в каких-то тендерах – важен личный контакт. Но никто не купит товар, если он у тебя хуже или сервис хуже, даже если ты – ближайший родственник. Первый контакт по знакомству возможен, но все равно придется выигрывать. Да, при равных условиях могут выбрать тебя, потому что в тебя больше верят, тебя знают, и знают, если что, где тебя искать.

Вам удается заканчивать работу и просто жить?

– Конечно у каждого предпринимателя, как и у КВНщика, голова работает круглосуточно. Нельзя организовать свой день таким образом, что здесь я занимаюсь этим, а здесь – этим. Это только на Привоз можно сходить с утра в воскресенье, потому что вечером в воскресенье уже все, кто привез колбасу, разъехались. Процесс нельзя остановить, но есть возможность переключиться. На фестивале КВН в Сочи я, естественно, выключался. Я пытался оттуда раз в день звонить и узнавать, как дела, и все равно я выключался, потому что там другая жизнь и дорогая связь телефонная... А фестиваль «Лиги смеха» второй год подряд будет в Одессе, и тут я уже способен переключаться на работу. Туда, где происходит основная тусовка, все равно приезжаешь часам к семи вечера, выключаешься из обычной жизни и уже живешь в фестивале до двух-трех часов ночи. Возвращаешься домой, утром пошел на работу – и опять вечером КВН. Только так получается выключаться…

А творческое озарение не настигает за кулисами КВНа?

– Что такое «творческое озарение»? Оно наступает у творческого человека 365 дней в году и 24 часа в сутки. Другой вопрос – ценность всех этих озарений. В Одессе каждому человеку приходит миллион идей, и ценится не придумать идею, а реализовать ее самому, не рассказывая другим, что они должны делать. Ты придумал и реализовал – вот это ценно.

Какие бизнес-решения вас заставляет принимать очередной кризис?

– Кризис заставляет людей работать больше. Так сложилось, что мы сначала строили бизнес. А когда мы его достроили, наступил кризис. Мы всю жизнь работаем в кризисе, нам не привыкать. Работать больше – значит работать больше. И суть не в цене, а в том чтобы цена всегда была ниже качества. Чтобы при той цене, которая была и до кризиса, дать человеку больше каких-то услуг, возможностей, ощущений. Чтобы он всегда считал, что он правильно инвестировал свои деньги. Вложив в твой товар, он вложил в свою жизнь, в свой дом, комфорт и отдых.

Когда вы начинали свой бизнес, вы не были наследником какого-то дела. А у вас есть продолжатели? Насколько семья принимает участие в вашем бизнесе?

– У меня взрослая дочь, ей скоро 25 лет, она работает в одном из подразделений нашего бизнеса главным бухгалтером. Единственным и поэтому главным. Конечно, мы с партнером думаем, что детей надо потихоньку готовить. Человека может не стать в любую секунду, и кто-то должен его дело продолжать. Ребенок может выбрать свой путь, задача родителей – дать ему возможность, а захочет ли он идти по этому пути – другое дело. Мы думаем, как сделать так, чтобы дети продолжили нашу работу и как минимум не нуждались в дальнейшем. Это такой бизнес, на котором нельзя стать сказочно богатым. Но нам и не надо таких денег. И детей мы воспитываем взвешенно и по-человечески. Надо, чтобы ты не нуждался, чтобы мог себе позволить элементарные вещи. Чтобы тебе было интересно жить, интересно отдыхать, и не важно, сколько стоит твой отдых. Для кого-то пойти на склоны пожарить шашлыки круче, чем по­ехать в Рим и посмотреть на Колизей. Сколько можно смотреть на Колизей? А шашлыки можно жарить бесконечно.

Какой совет вы можете дать начинающему бизнесмену в нынешних неблагоприятных условиях?

– Очень тяжело дать совет предпринимателю сегодня. Сегодня начинать бизнес так, как начинали мы, имея в кармане 300 долларов, практически нереально. Это должен быть какой-то прорыв, что-то революционное, чего нет вообще нигде. Сегодня бизнес уходит в интернет. Я в этом ничего посоветовать не могу.

Я могу сказать одно: любому начинающему надо много учиться и много работать. Парадокс, но чем больше работаешь, тем больше у тебя времени на отдых, потому что сама природа заставляет организоваться и периодически выключать организм для отдыха. Ведь отдых – это не обязательно лежать на топчане и смотреть на солнце... Отдых – это переключение головы на что-то другое. Если ты утром учишься, днем работаешь, а вечером­ снова учишься – ты все равно голову днем переключил­.

Чудесную фразу из какого-то мультфильма о неудачах я встретила в одном из ваших интервью…

– Это из «Жизни жуков». Я со старшей дочкой ходил смотреть мультики, и для меня было большим огорчением, что она выросла из того возраста, когда ей хотелось со мной ходить на мультики, и стала ходить с друзьями в кино. А я остался без мультиков. Кино можно посмотреть и дома, а вот дома сесть и посмотреть двухчасовой мультфильм как-то в голову не приходит. Вот младшая дочь скоро подрастет, и тогда я буду с ней ходить на мультфильмы…

«Спокойно, на провалах я сделал карьеру!» – действительно очень философская фраза, потому что опыт получаешь на ошибках. Когда ты что-то затеял, и оно получилось – ты не анализируешь, почему у тебя получилось. А вот когда у тебя провал или ошибка, ты начинаешь анализировать, почему это произошло, и начинаешь изучать ситуацию. И фраза «я на провалах сделал карьеру» очень важна для понимания того, как надо учиться, учишься ведь только на ошибках, в лучшем случае – на чужих.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №139 > ОТДЫХ - ЭТО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 07:30:54
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jerusalem Anthologia Dr. NONA