БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №150 > ПОСТИЖЕНИЕ ТВОРЧЕСТВОМ
В номере №150

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

ПОСТИЖЕНИЕ ТВОРЧЕСТВОМ
Ольга КСЕНДЗЮК

Творчество – это загадка, которую художник задает сам себе.
Станислав Ежи Лец

ИзменитьУбрать
(0)

Существуют ли особые условия для творчества? По-видимому, да.

Существуют ли универсальные условия для творчества? А вот это – вряд ли. Очень уж предмет индивидуальный. Поэтому «20 лучших рекомендаций для развития креативности» можно смело отправлять в корзину.

У Стивена Кинга есть книга, которая читается ничуть не менее увлекательно, чем любой из его триллеров, – «Как писать книги». Искренняя, остроумная и полезная вещь, позволяющая «заглянуть в кухню» – внутрь самого процесса.

Подобных текстов, посвященных процессу творчества, на удивление мало. Очень авторы не любят вопросов «Откуда у вас берутся идеи?» и «Как вы пишете/сочиняете/играете?». Лев Толстой ответил на настойчивые вопросы об
«Анне Карениной»: «Если бы я хотел словами сказать все то, что имел в виду выразить романом, то я должен был бы написать роман – тот самый, который я написал, сначала».

Так вот, одно из первых требований Кинга к начинающему писателю – «ободрать шнур телевизора, намотать его на стальной костыль и ткнуть вилку в розетку – посмотреть, что и где вылетит». Ну, настолько жестоко обходиться с домашним любимцем не стоит. Достаточно его выключить и забыть, куда спрятали пульт.

При известной доле воображения в список, чего «выключить», можно добавить телефон, айфон, планшет, Интернет, а также родных, близких, коллег и домашних животных. Если вы всерьез намерены что-то создать, вам нужно отстранить все то, что с таким аппетитом и готовностью поглощает вашу энергию, время и внимание.

Многие могут возразить, что Фейсбук – превосходный источник информации, Интернет пробуждает мысль, и т.п. Так и есть – в первые полчаса. Все, что после, – просто зависимость. Или прокрастинация. Этим каркающе-шипящим словом сейчас принято обозначать все те поводы, которые мы находим, чтобы не заниматься своим делом.

Однако потребность в тишине и уединении для творчества вовсе не универсальна. Тот же Стивен Кинг в юности любил сочинять свои опусы под увесистый хард-рок. Одна знакомая мне дама,
приятная во всех отношениях, утверждает, что для нее лучшая рабочая обстановка – когда рядом с ней несколько других достойных дам ведут оживленную, занимательную беседу.

Есть такой элегантный стереотип о творческом поведении – художник в кафе. Непременно сидит человек в кафешке, где-нибудь на бульваре Сен-Мишель, и среди уличного шума, голосов, воркования голубей, черкает на листочках бумаги черновик стихотворения, эскиз портрета или формулу…

Кстати, о листочках. Самые плодотворные черновики получаются из диких каракулей, стрелочек, скобочек и яростных зачеркиваний. («Когда б вы знали, из какого сора...») Некая таинственная связь образуется между «пером», бумагой, рукой и мозгом. У творческих личностей, даже при полном наборе гаджетов, стол (комната, дом) неизбежно завален горами или аккуратными стопками бумаг, книг и папок. Пустой и чисто выметенный стол наводит на тревожные мысли о творческом кризисе.

Еще один распространенный стереотип о творческих людях – что им необходимы голод, холод и неустроенность. Теория эта раздражает, потому что причина перепутана со следствием. Люди работают, скорее, вопреки тяжелым условиям, чем благодаря им. Безопасность, свобода, здоровье и достойная оплата еще никому не мешали качественно работать. Другое дело, что артистическая личность порой не умеет этим всем распорядиться, обеспечивая работу психологам и реабилитационным центрам. Отсюда распространенный образ «безумного художника». Иронически обыгрывая этот стереотип, Вуди Аллен написал «Записки городского невротика».

Вариация на тему: удачливый, состоятельный, но, тем не менее, безумный – например, Сальвадор Дали со всеми его причудами, гениальностью, Галой и «Дневниками гения». При этом известно множество творческих людей с ясными глазами, более-менее здоровым образом жизни и благополучной биографией. В общем, одному художнику необходимы раннее утро, «прогулки, чтенье, сон глубокой, / ...Уединенье, тишина» и чайник зеленого чаю. Дру­гому – полуночные бдения, шум, кофе и сигареты…

Почему я столько внимания уделяю внешним и не самым существенным проявлениям творческого поведения? Да просто потому, что о самой его природе говорить трудно. Стефан Цвейг считал, что «самой глубокой и самой таинственной из
бесчисленных и неразрешенных загадок бытия остается все же тайна творчества»
.

Пытаясь исследовать творчество, мы фактически пытаемся исследовать сам процесс человеческого осознания. Они почти тождественны – творческий акт и деятельность осознания. (Есть теория, которая практически любое наше действие признает творческим по сути.) А осознание – это наша сущность, это все, что мы есть, помимо тела. Его изучение – одна из самых смутных задач для психологии, философии, нейробиологии и множества других дисциплин. Оно, осознание, явно существует, происходит где-то тут, внутри нас, – и остается непостижимым. Ускользающее из цепких рук ученых, оно способно на фантастические вещи, но не может ухватить за хвост самое себя.

Возможно, когда-нибудь создатели искусственного интеллекта расскажут нам, как же работает осознание и происходит творческий процесс. Но как-то не очень я жду этого дня. Не каждая черточка в человеке обязана поддаваться всеобщей алгоритмизации.

Думаю, именно поэтому так редко встречаются по-настоящему серьезные и ценные описания творческого процесса. Одно из точнейших и тончайших нам оставил Пушкин:

…И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем –
…И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.

«Не будем забывать, что искусство – наиболее могущественная проекция творческой натуры на мир, который находится в диалоге с Б-гом». К. Фляйшман

Вдохновение, воображение, талант – иррациональный аспект творчества. Но есть еще рациональный, и он как раз познаваем – жизненный путь и опыт художника, труд, терпение, профессионализм. Это можно анализировать, что и делают мастера прозы, музыки, живописи. «Мастерство – это когда "что" и "как" приходят одновременно», – писал Всеволод Мейерхольд.

Творчество без профессионализма, на одной энергии, «на интуиции» – возможно. Но это путь к раннему выгоранию, внутренним конфликтам и опустошению.

Профессионализм без вдохновения и воображения тоже возможен. Грамотный, добротный, дисциплинированный профессионал способен добиться многого и вызвать уважение. Но ему всегда будет чего-то не хватать, он будет терять мотивацию, сам смысл своей деятельности – и вечно завидовать Моцарту. «Моцарт» и «Сальери», талант и мастерство, в идеале – две грани одной личности, они необходимы друг другу. Но порой одна с наилучшими пожеланиями отравляет другую…

Для чего человек творит? Мотивов множество. Честолюбие, азарт, любопытство. Постижение мира. Стремление к самопознанию, к самоосуществлению, которое, согласно Абрахаму Маслоу, является высшей потребностью. Удовольствие, чувство красоты, желание «запечатлеть или запечатлеться». Расположить по-новому известные сто двадцать тысяч слов, семь нот, семь красок. И главное – извечное желание вступить в диалог.

Творчество – это всегда высказывание и всегда диалог. Все виды искусства изначально предполагали слушателя, читателя, зрителя. Сегодня нередко можно услышать, что творцу нет необходимости быть понятным, он просто создает то, чего «душа просит», а уж поймут ли его – не его забота. Тем не менее, творец обязательно стремится на сцену – будь то подмостки или выставочный зал, публикация в печати или в Интернете. Он стремится вступить в диалог и услышать «эхо» – отклик.

А если мы полагаем, что искусство воздействует на такую метафизическую сущность как душа, то это уже опосредованный разговор творца с Б-гом – высказывание о себе и о мире, созданном Им. Как заметил Иосиф Бродский, «всякое творчество есть по сути своей молитва. Всякое творчество направлено в ухо Всевышнего».


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №150 > ПОСТИЖЕНИЕ ТВОРЧЕСТВОМ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 05:33:05
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jerusalem Anthologia Jewniverse - Yiddish Shtetl